Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МИФЫ ДРЕВНЕГО И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ИРАНА



2019-10-11 354 Обсуждений (0)
МИФЫ ДРЕВНЕГО И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ИРАНА 0.00 из 5.00 0 оценок




Среднеперсидская традиция Изложено по "Бундахишн" 1 - 29; "Затспрам"1-11

Вначале во Вселенной не было ни Земли, ни Солнца, ни планет, ни звезд. Было только бесконечное время - зерван акарана. В нем пребывал благой бог Ахура Мазда (среднеперс. - Ормазд) и Дух Зла Ангхро Майнью (среднеперс. и фарси - Ахриман) - прародитель Лжи, грехов и пороков.

Ангхро Майнью, медлительный в постижении, объятый страстью к разрушению, находился в глубинах Тьмы, в преисподней, один. О существовании Ахура Мазды он не знал. Их разделяла Пустота, и Ахура Мазда пребывал - наверху, над Пустотой, озаренный Бесконечным непостижимым Светом Анагранам Раучама (среднеперс. Анагран) - горним Светом мудрости, всеведения, добродетели, благости и Добра. Он знал, что существует Дух Разрушения, который будет оставаться в неведении еще три тысячи лет и за это время не предпримет ничего против бога; но потом он наконец узрит горний Свет, прознает о

270

Л.Н. Воеводина

существовании Ахура Мазды и нападет. Тогда Добро и Зло сойдутся в непримиримой битве. Эта битва затянется на тысячелетия, в нее будут вовлечены все творения, весь - покуда еще не созданный - мир: боги, звезды, планеты, стихии, животные. И, главное, люди. Прежде всего именно люди будут отстаивать и крепить Добро праведными поступками, или способствовать Злу - греховными.

ИАхура Мазда стал готовиться к грядущей битве - дабы уже в начале времен предрешить ее

исход.

Прежде всего он создал духовные сущности102 всех благих творений, которым назначено было появиться в мире: богов, неба, воды, земли, огня, растений, животных, людей (и пророкаЗаратуш-тры)...

Три тысячи лет творения Ахура Мазды пребывали в духовном, неземном состоянии. А Ангхро Майнью все это время находился в преисподней и ничего не знал об Ахура Мазде.

Ивот наступил назначенный срок. Дух Зла поднялся из глубин Тьмы и направился к пределу, откуда был виден непостижимый божественный Свет Ахура Мазды.

Инад зияющим бездонным мраком, из которого он восстал, над Пустотой, тысячелетия разделявшей его и бога, Ангхро Манью увидел Свет. И понял, что в нем его погибель. Погасить! Сокрушить! Уничтожить это невыносимое сияние божества! Охваченный яростью

102 Буквально: творения в неземной форме; вероятно, понятие, сходное по существу с "идеями" Платона.

Мифология и культура

271

Дух Разрушения ринулся сквозь Пустоту вверх, в горнюю высь. Уничтожить!..

Ангхро Майнью стремительно летел навстречу богу. Под ним, удаляясь, недвижно чернела бездна.

Он вторгся в царство сияния - и остановился, увидев мощь и превосходство, превышающие его собственные. Здесь, наверху, Свет Ахура Мазды горел в тысячи крат ярче, чем это казалось Злому Духу из глубины. Ангхро Майнью заметался. Он все еще жаждал схватки с богом - здесь же, немедленно; он еще не понял, насколько могуществен Ахура Мазда.

Но золотые лучи ослепляли его сиянием Истины и благости. И Дух Разрушения отступил.

Когда он покинул царство горнего Света, Ахура Мазда спустился к пределам бездны и предложил мир Духу Разрушения.

-Дух Разрушения! - молвил он. - Присоединись к моим творениям, воздай мне хвалу и добровольно признай мое господство во Вселенной. Если ты поступишь так, как я говорю, а не

иначе, то наградой тебе и твоим созданиям будет бессмертие, избавление от жажды зла, снедающей тебя, и обретение высшей благодати в Истине103.

-Нет! Я никогда этого не сделаю! - ответил богу Ангхро Майнью. - Никогда! И знай, мой враг, что я не только отвращу от тебя все твои творения, но заставлю их поклониться и служить мне!

А объяснение такого (поступка Ангхро Майнью) в том заключается, что Злому Духу увиде-

"" Прообраз свободного выбора между Добром и Злом, который в жизни делает человек.

272

Л.Н. Воеводина

лось в таких действиях Ахура Мазды, будто Аху-раМазда беспомощен и оттого обратился к нему, что он, стало быть,из-заслабости своей попросил о мире; и он (Злой Дух) не согласился, ибо решил одолеть (Ахура Мазду) в битве с ним.

-Ты ошибаешься, Злой Дух, - сказал Ахура Мазда. - Этого не будет. Это не в твоей власти. Я могущественней тебя.

-Нет! Я одолею тебя и воцарюсь навечно! -проревелАнгхро Майнью.

Ахура Мазда задумался. Наделенный всеведущей мудростью, он знал, чего не знал медлительный разумом Злой Дух: в грядущей битве победа Добра над Злом не была предопределенной. Если бы сражение началось сейчас, то победителем мог выйти и Ангхро Майнью. Победа Ахура Мазды становилась предрешенной только в том случае, если бы мировой исторический цикл был ограничен во времени. В бесконечном времени зерван акарана благому богу нужно было создать конечный временной промежуток зерван даргахвада-та- девять тысяч лет, в течение которых свершится вся мировая история. Ахура Мазда знал, что тогда первые три тысячи лет пройдут целиком согласно его воле. Это будет Эра Творения. Пустота, разделяющая царство Света и преисподнюю, превратится в то, что ныне называют "воздухом"; там появятся светила, звезды, земля и земной мир. Затем наступит Эра Смешения Добра и Зла: два начала столкнуться в сотворенном мире, и следующие три тысячи лет пройдут в смешении согласно воле Ахура Мазды и воле Ангхро Майнью. Битва будет продолжаться до тех пор, пока не родится Заратуштра. С приходом пророка в мир наступит Эра Разделения -

Мифология и культура

273

последние три тысячи лет мировой истории. Благое воинство начнет одолевать злые силы, и в назначенный день Зло будет повержено и уничтожено навсегда...

ИАхура Мазда предложил Злому Духу биться ровно девять тысяч лет - как два повздоривших человека, договариваясь о поединке, назначают срок (говоря): "Давай сойдемся втакой-тодень и будем биться, покуда не стемнеет".

Инесведущий Ангхро Майнью принял вызов.

Это договоренность между благим богом и Духом Зла - она и явилась актом творения конечного временного промежутка зерван даргахвада-тав бесконечном времени. Победа Ахура Мазды отныне была предрешена. Но медлительный в постижении Ангхро Майнью этого не понялиз-засвоего недоумия. Он думал, что Ахура Мазда вначале предлагал ему мир, боясь сразиться со Злом, ибо Зло сильней; и тогда его отказ вынудил бога заключить договор о поединке. Он рвался в бой и был уверен, что сокрушит Добро.

Тогда Ахура Мазда явил Злому Духу откровение: показал, каков будет конец истории спустя девять тысячелетий. Разрушитель увидел торжество Добра, уничтожение Зла и злых исчадий в огненном море и потоке расплавленного металла, очищение мира, воскресение праведников и их будущее существование, преисполненное благодати, на веки вечные. Ангхро Майнью содрогнулся. И тогда бог воспел "Ахуна Вайрью" - священную молитву, которую в далеком будущем суждено было принести в мир Заратуштре:

Как наилучший Господь, Как наилучший Глава,

Давший по Истине дело

274

Л.Н. Воеводина

Мазде благое и власть, Убогих104 поставил пасти.

Выстоять перед священными словами молитвы, преисполненными красоты, Истины и Добра, Разрушитель не мог. Когда Ахура Мазда воспел первые семь слов, Ангхро Майнью сжался всем телом от страха; когда прозвучали следующие семь - он пал на колени; когда же "Ахуна Вайрья" была воспета вся целиком, Дух Зла был охвачен смятением и низвергнулся обратно во Тьму. И он оставался в смятении три тысячи лет.

Война была объявлена, но еще не началась. Три тысячи лет Ахура Мазда готовился к ней и творил мир. Все вершилось в согласии с его волей.

Сначала он создал Амеша Спента (средне-перс.- Амахраспанд) - Бессмертных Святых.

По "Бундахишну", было сотворено шесть Амп.х-распандов,а седьмым является сам Ормазд. Мифы о рождении Бессмертных Святых противоречивы: в "Младшей Авесте" Ахура Мазда обычно называется их отцом; согласно одному из поздних мифов, Ормазд поочередно зажег семь светильников-Амахраспандов.

Прежде всего в противовес Духу Зла Ангхро Майнью, появился Святой Дух Спента Майнью, воплотивший в себе творческую мощь и благость Ахура Мазды...

Мифология и культура

275

|0" Слово, переводимое как "убогий" - "дригу", предшественник персидского слова "дарвиш" - дервиш, имеет особый смысл, означая набожного и смиренного человека, верного последователя религии.

Затем возник Boxy Мана - "Добрая мысль"; божество, которому было назначено стать покровителем домашнего скота и народов, ведущих оседлую жизнь и занимающихся самыми праведными делами - скотоводством и землепашеством.

Потом был создан Дух Аша Вахишта - "Лучшая Истина", покровитель стихии огня. Ему предопределялось хранить, укреплять и поддерживать законы, праведность и мораль - везде: и в мире, и в скотоводческих общинах, и в семьях зороастрийцев.

Следом за Аша Вахиштой появилось божество Хшатра Вайрья - "Благое Царствование", "Власть Желанная"; покровитель металлов и неба.

И, наконец, появились остальные Бессмертные Святые: Спента Армайти - "Святое Благочестие", покровительница земли; бог Хаурватат -"Целостность","Здоровье", покровитель водной стихии; и Амертат - "Бессмертие", покровитель растений.

Так возникли высшие божества Амеша Спента.

А тем временем Ангхро Майнью, укрывшись в черной преисподней Тьме, порождал свои мерзкие исчадия - дэвов - злых демонов, которые должны были противоборствовать благим божествам - ахурам.

Сначала царство Тьмы произвело Ака Ману -"ЗлуюМысль". Всеведущий Ахура Мазда предвидел рождение этого исчадия; потому он и создал среди божеств Амеша Спента "Добрую Мысль" - Boxy Ману.

Потом были порождены другие злейшие дэвы: Индра, Шару, а вослед Нахатья, а вослед Тарви, а вослед Заири. Тарви и Заири - Голод и Жажда - стали врагами Амертат и Хаурватат.

276

Л.Н. Воеводина

Одновременно с Ака Маной Злой Дух создал Митаохту - дэва Лжи и лживых мыслей. Так возник Друдж - ложь, первопричина всех грехов, преступлений и зла. Этой отвратительной твари было назначено сделаться главным врагом Аша Вахишты и Хшатра Вайрьи, главным супро-тивцемих миссии по поддержанию Истины, справедливости и праведности.

И, наконец, в мир явился последний верховный дэв - Айшма - "Буйство", "Ярость"; воплощение разнузданности и недисциплинированности, подлый вдохновитель грабежей, насилий, убийств, покровитель разбойных набегов кочевников, угоняющих у оседлых скотоводов скот и приносящих его в жертву дэвам.

(Сколь же мудрым и прозорливым был Ахура Мазда! С самого начала творения он предвидел, что Ангхро Майнью породит триаду, воплощающую злое наччло, и знал, почему должно случиться так: ведь праведность каждого зороастрий-цабудет определяться тем, насколько он

соблюдал завет бога, который откроет людям Заратуш-тра- священную триаду"хумата-хухта-хвараш-та"- "добрые помыслы - добрые речи - добрые дела". Этот завет Мазда и олицетворил в своей небесной триаде: Boxy Мана - Аша Вахишта-ХшатраВайрья. Дух Разрушения противопоставил триаду Ака Мана - Друдж - Айшма: злые мысли, ложь и преступления.) Потом благой бог стал творить материальный мир на месте былой пустоты.

Сначала было создано небо, светлое и ясное, с далеко простирающимися концами, в форме яйца, из сверкающего металла... Вершиной оно достигало до Бесконечного Света - обители Ахура

Мифология и культура

277

Мазды, а все (последующее) творение было создано внутри неба - как в замке или в крепости, где хранится всякое оружие, необходимое для сражения, или как в доме, в котором есть все вещи.

Вторым творением Ахура Мазды была вода.

Третьим творением была Земля. Бог поместил ее в середине неба, как яичный желток в середине яйца. Она предназначалась для скота и мирной пастьбы и была ровной, гладкой, без единого холмика. Со всех сторон Землю окружили вселенские воды, а в недра ее Ахура поместил минералы и руду. Земной шар на треть состоял из гранита на треть из песчаника и на треть из плодородной почвы и глины.)

В небе, между царством Бесконечного Света и Землей, Ахура Мазда поместил светила: ближе всего к земле - неподвижные звезды, над ними -Луну,и еще выше - Солнце.

Путь Солнцу был проложен - с востока на запад; ни к югу, ни к северу оно отклониться не могло, - так что круглый год день был равен ночи.

Звезды были размещены в двенадцати главных созвездиях, названия которых: Ягненок, Бык, Два Портрета, Краб, Лев, Колос, Весы, Скорпион, Кентавр, Козерог, Ковш, Рыба. Двенадцать главных созвездий, по подобию боевого войска, которому назначено в сражение...

для подмоги получили в подчинение все прочие созвездия из остальных 6480-тизвезд; и над теми созвездиями были поставлены четыре командующих, назначенные военачальниками на четыре стороны (горизонта). Это были Тиштрия (Сириус) - командующий на востоке, Сатаваеса (Антарес) - командующий на юге, Ванант - командую-

278

Л.Н. Воеводина

щий на западе, Хофтаринга - ("Ковш" Большой Медведицы) - командующий на севере...

Так Вселенная разделилась на три части.

Наверху, над Солнцем, был Дом Хвалы Аху-раМазды - рай, царство Бесконечного Света и Добра.

Внизу зияла Дужахва - "Место плохого бытия", преисподняя; царство Тьмы и Зла, кишащее порождениями Ангхро Майнью.

А посредине, где прежде была Пустота и где теперь волею Мазды находились небо и Земля, - там Добру и Злу предопределено было вскоре смешаться и начать битву.

Четвертым творением Ахура Мазда были растения. Пятым он создал Первозданного Быка...

Ипоследним, шестым телесным творением Ахура Мазды стал Первый человек - Гайа Мартан. . Гайа Мартан тоже был создан в Аръяна Вэджа на берегу Датии - он был на левом берегу, а Бык - на правом берегу.

Ахура Мазда сотворил Гайа Мартана и Быка из земли. А из света и влаги неба он сотворил семя людей и быков... И он вложил его в тела Гайа Мартана и Быка для того, чтобы от них могло пойти обильное потомство людей и скота.

Согласно поздней версии мифа, известной по пехлевийскому "Ривайату" и "Шайаст на-Шай-аст", Ормазд сначала сотворил весь мир в своем теле, а затем, в течение второго3000-летнегопериода, создал небо из головы, землю из ног, воду из слез, растения из волос, огонь из своего божественного разума и Первобыка из правой руки.

Ивсе три тысячи лет Ангхро Майнью не выходил из преисподней. Он готовился к схватке с

Мифология и культура

279

богом и создавал себе на подмогу новых и новых исчадий - дэвов и паирика105. В мире единовластвовало Добро. Но Эра Творения, когда все сущее вершилось согласно воле Ахуры, близилась к концу.

А Гайа Мартан жил на земле. Его величие и праведность составляли одну треть величия и праведности Заратуштры, грядущего в мире. Гайа Мартан проводил дни, занимаясь самым угодным и любезным Ахура Мазде и самым ненавистным Ангхро Майнью делом: пахал землю и ухаживал за Быком.

Мазда видел это, и сердце его преисполнялось болью и состраданием. Он знал, что благоденствие Первого человека недолговечно: скоро в мир ворвется Дух Зла, земля наполнится бедствиями, и людям, которые произойдут от Гайа Мартана, предстоит долгая мучительная борьба с Друджем и дэвами. Будет засуха и неурожаи. Будут зимы с пронизывающими холодами. Будут опустошительные набеги кочевников, приверженцев Айшмы, угоняющих скот и убивающих его, дабы усладить своих покровителей-дэвовнеправедной и кровавой жертвой. А Гайа Мартан даже не знал, что сам он и его Первобык - смертны; он вообще не знал, что такое смерть.

И однажды Ахура Мазда призвал к себе фраваши106 праведных и держал совет с их разумом: - Бедствия и горести, дэвами порождаемые, обрушатся на мир в неисчислимом множестве и заполнят его, - возвестил он. - Грянет бой -

"ь Класс дэвских существ женского пола.

"l(i Духи предков, крылатые существа в доспехах и с оружием. Существовало представление о фраваши как обожествах-демиургах.

280

Л.Н. Воеводина

шесть тысяч лет не будет ему конца. Против Друджа и Зла, за Добро и Истину-Ашапридется встать вам. Я вложу в ваши руки оружие, которое наповал разит дэвовскую нечисть, -"хумата-хухта-хваршта"- добрые помыслы, добрые речи и добрые дела. Но дэвы и паирика станут всячески совращать вас с пути праведности, строить козни, посылать лжеучителей, лжепророков - и многие не устоят. Это будет страшный бой. Слезами и страданиями будет устелен путь к конечному торжеству Добра. Готовы ли вы? Та ли стезя, если я, Ахура, дав вам телесное воплощение, пошлю вас в мир и буду там всячески оберегать от злокозней Ангхро Майнью, или же вы сами будете противостоять Друджу, много претерпите горя, но выстрадаете победу над Разрушителем-итогда все праведники воскреснут и сделаются бессмертными на веки вечные?

Фраваши чраведников внимали словам Творца.

- Мы выбираем битву с Друджем и друджван-тами,приверженцами Лжи, - был их ответ. Фраваши праведных выбрали битву с Друджем, и Ангхро Майнью, собравшийся уже вторгнуться в мир, застыл, оторопев. Дух Зла был поражен величием людей. Мерзкие мысли Ангхро Майнью смешались, воля дрогнула. Он посмотрел на Гайа Мартана, и недоброе предчувствие охватило его.

Он боялся. Боялся человека и рабочего быка. В скотоводах и пахарях он предощутил гибель. Шли годы, проходили десятилетия, - а Дух Зла все не решался напасть на мир, сотворенный Ахурой. Наконец, дэвы, истомившись от безделья, приступили к своему повелителю и напере-

Мифология и кцлътура

281

бои стали убеждать его, что пора начинать сражение.

Они дважды рассказали про свои собственные злые деяния, но не воодушевило это его; и тот мерзкопагубный Злой Дух, из страха перед праведным человеком, был не в состоянии поднять башку107, покуда перед ним не явилась по прошествии трех тысяч лет зломерзостная Джех, дэв похоти.

- Пора начинать! - возопила она. - Взгляни, отец, какое нас несметное полчище, - а ведь мы породим разной погани еще тысячекратно больше! Восстань, отец наш! Ибо я в том сражении изолью столь много отравы (бедствий) на праведного человека и его быка рабочего, что из-замоих деяний жизнь им не будет желанна; и я изничтожу их души живые, я испорчу растения, я испорчу Огонь Ахура Мазды, я сделаю все творение Ахура Мазды испорченным!

И злой Дух решился.

Так закончилась Эра Творения.

Начало следующего, третьего 3000-летия,было страшным и пагубным для всего живого. Ангхро Майнью, разбив небесную сферу, ворвался в мир, а следом за ним в творение Ахура Мазды ринулись порождения Тьмы. От удара небо содрогнулось так, что звезды, Луна и Солнце пришли в движение. Солнце покинуло созвездие Ягненка и покатилось по Зодиаку; его стало бросать то выше, то ниже, день и ночь сделались не равны. Ангхро Майнью напал в первый день месяца

107 В "Авесте" по отношению к дэвам употребляются слова так называемого "дэвовского" лексикона: у них не "голова", а "башка"; не "руки", а "лапы"; не "рты", а "челюсти"; они не "ходят", а "шатаются" и т.п.

282

Л.Н. Воеводина

Фравашей - с этого момента пошел отсчет времени новой Эры, Эры Смешения Добра и Зла; и оттого первый день месяца Фравашей - день весеннего равнодействия, когда Солнце- Хвархшай-тавозвращается в созвездие Ягненка - считается у зороастрийцев началом года. Дух Зла напал в облике змея и сразу же наплодил ядовитых змеенышей. Мириадыхрафст-ра- крысы, мыши, землеройки, (и змеи, и ящерицы, и лягушки, и муравьи, и какие другие есть еще всякиемногоножки-черви)ядовитые, жалящие, расползлись и заполонили все пастбища, так что без вредоносных тварей не осталось на земле и места с острие иголки величиной. На растениях появилисьнасекомые-паразиты.Дэвы болезней, тлена, смерти, засухи - вся нечисть из воинства Ангхро Майнью разлетелась по миру, и мир погрузился во тьму. Пожухли сочные травы. Дух Зла испортил огонь, примешав к нему дым. А дэв смерти Асто Видоту накинулся на человека и Быка.

Но Первому человеку и Первому Быку суждено было прожить тридцать лет; и сколько ни злобствовал Асто Видоту, сколько ни свирепствовал, - никак не удавалось ему набросить петлю на шею Гайа Мартану108.

Между тем Дух Зла начал сражение с небом. Он создал неисчислимое множество небесных паирика, остервенелых, охваченных одной страстью - разрушить творения Мазды и низвергнуть их во тьму. Затем он создал планеты, кометы и метеоры, которые смешались с созвездиями, ста-

1(18 Но зороастрийским представлениям, Асто Видоту опутывает человека "петлями" его грехов и тащит на веревке в ад.

Мифология и культура

283

ли беспорядочно летать среди них и тем внесли в небо беспорядок и путаницу.

Злая паирика Муш в облике летучей мыши набросилась на Солнце, Луну и звезды, взмахами своих черных крыл стараясь затушить их свет. Но Хвархшайта-Солнцеодолело дэвовскую воровку Муш и присоединило к своему сиянию.

В помощь Луне и Солнцу на бой с планетами и паирика двинули свое воинство Тиштрия, Ванат, Сатаваеса и Хафтаринга...

Паирика были уничтожены. Но планеты остались, и они продолжали двигаться, нарушая строгую упорядоченность звезд на небесной сфере и оказывая губительное влияние на земной мир.

Девяносто дней сражались звезды с планетами и покорили их. После этого ахуры взяли все планеты под стражу: к каждой было приставлено по одному благому божеству, которому отныне вменялось охранять Вселенную от Зла, причиняемого вверенной ему планетой.

Ахурам, стражам планет, пришли на помощь начальники звезд, дабы еще надежней оберегать мир от порождений Злого Духа, блуждающих в Зодиаке, на пути Солнца, и жаждущих разрушения и зла. За планетой Тир (Меркурий) стал отныне наблюдать Тиштрия, за Анахид (Венера) - Сатаваеса, за Варахраном (Марс) - Хафтаринга, за Ормаздом (Юпитер) - звезда Ванант, за Кеваном - Мех и Гах, за Мушпар - Солнце-Хвархшайтаи за Гочихаром - ЛунаМаха.

И Ангхро Манью, осознав свое бессилие в борьбе с небом, позорно бросился наутек. Но путь к отступлению преградили звезды. Все небо, как волосы покрывают голову, покрылось душами-

284

Л.Н. Воеводина

фраваши праведников. Могучее войско двинулось на Духа Зла.

А тем временем ахуры воздвигли крепостной вал вокруг зияющей в небе дыры, которую пробил Ангхро Майнью.

Эту небесную битву видел с земли умирающий Гайа Мартан. Звезды, Луна и Солнце кружились перед его глазами, а мир казался ему темным, как ночь. Дэв тлена Асто Видоту наконец поразил его смертной хворью.

Тридцатью годами раньше, когда он набросился на Первого человека и Быка, у него не хватило сил их погубить, потому что тогда планета Ормазд несла созданиям (Ахуры) жизнь, не сама по себе, но благодаря тому, что ее стерегли светила, а Кеван нес созданиям смерть. Оба они верховенствовали в начале творения: Ормазд был в Крабе... а Кеван был в Весах, в подземелье... Тридцать лет спустя Кеван снова вернулся в Весы, но Ормазд в это время был в Козероге и не мог увеличить своей силы так, как увеличивал ее, будучи в Крабе. Поэтому победил Ормазд, и Гайа Мартан умер.

Скончался от хвори, насланной дэвами, и Первый Бык. Умирая, он выронил семя, которое Ахура Мазда создал в нем. Это семя упало на лоно Земли-Спандармат,и Спандармат приняла его.

Из тела Быка произошли пятьдесят пять видов зерновых злаков и двенадцать видов лекарственных трав, из тела Гайа Мартана - золото и другие металлы.

Когда Первозданный Бык умер, Геуш Урван, "Душа Быка", встала перед бездыханным телом

Мифология и культура

285

и воззвала к Ахура Мазде так громко, как тысяча мужей, кричащих в один голос:

-Кто создал меня и для чего? - слезно вопрошала она. - Почему же ты, Геуш Ташан ("Творец Быка" - Ахура Мазда), допустил, что полевые травы испортились, вода сделалась непригодной для питья, а меня поразил недуг? О Мазда Ахура! Где же человек — тот человек, который будет пествовать меня и оберегать? Почему его нет?..

-Недуг твой наслал на тебя Ангхро Майнью, Дух Зла, - сказал Ахура Мазда.- Если бы было возможно уничтожить Зло сейчас, тебя не постигла бы смерть, ты бы жила и благоденствовала. Но зло будет побеждено еще не скоро.

Когда Бог произнес эти слова, перед ним предстала фриваши Заратуштры. Мазда, обращаясь к грядущему пророку, возвестил:

-Минет три тысячи лет, и ты, получив телесное воплощение, придешь в мир, чтобы принести людям истинную Веру и дать им закон Прав-ды-Арштат109.Ты откроешь людям слова священной молитвы "Ахура Вайрья"... ты принесешь в мир мою праведную веру и предашь проклятию все дэвовские религии. После того как ты свершишь эту великую миссию, земле останется существовать последние три тысячи лет. Затем Добро победит Зло навсегда, и мировая история завершится...

(Далее описывается беспощадная схватка Тишт-риии Ангхро Майнью, потоп, в результате которого земля разделилась на семь каршваров, частей,

109 Арштат (авест ) - персонификация понятия "Аша" в виде божества с антропоморфными чертами.

286

Л.Н. Воеводина

главная из которых каршвар - Хванирату предназначена для арийцев.)

Ахура Мазда создал богов азатов. Обителью их стала Гаронмана, "Место Песнопений", на вершине Хукарьи. В Гаронмане бьет источник Ард-ви.Пречистая божественная влага по склону Хукарьи стекает в долину, от нее берут начала великие реки - Ранха, Вех и Ардви. Всего же в Хванирате восемнадцать великих рек...

А звезды, кружащиеся по небу, бесчисленные и неисчислимые звезды, которые видимы, - это фраваши земных существ, так как всем творениям и созданиям как рожденным, так и не рожденным, которые создал в мире Творец Ахура Мазда, - каждому телу явлена соответствующая ему душа-фраваши...

Все божества невидимы, но имеют зримые воплощения-инкарнации:птиц, зверей и цветов. Символы Ахура Мазды - мирт и белый жасмин, символы Boxy Маны - белый и желтый жасмин, Аша Вахишты - мышиный горошек, ХшатраВай-рьи- королевский базилик, Спента Армайти-мускуснаяроза, Хаурватат - лилия.

(Божества зороастрийского пантеона, за исключением Ардвисуры Анахиты, не имелиантропоморфных обликов и изображались в виде символов-инкарнаций.)

Высшие творения Ахура Мазды - священные стихии: огонь, вода и земля. Огонь Ахура Мазды - Атар разлит по всему космосу и пребывает во всех живых существах, кроме, конечно, храфстра. Дух Атара - Истина-Аша,инкарнация - цветы ноготки... Шли годы. Ангхро Майнью и его

Мифология и

287

дэвы больше не начинали великих баталий, сотрясающих весь мир. Злое воинство теперь вредило и пакостило исподтишка, то здесь, то там. Появились гниение и плесень; к священной стихии - Огню - примешался горький чадящий дым, который отравлял воздух; стала протухать и цвести застоявшаяся вода; пересыхала и трескалась почва; возникли пустыни, и там, где некогда звенело щебетанье птиц и все благоухало, теперь безмолвствовали пески...

Из семени Первобыка произошли бык, корова и 272 вида полезных животных. А из семени Гайа Мартана сорок лет спустя вырос куст риваджа (ревеня), одностеблевый, пятнадцатилетний, пятнадцати листый. Этот ревеневый куст состоял из двух растений, сросшихся воедино.

То была первая человеческая пара, мужчина и женщина - Машйа и Машйои. Датуш ("Творец", эпитет Ормазда) Ахара Мазда создал их в виде растений, одноформными и однообразными, и в середине тела их обоих были соединены.

Машйа и Машйои не знали, обладают ли они общей душей или же у каждого из них есть своя собственная. И они спросили Датуша Ахура Маз-ду:что важнее - тело или душа, и что было создано раньше?

- Душа существует для того, чтобы тело могло творить добрые дела в согласии с Истиной, - ответил бог, - а тело создано для добрых дел. (Душа управляет телом, как наездник - лошадью.) Вот почему душа важнее тела и была создана прежде него. У вас две души. Отныне у вас да будут два тела!

После этих слов Творца Машйа и Машйои обрели облик людей и разъединились.

288

Л.Н. Воеводина

И выросло то дерево, из плодов которого впоследствии произошли люди-страшилища:хвостатые, мохнатые, одноногие, крылатые и прочие такие же - всего десять народов.

-Вы - люди! - напутствовал Машйа и Машйои Ахура Мазда. - Вы мое самое совершенное творение, ибо с тех пор, как Дух Разрушения напал, ко всем моим благим творениям примешалось и Зло, - а в ваших душах и телах Зла нет. Но берегитесь, чтобы оно не вселилось в вас! Живите согласно с Правдой-Арштати не поклоняйтесь дэвам. Дэвы к этому времени совсем обессилели от поражений в битвах с ахурами, и поначалу Машйа и Машйои беззаботно наслаждались жизнью, благодарили Ахура Мазду и воздавали ему хвалу. Но постепенно они привыкли, что ничего им не грозит, решили, что их благоденствие будет вечным,мало-помалузабыли напутственное предостережение Ахура Мазды. И тогда в их души стало проникать Зло.

Однажды Машйа сказал Машйои:

-Воду, свет и растения создал для нас Ангхро Майнью.

Едва только эта лживая мысль была произнесена вслух, у дэвов прибавилось сил, а Ангхро Майнью завладел душами первых людей: они сделались грешными и злыми.

Некоторое время после этого Машйа и Машйои еще жили как прежде, без забот, не испытывая нужды ни в пище, ни в одежде. Потом они вдруг почувствовали голод - это ощущение было им прежде незнакомо. На исходе тридцатого дня муки голода стали невыносимыми. Тогда Машйа и Машйои поймали белую козу и высосали у нее молоко из вымени. Машйа воскликнул:

Мифология и культура

289

- Праведная жизнь, которой мы жили до сих пор, доставляла моей душе немалое наслаждение. Но несравненно большее наслаждение получило мое тело от нескольких глотков молока. Я думаю, что и все плотские радости доставляют больше удовольствия, чем духовные. Бог обманул нас, когда сказал, что душа превыше тела.

От этих лживых слов сила дэвов еще больше увеличилась.

Еще через тридцать дней Машйа и Машйои поймали белую овцу, убили ее и жарили мясо. В костер они бросали траву и сырую древесину, оскорбляя тем священные стихии - воду и огонь, ибо вода не должна соприкасаться с пламенем, и огонь можно поддерживать только сухими чистыми дровами. Кроме того, в огонь капал жир с жарящегося куска. И от каждого неправедного деяния первых людей возрастала сила дэвов.

Машйа и Машйои сделали себе одежду из шкуры убитой овцы, добыли железо, выковали топор и соорудили деревянный дом. Лживые помыслы владели ими, поэтому они всякий раз делали что-нибудьвопрекиИстине-Аша,нарушаликакой-нибудьзапрет или заповедь, тем усиливая дэвов. И пришел день, когда дэвы обрели достаточно сил, чтоб наброситься на Машйа и Машйои.

- Поклонитесь нам! - потребовали они.

Машйа взял в руки кувшин с молоком, повернулся к северным каршварам110, вылил молоко в сторону севера и восславил дэвов. После этого

1111 В ведической религии представления о дэвах (считавшихся благими божествами) тоже связывались с севером: там, в частности, находился рай, а бог смерти пребывал на юге.

290

Л.Н. Воеводина

лживого деяния дэвы полностью восстановили силы, растраченные в боях с ахурами, и преисполнились готовности к новому сражению.

Важнее всего для воинства Ангхро Майнью было - не допустить появления в мире праведных людей, чьи души-фравашиАхура уже создал. Поэтому дэвы лишили Машйа и Машйои полового инстинкта. Но дэвовских сил хватило только на пятьдесят лет. Через пятьдесят лет Машйа и Машйои почувствовали влечение друг к другу и совокупились.

Своих первенцев, мальчика и девочку, они съели. Чтобы такого не повторилось впредь, Ахура Мазда вложил в их души родительскую любовь, -иследующие семь пар детей Машйа и Машйои благополучно вырастили. От потомства первых людей произошло все человечество: четыре расы, пятнадцать народов. И поскольку уже были на земле к тому времени десять разновидностей людей (которые произошли от плода дерева)... двадцать пять народов пошло от семени ГайаМарта-на.Люди же, произошедшие от плода дерева, были те, которые живут в лесу и имеют хвосты, и те, у которых тела покрыты шерстью.

("Людьми с хвостами", скорее всего, названы человекообразные обезьяны - гориллы и шимпанзе; "людьми, покрытыми шерстью" - бурые медведи.)

Когда Машйа и Машйои умерли, Дух Зла унес их грешные души к себе, в преисподнюю Тьму. Там они пребывают по сей день, ожидая конца света, суда над мертвыми и очищения мира от Зла.

Мифология и культура

291

А народы, оставшиеся жить на земле, вскоре заселили всю Хванирату, начали сеять, разводить скот, вести хозяйство, - и об этих людях были думы и заботы Ахура Мазды...

Всей же Хванирате покровительствует фрава-шиЗаратуштры. (Незадолго до рождения пророка Ахура Мазда поместил его духовную сущность, фраваши, в ствол священного дерева Хаомы, и она пребывала там до того дня, когда Заратуштра получил телесное воплощение и пришел в мир. Это ознаменовало конец Эры Смешения Добра и Зла и начало последнего этапа мировой истории - Эры Разделения.)

Хаома, древо бессмертия, царь всех лекарственных растений, находится на острове в океане Во-рукаша.

Кто вкусит от плода Хаомы-Гаокерны,над тем будут не властны старость и смерть. Поэтому десять тысяч дэвовских ящериц, порождений Ангхро Майнью, стремятся похитить священное дерево. Но рыба Кара плавает вокруг острова и неусыпно стережет Хаому.

Текст печатается по изд.: Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб.-М.,1998, С. 79105.



2019-10-11 354 Обсуждений (0)
МИФЫ ДРЕВНЕГО И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ИРАНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МИФЫ ДРЕВНЕГО И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ИРАНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)