Эффект замены и эффект дохода
При уменьшении цены на товар Х потребитель получает общий эффект, который проявляется в том, что он выходит на более высокий уровень потребления, которому соответствует кривая безразличия, лежащая выше и правее. Общий эффект состоит из двух эффектов: эффекта замены и эффекта дохода. Эффект замены заключается в том, что потребитель заменяет приобретение товара У покупкой подешевевшего товара Х. Если есть набор двух товаров, на приобретении которых потребитель расходует свой доход, например, мясо и рыба, то при снижении цены на рыбу потребитель заменяет приобретение относительно более дорогого мяса покупкой рыбы, которая стала дешевле. При эффекте замены происходит движение по прежней кривой безразличия (U1), то есть полезность не увеличивается и реальный доход остается неизменным. Эффект дохода проявляется в увеличении реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе), которое произошло вследствие уменьшения цены на товар Х. Данный эффект заключается в том, что после покупки достаточного количества товара Х потребитель может направить сэкономленные деньги на приобретение более дорогого и престижного товара У. При эффекте дохода происходит переход на кривую безразличия, лежащую выше и правее.
Графическая иллюстрация эффекта замены и дохода Сначала остановимся на варианте, когда товар Х и товар У являются качественными товарами. Соответствующая этим условиям бюджетная линия AB имеет точку касания Е0 с кривой безразличия U 1, следовательно, точка Е0 является точкой потребительского оптимума (рис. 59).
Рис. 59. Эффект замены и эффект дохода для нормального блага.
Если товар Х – является низкокачественным благом, то эффект замены и эффект дохода являются разнонаправленными.
Рис. 60. Эффект замены и эффект дохода для низкокачественного блага.
Если товар Х – является некачественным благом, то эффект дохода и эффект замены также являются разнонаправленными.
Рис. 61. Эффект замены и эффект дохода для некачественного блага.
При любом качестве товаров Х и У, при эффекте замены происходит переход из точки Е0 в точку Е'; при эффекте дохода – из точки Е' в точку Е1, при эффекте дохода – из точки Е0 в точку Е1.
2. Коэффициенты эластичности спроса. Факторы, определяющие эластичность. Эластичность предложения и общей выручки. Значение коэффициента эластичности выручки в механизме ценообразования фирмы. Эластичность спроса Коэффициент эластичность спроса показывает, на сколько изменится спрос на товар А при изменении какого - либо фактора на единицу. Существует три основных коэффициента эластичности спроса: - коэффициент прямой эластичности; - коэффициент перекрестной эластичности; - коэффициент эластичности спроса по доходу.
Коэффициент прямой эластичности показывает, на сколько изменится объем спроса на товар А при изменении цены на товар А на единицу. Коэффициент находится по следующей формуле (25):
Рис. 63. Различные значения эластичности на линии спроса.
Об эластичности можно судить по наклону линии спроса.
Рис. 64 а. Линия неэластичного спроса. Рис. 64 б. Линия эластичного спроса.
Рис. 64 в. Линия спроса с единичной эластичностью. Рис. 64 г. Линия спроса с нулевой эластичностью. Рис. 64 д. Линия спроса с бесконечной эластичностью.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |