Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое эффект ореола? Какова зависимость между типом личности и точностью восприятия?



2019-08-14 709 Обсуждений (0)
Что такое эффект ореола? Какова зависимость между типом личности и точностью восприятия? 0.00 из 5.00 0 оценок




К ошибкам первого впечатления относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков.

Ореол – это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зависимости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку.

Эффект ореола

тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

 

Интересно, что действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной, интеллектуальной и др. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Так, если я – болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным, и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам – в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.

Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку в общении стали называть действием фактора превосходства.

Еще одна ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д.

Еще одна схема – проявление фактора «отношение к нам». Те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. В одном из экспериментов студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить его по ряду характеристик: «доброжелательный» преподаватель получил значительно более высокую оценку, чем «холодный».

Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление – к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов – превосходство, привлекательность или отношение к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера.

Типы (из конспекта):

1. Рациональный человек – убежден, что нужно руководствоваться данными, а не эмоциями

2. Наивный психолог

3. Производитель данных – человек, все время пытающийся получить новые данные и составить из них систему, на которую потом опирается.

4. Когнитивно – аффективный тип – человек в первую очередь ориентируется на свои эмоции.

От чего зависит точность восприятия человека человеком.

Факторы:

1. Социальный опыт.

2. Возраст (обращаем внимание на разные характеристики: чем моложе, тем больше внимания на внешность; подросток – анатомические признаки (рост, телосложение); взрослый – экспрессивные проявления: жесты, позы.

3. Пол (женщины точнее оценивают партнера).

4. Эмоциональное состояние. Пример: плохое настроение – другой человек кажется хуже.

5. Интеллект: чем он выше, тем точнее восприятие партнера.

6. Эмоциональные особенности личности (тревожные и сензитивные достаточно точно оценивают партнера, ибо отличаются тонкой чувствительностью к элементам экспрессивного поведения.

7. Склонность к рефлексии (кто занимается собой), лучше знает собеседника.

8. Отношение к партнеру симпатия ==> больше на достоинства).

Динамика межличностных отношений и причины их распада

Межличностное событие

значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек.

При всем разнообразии содержания межличностных событий, определяющих направление развития отношений, сам процесс развития включает ряд последовательных этапов, или стадий. Как правило, выделяют следующие стадии:

  • стадия сближения;
  • стадия близости;
  • стадия дифференциации;
  • стадия отдаления;
  • стадия распада отношений.

Стадия близости.Её база – становление пары, формирование чувства «Мы». Особенность этой стадии в том, что дела добиваются отменно нового уровня – уровня близких доверительных отношений, на котором каждый выяснит самое заветное о другом. Все они более открываются друг дружке, делятся секретами, становятся более близки на физическом уровне, стремятся переживать вкупе положительные и нехорошие чувства. Они начинают действовать как пара, а не как два отдельных человека. Но у каждого есть свой предел психического сближения со собственной половиной. Это та дистанция, при нарушении которой общение становится сложным. У парней дистанция, обычно, больше, у дам – меньше.

Стадия дифференциации. Её база – рвение противопоставить очень большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои особенные интересы, не совпадающие с интересами напарника. Потребность в автономии, уникальности, неповторимости – одна из базисных потребностей личности, её проявление в межличностных отношениях полностью закономерно. Но если рвение отличать себя от другого в паре проявляется очень напористо, то это может привести к распаду отношений. Дифференциация не значит прекращения отношений. Это стадия перестройки, переоценки, нового развития отношений.

Стадия отдаления. Если на стадии дифференциации члены пары не смогли сохранить энтузиазм друг к другу как к личностям, то дела перебегают на стадию отдаления. Её база – проведение границы меж Я и Ты, рвение освободиться от напарника и в конечном счете расстаться с ним.

Стадия распада. В базе этой стадии лежит прекращение отношений. В процессе распада межличностных отношений выделяют 4 фазы:

 1.Интрапсихическая, когда индивидум решает, что больше не имеет смысла продолжать с кем-либо имеющиеся дела. Переживания по поводу такового решения носят внутриличностный нрав, время от времени человек делится ими со своим дневником либо со случайными, чужими людьми. Аспектом окончания этой фазы является решение сказать партнеру о собственном решении.

2.Диадическая, когда стороны приходят к совместному решению о желательности разрыва. Этот процесс носит больной нрав, сопровождаемый повторяющимися выяснениями отношений, поиском новых форм. Результатом может быть как фуррор, так и решение о прекращении отношений.

3.Соц фаза. На этой фазе происходит информирование важных людей о намерении порвать дела с целью заручиться их поддержкой, распространение своей версии распада.

4. фаза «отделки». Коль скоро отношения умерли, надо похоронить их достойно. Задача этой фазы – распространение собственной версии распада, самооправдание, реинтерпретация происходящего с целью создания наиболее благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером. Здесь также важна роль обсуждения произошедшего среди своих знакомых

Как лицезреем, структура процесса распада отношений имеет непростой нрав. Но на хоть какой фазе может произойти восстановление разрушенных отношений. К примеру, если пара переживает интрапсихическую фазу, то восстановление должно быть связано с возрождением привлекательности вида напарника, На социальной фазе огромное воздействие на следующее развитие отношений могут оказать окружающие, содействуя при всем этом или примирению, или разрыву.

3. Теория фильтров – один из подходов, позволяющий анализировать развитие межличностных отношений. Согласно этой концепции, пара при своем продвижении от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. Если Она не прошла через какой-либо фильтр, взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются вынужденно, а положительные чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнью и враждебностью.

4. По мере развития отношений партнеры все больше учитывают внутренний мир друг друга. Если вначале другой воспринимается как объект, носитель определенных свойств, то постепенно формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается совместная картина мира. Четкие и более или менее общие для всех пар связи уступают место уникальным для каждой пары зависимостям.

5. Положительные эмоциональные отношения между людьми стабилизируют три группы факторов: включенность партнеров в совместную деятельность; наличие у партнеров определенных личностных свойств; преобладание получаемых в результате межличностного общения «прибылей» над «затратами».



2019-08-14 709 Обсуждений (0)
Что такое эффект ореола? Какова зависимость между типом личности и точностью восприятия? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что такое эффект ореола? Какова зависимость между типом личности и точностью восприятия?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)