Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



2019-10-11 961 Обсуждений (0)
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Греческая мифология не представляет собой целостного явления и не сведена в единый свод сакральных текстов, а известна в литературных обработках и пересказах, рассеяна по страницам исторического эпоса, драматических и лирических произведений. Наиболее древние божества связаны, как и у других народов, с культами плодородия. Центральное место в культуре Древней Греции отведено олимпийскому пантеону богов, (от греч. "pan" - все, и "theon" - боги). К двенадцати главным олимпийским богам античности относятся: 1. Зевс (Юпитер в др. рим. мифологии) - верховный бог-громовержец,глава греческого пантеона богов, обманом захвативший трон своего отца Кроноса и одержавший победу над титанами. Зевс обитал на самой высокой горе, Олимпе, и царствовал на небе (его имя на древнем греческом диалекте и означает "яркое небо"), а море и подземный мир он отдал по жребию своим старшим братьям, Посейдону и Аиду. Зевс выступал под разными именами, например, под именем Зевс Геркей он выступал как защитник и охранитель домашнего хозяйства, под именем Зевс Сотер - охранял права личности и государства, под именем Зевс Ктесий (Приобретатель) охранял богатства. Символом Зевса считались дуб, орел, а сам Зевс изображался с пучком молний, скипетром и орлом. Зевс может превращаться в различных животных и птиц: быка, лебедя, что свидетельствует о тотемистических корнях олимпийских богов.

Мифология и культура

231

2.Гера (Юнона в др. рим. мифологии) - сестра-близнеци главная жена Зевса, верховная греческая богиня, покровительница брака, защитница женщин. Несмотря на неверность мужа, она никогда не изменяет ему, но известна тем, что преследует возлюбленных мужа и их детей. Гере была посвящена корова, сама она именовалась "волоокой", а павлин считался ее атрибутом.

3.Афродита (Венера в др. рим. мифологии) - богиня любви, чувственности и красоты, ведущая свое происхождение от древних богинь плодородия. По Гомеру, Афродита - дочь Зевса и Ди-оны,по другим источникам Афродита - "рожденная из пены", появилась из морской пены на раковине в образе прекрасной женщины. Зевс выдал ее замуж за хромого кузнеца Гефеста, но Афродита была неверна мужу. От Ареса (Марса) - бога войны, у нее родился сын Эрос (Амур) - бог любви. Афродита была признана Парисом прекраснее, чем Гера и Афина, и в знак ее почтения Парис отдал ей яблоко, за это Афродита помогла ему украсть Елену, что послужило началом Троянской войны. Афродите были посвящены мирт, голубь, воробей и заяц.

4.Гермес (Меркурий в др. рим. мифологии) - сын Зевса и нимфы гор Майи. Функции Гермеса весьма многообразны. Он почитался как покровитель животных и скотоводчества (его изображали с бараном на плече), а также как покровитель странников, торговли, рынков. Он также считался богом мышления и красноречия, покровителем школ и учебы. Гермес славился удачливостью, быстротой мышления, находчивостью, умением выпутаться из любой ситуации. Его также считали богом обманщиков и воров, поскольку

232

Л.Н. Воеводина

он не чурался лжесвидетельства и жульничества. Гермес - вестник богов, он же сопровождал души умерших в подземное царство. Изображался Гермес в дорожной шляпе и с крылатыми сандалиями.

5.Аполлон (Феб в др. рим. мифологии) - бог солнечного света, отождествляемый с богом солнца Гелиосом, управляет колесницей Солнца, сын Зевса и Лето, брат богини Артемиды. Бог гармонии, покровитель искусств, медицины, атлетических состязаний. Аполлон обладал даром предвидения и наделял им людей. Влюбленный Аполлон передает дочери троянского царя Кассандре дар пророчества, а когда она отвергает его, делает так, что люди перестают верить ее предсказаниям. В Дельфах Аполлон, отождествляемый с солнцем и светом, победил в схватке змея подземного царства Пифона, в честь этой победы был основан дельфийский храм, -вкотором прорицательница Пифия изрекала пророчества. Атрибутом Аполлона является лира, полученная им от Гермеса, а также лавровый венок, который Аполлон носит в память речной нимфы Дафны. В мифе повествуется, что Дафна, чтобы спастись от преследований Аполлона, упросила своего отца, речного бога Пенея, превратить ее в лавровое дерево.

6.Артемида (Диана в др. рим. мифологии) - богиня-девственницаи охотница, отличающаяся целомудрием. Артемида почитается как покровительница женщин, деторождения, материнства. Покровительствует детям и охотникам, деревьям и растениям, плодородию. Владычица зверей. В противовес Аполлону, богу Солнца, имя Артемиды связано с луной, и ее отождествляли

Мифология и кулътцра

233

с Селеной. Изображается как молодаяженщина-охотницас колчаном за спиной и копьем в руке, ее сопровождают лани и нимфы, а ее атрибутами являются лань и медведь.

7.Арес (Марс в др. рим. мифологии) - бог войны. Сын Зевса и Геры, Арес отличается жестокостью и страстью к насилию. Первый любовник Афродиты, у которой от Ареса рождается бог любви Эрос. В отличие от других олимпийцев, Арес не пользовался популярностью у греков. Атрибутом бога войны является оружие.

8.Гестия (Веста в др. рим. мифологии) - юная богиня домашнего очага, отличается необыкновенной добротой, сострадательностью и милосердием, в противоположность Аресу. Дочь Кроно-саи Реи, сестра Зевса. Покровительница строительства, домашнего благополучия, гарант стабильности общественного устройства. КультГе-стиибыл весьма распространен, и в знак почтения ей приносили у очага в жертву часть еды.

9. Посейдон (Нептун в др. рим. мифологии) - могущественный и жестокий бог моря, сын Кроно-саи Реи, брат Зевса и Аида, супруг Амфитриты. Гея рожает от него Харибду и Антея, великана. Его сыном был также циклоп Полифем, ослепленный Одиссеем, за что последний подвергся преследованиям разгневанного Посейдона и многолетним скитаниям по морским пучинам. Посейдон считался покровителем земных недр и богатств, рыболовства. Изображается с трезубцем, которым он вызывал бури на море и землетрясения. В свите Посейдона находились морские божества. Посейдон в мифах выступает как соперник Афины, которая побеждает его в споре о том, кто из них глава Аттики.

234

Л.Н. Воеводина

10Аид (Плутон в др. рим. мифологии, что означает "богатый") - мрачный бог подземных недр, владелец подземных сокровищ, царства мертвых, где их судят и подвергают наказаниям, супруг Персефоны, которую похитил и унес с поверхности земли в свои владения. Аид вызывал у смертных чувство страха и ненависти, так как он никого не выпускал из своего подземного царства.

11Афина (Минерва в др. рим. мифологии) - богиня мудрости, защитница царей и героев. Дочь Зевса, Афина Паллада (девственница) - богиня-девственница.В силу того что Зевс, опасаясь исполнения пророчества о том, что Метида ("лукавая мудрость") родит от него дочь, не уступающую ему по уму, он проглотил беременную женщину. После чего Зевс, спасаясь от невыносимой головной боли, просит Гефеста расколоть ему голову. Из головы Зевса и появляется воительница Афина в полном боевом облачении. Она покровительствовала ремеслам и в мифах выступала как мудрая советчица и защитница героев - Одиссея, Геракла, Ясона, Персея. Являетсябогиней-покровительницейАфин, выиграв это право у Посейдона. Он предложил горожанам ручей, а Афина подарила священное дерево - оливу, из которой делалось масло. Горожане отдали Афине свое предпочтение. Атрибутом Афины является сова

— символ мудрости.

12Гефест (Вулкан в др. рим. мифологии) - сын Зевса и муж Афродиты, покровитель кузнечного дела и ремесла, изображался хромым и уродливым. Его имя связывали с извержением вулканов.

Мифология и

Гесиод

Гесиод - древнегреческий поэт конца VIII в. до н.э., автор известных сохранившихся поэм "Труды и дни" и "Теогония". В учении об ухудшении мира в течение пяти эпох ярко выразилось пессимистическое мироощущение Гесиода, во многом обусловленное социальными противоречиями и перипетиями собственной жизни.

ТЕОГОНИЯ

Поэма "Теогония" ("Происхождение богов") составлена, по-видимому,немного позже поэмы "Труды и дни". Она описывает происхождение мира из Хаоса, дает генеалогию богов и заканчивается перечнем браков богинь со смертными. Поэт использовал предшествующие генеалогии; текст изобилует интерполяциями и носит следы разных редакций, но в поэме видно единство поэтического замысла. Поэма была вызвана стремлением зафиксировать дорогую для грека мифологическую традицию после длинного пути ее развития. В поэме проводится идея прогресса, выразившаяся в показе развития мира от Хаоса к свету, организованности. Суховатые, на наш взгляд, перечни имен, с благоговением воспринимавшиеся тогдашними читателями, прерываются яркими и живыми эпизодами и описаниями (Зевс и Прометей, борьба с Титанами, описание Тартара). "Теогония" дала толчок для развития дальнейшей генеалогической поэзии.

236

Л.Н. Воеводина

Вступление

С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем.

На Геликоне83 они обитают, высоком, священном. Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе ЖертвенникЗевса-царяифиалково-темныйисточник84...

Песням прекрасным своим обучили они Гесиода В те времена, как овец под священным он

пас Геликоном.

Прежде всего обратились ко мне со словами такими Дщери великого Зевса-царя,олимпийские Музы: "Эй, пастухи полевые, несчастные, брюхо сплошное, Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.

Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем!" Так мне сказали в рассказах искусные дочери Зевса. Вырезав посох чудесный из пышно-зеленоголавра, Мне его дали и дар мне божественных песен вдохнули, Чтоб воспевал я в тех песнях, что было и что еще будет. Племя блаженных богов величать мне они приказали,

Прежде ж и после всего - их самих воспевать непрестанно...

8:1 Гора в Беотии.

81 Он назывался "Авганиппа" и находился близ рощи Муз.

Мифология и культура

237

Зевс и Прометей

Рея,85 поятая Кроном, детей родила ему светлых, -Деву-Гестию86,Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, Жалости в сердце не зная, и шумногоЭнноси-гея,87

И промыслителя-Зевса,отца и бессмертных и смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени Новорожденный младенец из матери чрева святого:

Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана88Царская власть над богами другому кому не досталась. Знал он отГеи-Землии от звездногоНеба-Урана,Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном, Как он сам ни могуч, - умышленьем великого Зевса. Вечно на страже, ребенка, едва только на свет являлся,

Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе. Но, наконец, как родить собралась она Зевса- вла-дыку,

81 Сестра Кроноса - отца Зевса.

86Богиня домашнего очага

87Землеколебателя Посейдона.

88Бога неба, отца Кроноса.

Л.Н. Воеводина

Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея, К Гее великой, Земле, и к звездному Небу-Урану,- Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,

Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отмстить за злодейство Крону-владыке,детей поглотившему, ею рожденных. Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном

И сообщили ей точно, какая судьба ожидает Мощного Крона-царяи его крепкодушного сына. В Ликтос послали ее, плодородную критскую область, Только лишь время родить наступило ей младшего сына,

Зевса-царя.И его восприялаЗемчя-великанша,Чтобы на Крите широком владыку вскормить и взлелеять.

Быстрою, черною ночью сначала отправилась в Дикту С новорожденным богиня и, на руки взявши младенца,

Скрыла в божественных недрах земли, в недоступной пещере, На многолесной Эгейской горе, середь чащи тенистой, Камень в пеленки большой завернув, подала его Рея Мощному сыну Урана. И прежний богов повелитель

В руки завернутый камень схватил и в желудок отправил.

Мифология и культура

239

Злой нечестивец! Не ведал он в мыслях своих, что остался Сын невредимым его, в безопасности полной, что скоро Верх над отцом ему взять предстояло руками и силой, С трона низвергнуть и стать самому над богами владыкой.

Начали быстро расти и блестящие члены, и сила Мощного Зевса-владыки.Промчались года за годами, Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи:

Крон хитроумный обратно, великий, извергнул потомков, Хитростью сына родного и силой его побежденный, Первым извергнул он камень, который последним пожрал он. Зевс на широкодорожной земле этот камень поставил В многосвященном Пифоне, в долине под самым Парнасом89,

Чтобы всегда там стоял он, как памятник, смертным на диво. Братьев своих и сестер Уранидов, которых безумно Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.

Благодеянья его не забыли душой благородной Братья и сестры и отдали гром ему вместе с палящей Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша.

Гора в Фокиде.

240

Л.Н. Воеводина

Твердо на них полагаясь, людьми и богами он правит.

Океаниду90 прекраснолодыжную, деву Климену, В дом свой увел Иапет и всходил с ней на общее ложе.

Та же ему родила крепко душного сына Атланта, Также Менетия, славой затмившего всех Прометея,

Схитрым, искусным умом, и неумного Эпиме-тея.

Ссамого этот начала несчастьем явился для смертных. Первый от Зевса он девушку, им сотворенную, принял

В жены. Менетия ж наглого Зевс протяженно гремящий В мрачный отправил Эреб,91 ниспровергнувши молнией дымной За нечестивость его и чрезмерную, страшную силу.

Держит Атлант, принужденный к тому неизбежностью мощной,

На голове и руках неустанных широкое небо Там, где граница земли, где певицы живут Геспериды,92

Ибо такую судьбу ниспослал ему Зевс-промыс-литель.А Прометея, на выдумках хитрого, к средней колонне

В тяжких и крепких оковах Кронид привязал Громовержец

90Дочь Океана.

91Название подземного царства.

9- Дочери Атланта, живущие на крайнем западе, в саду с золотыми яблоками.

Мифология и культура

241

И длиннокрылого выслал орла: бессмертную печень Он пожирал у титана, но за ночь она вырастала Ровно настолько же, сколько орел пожирал ее за день.

Сыном могучим Алкмены прекраснолодыжной, Гераклом, Был тот орел умерщвлен, а сын Напета избавлен От жесточайших страданий и тяжкомучительной скорби, -

Не против воли высоко-царящегоЗевса-Кронида:Ибо желалось Крониду, чтоб сделалась слава Геракла Фиворожденного больше еще на земле, чем дотоле.

Честью великой решив отличить знаменитого сына, Гнев прекратил он, который дотоле питал к Прометею

Из-затого, что тягался он в мудрости с Зевсом сверхмощным, Ибо, в то время как боги с людьми препирались в Меконе, Тушу большого быка Прометей многохитрый разрезал И разложил на земле, обмануть домогаясьКро-нида.

Жирные в кучу одну потроха отложил он и мясо, Шкурою все обернув и покрывши бычачьим желудком, Белые ж кости собрал он злокозненно в кучу другую

И, разместивши искусно, покрыл ослепительным жиром.

242

Л.Н. Воеводина

Тут обратился к титану родитель бессмертных и смертных: "Сын Иапета, меж всеми владыками самый отличный! Очень неровно, мой милый, на части быка поделил ты!" Так насмехался Кронид, многосведущий в знаниях вечных.

И, возражая, ответил ему Прометей хитроумный, Мягко смеясь, но коварных повадок своих не забывши:

"Зевс, величайший из вечно живущих богов и славнейший! Выбери то для себя, что в груди тебе дух твой укажет!"

Так он сказал. Но Кронид, многосведущий в знаниях вечных, Сразу узнал, догадался о хитрости. Злое замыслил Против людей он, и замысел этот исполнить решился. Правой и левой рукою блистающий жир приподнял он,

И рассердился душою, и гнев взошел ему в сердце, Как увидал он искусно прикрытые кости бычачьи. С этой поры поколенья людские во славу бессмертных На алтарях благовонных лишь белые кости сжигают.

В гневе сказал Прометею, Кронид, облаков собиратель: "Сын Иапета, меж всех наиболее на выдумки хитрый! Козней коварных своих, мой любезный, еще не забыл ты!"

Мифология и кцльтцра

243

Так говорил ему Зевс, многосведущий в знаниях вечных. В сердце великом навеки обман совершенный запомнив,

Силы огня неустанной решил ни за что не давать он Людям ничтожным, которые здесь на земле обитают.

Но обманул его вновь благороднейший сын Иапета; Неутомимый огонь он украл, издалека заметный, Спрятавши в нарфексе93 полом. И Зевсу, гремящему в высях, Дух уязвил тем глубоко. Разгневался милым он сердцем,

Как увидал у людей свой огонь, издалека заметный. Чтоб отплатить за него, изобрел для людей он несчастье.

Тотчас слепил из земли знаменитый хромец обе-ногий94, Зевсов приказ исполняя, подобие девы стыдливой; Пояс на ней застегнула Афина, в

сребристое платье Деву облекши; руками держала она покрывало Ткани тончайшей, с главы ниспадавшее, - диво для взоров.

Голову девы венцом золотым увенчала богиня. Сделал венец этот сам знаменитый хромец обе-ногийЛовкой рукою своей, угождаяродителю-Зевсу.Много на нем украшений он вырезал, - диво для взоров -

Всяких чудовищ, обильно питаемых сушей и морем. Много их тут поместил он, сияющих прелестью многой,

93 Особый вид тростника.9/1 Бог Гефест.

244

Л.Н. Воеводина

Дивных: казалось, что живы они и что голос их слышен. После того как создал он прекрасное зло вместо блага, Деву95 привел он, где боги другие с людьми находились, -

Гордую блеском нарядов Афины могучеотцовной. Диву бессмертные боги далися и смертные

люди, Как увидали приманку искусную, гибель для смертных...

Текст печатается по изд.: Гесиод. Теогония // Хрестоматия по античной литературе. В 2-хтомах, Т.1, М.,1965, С. 7074.

ТРУДЫ И ДНИ

Картины постепенной смены поколений. Самым худшим представляется Гесиоду его "железное поколение".

Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских.

Был еще Крон-повелительв то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили,

В поэме "Труды и дни" она называется "Пандора".

Мифология и культура

245

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный Сами давали собой хлебодарные земли. После того как земля поколение это покрыла, В

благостных демонов все превратились они на-земельныхВолей великого Зевса; людей на земле охраняют, Зорко на правые наши дела и неправые смотрят. Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.

(далее описываются серебряный, медный века, поколение "героев" эпохи Троянской войны, наконец, железный век.)

Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться. Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им, Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.

Зевс поколенье людей говорящих погубит, и это После того, как на свет они станут рождаться седыми.

Дети с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут, Чуждыми станут приятель приятелю, гостю -хозяин.Больше не будет меж братьев любви, как бывалокогда-то;Старых родителей скоро совсем почитать перестанут,

246

Л.Н. Воеводина

Будут их яро и зло поносить нечестивые дети Тяжкою бранью, не зная возмездья богов.

Текст печатается по изд.: Гесиод. Труды и дни.// Хрестоматия по античной литературе. В 2-хтомах. T.I. M., 1965,

С. 65 -66.



2019-10-11 961 Обсуждений (0)
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)