Глава 1 Теоретическая часть исследования влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников
Содержание
Введение. 5 Глава 1 Теоретическая часть исследования влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. 8 1.1 Теории игры в зарубежной и отечественной психологической науке. 8 1.2 Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр. 16 1.3 Психологическая готовность детей 5-6 лет к школьному обучению.. 30 1.4 Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников. 38 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. 49 2.1 Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольников. 49 2.2 Описание полученных результатов. 53 2.2.1 Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.) 61 2.2.2 Методика определения мотивационной готовности к обучению в школе. Романова Е.С. 72 2.3 Анализ и интерпретация результатов. 84 Заключение. 88 Список литературы.. 93 Приложение 1. 98 Задание 1. Вопросы для беседы по определению желания ребенка учиться в школе и его представлений о школе. 100 Задание 2. 101 Задание 3. 101 Задание 4. 102 Приложение 2. 105 Приложение 4. 121 Занятие № 1. 121 Занятие № 2. 122 Занятие № 3. 123 Занятие № 4. 124 Занятие № 5. 124 Занятие № 6. 125 Занятие № 7. 126 Занятие № 8. 127 Занятие № 9. 128 Занятие № 10. 129 Приложение 5. 130 Ритуал приветствия. 130 "Четыре стихии". 130 "Запоминай порядок". 130 "Попугай". 131 "Ритуал прощания". 131 "Настроение в цвете". 131 "Бег ассоциаций". 131 "Изображение предметов". 132 Физминутка "Ванька-встанька". 132 "Зеркало". 132 "Пары слов". 132 Физкультминутка "Шалтай-болтай". 133 "Собери картинку". 133 "Путаница". 133 "Ищи безостановочно". 134 "Волшебное яйцо". 134 "Маленькие обезьянки". 134 "Бывает - не бывает". 134 "Бип". 135 Игра “Ласковое имя”. 135 Игра “Животные”. 135 Игра “Прорвись в круг”. 135 Игра “Глухой телефон”. 136 Игра “Енотов круг”. 136 Беседа о настроении. 136 Игра “На что похоже настроение”. 137 Игра “Слепой фотограф”. 137 Игра “Салют”. 137 Игра “Настроение и походка”. 137 Этюд “Солнечный зайчик”. 138 Беседа о стране знаний. 138 Игра “Волны”. 139 Упражнение “Гласные буквы”. 139 Этюд “Минута шалости”. 139 Мимическое упражнение. 139 Упражнение “Акустики”. 140 Игра “запрещенная буква”. 140 Игра “что изменилось?”. 141 Игра “лишняя игрушка”. 142 Игра “согласованные действия”. 142
Введение
Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования (Л.С. Выготского, 1966 [12] ; Л.И. Божович, [3] 1968; А.В. Запорожца, [32] 1966; А.Н. Леонтьева, [44] 1983; Л.С. Славиной, [45] 1948; Ф.И. Фрадкиной, [56] 1966; Д.Б. Эльконина, [68] 1978 и др.) именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности ребенка к школе. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. (Л.С. Выготский [12] 1966; А.Н. Леонтьев, [44] 1983; Д.Б. Эльконин, [69] 1978). Цель данного исследования: выявить и изучить взаимосвязь учебной мотивации у старших дошкольников с влиянием на неё сюжетно-ролевых игр. Объект исследования: старшие дошкольники. Предмет исследования: учебная мотивация. Гипотеза исследования: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни; максимально обеспечить познавательную активность детей, комплексное решение всех задач, относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая при этом принципы индивидуализации и дифференциации. Учебная мотивация дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе. Задачи исследования: 1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме и определить основной подход к пониманию феномена игры и мотивационной готовности. 2. Проанализировать влияние серии специальных ролевых игр на мотивацию дошкольников. 3. Изучить уровень учебной мотивации дошкольников, занимающихся с использованием игровых методик. 4. Исследовать мотивационную готовность ребенка к школе, исследовать уровень сформированности "внутренней позиции школьника". В исследовании использованы следующие методы: метод беседы - протоколы беседы, методы статистической обработки данных (t - критерий, корреляционный анализ). Для исследования мотивационной готовности детей к школе мы использовали следующие методики: Исследование мотивационной готовности ребенка к школе (диагностическая беседа) Романова Е.С. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.) - исследование уровня сформированности "внутренней позиции школьника" Мы провели исследование на базе детского сада, обследуя старших дошкольников двух старших групп ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа) и "Сказка" (контрольная группа) г. Чехова-2. Всего нами было обследовано 40 младших школьников. Из них 22 мальчика и 18 девочек. Структура нашей работы определяется целью и задачами исследования, состоит из введения, теоретической части, практического исследования, заключения, выводов, списка литературы и четырёх приложений. Новизна данного исследования заключается в то том, что для изучения влияния сюжетно-ролевых игр на мотивационную готовность старших дошкольников была разработана и апробирована программа занятий с сюжетно-ролевыми играми, в ДОУ "Солнышко" г. Чехова - 2 данное исследование проводилось в первые.
Глава 1 Теоретическая часть исследования влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |