Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Земельные и почвенные ресурсы.



2019-10-11 412 Обсуждений (0)
Земельные и почвенные ресурсы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Земельно-почвенные ресурсы пашей страны характери­зуются краппе неблагополучным состо­янием. Год от года падает их качество, что вызвано изъятием земель, наруше­ниями земельных площадей и почвен­ного покрова, вторичным засолением, эрозией и дефляцией, опустыниванием и заболачиванием, потерями гумуса, а также антропогенным загрязнением.

На ненарушенных территориях по­чвенный слой деградирует из-за выпа­дения загрязняющих веществ, которые деформируют сообщества почвенных организмов. В результате меняются структура почвы, состав веществ в ней, ухудшается способность минерализо­вать органические остатки и т. д.

1.5 Естественные биологические ресурсы. Для поддержания среды обитания чело­века — обеспечения должного качества необходимых для его жизни газового состава атмосферы, химической среды, водного баланса, биологической про­дуктивности и др. — необходимо сохра­нение генофонда всех живых организ­мов. Живые организмы служат источником удовлетворения потребностей общества в продуктах питания, одежде, лекарственном и промышленном сы­рье, строительных материалах и т. д. Возобновляемость ресурсов живой приро­ды обеспечивает принципиальную воз­можность (при разумной организации) бесконечного их использования без ис­тощения.

Сохранению подлежат все без ис­ключения виды и подвидовые формы живых существ не только в качестве не­заменимых частей механизма обмена веществом и энергией в биосфере, но и как носители уже используемых или по­тенциально полезных для общества свойств.

Огромное значение сохранение ге­нофонда живых организмов имеет для развития сельского хозяйства. Живые организмы, обеспечивая процессы об­мена в биосфере, поддерживают необ­ходимые для сельскохозяйственного производства условия — плодородие почв, формирование местного климата, гидрологический режим почв, регули­руют численность вредителей.

Генофонд живых организмов служи! исходным материалом для введения в культуру и одомашнивания новых форм и видов. Особую ценность представляет фонд диких сородичей культурных растений. Растительность земного шара имеет в резерве многие ценные виды, не использованные человеком. Многие ди­кие сородичи культурных растений не потеряли значения для селекции. При скрещивании с сортами культивируе­мых растений они могут дать начало бо­лее жизнеспособным, урожайным, стойким к заболеваниям сортам. На земном шаре насчитывается около 2000 видов непосредственных диких сороди­чей культурных растений (т. е. видов, встречающихся и в дикой природе, и в культуре), в том числе около 600 видов, относящихся к 130 родам и 38 семействам, — на территории СНГ. Среди них дикие сородичи наших зерновых, бобовых, ягодных, плодовых, орехоп­лодных, масличных, технических, многих кормовых и других культур.

Особое внимание необходимо уде­лять охране генофонда диких сородичей культурных растений и животных. Для охраны генофонда применяют различ­ные методы: объявление вида охраняе­мым (запрет или строгое ограничение использования); содержание в питом­никах различного типа; сохранение се­мян и тканей в специальных хранили­щах; расселение за пределы естествен­ного ареала; взятие под охрану отдель­ных экземпляров (генотипов).

Однако перечисленные методы не гарантируют бессрочного сохранения наследственного материала. Перенесе­ние в новые условия (питомники, рас­селение) ведет к утрате специфичности в связи с адаптацией к новым условиям. Семена не всех видов сохраняют жизне­способность при длительном храпении. Кроме того, если рассчитывать на дли­тельную перспективу, то растения, вы­ращенные из семян, собранных много лет назад и пересевавшихся на одном агрофоне, могут оказаться неприспособ­ленными к изменившимся условиям.

Запрет добычи сам по себе без сохра­нения условии обитания ничего не дает. Если будут разрушены места обитания, исчезнут и свойственные им растения, животные и микроорганизмы.

Единственный метол, гарантирующий бессрочное сохранение генофон­да, — сохранение живых организмом и их естественной среде обитания, т.е. в
заповедниках. В данном случае сохра­няется вся система взаимосвязей попу­ляции вида с условиями его обитания. Тем самым обеспечивается соответствие сменяющих друг друга поколений сре­де, свойственной именно этому виду, формировавшей его в процессе эволю­ции именно как данный вид или форму.
При этом сохраняются специфические свойства того или иного организма, ко­торые и являются тем пенным для об­щества, что необходимо сохранить.
Именно ради сохранения специфичес­ких особенностей отдельных видов и
форм, полезных для общества, и осуществляется охрана генофонда.

Ресурсные циклы

При всем многообразии форм и сто­рон взаимодействия природы и обще­ства главенствующая роль среди них принадлежит процессу обмена веществ, который связывает человека с окружаю­щей природной средой. Активным нача­лом в этом процессе является человек, который «...своей собственной деятель­ностью опосредствует, регулирует и кон­тролирует обмен веществ между собой и природой».

Поскольку человек в этом взаимодействии выступает не просто как био­логическая особь, а всегда как член об­щества, то и процесс обмена веществ приобретает форму взаимодействия между природой и обществом. Очевидно, что со становлением и развитием общества связано не просто появление еще одной ветви биологического круго­ворота, а формирование специфического общественного звена в общем круговороте веществ на Земле. Речь идет именно о звене общего круговорот, так
как люди, извлекая из природной среды необходимые вещества и придавая им пригодную для потребления форму, возвращают их в природу в том или ином трансформированном (иногда ра­дикально) виде и, как правило, не в места бывшей локализации, а в совершен­но иные. Удерживается лишь часть извлекаемого природного материала в виде орудий труда или многократно ис­пользуемого оборотного фонда (лом ме­таллов, оборотная вода и т.п.). «Продукты возврата», присущие различным стадиям многообразных производствен­ных процессов, и являются в сущности веществами, загрязняющими окружающую природную среду.



2019-10-11 412 Обсуждений (0)
Земельные и почвенные ресурсы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Земельные и почвенные ресурсы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)