Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕТСВЕННОЙ МОНОПОЛИИ



2019-08-13 258 Обсуждений (0)
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕТСВЕННОЙ МОНОПОЛИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

10. Поведение фирмы при олигополии и монополистической конкуренции

Олигополия

 

На графике выше показаны линии реагирования двух фирм: Qb = f(Qa) и Qa = f(Qb)

Обе фирмы зависят друг от друга, поэтому после того, как вторая фирм войдет на рынок с более низкими ценами, первая потеряет часть своих покупателей и будет вынуждена снизить цену. Вторая фирма, по ходу внедрения на рынок, будет повышать цену и увеличивать объем продаж. Фирмы прекратят понижать и повышать цены, когда установиться равновесие Курно (Е)

 

 

Механизм установления равновесия Курно показан на рисунке выше, где AR — средний доход фирмы, MR — предельный доход фирмы, MC — предельные издержки, D — спрос, Q — количество товара, P — цена товара. Фирма А, которая была монополистом, будет вынуждена снижать цену с Р1 (150 ден. ед.) до Р2  (100 ден. ед. ) и уменьшать объем продаваемой продукции с Q1 до Q2, теряя покупателей.

Такое же движение будет осуществлять фирма В, активно вторгающаяся на рынок, но в противоположном направлении. Она будет увеличивать объем продаж с Q2  до Q1 и цену с Р2  (50 ден. ед.) до Р1 (100 ден. ед.). Небольшое пояснение: загнутые буквы Л это две разные ценовые ситуации.

 

 

 

 

Но цены не могут снижаться ниже предельных(MC) и средних(AC) затрат, по уравнению Бертрана: P = MC = AC. На рисунке выше представлена динамика снижения цен, где AR — средний доход фирмы, MR — предельный доход фирмы, MC — предельные издержки, D — спрос, Q — количество товара, P — цена товара. Фирмы А и В имеют одинаковые средние затраты, которые находятся на уровне Р*. Если первоначально на рынке господствовала одна фирма А, которая реализовывала продукцию по цене Р1, то фирма В, для того чтобы вступить на рынок, будет вынуждена снизить цену до Р`. Фирма А, не желая терять своих покупателей, тоже снизит цену до уровня Р2. Фирма В продолжит снижение до Р“. Окончательно обе фирмы смогут снизить цену только до уровня Р*, потому что, если цена опуститься ниже Р* обе фирмы понесут убытки

 

Про кривую спроса, которая тоже входит в этот материал в учебнике написано отвратительно. Нашел другой материал, который будет понятнее:

Предположим, что некая фирма-олигополист «Вега» действует в отрасли, где отсутствуют любые формы сговора между фирмами, поэтому каждая из них принимает решение самостоятельно. «Вега» реализует товар по цене Рe в объеме Qe (см. рисунок A). Чтобы построить кривую спроса фирмы «Вега», необходимо знать, как будут реагировать конкуренты на попытки «Веги» улучшить свое экономическое состояние путем манипулирования ценами. Строго говоря, возможны два варианта поведения соперников — либо они не отвечают на действия «Веги», либо отслеживают их и соответствующим образом реагируют.

Ломаная кривая спроса фирмы «Вега»

Вид кривой спроса зависит от того, будут или нет конкурирующие фирмы реагировать на действия фирмы «Вега». Если не будут, то кривая спроса имеет высокую эластичность (кривая D1), если же реагируют, то эластичность кривой понизится (кривая D2).

Можно полагать, что фирмы-конкуренты не будут отвечать на случаи повышения «Вегой» цены товара и не оставят без внимания ее попытки понизить цену. В этой связи кривая спроса фирмы «Вега» принимает вид ломаной линии. Тогда кривая предельной выручки при объеме выпуска Qeбудет иметь разрыв. Как видно из рисунка B, из-за разрыва в величинах MR на цену товара Рe и объем производства Qe не оказывает воздействие изменение предельных издержек.

Вид ломаной кривой спроса фирмы «Вега». Вот так выглядит график, который она попросит нарисаовать

Предположим, что конкуренты не реагируют на действия «Веги». Тогда, снижая цену, фирма «Вега» может существенно расширить объемы продаж за счет сокращения доли иных фирм отрасли. Соответственно, повышение цен на товар приведет к тому, что покупатели предпочтут товары соперничающих фирм, поэтому объемы продаж «Веги» сократятся значительно. Следовательно, можно сделать вывод, что если фирмы отрасли не реагируют на ценовую политику «Веги», то кривая спроса будет эластичной (кривая D1 на рисунке А).

Представим теперь, что иные фирмы отрасли не оставляют без внимания действия «Веги». Если «Вега» понизит цену товара, надеясь расширить продажи, то, не желая лишаться рынков сбыта своей продукции, фирмы-конкуренты также понизят цену на свой товар. Поэтому «Вега» не сможет увеличить объемы реализации, оттесняя с рынка фирмы своей отрасли. Рост Q в этом случае возможен и для «Веги», и для других фирм отрасли только за счет фирм других отраслей, причем на незначительную величину. Если «Вега» будет повышать цену товара, то ответное повышение цен конкурентами также приведет к нивелированию ожидаемого результата: вся отрасль лишится покупателей (они охотнее будут покупать более дешевые товары других отраслей), но баланс между «Вегой» и остальными соперниками сохранится. Вышесказанное позволяет сделать вывод: если фирмы отрасли отслеживают действия фирмы «Вега», то кривая ее спроса становится менее эластичной (кривая D2).

Как же все-таки поведут себя фирмы-конкуренты? Скорее всего, они оставят без внимания случаи повышения «Вегой» цены товара, поскольку это мало угрожает им, но не позволят «Веге» безнаказанно лишать их рынка сбыта за счет понижения цены товара. Иными словами, когда «Вега» повышает цену товара, то спрос на товар остается эластичным, и кривая спроса имеет вид D1 на участке аЕ (рисунок В); когда же фирма «Вега» снижает цену, вследствие реакции других фирм кривая спроса становится менее эластичной и принимает очертание кривой D2 на участке Еn. Следовательно в точке Е кривая спроса фирмы «Вега» будет иметь излом, она называется ломаной кривой спроса. В этих условиях, при достижении объема выпуска Qe кривая предельной выручки терпит разрыв и имеет два участка: cd и ef.

Ломаный вид кривой D и разрыв кривой MR объясняют «жесткость» цен олигополиста. Действительно, если цена товара равна Рe, то фирме «Вега» не выгодно менять ее: повышение цены товара не вызовет реакции соперников и вследствие высокой эластичности спроса приведет к резкому сокращению продаж и к потерям.

Снижение цены из-за ответной реакции оппонентов также сулит небольшие выгоды, а после достижения объема Qa станет вовсе бессмысленным, т. к. в дальнейшем спрос будет неэластичным (напомним, что в точке, где кривая MR пересекает ось X, эластичность спроса по цене ε = d; при дальнейшем росте Q спрос становится неэластичным). Поэтому с точки зрения изменения спроса на свою продукцию фирме «Вега» выгодно удерживать цену на уровне Рe.

«Жесткость» цен с другой стороны можно объяснить и разрывом кривой MR: если предельные издержки будут изменяться в пределах разрыва (от точки е до точки d на рисунке B), то кривые МС пересекутся с кривой MR при одной и том же значении Qe (кривые МС2 и MCe). В этой связи изменение издержек не окажет воздействия на цену товара, и она останется равной Рe.

 

Монополия

Положение равновесия фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, в краткосрочном и долгосрочном периодах: а) краткосрочное равновесие (фирмы получают экономическую прибыль площадью выделенного кпрямоугольника) потому что цена их продукта ниже цены монополиста; б) краткосрочное равновесие (некоторые фирмы несут экономический убыток) площадью прямоугольника в результате того, что затраты ниже цены реализации; в) долгосрочное равновесие (экономическая прибыль равна нулю)

11. Вопрос

Предельная доходность производства вычисляется по формуле , где TR выручка от реализации зависящяя от единицы ресурса.

Предельная стоимость факторов производства вычисляется по формуле , где TC - общие затраты.

Стоимость предельного продукта вычисляется по формуле , где P - цена зависящая от объема продукции, MP — предельный продукт зависящий

Равновесие фирмы будет достигнуто, когда MIC = MPR

 

Функция порожденного спроса на факторы производства при совершенной конкуренции: , где MPR — предельный продукт в денежном выражении, MR — дополнительная выручка, MP - предельный продукт, P — цена, VMP — стоимость предельного продукта, D — спрос, xi — единица ресурса, q — кол-во товара.

 

 

Линия спроса на ресурс и продукт данного ресурса(они совпадают) при совершенной конкуренции

Функция порожденного спроса при монополии , где MPR — предельный продукт в денежном выражении, MR — дополнительная выручка, MP - предельный продукт, P — цена, VMP — стоимость предельного продукта, D — спрос, xi — единица ресурса, q — кол-во товара.

 

Линия спроса на ресурс и продукт данного ресурса при монополии

 

 

12. Рынок труда: условия найма рабочей силы. Спрос на рабочую силу со стороны монопсониста. Спрос на рабочую силу со стороны монопсониста-монополиста.

 

 

13. Рынок капитала: спрос и предложение капитала. Альтернативные затраты капитала. Долгосрочные и краткосрочные инвестиции. Виды временных предпочтений. Оптимум на рынке капитала и межвременное бюджетное ограничение. Эффект замены и эффект дохода.

 

 

 

14. Рынок земли: спрос и предложение земли. Рента и арендная плата. Цена земли.

Рынок земли

 

Важнейшим фактором производства является земля. Линия спроса и предложения на рынке земли представлена на рис. 136.

Основными свойствами земли являются: неподвижность и ограниченность.

Линия предложения земли St – является вертикальной, потому что количество земли невозможно изменить при изменении цены. Поскольку предложение земли абсолютно неэластично, ее цена полностью определяется спросом на нее. Рыночная цена установится на уровне P*

При постоянстве других факторов производства доходность земли убывает, поэтому линия спроса имеет отрицательный наклон и представляет собой линию предельной доходности земли, выраженной в денежной форме.
                                                                   

Цена земли представляет собой дисконтированную стоимость будущей земельной ренты, являющейся доходом собственника земли, и находится по формуле:

, где  (93)

Pt – цена земли;

Rj – годовая рента, ожидаемая в j году;

n – срок службы земли в годах;

i – ставка ссудного процента.

 

В связи с тем, что срок службы земли неограничен, то есть j приближается к бесконечности, то количество, добавляемое к полученной сумме, достигает своего предела при одинаковой ежегодной ренте. Этот предел будет равен:

 (94)

Земельная рента

Земельная рента представляет собой доход собственника земли. Она бывает двух видов: дифференциальная и абсолютная (чистая).

Причина дифференциальной ренты – монополия на землю как на объект хозяйствования. Дифференциальная рента бывает двух видов: первого и второго рода. Условием образования дифференциальной ренты первого рода являются различия в плодородии почвы и местоположении участка.

Дифференциальная рента первого рода получается на лучших и средних участках земли по плодородию и местоположению. Дифференциальная рента второго рода получается при дополнительных вложениях капитала, поэтому, чтобы получить дифференциальную ренту с худшего участка, необходимо в него вложить капитал с целью улучшения качества земли. Дифференциальная рента первого рода связана с естественным плодородием почвы или удобным расположением участка земли, а второго рода – с искусственным плодородием почвы и развитием инфраструктуры.

Величина дифференциальной ренты представляет собой разницу между индивидуальной ценой производства на лучших (средних) участках (средние затраты, включающие нулевую экономическую прибыль) и ценой реализации, которая устанавливается по условиям худшего участка земли.

На лучшем участке величина ренты составит площадь Pt*EAPa (. На среднем – площадь Pt*E'A'Pa. На худшем участке дифференциальной ренты не будет .

 

Абсолютная (чистая) земельная рента

Дифференциальная рента получается только с лучших и средних участков земли, однако ни один собственник не будет сдавать землю в аренду, не получая с этого определенного дохода, поэтому даже с худшего участка земли собственник будет получать ренту, которую можно назвать чистой или абсолютной. Поэтому причиной абсолютной (чистой) ренты – монополия частной собственности на землю. Условие образования абсолютной ренты – это ограниченность земли.

Величина ренты и дохода, удерживаемого ресурс в данной отрасли, зависит от эластичности предложения ресурса. Если абстрагироваться от затрат собственника ресурса, то при абсолютно неэластичном предложении рента составит площадь 0P*ER*(а).  площадь 0P*E(б) будет составлять ренту, а площадь 0ER* - доход, удерживаемый ресурс в данной отрасли.  площадь 0P*ER*(в) представит собой полностью доход, удерживаемый ресурс в отрасли. 

 

Рента и доход, удерживаемый ресурс в данной отрасли.

Величина ренты в условиях абсолютной неэластичности предложения будет определяться только спросом на данный ресурс. При увеличении спроса на ресурс рента увеличится с площади 0PTET' до площади 0P'ТE'T' .


 Величина ренты.

 

15. Эффективность производства и распределения продукции. Эффективная структура выпуска продукции.

Эффективное распределение (обмен) достигается в том случае, если нельзя улучшить благосостояние какого-либо субъекта, не уменьшив при этом благосостояние какого-либо другого субъекта.

Достижение эффективного распределения можно проследить с помощью «коробки Эжворта» (рис. 140).

Пусть общество состоит из двух субъектов: в «коробке Эджворта» представлены две наложенные друг на друга карты кривых безразличия: субъекта А и субъекта В, которые потребляют весь объем товаров Х и У.  
           

Рис. 140. Эффективность в обмене.     

 

Карта субъекта В повернута на 180°. Точки M, C, N отражают эффективность в распределении (обмене), то есть нельзя выйти из этого состояния, не ухудшив при этом положение хотя бы одного из потребителей.

Если соединить точки M, C, N, то получим контрактную кривую ( contract curve), все точки которой отражают эффективное распределение (обмен), потому что в этих точках предельные нормы замены обоих субъектов совпадают, то есть выполняется равенство:

(95)

Все остальные точки в «коробке», лежащие не на кривой контрактов, отражают неэффективное распределение. На основе «коробки Эджворта» (рис. 140) можно построить кривую, отражающую границу возможных благосостояний, или границу потребительских возможностей (utility possibility curve) (рис. 141).

На осях графика на рис. 141 отложены уровни благосостояния субъекта А и субъекта В. Все точки, расположенные в границах сектора 0AMCNB, достижимы, но не отражают эффективное распределение благ между двумя потребителями.

Все точки, лежащие за границей возможного благосостояния, не достижимы при данном объеме выпуска продукции. Только точки, лежащие на границе, являются Парето-оптимальными, отражающими эффективность в обмене.
                                                                                                                                                                                                     

Рис. 141. Граница возможных благосостояний.

                                                      

Эффективность в производстве достигается в том случае, если нельзя перераспределить имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы увеличить производство какого-либо товара, не уменьшив выпуск какого-либо другого товара.

В «коробке» на рис.142 представлены карты изоквант (С), отражающие производство товаров Х и У. Точки D, E, F отражают технологическую эффективность, когда нельзя увеличить производство одного товара, не уменьшив производство какого-либо другого товара.  

Рис. 142. Эффективность в производстве.  

 

Соединив эти точки, мы получим кривую производственных контрактов, каждая точка которой отражает эффективность в производстве.

Во всех точках на контрактной кривой предельная норма замены одного ресурса другим для каждого из товаров является одинаковой, то есть выполняется равенство (96).                 

  (96)

На осях графика на рис. 143 отложены объемы выпускаемых товаров Х и У. Все точки, расположенные в границах сектора 0Y*FEDX*, отражают неоптимальные комбинации товаров Х и У, поскольку не все ресурсы задействованы.
На основе «коробки Эджворта» (рис. 142) можно построить кривую, отражающую границу производственных возможностей (production possibility curve) (рис. 143).

Рис. 143. Кривая производственных возможностей.    

                                                      

 Все точки, лежащие за границей производственных возможностей, не достижимы при имеющихся ограниченных ресурсах и данной технологии производства. Только точки, лежащие на границе, являются Парето-оптимальными, отражающими эффективность в производстве.

Одновременная эффективность в обмене и производстве будет достигаться при оптимальной структуре выпуска продукции. Структура выпуска является оптимальной, если путем ее изменения нельзя улучшить благосостояние хотя бы одного потребителя, не ухудшая при этом благосостояние какого-либо другого потребителя.

При движении по кривой производственных возможностей, перераспределяя производственные ресурсы, можно «трансформировать» один продукт в другой. Процесс «превращения» одного товара в другой можно описать с помощью такого понятия, как предельная норма продуктовой трансформации.

MRPT (marginal rate of product transformation) - предельная норма продуктовой трансформации показывает, от какого количества одного продукта (У) необходимо отказаться для получения дополнительной единицы другого товара (Х) и находится по формуле:                                                               (97)   

При движении из точки F в точку E меняется структура выпуска товаров Х и Ус комбинации (У1; Х1) в комбинацию (У2; Х2) (рис. 143).

Предельную норму продуктовой трансформации можно выразить через издержки производства, поскольку предельные затраты на увеличение товара Х на единицу (MCx) равны объему выпуска товара У (∆У), которым придется пожертвовать при перераспределении ресурсов на увеличение производства товара Х, то есть MCx = ∆У.

Отсюда формулу (97) можно записать в следующем виде:

(98)

Кривая производственных возможностей является выпуклой, потому что предельные затраты на увеличение выпуска товара, при отказе от производства другого товара, возрастают, то есть альтернативные затраты на производство товара Х увеличиваются. Это происходит из-за того, что предельная производительность перераспределяемых ресурсов, по мере все большего их переключения, снижается.

Все точки на кривой производственных возможностей отражают эффективность в производстве, но структура выпуска продукции является оптимальной не в каждой точке границы производственных возможностей.

Оптимальная структура выпуска продукции будет достигнута только в том случае, если будет достигнута эффективность одновременно в производстве и в распределении (обмене), то есть нельзя будет улучшить благосостояние какого-либо потребителя при неизменном благосостоянии других потребителей за счет изменения выпуска продукции.

Это будет достигнуто, когда предельные нормы замены для всех потребителей уравняются с предельной нормой продуктовой трансформации, то есть будет выполнено следующее условие:

                                (99)  

Графически оптимальная структура выпуска продукции представлена на рис. 144. Эффективная структура выпуска продукции достигается в точке Е.  

 

 

Одновременная эффективность в производстве и распределении будет достигнута в том случае, когда углы наклона касательных к кривым безразличия субъекта А и субъекта В уравняются с углом наклона касательной к кривой производственных возможностей.  

Рис. 144. Эффективность структуры выпуска продукции.

 

Рынки совершенной конкуренции отвечают всем критериям Парето-оптимальности и обеспечивают эффективное распределение ресурсов и продуктов.

На монополизированном рынке происходит отклонение от состояния Парето-эффективности, и структура выпуска продукции становится неоптимальной. При монополии существует неравенство цен и предельных затрат, то есть P>MC, откуда следует, что

(100)

Соотношение цен отражает предельную норму замены одного товара другим, соотношение предельных затрат выражает предельную норму продуктовой трансформации, поэтому, исходя из (100) формулы, можно записать:

(101)

Таким образом, на монополизированном рынке нарушается третье условие Парето-оптимальности – эффективность структуры выпуска продукции.

 

 



2019-08-13 258 Обсуждений (0)
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕТСВЕННОЙ МОНОПОЛИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕТСВЕННОЙ МОНОПОЛИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)