Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 13 страница



2019-10-11 187 Обсуждений (0)
ЭТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Музыкальные переживания действительно поначалу восстанавливают душевное равновесие на более «примитивном уровне», приносят облегчение от напряжения, вызванного глубинными страхами и всевозможными фрустрациями. Естественно, что привыкнув к подобной душевной терапии, отказаться от неё будет очень трудно.

Но давая такие совершенно верные психорегулятивные интерпретации сущности музыки, психологи (чаще всего — это суггесторы) совершенно не объясняют причин возникновения в сознании людей подобных глубинных фрустраций и страхов. А именно это является главным вопросом, и к ним суггесторы имеют прямое отношение. Всё это вписывается в общую схему: калечить — лечить — опять калечить и т.д.

Точно так же действуют западные медики, они видят в больном человеке лишь клиента, с которого можно (и нужно! — это закон джунглей) тянуть деньги. Наш хирург Ринат Акчурин как-то в США принял участие в операции и увидел её откровенную ненужность. Он обратил на это внимание американских коллег, подумав, что произошла какая-то ошибка. Но те на него зашикали: «Молчи! Это — не пациент! Это — денежный мешок!» Российская платная медицина полностью заимствовала этот доходный метод.

Как ни удивительно, спасают общее положение в искусстве не кто иные, как халтурщики и бесталанные творцы. Поэтому вред искусства в указанной схеме не имеет губительной амплитуды, но и пользы от него не так уж чтобы много: большинство спектаклей и мелодий воспринимаются как несерьёзные, что абсолютно соответствует истинному положению дел. В итоге, «страховочная сетка халтурности» и «лонжа несерьёзности» делают канатоходца больше похожим на «шутейного» висельника, чем на циркового артиста со смертельным номером. Если бы отношение к искусству было более серьёзным, то и количество пострадавших, покалеченных - жертв искусства - возросло неимоверно.

Красота музыкального произведения сама по себе ни в коем случае не может считаться первопричиной душевного катарсиса (очищения) и наслаждения. Она не имеет самостоятельной ценности и существует лишь в контексте той или иной культуры. Ни одна из практикующихся в мире музыкальных гамм не опирается на реальные прообразы и не обладает каким-либо психологическим преимуществом перед другими. Все народы используют свои собственные напевы, ритмы и мелодии, взаимно кажущиеся представителям других культур смешными, некрасивыми (неэстетичными), в лучшем случае — равноправными или приемлемыми, но экзотичными.

То же самое существует и во взаимодействии различных языков. Музыкальные звуки, созданные человеком, как и звуки фонетические, усваиваются во взаимном общении, закрепляются традициями. Поэтому и выдерживаемый певцом тон является в высшей степени чем-то искусственным и не имеет аналогов ни в природе, ни даже в человеческой речи, за исключением, возможно, эмоциональных криков от боли, ужаса или победного клича торжествующего убийцы. Здесь имеется аналогия с самим искусством — его искусственность, а также уникальность, «местечковость» его созданий.

Другими словами, искусство имеет сугубо человеческое предназначение, к тому же оно оказывает временное и узконаправленное воздействие. Произведения искусства, например, не могут быть расшифрованы иным, не человеческим разумным сознанием, да и маловероятно, чтобы это какому-то «иному» потребовалось. В случае гибели человечества, если бы им заинтересовались обитатели внеземных миров, то дойдя в своём исследовании до произведений искусства, они наверняка прекратили бы свои археологические раскопки и изыскания.

Так что надо смириться с тем, что ценность Великого (Блатного) Искусства имеет сугубо локально земной, во всех смыслах «камерный», характер. А ценность эта, в свою очередь, в «глобально-финансовом» плане сопоставима с раковинами, имеющими хождение на островах Южных морей Тихого Океана в качестве денег, в сравнении с финансовыми треволнениями транснациональных компаний и Международного Валютного Фонда. Любое, самое великолепное полотно гениального художника есть лишь набор цветных пятен на плоскости, и нужно многие годы наблюдать «общечеловеческие» панорамы, полностью втянуться, «интегрироваться» в них, чтобы усмотреть на картине нечто значимое и красивое.

В человеке всё должно быть прекрасно

О танцах, балете в том числе, как об искусстве, в традиционном классическом плане говорить вообще не приходится, это скорее обычная работа профессионального спортсмена или циркача — антиподиста, эквилибриста или жонглёра. Циркачам даже неизмеримо сложнее и опаснее, сравнить хотя бы мужественное сальто-мортале воздушного гимнаста и вычурный «раздедюх» (pas de deux) балеруна-педераста. Статус искусства, творчества здесь возникает лишь «со стороны» зрителя, и теоретически (да и реально) точно так же возможно любоваться работой токаря или краснодеревщика, землепашца или сталевара.

Сюда же можно отнести, с весьма небольшой натяжкой, и музыкальное исполнительство. Достаточно примера Мстислава Ростроповича, почитаемого гением всё тем же «богоизбранным» мировым жюри. Хотя «о мёртвых только хорошо или ничего», но он же вошёл в «историю искусства» в качестве «нетленки» намертво.

Один из его самых «виртуозных» номеров — это бывал выход на сцену голым, лишь в балетной пачке, и действительно виртуозное наяривание на виолончели в таком мерзком виде, что могло говорить лишь о его сексуальной извращённости. В таком «творческом неглиже» Ростроповичу наиболее пристало бы выступать по НТВ и рассуждать о российских проблемах, тогда бы наш зритель его лучше понял. «В человеке всё должно быть красиво». На «гениального» же маэстро жутко было смотреть. Почему бы ему не выправить зубы и хоть как-то не улучшить дикцию? Или денег жалко было на ортодонта и логопеда, или, может, жена не давала?

Было когда-то у демократов в ходу «благое пожелание»: «перестройка должна быть с лицом Ростроповича», — что-то типа перефразированного затасканного лозунга о «социализме с человеческим лицом». Сейчас оно так и получилось, накаркали, — «перестройка» оказалась на самом деле именно с таковым обличьем и дикцией того же плана. Так, на российском телевидении уже практически не осталось дикторов и ведущих программ, которые бы не грассировали и имели бы несемитскую внешность.

Спортсмен-стрелок использует глазомер, остроту зрения и талант замирать в неудобной позе, сдерживать дыхание, и к тому же выполнять при этом тончайшее движение указательным пальцем руки, спуская курок. Музыкант-исполнитель так же ювелирно работает руками (и ногами, если у него рояль или орган) и использует музыкальный слух — природный или развитый тренировкой. Одним из его компонентов является талант запоминать последовательность звуков, но можно играть и по нотам, а петь с блокнотиком-песенником. Охотник-профессионал так же точно использует свой тончайший - наподобие музыкального - слух, острое зрение, навыки и опыт, что позволяет ему распознавать в шорохах леса тайные движения зверья, замечать малейшие следы его передвижения. Стрельба же на звук, или «македонская» (на бегу из двух пистолетов одновременно по нескольким мишеням) являются родственным занятием танцу глухой балерины или игре слепого музыканта.

Этими не совсем корректными, но реально существующими параллелями сделана попытка отразить самый негативный аспект — это родство бездуховной направленности иного представителя «высокого искусства» и безжалостного браконьера («балерину и волка ноги кормят»). Согласно исследованиям психологов, именно среди музыкантов насчитывается аномально повышенное число индивидов, обладающих самыми неприятными чертами характера, для которых в «бытовых характеристиках» используются термины типа «сволочь», «гад» и т.п.

Это связано с отмеченным выше «акустическим» разрушением у них средних слоёв психики. Так же примерно действуют технические шумы в экологически неблагоприятной обстановке иных «шумных» городских районов на психику людей, делая их невыносимыми в быту. Но если технические шумы воздействуют на организм тупо и безадресно, то музыка «бьёт по мозгам» прицельно, предельно точно и разрушительно. Классическая музыка оказывает, возможно, несколько меньшее негативное воздействие, но все эти рэпы, хард-роки и хэви-металлы — вред их преувеличить трудно.

Музыкальный слух, как и глазомер, являются качествами и свойствами тренируемыми. Но эта тренированность — уже не талант, а тяжёлая работа для добросовестного диффузного ученика. Но чаще всего его принуждают к учёбе родители на пару с педагогом или тренером (если «натаскивают» на спортивном поприще). Талант же врождённо определён и статистически чаще (во всяком случае в «пробивной» своей форме) говорит о принадлежности индивида к хищным видам, обычно — суггесторному.

Суперанималы практически всегда воплощают авторитарность, им лучше сваи в зоне вечной мерзлоты забивать, но — командовать при этом, чем играть на скрипке в ресторане. Несмотря даже на то, что там тёпло, уютно, поклонники червонцы и стольники наслюнявленные на блестящую маэстрову лысину клеят. Шампанским, правда, иногда поливают, унизить пытаются, но это уже «издержки жанра», искусство ж, блин, требует жертв...

Восток — дело тонкое

Ничто, наверное, так ярко не демонстрирует происхождение человека от обезьяны и именно только от неё, как искусство, в особенности кино, театр, балет, пантомима. Достаточно вспомнить бесчисленное количество дурашливых фильмов с «потешными» драками, начиная с приснопамятного Чарли Чаплина. Ну типичные обезьяны: дерутся, кувыркаются, строят рожи...

Очень многим животным присуще внешнее благородство, степенность — в повадках, в движениях. Домашняя кошка с места запросто прыгает в три своих роста. Человек еле-еле переваливается максимум через два с половиной метра, чуть выше своего роста, к тому же при этом сам центр тяжести тела прыгуна в высоту не поднимается выше планки, всё делается ухищрениями техники прыжка: руки, ноги, голова в апогее полёта поочерёдно расположены ниже планки. Изящный гепард мчится со скоростью 120 км/час, малосимпатичная гиена «выдаёт» 70 км/час. Человек же «вытягивает» лишь на коротком отрезке не более 37 км/час (10,5 м/сек — мировой рекорд скорости в беге на 100 метров), и тем не менее гордится и носится с этим, прямо как небезызвестный обладатель «писаной торбы». Но зато он может бежать, ползти, плыть, перебираться через преграды, пусть медленно и уродливо, но в итоге — успешнее, чем все животные вместе взятые. Подобное, кстати, характерно для всякого создания из рода фантастических чудовищ, которые тоже продвигаются к своей жертве медленно, неуклюже, переваливаясь с пятой ноги на десятую, но в итоге — неотвратимо.

Так что человеку благородство чисто физиологически, как всякому примату практически не присуще, обезьяна она и есть обезьяна. И лишь на культурном уровне человечеству с трудом удалось выработать это самое благородство, причём в весьма широком диапазоне: от фальшивого этикета аристократического раута до реальных духовных жертвенных подвигов великих подвижников. Но только нехищные люди - неоантропы и продвинутые диффузники - способны на истинное благородство. Хотя суперанималы также могут проявить чудеса мужества и честного, благородного (хотя часто и специфического) поведения. И лишь суггесторы органически не в состоянии подняться выше соблюдения этикета (тут они мастера) и имитации, мимикрии «под благородных». Для них наиболее естественно поведение именно обезьяньего типа: развязная клоунада, недобрая насмешка, умышленное снижение этической ценности всего, что только можно зацепить профанацией, уничижением и зубоскальством.

Чарличаплинова киноэкранная клоунада дорого обошлась человечеству. Она стоила Белому человеку репутации в глазах жителей стран Третьего мира. Чаплин снизил, опустил статус европейца — колонизатора, хозяина, миссионера. Народы колоний поняли, что и Белого человека тоже можно бить в морду, пинать под зад, унижать и т.п. Можно, конечно, посчитать это и вкладом в антиколониальную освободительную борьбу угнетённых народов, но вряд ли Чаплин преследовал столь возвышенные цели. И ущерб, нанесённый Чаплином европейской цивилизации трудно измерить.

Это — как дворовой шпане дискредитировать школьного учителя в глазах учеников, утрируя его мелкие личные недостатки, очень смешно передразнивая его привычки, и тем самым профанируя перед детьми заодно и учебный материал. Европейцы ведь действительно находились на более высокой ступени развития, при всех страшных изъянах западной цивилизации нужно всё же отдать им должное. Возможно, что без такой профанации европейцы более адекватно оценили бы свою цивилизаторскую значимость, конфронтация не приобрела бы такого размаха. Сипаев не привязывали бы к пушкам для расстрела. Махатме Ганди не пришлось бы поднимать индийский народ на борьбу с англичанами, а сами англичане мирно свели бы всё к «консенсусу». Но...

Но Великий Чарли Чарли неутомимо бил и бил во все эти гойские морды и задницы, как в победные кимвалы... Останавливаясь лишь ради смены жён.

Восток вообще более чутко и тонко реагирует на искусство, он непосредственным образом связан с искусством даже в будничной жизни. В этом его ещё одно отличие от Запада (Европы и особенно США), где искусство коммерциализировано практически полностью. И эта связь естественна: яркие воздушные змеи, разноцветные китайские фонарики, икебана, танка, нэцке — всё это многообразие просто трудно перечислить. Аккуратность, вызванная скученностью быта, сублимируется и проявляет себя в искусстве и народных ремёслах Азии в виде исключительной тщательности. И всё это не является делом для каких-то там избранных, как-то затронутых «божьей искрой» и аж обожжённых ею гениев, этим занимаются очень и очень многие. В Японии сочиняют стихи просто для себя, что называется для души, и не бегают и не унижаются по редакциям, лишь бы их напечатали, как это принято в странах Запада.

Азиатское коварство и утончённая жестокость — качества, давно уже ставшие притчей во языцех, вызваны гипертрофированной суггесторностью Азии. Герои восточных народных сказок, как правило, — обманщики, суггесторы. Суггесторность, воплотившаяся в форме повседневного, «уличного театрального искусства», это, в частности, восточные базары — прямо-таки церемониальные торговые спектакли, не идущие ни в какое сравнение с безумием панической толкотни бирж Запада.

Таким же проявлением отмеченной взаимосвязи по цепи Восток ~ суггесторность ~ обман ~ лживость является традиционная витиеватость, цветистость, метафоричность, образность восточной речи, чрезмерное использование в качестве аргументов пословиц, притч, иносказаний и псевдоисторических легенд и преданий. Эта лживость может быть и подсознательной, когда субъект уверен в своей правоте и эффект воздействия в таком случае достигается максимально возможный (патологическая лживость).

Артистизм полунищего торговца Востока на порядок выше профессионального лицедейства большинства актёров Запада и России. В сравнении с этим народным естественным искусством работа многих западных актёров (а теперешних российских — в особенности) предстаёт попросту жалким зрелищем — халтурой, выстроенной по типу похабных балаганных представлений, даваемых кривляками-пропойцами.

Подсознательная (патологическая) лживость имеет те же психологические корни, что и «патологическое остроумие» (по терминологии психиатров). В обоих этих явлениях присутствует неправильная (при остроумии — парадоксальная или нереальная) связь событий и/или понятий, представлений. В итоге излагаемое становится похоже на правду (при обмане) или смешным, блестящим (при патоостроумии).

Так же и упомянутые витиеватость и метафоричность речи, использование пословиц и притч, всё это многообразие призвано вместо логически чётко и корректно обоснованных ориентиров или вероятностно разработанных критериев, навязать аудитории или собеседнику (оппоненту) какую-то психологическую доминанту. О навязывании личного мнения здесь говорить не приходится, ибо его может и не быть у того, кто убеждает собеседника в своей «правоте». Здесь наличествует обходной метод убеждения: не с помощью доказательств, а уговариванием, обманом и яркой, притягательной ложью. Всё это не что иное, как основные приёмы искусства, взятые из его арсенала методы.

Огромное количество хитрящих (и хитрющих) азиатов является препятствием для поголовного их паразитирования на социальных организмах других народов. В этом «деле» самые хорошие и самые плохие вакансии уже давно заняли соответственно евреи и цыгане. Кроме них мировыми паразитами являются китайцы, проживающие за границей. В Индонезии начались именно китайские погромы при организованном «империей Сороса» свержении правительства генерала Сухарто. В «олимпиадном» Тибете тоже громили китайцев. Правда, уже подтянулись на Запад суггесторы и Японии, и Кореи, и Вьетнама, но всё же китайцев здесь намного больше.

Будь в относительном выражении китайцев-суггесторов даже не так уж и много, но в абсолютном исчислении даже некий малый процент от 1,2 миллиарда составит десятки миллионов с гаком, это гораздо больше, чем всех евреев вместе взятых. На самом же деле их много-много больше, Восток по количеству суггесторов занимает «ведущие позиции» в мире. После реформ Дэн Сяопина китайское хищное паразитирование оформилось в виде «особых зон» в Китае, что отражено в лозунге «одно государство — две системы». Но постепенно суггесторный Китай выходит и «на большую дорогу». Огромная китайская диаспора (свыше 200 миллионов!) проникла практически во все страны мира. В США с китайской мафией не в силах справиться ни полиция, ни ФБР, ни - самые там всесильные - налоговые службы.

Китайцы наверняка вскоре будут способны на равных бороться с международным финансовым еврейством. Некоторые экономисты и политологи полагают, что Китай уже сейчас может в мгновение ока обрушить мировую финансовую сионистскую систему. «Для этого китайцам достаточно просто начать массово скупать у Европы и Штатов за их «кровные» американские доллары что-либо жизненно важное... Едва ли не половиной конвертируемой валюты мира владеют не иудеи, которые в поте лица эту валюту печатают, а китайцы» (И.Д.Напечный). Так что реальные «китайские» предпосылки успешного «вызова финансовой лавины» существуют, но вряд ли это произойдёт, ибо пока что это никому не выгодно.

И всё же международному еврейству, вполне возможно, грозят три крупные беды. Распределены во времени они будут, скорее всего, по принципу т.н. «стековой памяти» в компьютерах: «вошедший последним выходит первым». И первым последует научно-интеллектуальный «штрафной удар» — грядёт неизбежное неминуемое официальное (де-факто это уже состоялось) развенчание, признание вопиющей ложности их основного предмета гордости: теории относительности.

Второй «выходящий» будет сопровождён, видимо, китайской «финансовой мешалкой». Произойдёт обрушение мировой фарисейской ростовщической системы, вогнавшей все государства Запада в абсурдные триллионные долги примитивным печатаньем обеспеченных лишь на 3% (!) американских долларов. Сейчас к этому прибыльнейшему «гешефту» подключились очень многие: ежегодно в мире выпускается на десятки миллиардов фальшивых, но неотличимых от настоящих долларов. Китайцы, вероятнее всего, пока что выжидают (и наверное погодят ещё лет этак 10-15) более основательного вползания в «бамбуковую клетку» невероятно хитрого финансового зверя и заодно уж — окончательной гибели удручающе бесхитростной России. Но может случиться и так, что обрушат эту систему как-то иначе. Есть предположение, что сделают это сами еврейские банкиры, и это для них действительно самый «благоразумный», чисто по-еврейски жульнический выход из положения.

И наконец, третий удар — теологический. Огромной части человечества предстоит через пару поколений (хотя необходимость в этом назрела уже давно) очнуться и избавиться от тяжкого библейского дурмана. Место - местами весьма поэтичной - Библии — в библиотеке, рядом с другими памятниками древневосточной литературы. А уже в плане дальнейших перспектив расставания с жутким прошлым видится покаяние сионистов. Безоговорочное признание этими слугами дьявола Торы и Талмуда сатанинским маревом, взятие ими на себя заодно и всех остальных (в сравнительном отношении их получится не так уж и много) грехов мира. И как яркий финал всей этой бесовской катавасии — весёлое «всесожжение» у Стены Плача (радость и грусть, как и всегда, соседствуют!) в Иерусалиме. Гигантские костры из всех иудейских (в соавторстве с руководителем проекта — Сатаной) «писаний», в том числе и всех финансовых. Впредь никто никому ничего не должен и никаких таких «избранных» нигде больше нет.

...Но на самом Востоке аборигенным хищным гоминидам особо не разгуляться. Там дело обстоит иначе, в частности, из-за жестокости, неумолимости и неотвратимости наказания. Последнее объясняется более удобным для поимки и выдачи убийц, воров и преступников общественным устройством восточных государств — прямых наследников древних деспотий. Этому способствует и общинность, кастовость, племенно-родовая организация. Китайские публичные зрелищные расстрелы взяточников. А вспомним, как эффектно борются с наркотиками в ряде стран Азии: безоговорочная смертная казнь.

Однажды в Таиланде попался с наркотиками некий молодой голландец, имевший высокопоставленных влиятельных родственников, но и его не миновало наказание, несмотря на жуткий дежурный вой о правах человека, поднятый Западом. А каковы восточные тюрьмы, — загляденье! Некогда, в конце 1980-х годов восемь наших уголовников - матёрых рецидивистов - сбежали из сибирской колонии усиленного режима, угнали самолёт и прилетели в Пакистан. Свобода! Там их без особых судебных проволочек посадили в самую обычную тюрьму, — общего режима, как сказали бы у нас. По сравнению с этой рядовой пакистанской кутузкой (зиндан, как зиндан) сибирский лагерь, из которого нашим «авторитетным людям» удалось сбежать, оказался подлинным курортом; все беглецы вскоре покончили с собой.

Поэтому помимо очень «хорошо» организованной преступности и полукриминального бизнеса хищность Востока нашла себе ещё одно, весьма своеобразное русло. Часть хищных гоминид Востока обратила насилие на... самих себя, на собственный организм.. Образно говоря, суггесторы, некогда не попавшие на вакансии визирей при деспотах, но побоявшиеся пойти в грабители, подались в дервиши и факиры, создав устойчивую и необычайно колоритную традицию Востока.

Этим и объясняется такое количество причудливых, доходящих до маразма, занятий на Востоке, направленных на собственные тело и психику. Сутками не двигаются, месяцами ползут вдоль Ганга, годами безвылазно сидят в гималайских пещерах. Глотают мечи, ходят по огню, едят стекло и вытворяют прочие художества. Здесь отчётливо прослеживается корреляция с садомазохизмом — несомненным «сексуально-социальным достижением и завоеванием» хищных гоминид. В Африке неким, но более страшным аналогом этому являются многочисленные колдовские и людоедские культы. Такие, как Вуду или же чудовищные тайные сообщества «людей-тигров» и «людей-львов», которые на своих оргиях разрывают страшными крючьями живых людей на куски и поедают их.

В общем случае, занятие духовным усовершенствованием с помощью психофизических упражнений (считай «на халяву») достаточно определённый и верный признак хищности, в основном суггесторности. Суперанималы довольствуются врождённым имманентным арсеналом психического подавления людей (у них часто имеются и гипнотические способности), обычно усиленным огнестрельным или холодным оружием. Существует и часть диффузников, занимающихся аутотренингом в том или ином оформлении. Но они обычно достаточно быстро бросают эти дела, не находя в себе никаких признаков каких-либо улучшений интеллектуально-психологического порядка, кроме повышенной раздражительности и бессонницы.

Часть таких занятий была в своё время подхвачена неприкаянными суггесторами Запада. В СССР это экзотическое увлечение (как и всякая другая иностранная новация) прошло несколько санкционированных сверху шараханий туда-сюда. То это дикость какая-то, то полезное донельзя дело, то вредное хуже некуда, даже стрихнин благодатнее. В конце концов оно угасло из-за того, что суггесторов здесь очень мало, и последние гуру с немытыми ногами ушли даже не попрощавшись, — как-то неуместно «по-английски».

Сейчас лишь слоняющиеся по Москве группы бездельников — в ярко-жёлтых одеяниях бритоголовые кришнаиты свидетельствуют о наличии «духовного» Востока. Эти недоумки даже наверное не знают, что перспективы обрести нирвану у них нулевые. Как и многие иные религиозные культы, индуизм — предельно националистичен, его основной догмат гласит, что последним земным воплощением может быть исключительно индус! Так что и здесь русские оказываются на третьестепенных и опальных позициях. Нет нам счастья в жизни!

Такой же процесс мощного влияния на Запад Востока (и вообще «не-Запада») просматривается и в новом увлечении. Татуировки, различные уродования тела — накалывание («пирсинг»), шрамирование, ношение всяческих металлических украшений и булавок в самых неожиданных местах (пупок, нос, гениталии, соски груди...) и прочая дикарская дурь. Серьга в ноздре смотрится как нестёртая, засохшая сопля-«коза». Вот только до губных пластин пока не дошли.

Но если эти придурки начнут уродовать с раннего возраста и своих детей, что вполне реально, то не замедлят появиться и «готтентотские передники» (растянутые до колен срамные губы), и сплющенные струбцинами головы, как некогда у знатных инка, и изуродованные, как у японских женщин, крошечные ноги, и длинные, как у тропических африканок, шеи с неснимающимися обручами, и мочки ушей, растянутые тяжёлыми серьгами до плеч и другие «красоты». Идиоты...

Спираль Гегеля

Рассматривая проблемы искусства, невозможно обойти широко известный феномен «невыразимости истин», якобы несомых искусствами. Здесь подразумеваются честные попытки воздействия на людей с помощью средств искусства, — с гуманными, так сказать, намерениями. Этот феномен напрямую связан с другим явлением — с образным мышлением, которое, как уже указывалось, часто присуще многим деятелям искусства.

Такие состояния сознания действительно существуют. Это когда при полном понимании предмета осмысливания, все попытки его словесного изложения и объяснения не только неточны, но даже существенно искажают смысл. Фридрих Ницше отмечал, что при изложении мысли (на бумаге) она умирает, как приколотая к картону гербария бабочка. «Мысль у них не идёт в слова», — писал Герцен о русских крестьянах. Прямо как в шутке об умной собаке: всё, мол, понимает, но сказать вот только не может.

Понятно, что лишь бессловесное мышление и может быть присуще высшим животным, способным к рудиментарной рассудочной деятельности, что называется, сообразительным. В сферах религии и искусства образное мышление полагается более высоким уровнем функционирования интеллекта, в сравнении с мышлением абстрактным. Рассмотрение этого «невербального» вопроса позволяет пролить свет на подсознательные механизмы творчества, в том числе и в «сотворении и вытворении» произведений искусства.

Наиболее подходящим объектом для рассмотрения и изучения невербального мышления явились бы высшие животные. Но, к сожалению, не существует коммуникативных каналов достаточного для подобных исследований информативного уровня. Даже появление разговаривающих на языке жестов шимпанзе («революция Уошо») не меняет ситуации, ибо к человеческому языку, ко второй сигнальной системе эта жестикуляция отношения не имеет. Человеческая речь противоположна первой сигнальной системе, в первую очередь она тормозит и подавляет её импульсы, а уже затем навязывает сознанию словесный приказ. Словесное обращение — это суггестивное вербальное приказание (прескрипция) принять к сведению информацию, вопрос — повеление ответить.

Достаточно известны существующие в религиозном сознании экстазийные состояния, со своими кульминационными аналогами художественных образов — видениями. Но они тоже недоступны изучению, уже хотя бы в силу неэтичности исследования сознания верующих, да и вряд ли те согласились бы на подобные - не иначе бесовские - исследования.

В то же время искусство настоятельно, а чаще даже назойливо предлагает не только огромное количество манифестов и публичных демонстраций возможностей образного мышления, но и к тому же располагает готовыми результатами своего творчества в самых различных оформлениях. Всё это делает искусство наиболее пригодным для изучения перспектив описания Мира «языком эстетики».

Возникновение новой идеи, мысли, в общих чертах, является результатом процесса столкновения сознания с чем-то для него новым, с каким-то фактом, событием, явлением, противоречащим предыдущему опыту. Например, в результате исследований обнаруживается дополнительный факт или феномен, опровергающий господствующее мнение или же, наоборот, разъясняющий что-либо доселе неясное. Можно добиться разъяснения, понимания чего-либо или опровержения некой догмы путём напряжённой сознательной работы мозга: расчёт, построение модели, «измышление» гипотез... Иногда подобное случается в виде подсознательного «выброса» ответа: интуитивная догадка, решение задачи во сне, «ага-эффект»...

После своего появления готовая идея может быть выражена в той или иной вербальной форме. Обычно — в виде умозаключения, если только данный язык имеет все необходимые для этого понятия (лексический тезаурус). Несколько реже она оформляется (при условии своей актуальности и важности) как новое понятие с присвоением идее собственного слова.

В других случаях появившаяся идея может существовать неопределённое время в виде назидания, афоризма, пословицы, выражая какую-то связь между явлениями Мира. К примеру, скажем, старинное народное (эмпирическое социологическое) правило «каждый сверчок — знай свой шесток» и подоспевший позднее бюрократический термин — «субординация».



2019-10-11 187 Обсуждений (0)
ЭТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 13 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 13 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)