Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи специалистов-аграрников в экологизации природопользования



2019-10-11 259 Обсуждений (0)
Задачи специалистов-аграрников в экологизации природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок




Специалист сельского хозяйства, особенно агроном, механизатор, животновод, должен не только быть вооружен экологической информацией о растениях, животных, почве, воде и других природных ресурсах, но и уметь оперативно использовать эту информацию. Он должен обладать умением создавать оптимальные условия для той или иной культуры с учетом сорта, его фенофаз или вида животных и их возраста. При выработке оптимальных соотношений между сельскохозяйственными экосистемами и окружающей природной средой необходимо учитывать антропогенную нагрузку на биогеоценозы в условиях современного интенсивного аграрного производства. Надо иметь в виду, что антропогенные факторы действуют не изолированно, а, как правило, комплексно, вызывая синергический (совместный) эффект.

Сельскохозяйственные экосистемы весьма неустойчивы, хрупки и уязвимы, они податливы воздействию антропогенных факторов. Поэтому, говоря словами профессора В.А. Ковды, ими нельзя управлять «на глаз». В управлении сельскохозяйственными экосистемами не должно быть штампа, стандарта, приблизительных действий.

Внимание специалистов сельского хозяйства различного профиля должно быть сосредоточено на следующих основных вопросах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в процессе сельскохозяйственного производства:

1. Знать почвы своего хозяйства и района, их свойства и производительную способность, рациональную систему земледелия. Уметь читать и пользоваться почвенными и агрохимическими картами, рассчитывать потребность почв и растений в органических и минеральных удобрениях, знать агроклиматические особенности района, сезонов года и их периодическую изменчивость;

2. Знать гумусное состояние почв (баланс гумуса и способы его регулирования), их физические свойства, особенно плотность и степень оструктуренности;

3. Иметь представление о кислотности атмосферных осадков (единичные дожди с аномальной кислотностью могут сказываться на состоянии растений);

4. Вести строгий учет земельного фонда и его использования по прямому назначению; пересекать попытки излишнего выделения высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, для несельскохозяйственных нужд, промышленности, транспорта, строительства. внутрихозяйственных надобностей хозяйств, под свалки;

5. Обеспечить оптимальную структуру посевов и севооборотов, включая мелиоративные культуры для поддержания и улучшения физического состояния почв и их плодородия;

6. Принимать участие в разработке технологических карт полей и следить за их выполнением, обеспечивая сохранение и увеличение почвенного плодородия;

7. Применять в полевых и почвозащитных севооборотах, учитывая степень плодородия и подверженность почв эрозионным процессам, зональные агротехнические способы и приемы основной и предпосевной обработок почвы. Следить за выполнением агротехнических противоэрозионных мероприятий (направление обработки полей, способы посева, щелевание, бороздование, снегозадержание, устройство водозадерживающего микрорельефа, залужение эрозионно опасных участков и т.д.);

8. Разрабатывать и внедрять прогрессивные экологически безопасные для окружающей среды и человека технологии возделывания сельскохозяйственных культур;

9. Осуществлять систему агролесомелиоративных мероприятий, обращая особое внимание на полезащитные, противоэрозионные и водоохранные лесонасаждения в границах землепользования хозяйства, выполнять уходы за существующими лесонасаждениями. Добиваться одновременно с травосеянием на оврагах полного облесения балок, песков и других неудобных земель, озеленения населенных пунктов. Животноводческих комплексов, производственных и культурно-бытовых объектов. Осуществлять необходимые меры по охране лесов и защитных насаждений от потрав, лесных пожаров и пестицидов;

10. Проводить рекультивацию и облагораживание заброшенных мест разработок и других неудобий;

11. Искоренять устаревшие агроприемы, наносящие ущерб природе (выжигание стерни и трав, химобработка при помощи авиации и др.);

12.Следить за утилизацией отходов продуктов переработки подсоб­ных предприятий и промыслов;

13. Не допускать загрязнения почв и воды отходами ферм и живот­новодческих комплексов, размещения вблизи рек и других водо­емов летних стоянок скота, нефтескладов, запрещать мойку сельс­кохозяйственной техники и поение скота в водоисточниках;

14. Следить за состоянием водоохранных зон, не допускать их рас­пашки;

15.Внедрять как наиболее эффективный метод охраны водоемов от загрязнения использование бытовых, производственных, смешан­ных, сточных вод, а также стоков животноводческих комплексов на земледельческих полях орошения;

16. Не допускать использования свежего непродезинфицированного ила и сточных вод от свиноводческих комплексов;

17. Контролировать правильность хранения, транспортировки и ис­пользования пестицидов, удобрений. Не допускать их смыва с по­лей в водоисточники и чрезмерного накопления в продукции;

18. Не допускать формирования корки на поверхности почв, прово­дя необходимые обработки, препятствующие испарению капил­лярно-восходящей почвенной влаги;

19.Осуществлять работы по подготовке почвы только при оптималь­ной влажности;

20. Постоянно проводить контроль за величиной рН водной вытяж­ки почвы;

21. Иметь представление о содержании в почвах подвижных форм микроэлементов, дефицит или избыток которых может ограничи­вать эффективное плодородие почв или вызывать болезни расте­ний; для предупреждения подкисления почвы использовать извест­кование;

22. Расширять посевы сидератов;

23. Постоянно следить за появлением новых очагов водной и ветро­вой эрозии и своевременно принимать меры по их локализации;

24. Следить за измельчением и заделкой в почву жнивья или других растительных остатков, особенно на легких почвах;

25. Не допускать чрезмерного массового сбора лекарственных и кра-сивоцветущих растений;

26. Осуществлять повседневный контроль за выполнением агротех­нических рекомендаций по применению удобрений и пестицидов, не допускать использования запрещенных препаратов;

27. Проводить на землях с высоким содержанием тяжелых металлов посевы технических культур;

28. Внедрять прогрессивные биологические и интегрированные ме­тоды борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур;

29. Принимать меры по сохранению и увеличению природных запа­сов полезных диких животных и растений, учитывая интересы сель­ского, охотничьего и рыбного хозяйства.

Таким образом, вся деятельность специалиста сельского хозяй­ства любого профиля должна строиться с учетом возможных неже­лательных воздействий сельскохозяйственного производства на ок­ружающую среду. Необходимо помнить, что экономическая эф­фективность любого хозяйства, любого региона тесно связана с его экологическим благополучием.

Особое внимание к экологическим проблемам должны прояв­лять руководители хозяйств, фермеры и предприниматели. Нельзя забывать, что в стремлении получить максимальную прибыль в ус­ловиях рыночных отношений можно, пренебрегая требованиями агроэкологических законов и закономерностей, нарушить в окру­жающей среде экологическое равновесие.

Надо хорошо представлять, что проблемы оптимизации приро­допользования не могут решаться за 5, 10 и даже 20 лет. Это доказа­ли нам трагедии в Чернобыле и на Арале. Наши потомки не долж­ны испытать на себе экологическое возмездие за непродуманные действия нынешнего поколения. Всегда надо помнить, что экологичное экономично, ибо биогеохимический круговорот элементов в производстве – основа его экономической эффективности.

Принцип приоритетности экономических мероприятий должен лежать в основе хозяйствования.



2019-10-11 259 Обсуждений (0)
Задачи специалистов-аграрников в экологизации природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи специалистов-аграрников в экологизации природопользования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)