Земельные и почвенные ресурсы.
Земельно-почвенные ресурсы пашей страны характеризуются краппе неблагополучным состоянием. Год от года падает их качество, что вызвано изъятием земель, нарушениями земельных площадей и почвенного покрова, вторичным засолением, эрозией и дефляцией, опустыниванием и заболачиванием, потерями гумуса, а также антропогенным загрязнением. На ненарушенных территориях почвенный слой деградирует из-за выпадения загрязняющих веществ, которые деформируют сообщества почвенных организмов. В результате меняются структура почвы, состав веществ в ней, ухудшается способность минерализовать органические остатки и т. д. 1.5 Естественные биологические ресурсы. Для поддержания среды обитания человека — обеспечения должного качества необходимых для его жизни газового состава атмосферы, химической среды, водного баланса, биологической продуктивности и др. — необходимо сохранение генофонда всех живых организмов. Живые организмы служат источником удовлетворения потребностей общества в продуктах питания, одежде, лекарственном и промышленном сырье, строительных материалах и т. д. Возобновляемость ресурсов живой природы обеспечивает принципиальную возможность (при разумной организации) бесконечного их использования без истощения. Сохранению подлежат все без исключения виды и подвидовые формы живых существ не только в качестве незаменимых частей механизма обмена веществом и энергией в биосфере, но и как носители уже используемых или потенциально полезных для общества свойств. Огромное значение сохранение генофонда живых организмов имеет для развития сельского хозяйства. Живые организмы, обеспечивая процессы обмена в биосфере, поддерживают необходимые для сельскохозяйственного производства условия — плодородие почв, формирование местного климата, гидрологический режим почв, регулируют численность вредителей. Генофонд живых организмов служи! исходным материалом для введения в культуру и одомашнивания новых форм и видов. Особую ценность представляет фонд диких сородичей культурных растений. Растительность земного шара имеет в резерве многие ценные виды, не использованные человеком. Многие дикие сородичи культурных растений не потеряли значения для селекции. При скрещивании с сортами культивируемых растений они могут дать начало более жизнеспособным, урожайным, стойким к заболеваниям сортам. На земном шаре насчитывается около 2000 видов непосредственных диких сородичей культурных растений (т. е. видов, встречающихся и в дикой природе, и в культуре), в том числе около 600 видов, относящихся к 130 родам и 38 семействам, — на территории СНГ. Среди них дикие сородичи наших зерновых, бобовых, ягодных, плодовых, орехоплодных, масличных, технических, многих кормовых и других культур. Особое внимание необходимо уделять охране генофонда диких сородичей культурных растений и животных. Для охраны генофонда применяют различные методы: объявление вида охраняемым (запрет или строгое ограничение использования); содержание в питомниках различного типа; сохранение семян и тканей в специальных хранилищах; расселение за пределы естественного ареала; взятие под охрану отдельных экземпляров (генотипов). Однако перечисленные методы не гарантируют бессрочного сохранения наследственного материала. Перенесение в новые условия (питомники, расселение) ведет к утрате специфичности в связи с адаптацией к новым условиям. Семена не всех видов сохраняют жизнеспособность при длительном храпении. Кроме того, если рассчитывать на длительную перспективу, то растения, выращенные из семян, собранных много лет назад и пересевавшихся на одном агрофоне, могут оказаться неприспособленными к изменившимся условиям. Запрет добычи сам по себе без сохранения условии обитания ничего не дает. Если будут разрушены места обитания, исчезнут и свойственные им растения, животные и микроорганизмы. Единственный метол, гарантирующий бессрочное сохранение генофонда, — сохранение живых организмом и их естественной среде обитания, т.е. в Ресурсные циклы При всем многообразии форм и сторон взаимодействия природы и общества главенствующая роль среди них принадлежит процессу обмена веществ, который связывает человека с окружающей природной средой. Активным началом в этом процессе является человек, который «...своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Поскольку человек в этом взаимодействии выступает не просто как биологическая особь, а всегда как член общества, то и процесс обмена веществ приобретает форму взаимодействия между природой и обществом. Очевидно, что со становлением и развитием общества связано не просто появление еще одной ветви биологического круговорота, а формирование специфического общественного звена в общем круговороте веществ на Земле. Речь идет именно о звене общего круговорот, так
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |