Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В этой же статье поднимается тема автостопа «лицензионного» и не очень, и что-то рассказано и о нас. Вот почитайте.



2019-10-11 189 Обсуждений (0)
В этой же статье поднимается тема автостопа «лицензионного» и не очень, и что-то рассказано и о нас. Вот почитайте. 0.00 из 5.00 0 оценок




5 апреля 2011 года исполняется ровно 50 лет уважаемому и многим известному Алексею Ворову, основателю Петербургской (ранее Ленинградской) Лиги Автостопа (ЛЛАС / ПЛАС), и создателю теории спортивного автостопа вообще. Я его поздравляю от всей души, желаю дальнейших путешествий, походов, поездок, хороших учеников и учениц. И чтобы среди его учеников вырастали и далее «звёзды автостопа», такие как В.Шарлаев (ПЛАС №81), и другие.

Читателям интересно будет прочитать про самого Алексея, про историю многих лет и про «лицензионный автостоп» и не очень «лицензионный».

Итак. Ещё тридцать лет назад, когда мало кто из нас был вообще в природе, — Алексей уже ездил автостопом в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, изучал зимники Якутии, сидел в пограничной тюрьме в районе Пика Ленина, постигал круглосуточные методики езды, разрабатывал технологии автостопа. Часто проводились гонки (с 1978 года). А с первыми проблесками «внутрисоюзной» свободы, ЛЛАСовцы осуществили первые европейские гонки, ещё в конце 1980-х годов, и стали думать о кругосветном путешествии.

Маршрут Кругосветного путешествия ПЛАС 1992-93 гг проходил там, где было больше суши и меньше воды. Назывался проект «Автоколумб». 500 лет назад Колумб открыл Америку, за ним это сделали представители ПЛАС. Стартовав из Питера в середине февраля 1992, четверо участников проехали до Якутска, потом через Зырянку — по зимникам Чукотки — до Эгвекинота, испытывая морозы до -55°С. В отличие от сегодняшних дней, нельзя было списаться по Интернету с селениями Чукотки и спросить их про дороги; во многие селения нельзя было даже позвонить; электронной почты не было, продуктов в магазинах — тоже, деньги в бывшем СССР были огромной редкостью, спонсоры на территории России не водились, доллар для нас был большой денежной единицей. Транспорт на Чукотке и сейчас ходит не очень регулярно — Костя Савва и Полина Кулешова четыре года ехали до Уэлена; тем удивительней, что ПЛАСовцы достигли Эгвекинота за два месяца, к 15-му апреля — как раз зимники начинали таять. А задерживаться нельзя было — растаешь и... год бы пропал.

Авиастопом из Эгвекинота в Провидения, потом кажется на о.Св.Лаврентия, в Ном и Анкоридж, и таким образом первые автостопщики из б.СССР пересекли Берингов пролив в апреле 1992. Подробней об этом написал в своих статьях сам Алексей, найдите в Интернете его творчество. Всем рекомендую прочитать. «Всего лишь снова открыть Америку», если найдёте в Интернете[28].

Ах, жалко, что Алексей не пишет различных книг! Вот все бы зачитались. Не то что разная другая беллетристика.

Результат скажу сразу, был такой: двое человек покинули маршрут кругосветки (один улетел в Россию, другой остался в США), и только А.Воров и М.Дуткевич, после долгих процессов, достигнув Южной Америки, переплыв на грузовом пароходе океан, вернулись в Европу — и впоследствии в Питер — в июле 1993 г., преодолев более 80 тыс.км. Напомним, что про получение виз в разных странах никто заранее не знал, а и шенгенской визы тоже ведь не было — в каждую евространу требовалась отдельная виза. Загранпаспорт, по истечению страниц, Алексей получал новый — кажется, в Никарагуа.

Совершив уникальное Кругосветное путешествие, А.Воров не стал «пиарить» себя, в отличие от нынешних многих граждан. Лишь некоторые люди в Питере узнали о ПЛАС, и стали учениками гуру (в этот «набор молодёжи» в ПЛАС 1993 г вошли многие известные впоследствии люди).

Один из питерских альпинистов, Леонид Замятнин, узнал о кругосветке Ворова и решил повторить её, два года спустя (1994). Выведав у Алексея секреты зимников, интенсивность движения машин, он поехал в кругосветку по следам А.Ворова, рекламируя себя в СМИ, но никак не упоминая о Первопроходцах. Результат вскоре и был явлен: Замятнин ехал до Чукотки не два месяца, как ПЛАС, а целых три; потом долго ждал авиастопа на проливе и всё-таки улетел в Анкоридж с попутным самолётом. Пересекши все Штаты слева направо, и так и не упомянув о Ворове, — Л.Замятнин почувствовал себя плохо, улетел в сторону Питера и вскоре скончался от рака[29].

Были и другие люди, пытавшиеся совершить автостопную кругосветку. Но все они использовали, в ходе передвижения, и общественный транспорт. Большинство из них не доезжали до конечной — она же начальная — точки маршрута. Мы тоже (я и АВПшники) думали совершить кругосветку в 2000-01 гг, но проехали только «через» Африку — плавание через океан явилось, и сейчас является, трудноразрешимой задачей. О всех же разных «недокругосветчиках» писать места в Интернете не хватит — обычно много шума до старта, и потом — молчок.

 

* * *

 

Алексей Воров известен с 1980-х годов не только как автостопщик и походник, но и как изготовитель туристического снаряжения. Много сотен рюкзаков (в обиходе называемые «воровские рюкзаки»), пошитые им, путешествуют по всей нашей стране и по половине мира, и даже в московском и питерском метро люди иногда знакомятся, увидев друг на друге «воровский» рюкзак. Хоть он и компактен, но в него помещается всё, и он удивительно прочен: у меня при себе есть (в качестве, правда, дополнительного, городского) рюкзак, пошитый Алексеем ещё в 1996 году, и с тех пор проехавший немало километров. В природе есть, кстати, две модели — «штурмовик» и «экспедиционник», дизайн обеих моделей придумал сам Алексей специально для автостопа, ещё в 1980-х годах; шьёт их только сам автор — производство не фабричное! — и качество отменно высокое. Нужно знать, что рюкзаки не очень большие, штурмовик литров на 30-35, экспедиционник литров на 45, учит людей компактности.

Кроме рюкзаков, Алексей шьёт спальные мешки — тёплые, пуховые; один из таких спальников у меня в обиходе с зимы 1995/6 года, в нём я ещё спал на самой первой «Эльбе» зимой в Выползово (а вместе со мной спал К.Шулов, тогда стажёр ПЛАС, но спальник ещё не добывший). В этом спальнике я спал и по дороге в Туру-2002, когда мы ехали по зимникам в сорокоградусные морозы — выжил и я, и спальник тоже. Этот же спальник ездил со мной и в Индию в 1998, и на Архангельскую зимовку 2010 [и в Палану, куда я ехал по зимнику в 2013, и много ещё куда последующие годы].

Кроме спальников, Алексей шьёт куртки, палатки и прочее. А вот фирменные легендарные комбинезоны ПЛАС не шьются кому попало — это клубная экипировка, и обладать ею может только «сертифицированный» человек, член или стажёр ПЛАС, последователь(ница) А.Ворова.

 

* * *

Для тех немногих людей, кто всё же плохо знает, кто такой Алексей Воров, — ещё несколько вещей расскажу про него. Во-первых, А.Воров — человек большой честности. Например, однажды, году примерно в 1995-м, ехали мы с ним в троллейбусе с Пискарёвки. А.Воров, зная моё тогдашнее свойство — тяготение к безбилетному проезду — молча достал два талончика, и прокомпостировал — за себя, и за меня.

Вот ещё один характерный случай. Однажды, лет восемь назад, две женщины, путешествующие автостопом по Ближнему Востоку (примерно 35-ти и 58-и лет) приехали автостопом в Египет, в Каир. Где одна из них, старшая, скоропостижно заболела и скончалась. Подруга же её осталась с трупом и с огромными счетами за дорогой госпиталь, холодильник и транспортировку тела (многотыщдолларовый счёт: похоронить почему-то решили на Родине, на Урале). Был поднят клич по Интернету — сбор денег, кто сколько может. Алексей сделал две вещи: во-первых, сказал всем, что бывает, когда неподготовленные люди выходят на трассу, — и, во-вторых, послал деньги в помощь.

В начале 1995 года известный сейчас многим (а тогда не всем известный) Валерий Шанин дал объявления в газеты о том, что он, проехавший автостопом 50 тыс.км., научит всех желающих этому мастерству всего за 50 долларов. Узнал про это А.Воров, проехавший 1 млн.км., и удивился: кто такой Шанин? И приехал к нему. Шанин, обучая людей автостопу, написав и издав книгу «Хитч-Хайкинг: автостопом по США и Европе» — до этого никогда не видел Ворова, и не знал о нём, — потому как Воров не «пиарил» свою личность и достижения. Тут же, посетил Шанина Воров и напомнил, вероятно, библейское слово — «Даром получили, даром давайте». Шанин послушал Ворова и перестал брать деньги за обучение, перешёл к другим проектам — всем хорошо известно о них, о шанинских проектах. Кстати, эти двое известных людей — почти ровесники...

Валера, побывав на гонках ПЛАС, и проехавши в паре с Филом Леонтьевым, и восемь часов на одном месте проторчавши весною 1995-го весёлого года, — решил устроить свои соревнования. Про первые (названные им «Чемпионат России по автостопу») я уже рассказывал когда-то. А на вторых («Второй Чемпионат», май 1996) Воров выставил восемь пар ПЛАСовцев — рекордное, наверное, число. Вся остальная Россия выставила четыре пары, включая самого Валерия Шанина в паре с кем-то. Стартовав 1 мая 1996 года, через двое суток первые из ПЛАСовцев уже завершали извилистый 3000-километровый маршрут, а из прочих, не-ПЛАСовских участников, почти никто вообще не доехал до финиша; не доехал и сам Шанин. Тем самым наглядно было явлено, кто хозяин на Дороге и кто ездит автостопом, и днём, и ночью, быстрее всех.

 

Примерно в 1997 году Алексей отметил (где-то между Пустошкой, Псковской области, и Питером) свой миллионный километр, и до сих самых пор его стаж продолжает расти. Я точно не знаю — стесняюсь спросить, но наверное 1,700,000 километров проехал Алексей автостопом, а то и больше[30]. По своей скромности он не полез в Книгу рекордов Гиннеса, где в графе «Автостоп» были записаны какие-то заокеанские карлики, проехавшие меньше миллиона (не знаю, может там всё же исправили в новых изданиях?)[31]

Алексей Воров, в отличие от нас, ведёт по дороге хронику и тщательно следит — когда и где в какую машину загрузился, из какой машины где и когда вышел, и следуя ему, хронику ведут все члены ПЛАС, а из москвичей — известный нам Егор Паагирев, проехавший более 300,000 км — кстати, тоже очень немалое число. Хроника в ПЛАС является доказательством пройденного пути, что важно, например, на гонках (хроники разных людей потом можно разбирать, сопоставлять, понять кто где совершил ошибку и т.д.).

А.Воров — знатный походник, отличный знаток Хибинских гор, в которых бывал уже почти сотню раз (точное число знает только сам он). И в других горах бывал он, и привлекает ПЛАСовцев к спортивному туризму. Воров не курит, ведёт трезвый образ жизни, и такого же ожидает от своих последователей (в этом они, последователи, не всегда следуют Учителю). Воров любит бардовскую песню и играет на гитаре, хотя редко делает это публично.

Алексей — убеждённый противник одиночного женского автостопа. Однажды в конце 1990х, осенью, собрались все представители (бывших тогда) клубов автостопа обсуждать правила внутриклубных гонок («Корова на льду» они назывались). Воров сказал, что одиночным женщинам участвовать нельзя. Другой человек, руководитель упомянутой ГМА, говорил — можно! Воров говорил, что женщинам в одиночку ездить опасно, и если женщинам будет дозволена одиночная езда, ПЛАС отклоняет заявку участия в мероприятии. На том и не нашли общего языка... Этой же ночью поехали все члены клубов по своим домам, и руководитель ГМА, Гуменик М., тоже поехал в свой Питер (а собрание на моей квартире происходило, отчего мне в точности и известно). И вот, прошло всего немного времени, как под Солнечногорском взяли его в машину — бандиты, завезли в лес и избили до полусмерти, да так, что в Питер он добраться не мог — еле вернулся перед рассветом ко мне на квартиру, вызвали «скорую», и он в 81-й московской больнице оказался. Так сама судьба показала — не зря беспокоился за женщин Учитель.

В созданной им Петербургской Лиге Автостопа А.Воров имеет четвёртый номер — все у них там по номерам: ПЛАС№4 — Президент, ПЛАС№81 — Шарлаев, последние номера сейчас где-то в начале второй сотни. Кто там ещё из первой десятки — помнят лишь сами они; я никого не видел из первых, хотя они могли бы многое рассказать про начальную историю Лиги. Полный же список ПЛАСовцев вывешен в Интернете, можно посмотреть, кому интересно.

Первые номера получались в конце 1970-х годов; при старте «Автоколумба» номеров было немногим более полусотни; сотый номер появился уже в этом тысячелетии. Большинство номеров прежних лет, однако, уже не ездит автостопом — народ взрослеет, и только для немногих путешествия становятся образом жизни.

Некоторые бывшие ПЛАСовцы и стажёры Лиги, интерпретировав по-своему систему Учителя, созидали свои клубы-однодневки, пик которых пришёлся на конец 1990-х годов. Большинство из клубов этих исчезло, оставив лишь в Интернете свои следы; один клуб действует до сих пор — это ГМА («Петербургская Гильдия Мастеров Автостопа»). Они преподают людям сокращённое учение ПЛАС, проводят гонки. Есть среди посещающих Гильдию, и среди «мастеров» ГМА, свои хорошие люди, о которых нам известно. Однако одновременное посещение обоих клубов невозможно — приходится выбирать. Во многом, выбор принадлежит самому А.Ворову — люди, не понравившиеся ему, или почему-либо повздорившие с Учителем, уходят в Гильдию, где им всегда находится место.

 

* * *

 

Теперь же несколько сот слов придётся сказать на тему, которую нередко затрагивает сам уважаемый нами юбиляр. Тема эта такая. Воров в 1970-80-х годах разрабатывал знание об автостопе, передавал его ученикам — долгие годы. В конце 1993 года обрывки этого учения, в кратком пересказе его некоторых учеников, достигли А.Кротова (сам Кротов не был членом и стажёром ПЛАС и получал знания из вторых рук). И этот Кротов (то есть я) таким вот путём стал обладателем информации об автостопе, которую информацию в последующем (1995) включил в свою книжку «Практика вольных путешествий», где она (эта информация), наряду с прочей информацией о поездах, вписках, пароходах и проч., дожила и до наших дней (см.ПВП). Таким образом, А.Кротов нечестиво присвоил знания А.Ворова и поделился этими знаниями с людьми, в том числе и с теми, которые были недостойны такого ценного знания — воры, пьяницы, наркоманы, уголовники, неформалы и другие.

Конечно, так оно и было. И есть сейчас. Кстати, в каждой книге «ПВП» на первых страницах имеется ссылка на ПЛАС, и упоминание первенства г-на Ворова и ПЛАС во всём, что касается автостопа. О клубе автостопа ПЛАС и о А.Ворове, из этой книги «ПВП», узнало гораздо больше людей, чем из уст самого А.В., который до сих пор предпочитает изустную передачу информации.

Да, так оно и было. И тысячелетиями так и происходит по всей Земле. Возьмём, например, Новый Завет. Кто написал основную часть Нового Завета? Павел, который и апостолом-то не был, и Иисуса если и видел, то мельком, а знания от него получил лишь в чужом пересказе, и в откровении что ему привиделось тоже, — ну и ненароком и перепутал что, недопонял, а чего и своего понаписал. А слов Иисуса в Новом Завете меньше десяти процентов, да и то — точно ли записаны? Ведь и Лука тоже — не из Двенадцати был номеров первой общины; и только лишь Иоанн расписался, да и позже, через полста лет после распятия Учителя, немудрено, что и обожествил, и преувеличил малость... Так вот же — Павел да Лука написали почти весь Новый Завет, вместо Иисуса: тот и сам не рад, но что ж поделать: иначе надо было самому писать. А теперь не христианство, а павлианство распро­странилось в народе.

Или того же взять Сократа. Не написал ничего, тоже передавал знания изустно. И вот же — стоило Сократу уйти в мир иной, как Платон начал всё перевирать, и от имени Сократа стал писать книги, диалоги, вложил в уста Учителя свои собственные мысли об обществе, о государственном устройстве — и Сократа мысли тоже, но всё ж перемешал, освятил именем Сократа свою писанину, и мы теперь двадцать пять веков в мильоне экземпляров эти сочинения читаем. То же и со многими другими учителями — что Будда, что Кришна или Рама (если эти последние вообще были) — что они говорили, мы не знаем, только в пересказе бодро пишущих учеников, да и даже не учеников, а левых, посторонних персонажей, Прабхупаду того же взять.

Что же? Неужели налицо плагиат? Никак. Плагиат — это из текста в текст, а распространение идей — не плагиат, никак. И все люди используют мысли, знания других людей, приобщают к ним свои знания, так и живут, и это нормально. И апостол Павел, и Прабхупада плагиатом не занимались — транслировали идеи своих Учителей, коих к сожалению близко и не знали. Ну как поняли, так и транслировали. И я пересказал в своей книге «ПВП» то, что слышал от других — не от самого Ворова, но от учеников его, — а также приобщил опыт и прочих своих знакомых — Сергея Зубцова, например, и свой собственный опыт, и опыт своих разных друзей-гостей-автостопщиков-путешественников. Все знания собрал, обобщил, Основателя в начале упомянул. Ученики, кстати, рассказывая о возможностях и способах автостопа и об Учителе, не говорили, что знание это — секретно. Но сами они книг не написали — а жаль; пришлось мне написать.

Иисус Христос уполномочил Двенадцать, а потом и Семьдесят апостолов, транслировать свои учения в массы. Так из Двенадцати оказалось много неграмотных, да один оказался даже Иуда, а другой отрёкся от Учителя, потом правда реабилитировался. Так и уважаемый нами Воров: распространял своё учение изустно — не каждый мог услышать, прикоснуться, познать слово Учителя. Потому как Алексей вёл скромную жизнь, не афишировался, лекции в других городах читал редко, объявлений вешал мало, в газеты массово не нёс свои сообщения. Только литовцев научил, — и те быстро от нас отделились, знания россиянам не передали, а через десять лет своя история с участием литовцев приключилась, уж лучше помолчим о ней. — Как же человеку из Иркутска, Кишинёва, Владивостока в те годы было прикоснуться к Учению об автостопе? Никак. Интернета ж не было, книг тоже, в газетах не писали... Да и ученики Ворова тоже, типа апостолов оказались — не один, а несколько «иуд» создали свои клубы, учение стали сами искажать, а некоторые... Да что их вспоминать, все уж канули в Лету.

Я полагаю, что Алексей пользуется только лицензионной системой «Виндоус» в своём компьютере (или в крайнем случае системой «Линукс»?) — ведь Воров удивительно аккуратен, и он только за лицензионную передачу информации. Лицензионную передачу идей и знаний. У меня же (полагаю, но точно не могу знать — я не компьютерщик) стоят всякие нелицензионные программы, скопировали мне их друзья, вот и печатаю себе на здоровье. И автостоп у меня тоже нелицензионный — нахватался в первой половине 1990-х немного знаний от кого попало, теперь пользуюсь, но правда не так часто, как Воров: я же не Воров. И другие пользуются.

Спасибо нужно сказать и ученикам Ворова: это они распространили знание, «кому не следовало» (сам же я был только на одной лекции Учителя, и то случайно — году в 1994, он вещал про Мурманскую трассу). Расползлось знание, Алексей Игоревич, и хорошо, что расползлось — спасибо тебе, как Основателю, Первооткрывателю, Первопроходцу.

Да, многое уж кануло, за пятьдесят лет Алексей Воров перевидал много, очень много разных «автостопных клубов». Одни исчезли, только появившись на страницах Интернета, мертворождённые, озабоченные лишь тем, как помоднее одеться (в комбинезон «под Учителя») и найти мифических «спонсоров». Другие протянули подольше, но тоже исчезли — нет ничего вечного, кроме ПЛАС.

Придёт и день, когда всяких там «школ автостопа», «гильдий автостопа» и «академий в.п.» уже тогда и не будет в помине. «И это прошло, покинули трассу все левые автостопщики; «народный автостоп» завершён», — подумает (возможно) Алексей, дошивая десятитысячный рюкзак, — а мы...

Что мы? Прости нас, Алексей, что мы не обладаем теми свойствами, что ты ожидаешь от нас! Поднимем же пятого апреля бокал (с газировкой — напомню: А.Воров — трезвенник). Пятого апреля. Кто где не находится, на разных концах планеты — в этом есть заслуга и уважаемого Алексея Ворова.

Вспомним Алексея Ворова — и постоянство намерений его! Здоровья тебе, быстрых машин, шершавой трассы. И чтобы без аварий! Когда вновь будешь проезжать по Ленинградскому шоссе, на въезде в Москву — мой дом, ты хорошо знаешь. Когда и я сам буду в России, и ты будешь проезжать рядом, не очень торопясь — заходи в гости. Номер квартиры известен. Буду рад.

 

Индонезия, Маланг, весна 2011

 

 

Немного о Валерии Шанине

Автор: Антон Кротов, 2015

 

Текст этот описывает вкратце жизнь Валерия Шанина, одного из пионеров и пропагандистов автостопа в России. Как и биография Ворова, — текст про Шанина появился в моём блоге, по случаю его очередного Дня Рождения. Приведу его здесь.

 

30 ноября 2015 года отмечает свой 54-й день рождения известный путешественник, писатель, организатор многих интересных проектов, оптимист, фильмоизготовитель, фотограф и кругосветчик Валерий Шанин. Поздравляю его!

Для тех немногих людей, кто ещё не знаком с юбиляром, расскажу о нём. Зародился Валерий не в Москве и не в Питере, а в иных селениях, полвека назад (в 1961 г). Это произошло примерно через полгода после того, как полетел в космос известный кругосветчик Гагарин, и как родился другой будущий кругосветчик Алексей Воров. Так что они — почти ровесники. Юный период жизни Валерий провёл в туркменском городе Небит-Даг, но никаких подробностей об этой эпохе мне не известно.

В.Шанин проник в Москву, поступил в МГУ и впоследствии получил аж три высших образования. Так что он пусть будет ответом тем людям, все ли автостопщики такие необразованные и бросили институты — этот не бросил, а аж трижды закончил. Да ещё где так интересно можно жить в столице, как не в общаге МГУ в Главном здании?

Валерий Шанин начал путешествовать тогда, когда половины ныне живущих людей ещё не было на свете. Поскольку интернета и книг об автостопе не было видно, Валерий разработал свой метод сам. В начале 1980-х годов он начал иногда путешествовать автостопом, в самом начале 1990-х освоил, путешествуя, США и Западную Европу (ещё не шенгенскую тогда) и написал и выпустил книгу «Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе» (М., 1994, 208 стр). Она продаётся до сих пор, можно её у меня дома найти. Также Валерий, ещё учась в МГУ, завёл жену Светлану, а впоследствии — и двоих дочерей, одно время известных в автостопных кругах.

Зимой 1994/95 г Валерий официально зарегистрировал свою «Школу автостопа» и открыл курсы обучения этому искусству. Удостоверение о регистрации «ША» он демонстрировал нам, так что он почти что единственный человек, кто зарегистрировал свой клуб. Валера в разговоре сообщил мне однажды, что он потратил на официальную регистрацию своей «Школы автостопа» 300 долларов, и столько же получил впоследствии в форме спонсорских взносов. Других важных польз, кроме наличия печати, эта регистрация не вызвала.

Нужно сказать, что методы путешествий Валерий осваивал самостоятельно, никогда до этого не встретив других мудрецов. Ну и время было другое — интернета не было, книг по автостопу — тоже, редкие специалисты по автостопу почти не афишировали своё существование. Валерий стал активно рекламировать возможность путешествий автостопом по Европам.

В то время, когда доходы в России и Европе различались в 25-50 раз, автостоп был единственным способом увидеть иноземную действительность. Даже не анекдотными казались случаи, что человек проник в Европу, продал в Норвегии одну бутылку русской водки, и на эти деньги путешествовал там неделями, тайно переходя границы — и такое бывало тогда.

В начале 1995 г, рекламируя свою школу и свою книгу, Валерий развил бурную деятельность, и при помощи СМИ в этом же году стал самым известным автостопщиком СНГ. Тут-то его и приметил мудрый Алексей Воров, и состоялось явление одного мудреца другому. Воров сообщил ему (Ша) своё, истинное, учение. Примерно тогда — и мы с Валерием познакомились.

Жил тогда Шанин всё в МГУ, в общежитиях при Главном здании, со своей женой и дочками. Там же Шанин и принимал гостей, и обучал желающих, а когда создалось АВП, мы тоже начали проводить лекции в МГУ (находили незапертую аудиторию, заполняли её и начинали обучение... Пропускная система была менее строгой, чем сегодня.)

Дальше воспоследовало вот что: ПЛАСовцы пригласили Шанина на гонки. Валерий участвовал в гонках ПЛАС на майские выходные 1995-го, и ехал в паре с известным Филом. Вскоре, в июле 1995, В.Шанин поведал мне: возникла у него идея: провести Чемпионат России по автостопу. 1000 человек должны были стартовать, в одночасье, 19 сентября 1995, от памятника Ломоносову возле МГУ, и, объехав до двадцати городов по указанию Шанина, вернуться обратно в десятидневный срок. Я думал, что трудно тысячу человек так быстро собрать, но Валерий был и остаётся до сих пор оптимистом, хоть и двадцать лет прошло.

С лёгкой руки В.Шанина, с его очерка «Хитч-хайкинг за семьдесят лет» (в его книге «Хитч-Хайкинг: автостопом по США и Европе», 1994) — день 19 сентября стал считаться Днём автостопа. Именно в этот день, 19.09.1995, стартовал организованный Валерой «Первый чемпионат России по автостопу» (1995), а потом, в последующие годы — много и других мероприятий, также устроенных им же[32].

Так вот, чемпионат произошёл, тысячи человек не набралось, как я и предсказывал. И было всё не очень удачно, и один человек во время чемпионата умер по неопознанной причине (Леонид Жалейко, официальная версия: упал с дерева). Было два тура, марафон и спринтерская гонка, в каждой участвовали человек по двадцать. Участвовал и я, автор этих строк (в паре с Т.Колесовой). Но вышло вот что: в два месяца все СМИ России написали о мероприятии, и об автостопе вообще. Почти каждая газета и журнал, от Москвы до окраин, все радио и телепередачи сообщили о Шанине, об автостопе, о чемпионате, о книге «Хитч-хайкинг» и о всём остальном.

Последовали другие мероприятия и очень бурное их потом обсуждение.

Валерий изготовил книгу-путеводитель «Европа для всех» и два сборника автостоп-рассказов. Из МГУ его стали выселять, и он один год снимал там комнату неофициально, потом снимал дачи и жил с семейством там — один год в Опалихе, другой год в Толстопальцево, это всё Подмосковье. Потом он снял квартиру на севере Москвы, не очень далеко от меня и от Егора Паагирева, где и поселился с женой и двумя своими дочерьми. Постепенно к ним присоединилось множество котов — всем известно, что Светлана Шанина любит Шанина, специалистка по котам и тортам. Всего Валерий сказал мне когда-то, что уже сменил за свою жизнь 17 мест более-менее постоянного жительства; потом это число, вероятно, и более возросло.

 

…Каждую субботу к ту квартиру на Клязьминской улице приходили его последователи, и их со временем стало так относительно много, что Валера как-то внедрил «антижмотный фильтр» — сперва завещал всем приносить торты, а когда от них стало сладко во рту, завещал каждому приходящему приносить 100 рублей за вход в жилище, что вызвало тысячу озлобленных комментов в Интернете. Все негодовали, особенно те, кто и так не посещал Валерия ни разу.

В декабре 1999-го года, Валерий Шанин уехал в свою первую кругосветку, продолжавшуюся три года. Супруга его все эти годы сохраняла учение Валерия Шанина и собирала в квартире его учеников каждую неделю, отвечая порой на вопросы глуповатых журналистов. Время было давнее, и об ежедневной онлайн трансляции мы не мечтали тогда; Валера присылал с маршрута видеокассеты, которые мы и смотрели на видео, посещая его жилище.

Шло же дело так: выехал он с попутчиками через Монголию, Китай, ЮВА, Индонезию, Восточный Тимор, авиастопом оттуда в Австралию на самолёте ООН… но попутчики в течение месяцев исчезали, задолбались ехать, австралийских виз ожидать в разных иноземных столицах. Одна из фирм в Москве обещалась, за рекламу, сделать Ша и друзьям все визы на маршрут, но они оказались фуфлыжниками тогда, и пробивать визы Австралии и др. приходилось самим, с долгими ожиданиями и отказами иногда.

В Австралии залипли последние члены, а сам Валера провёл в Австралии год, подрабатывая в разных местах ручным трудом (деньги он направлял семейству в послекризисную тогда Россию). Прошёл в Австралии год.

Валерий уже без компаньонов пересёк на самолёте Тихий Океан, прибыл в Латинскую Америку и по сочетанию созданных им удачных обстоятельств уплыл в Питер на банановозе. Обо всём он подробно повествовал в книге «Вокруг света за 280 долларов». Есть также очень длинный многосерийный фильм, выложенный в Интернете, с тем же названием. ВКонтакте тоже есть. Поищите, найдёте, посмотрите.

Шанина так долго не было в России, что уже пошли слухи, что его не существует вовсе. Я даже написал смешной текст «Шанин: легенда или миф?» отрицающий историчность Валеры, конечно в шутку. Тогда не было живого журнала, контакта и видеоблогов, чтобы он мог почти ежедневно сообщать о своей деятельности — в отличие от кругосветчиков нынешних дней.

Вернувшись из кругосветки в начале 2000-х годов, Валерий Шанин стал автором многих путеводителей — «Турция», «Юго-Восточная Азия», «Европа для всех» (вышедшая многими изданиями), Ближний Восток и многие другие с большой скоростью вышли из-под пера Шанина, в разных сериях.

Сам Ша назначил в конце 2007 года ещё одно кругосветное путешествие, уже за 108 дней (цивильными, т.е. платными способами) и провёл его. Желающие проехать с Шаниным, однако, в 280 долларов не уложились — на этот раз путешествие стоило раз в сто дороже! Действительно, хоть и сомневались мы, но Валера обрёл успех, проехав мир — но не автостопом уже, — с двумя дорогостоящими попутчиками: 499.000 рублей + авиабилеты стоило прокатиться с Валерой, не каждый тургид в мире имеет такую цену. Доллар стоил 24 рубля тогда.

«Есть в России люди, которые имеют лишние двадцать тысяч долларов и готовы отдать их за турпоездку; есть в России люди, у которых есть 3 месяца свободного времени, которые могут использовать это время на поездку, но весьма трудно найти людей, у которых есть и первое, и второе, — поделился Валерий тонкостями поиска попутчиков. — В этом и была сложность этого второго путешествия вокруг мира!» Но и сие он преодолел, всё находится тщательно ищущему.

Потом он затеял третье, уже почти бесконечное, путешествие — «Мир без виз». Он объявил кругосветное путешествие «Вокруг света без виз», Валера побывал в разных точках мира, странствуя лишь по безвизовым странам или тем, что выдают визы на границе.

Также он пишет статьи, снимает видео, фотографирует со скоростью несколько кадров в секунду, и всегда идёт на контакт с трудящимися, летом появляется и выступает на Лесном Сходе АВП, вот осенью 2015 был на Осеннем Сходе.

Проведя долгое время в издании и распространении своих собственных книг, Валерий отошёл от книжного бизнеса, и как положено истинному буддисту, отрёкся от мирской суеты вообще. Сделал он это таким образом. Книги «Хитч-хайкинг», и «Уроки автостопа», что оставались у него непроданными, он все подарил мне, я же половину подарил Яшниковой Татьяне, часть же распространил на Сходе АВП по любой цене. Другие самоизданные книги и имущество он тоже раздал как-то. Поскольку он жил последнее десятилетие+ в съёмной квартире в Москве, он избавился от этой расходной заботы и тяготы. Дочери его уже вышли, кажется, замуж, а своя жена, с которой он прожил более четверти века, отправилась по месту прописки в Беларусь, имущество роздано, фильмы вывешены в Интернете в свободное скачивание и бесплатный просмотр.

Те новые книги, что он издаёт, он уже не вкладывает деньги в них — ими занимаются редкие ещё оставшиеся в России издательства (одна из них — уже упомянутая книга «Вокруг света без виз», её издательство издало, не сам Шанин). Наснимав миллион примерно фотографий, разложив их в десятки фотобанков, Валера научился получать по несколько центов за снимок, но так как снимков этих миллион, то и жизнь его материально обеспечена. Так он, подобно Будде, ушёл в вечное странствование, и где-то проводит свой день варенья сегодня, 54 года, бывает и такое на свете! Живут люди и столько, чем не удивиться.

Сейчас Шанин затеял ходить вокруг света пешком, но не подряд, а по некоторым маршрутам в Европе, Израиле, Турции и т.д.. Практически везде у него бывают попутчики — какой-то взнос участникам нужно заплатить. Все вопросы к самому Валере, хорошо?

Обычно, каждый год, в начале июня, Валерий появляется на Лесном Трезвом Сходе АВП. Он там постоянно что-то рассказывает, показывает, а на прошлом (2014) Сходе показывал трёхчасовой фильм «Вокруг света без виз», и даже многие посмотрели его. Многие идеи и мысли Ш., высказанные им на лекциях и встречах, стали постепенно достоянием общественности. Заветы его, например — брать кипятильник в транзитную зону аэропорта, я и многие люди применяют в своей путешественнической жизни. Или, например, его завет — перед поездкой, собрав рюкзак, походить с ним день по своему городу, — я тоже советую многим людям, кто впервые собирается в поездки. А ещё один завет -- не брать с собой еду и не таскать её с места на место -- я не усвоил и иногда перевожу с собой пищу, например из России в Японию или в Штаты...

Со своей стороны, Шанин впитал многие другие мудрости и учения человечества, а от некоторых, напротив, отказался со временем. Путешествия как вид халявы, проникновения в разные визовые страны без визы — всё это уже не входит в практику и теорию Шанина. Ведь изменяется Россия, страны, методы путешествий, знания о мире, и сам весь мир вокруг нас.

Такова жизнь Шанина, вернее тот её отрывок, что доступен нашему взгляду и исследованию. Ибо только с 1995 года я знаю Валеру; далёкое прошлое мне неизвестно, а будущее — тоже. А самое же важное, на мой взгляд, таково.

Валерий Шанин, человек активный и разговорчивый, посетивший сотню стран, написавший множество книг, встретившийся с, может быть, миллионом человек, — он ни на кого не держит никакого зла. Никогда я не слышал от него плохого матового слова — про попутчиков, компаньонов, водителей, чиновников, родственников, бюрократов, нечестных людей, грабителей и воров, друзей и завистников, коллег-автостопщиков, коллег и критиков, журналистов и дураков — ко всем разным людям он относится с улыбкой, по-доброму.

И даже когда напали грабители где-то на него, в Центральной Америке, Валерий рассказывал с юмором и не злясь на них, всунув одному из них телефон, другому фотоаппарат, грабители довольные побежали прочь, а Шанин тоже остался доволен.

Именно это — спокойное отношение к жизни, беззлобное отношение ко всем без исключения людям, — это, на мой взгляд, и есть самое главное и весьма редкое свойство нашего юбиляра. Не зря Валерий закончил психологический и философский и ещё какой-то факультеты МГУ. Что-то в его характере есть такое, что можно пожелать и другим дипломированным «психологам» и «философам».

А второе редкое свойство — это постоянство намерений. Невзирая на разные трудности и временные неудачи, ожидания виз и машин, добычи денег и всякие другие бытовые трудности, Валерий постоянно занимается тем, чем он любит заниматься — ну и, что сказать, у него получается.

А свой автостопный стаж Валерий перестал считать много лет назад, после первых 100 тыс.км..

 

Критики Шанина могут, как обычно, критиковать Шанина. На каждого активного человека есть достаточно критиков. А я просто поздравлю его — с наступающим днём рождения, Валерий!

Всех благ, хороших попутчиков, попутного ветра! Ну, и чтобы путеводители, тобой написанные, переиздавались и продавались с нужной скоростью. Если в начале июня будешь в России — приезжай на Лесной Сход АВП. И я там буду, в том же месте, что и прежде — на реке Дубна, в Попадьино.

 

А.Кротов, ноябрь 2015

 

 

Ещё приметы ушедшей эпохи

Автор: Антон Кротов, 2019

 

Итак! Тексты, которые приведены выше, дают небольшое представление о жизни и автостопе в 1990-е годы — и немного о более старых временах, в которых сам автор не участвовал, но знает из рассказов современников. Даны краткие биографии людей, которые сильно повлияли на развитие отечественного автостопа — Алексея Ворова и Валерия Шанина. Информация о деятельности основанной мной Академии Вольных Путешествий, текст, датированный 2000-м годом, показывает, что и я как-то участвовал в этом процессе и в прошедшем тысячелетии.

Некоторые вещи даны очень фрагментарно — предполагалось, что читатель знаком с ними, и ему не нужно объяснение. Но сейч



2019-10-11 189 Обсуждений (0)
В этой же статье поднимается тема автостопа «лицензионного» и не очень, и что-то рассказано и о нас. Вот почитайте. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В этой же статье поднимается тема автостопа «лицензионного» и не очень, и что-то рассказано и о нас. Вот почитайте.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)