Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии психотерапевтических изменений



2019-10-11 170 Обсуждений (0)
Стадии психотерапевтических изменений 0.00 из 5.00 0 оценок




Первая фаза групповой психотерапии характеризовалась пассивностью пациентов и высоким уровнем напряжения и тревоги. Ф этой фазе с целью быстрого формирования групповой сплоченности, создания благоприятного эмоционального климата, способствующего самораскрытию, применялся ряд специальных упражнений (вербальных и невербальных), в частности, упражнения «Зеркало», «Пантомима», «Эмоциональный словарь», с последующим обсуждением результатов проведенной группой работы.

Групповой психотерапевт активно участвовал в работе группы, руководил ею и поддерживал пациентов. Пациенты чувствовали себя понятыми, снижался уровень тревоги, достаточно быстро формировался терапевтический союз между психотерапевтом и другими пациентами. Достигнув этих целей, задачей психотерапевта было прекратить активно руководить группой и перейти в позицию пассивных наблюдателей.

Вторая фаза характеризовалась, также, высоким уровнем напряжения в сочетании с более высокой активностью пациентов. Специфика этой фазы заключалась в наличии негативных эмоций по отношению к психотерапевту, в нарастании конфликтности между участниками группы. К этому времени, пациенты сталкивались с ситуацией, когда ими уже не руководят, не говорят, что и как делать, о чем говорить. Недовольство членов группы таким развитием событий перерастала в агрессию против ведущего группы, который «не выполняет» своей прямой обязанности – не руководит работой группы. Именно такая резкая смена роли ведущего от активной, направляющей, несколько директивной позиции до пассивной, наблюдающей, провоцирует быстрый переход к выражению агрессивных чувств участниками группы по отношению к психотерапевтам. Конструктивным разрешением этой кризисной фазы являлось открытое выражение пациентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью.

Через фазу конфронтации с психотерапевтом участники группы не только сплачивались, но и приходили к пониманию и принятию личной ответственности за свою жизнь, к пониманию того, что их выздоровление зависит во многом от их собственной инициативы и активности и никто за них не будет решать их проблемы.

Помимо нарастания напряженности в отношениях с психотерапевтом, ведущим группу, обострялись конфликты и между участниками группы. Особое внимание ведущим уделялось обсуждению и анализу конфликтных интеракций между членами группового взаимодействия, чему способствовали специальные технические приемы: упражнения «Эхо», «Стенка на стенку». Важным в этой фазе представлялось проведение параллели между характером конфликтов в группе и в реальной жизни пациентов. Такой эмоциональный феномен, как межличностный конфликт, вне анализа деятельностных взаимосвязей конфликтующих сторон понят быть не может. Необходимым для понимания механизмов возникновения внутригруппового конфликта являлось изучение системы предметных взаимосвязей членов группы, основой которых служит социально обусловленное проблемно – целевое содержание их совместной деятельности.

Третья фаза характеризовалась процессом структурирования группы, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки. Данная фаза представлялась более интеллектуальной, нежели эмоциональной. Воздействуя на когнитивные составляющие самопознания и понимания процессов, происходящих в группе, мы, через проработку конфликтов внутри группы, активизировали механизм трансформации норм применительно к новым условиям. Основными темами групповой дискуссии являлись:

- темы доверия – недоверия;

- темы симпатии – антипатии участников группы, вскрытие их глубинных причин;

- исследование рассогласований между представлениями относительно потребностей друг друга;

- анализ ожиданий одного по отношению к другому.

Четвертая фаза являлась «рабочей» фазой активно и целенаправленно работающей психотерапевтической группы. Проводилась работа, направленная на выяснение причин конфликтов, путей их разрешения через выработку адекватных способов поведения. Психотерапевт применял вспомогательные приемы и техники различных психотерапевтических направлений. Наиболее часто использовались элементы психодрамы, гештальт – терапии, поведенческой психотерапии. Все они были направлены на выработку альтернативных решений определенных конфликтов, обучение более эффективным социальным навыкам, повышению осведомленности о потребностях и чувствах других людей. В каждом конкретном случае подбор технических приемов производился индивидуально, в зависимости от характера проблем каждого пациента.

Основной формой работы являлась групповая дискуссия. В основном использовалась интеракционная ориентация групповой дискуссии, направленная на анализ ситуаций и механизмов, связанных с функционированием группы, анализ группового взаимодействия.

 



2019-10-11 170 Обсуждений (0)
Стадии психотерапевтических изменений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии психотерапевтических изменений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)