Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. К основным целям государственного регулирования экономики относятся: · минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; · создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Методы достижения этих целей подразделяются: · на прямые · косвенные Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения). Косвенные регуляторы отличаются от прямых методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны. Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:
· административно-правовые инструменты; · финансовая (налоговая) система; · кредитно-денежная система государства; · государственная собственность; · государственный заказ.
Сущность, структура и функции финансовой системы
Финансовая система – совокупность механизмов и учреждений, при помощи которых общество образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения тех или иных задач каждым субъектом экономики.
Структура финансовой системы состоит из 2х частей:
1. Централизованны еили государственные финансы, которые включают в себя такие элементы как: бюджетная система; бюджет социального страхования; бюджет имущественного и личного страхования, а также внебюджетные фонды.
2. Децентрализованные финансы, финансы коммерческих и некоммерческих предприятий, организаций.
Функции централизованных финансов:
· Финансирование, производство общественных благ, товаров. · Перераспределение доходов через трансфертные платежи – односторонние выплаты государства (пособия всевозможные). · Макроэкономическое регулирование.
Основу системы гос. финансов составляет бюджетная система, а в ней – государственный бюджет.
Государственный бюджет: сущность, принципы, построение и структура Государственным бюджетом называют основной централизованный фонд денежных ресурсов, которым распоряжается Правительство страны. Это самая большая сумма денег, которая имеется в стране. Структурно бюджет определяется государственным устройством страны. В РФ бюджет 3х звеньев: Федеральный бюджет, субъектов РФ, местного уровня. Все звенья располагаются на одной линии. Расходная часть бюджета показывает направления и цели бюджетных ассигнований (разрешение на использование). Она включает в себя все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными. Государственные расходы в странах с рыночной экономикой, как правило, строятся по следующим направлениям: · на финансирование отраслей экономики (промышленность, с/х, рыболовство, строительство, транспорт, связь и др.); · на финансирование социально-культурного развития и науки; · на содержание органов гос. власти и правоохранительных органов; · расходы на национальную оборону, считается оптимальным в современных странах; · расходы на внешнеэкономическую деятельность; · расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга. Другая часть бюджета – доходы гос. бюджета. Это обязательные безвозвратные платежи в пользу бюджета, материальной основой всех доходов гос. бюджета является перераспределение национального дохода. В соответствии с принятой классификацией (бюджетной классификацией) доходы гос. бюджета в РФ подразделяются на 2 группы: 1) текущие доходы, в том числе: а) налоговые – обязательные безвозмездны невозвратные платежи, в том числе и штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства (90-95%); б) неналоговые – это доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам и штрафы, не связанные с нарушениями налогового законодательства. Доходы от продажи излишнего гос. имущества и конфискация товаров. 2) капитальные доходы – доходы от продажи основных фондов гос. запасов и гос. резервов земли.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |