Я» - концепция личности и этапы ее формирования.
Из конспектов Насти: 1932г — Ликкерт, субъектно — ориентированная школа. Я- концепция, по Джеймсу, содержит: 1. Эмпирический объект (то, как я действую) 2. Познавательный объект (то, как я оцениваю свои действия) «Я» как объект содержит: · Духовное · Материальное · Социальное · Телесное Уровень притязаний — то, на что направлена деятельность человека, то, чего он хочет достичь. Самооценка = Успех/притязания «Я» - концепция поведения — это продукт индивида. Который по природе феноменологичен (реален). Центральной интегрирующей точкой является «я» - концепция. Она является и продуктом восприятия, и совокупностью представлений. Поведение индивида регулируется я-концепцией и в то же время развивается. Оно согласованно по времени и ситуативным контекстам. Я-концепция устроена так, что она требует положительного отношения от других. 1986 год — Брейнг выстроил концепцию Глобальное «я» делится на: 1. Познающее я (субъект) 2. Действующее я (объект) Социальные установки Я | П-образная структура Реальное Я Социальное Я Идеальное Я(то, к чему) (То, что узнаем от других) (то, что мы знаем о себе)
Источники формирования Я-Концепции: 1. Представление о своем теле 2. Язык 3. обратная связь 4. Полоролевая индетефикация Из инета: Одну из наиболее разработанных теорий стадийного развития ``Я-концепции'' предложил американский психолог Гордон Олпорт. 1. Первая стадия -- ощущение своего тела. Младенец не осознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть ``мое'' и что ``не мое''. Однако в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов чувств. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. 2. Вторая стадия -- ощущение самоидентичности, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица. Наиболее значимой отправной точкой для возникновения чувства целостности и непрерывности ``Я'' с течением времени становится собственное имя ребенка. В 2-3 года, выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействии с внешним миром. 3. Третья стадия -- формирование самоуважения. Первоначально чувство самоуважения проявляется как чувство гордости, которое испытывает ребенок, когда выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком какого-то задания. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности и выражается в восхищенном восклицании ``Я победил тебя!'', когда ребенок выигрывает в какой-нибудь игре. Признание сверстников также становится важным источником новых самооценок в течение всего детства. 4. На четвертой стадии происходит расширение границ самости. К 4-6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего его мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение ``мой''. 5. На пятой ступени в возрасте 5-6-ти лет начинает формироваться образ ``Я''. Это время, когда ребенок начинает узнавать то, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между ``Я -- хороший'' и ``Я -- плохой''. В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания значимых для него других людей. 6. Шестая стадия (между 6 и 12 годами) характеризуется осознанным рациональным управлением собой. Индивид на этой стадии использует абстрактную аргументацию и применяет логику для разрешения повседневных проблем. Ребенок еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Скорее, он догматично полагает, что его семья, группа ровесников, религия, учителя и другие люди всегда правы. Эта стадия развития самости отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание. 7. На седьмой стадии в подростково-юношеском возрасте происходит оформление ``Я-концепции'', целостного чувства ``Я'' (постановка перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл). В этом суть данной стадии. Однако и в зрелом возрасте это стремление развивается, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, нового самосознания. 8. Восьмая стадия в формировании ``Я-концепции'' связана с уникальной способностью человека к самопознанию и самооценке. В отечественной психологии в структуре «Я»-концепции выделяют следующие компоненты:
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |