Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников



2019-10-11 956 Обсуждений (0)
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников 0.00 из 5.00 0 оценок




Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

I. Инструкция:

сейчас я прочитаю тебе рассказ

Мальчики разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился". Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть". Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь". Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

II. Беседа

Как по-твоему, кто из них прав? Почему?

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

III. Контрольный вопрос

Чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок, необходимо задать ребёнку вопрос - А что этот мальчик сказал?

После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

На основе полученных результатов выделяются мотивы:

Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.

Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.

Отметка: мотив получения высокой отметки.

Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.

Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.

Внешний: "внешний" по отношению к учёбе (подчинению требованиям взрослых)

IV. Обработка результатов

мотивы № выборы 1 2 3 4 5 6
I выбор                        
II выбор                        
III выбор                        
контрольный вопрос                        

 

Мотивация диагностируется по наибольшему количеству балов. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различных подходов во всех ситуациях.

1. внешний мотив - 0 б.

2. учебный мотив - 5 б.

3. игровой мотив - 1 б.

4. позиционный мотив - 36.

5. социальный мотив - 4 б.

6. отметка - 2 б.

 


Приложение 2

 

Таблица 1. Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.

Фамилия (сокращенно), имя Баллы Мотив
1 Катя А. 3 позиционный
2 Павел А. 2 отметка
3 Арсений А. 2 отметка
4 Лиза А. 5 учебный
5 Даша Б. 4 социальный
6 Егор Г. 1 игровой
7 Лиза Г. 5 учебный
8 Кирилл Г. 1 игровой
9 Егор Г. 0 внешний
10 Наташа Е. 1 игровой
11 Саша И. 1 игровой
12 Карина К. 3 позиционный
13 Лена Л. 5 учебный
14 Глеб О. 2 отметка
15 Серёжа О. 1 игровой
16 Лера П. 4 социальный
17 Ира П. 2 отметка
18 Настя Р. 1 игровой
19 НастяС. 1 игровой
20 Никита Ч. 0 внешний

 

На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица № 2)

 

Таблица 2

Мотивы Количество испытуемых Количество испытуемых в % от 100%
1 Учебный 3 15%
2 Социальный 2 10%
3 Позиционный 2 10%
4 Отметка 4 20%
5 Игровой 7 35%
6 Внешний 2 10%

 

Общее количество испытуемых 20 человек

 

Таблица 3. Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа). Время исследования - февраль 2009 г.

Фамилия (сокращенно), имя Баллы Мотив
1 Катя А. 3 позиционный
2 Павел А. 5 учебный
3 Арсений А. 5 учебный
4 Лиза А. 5 учебный
5 Даша Б. 5 учебный
6 Егор Г. 1 игровой
7 Лиза Г. 5 учебный
8 Кирилл Г. 4 социальный
9 Егор Г. 3 позиционный
10 Наташа Е. 4 социальный
11 Саша И. 4 социальный
12 Карина К. 5 учебный
13 Лена Л. 5 учебный
14 Глеб О. 3 позиционный
15 Серёжа О. 4 социальный
16 Лера П. 5 учебный
17 Ира П. 3 позиционный
18 Настя Р. 3 позиционный
19 НастяС. 2 отметка
20 Никита Ч. 0 внешний

 

На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица №4)


Таблица 4

Мотивы Количество испытуемых Количество испытуемых в % от 100%
1 Учебный 8 40%
2 Социальный 4 20%
3 Позиционный 5 25%
4 Отметка 1 5%
5 Игровой 1 5%
6 Внешний 1 5%

 

Общее количество испытуемых 20 человек

 

Таблица 5. Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ "Сказка" (контрольная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.

Фамилия (сокращенно), имя Баллы Мотив
1 Евгений Б. 1 игровой
2 Сергей Г. 5 учебный
3 Юлия Г. 2 отметка
4 Евгений И. 1 игровой
5 Женя И. 5 учебный
6 Павел К. 0 внешний
7 Иван К. 1 игровой
8 Денис К. 3 позиционный
9 Витя К. 1 игровой
10 Алёна Л. 3 позиционный
11 Кристина Л. 2 отметка
12 Саша Л. 3 позиционный
13 Станислав Л. 1 игровой
14 Сергей Л. 3 позиционный
15 Настя Р. 1 игровой
16 Алёна С. 4 социальный
17 Анна Т. 3 позиционный
18 Саша Т. 0 внешний
19 Миша Т. 4 социальный
20 Вика Я. 0 внешний

 


На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица №6)

 

Таблица 6

Мотивы Количество испытуемых Количество испытуемых в % от 100%
1 Учебный 2 10%
2 Социальный 2 10%
3 Позиционный 3 15%
4 Отметка 1 5%
5 Игровой 6 30%
6 Внешний 3 15%

 

Общее количество испытуемых 20 человек

 

Таблица 7. Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ "Сказка" (контрольная группа). Время исследования - февраль 2009 г.

Фамилия (сокращенно), имя Баллы Мотив
1 Евгений Б. 1 игровой
2 Сергей Г. 5 учебный
3 Юлия Г. 4 социальный
4 Евгений И. 1 игровой
5 Женя И. 5 учебный
6 Павел К. 0 внешний
7 Иван К. 4 социальный
8 Денис К. 3 позиционный
9 Витя К. 1 игровой
10 Алёна Л. 3 позиционный
11 Кристина Л. 5 учебный
12 Саша Л. 3 позиционный
13 Станислав Л. 1 игровой
14 Сергей Л. 3 позиционный
15 Настя Р. 2 отметка
16 Алёна С. 4 социальный
17 Анна Т. 4 социальный
18 Саша Т. 0 внешний
19 Миша Т. 4 социальный
20 Вика Я. 1 игровой

 

На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица №8)

 

Таблица 8

Мотивы Количество испытуемых Количество испытуемых в % от 100%
1 Учебный 3 15%
2 Социальный 5 25%
3 Позиционный 4 20%
4 Отметка 1 5%
5 Игровой 5 25%
6 Внешний 2 10%

 

Общее количество испытуемых 20 человек

 

Таблица 9. Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ "Солнышко" (диагностическая беседа), Романова Е.С. (экспериментальная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.

Фамилия (сокращённо), имя

Блок 1 заданий

2 блок заданий

 

3 блок   4 блок  

Общий балл

 

 

2

 

2

  3 2 9    
1 Катя А.

 

 

      2
2 Павел А.  

3

3

2 3 11 3
3 Арсений А.

3

2

2 2 9 2
4 Лиза А.

3

3

3 3 12 3
5 Даша Б.

2

2

2 3 9 2
6 Егор Г.

3

3

2 3 11 3
7 Лиза Г.  

2

2

2 2 8 2
8 Кирилл Г.

2

3

3 3 11 3
9 Егор Г.

3

2

3 3 9 2
10 Наташа Е.

3

2

2 2 9 2
11 Саша И.  

2

3

3 3 11 3
12 Карина К.

3

2

2 2 9 2
13 Лена Л.  

2

2

2 2 8 2
14 Глеб О.

3

3

3 3 12 3
15 Серёжа О.

3

2

3 3 11 3
16 Лера П. 2

3

2

2 9 2
17 Ира П. 3

3

3

3 12 3
18 Настя Р. 3

3

3

3 12 3
19 Настя С.   3

2

3

2 10 3
20 Никита Ч.   3

2

3

2 10 3
                   

 

На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие уровни сформированности внутренней позиции школьника (таблица № 10).

 

Таблица 10

УРОВНИ КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В% ОТ 100%
1 Высокий 0 0%
2 Средний 8 40%
3 Низкий 12 60%

 

Общее количество испытуемых 20 человек.


Таблица 11. Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ "Солнышко" (диагностическая беседа), (экспериментальная группа). Время исследования - февраль 2009 г.

Фамилия (сокращённо), имя

Блок 1 заданий

2 блок заданий

 

3 блок   4 блок  

Общий балл

 

1 Катя А.

2

2

3 2 9 2
2 Павел А.  

2

2

2 2 8 2
3 Арсений А.

2

2

2 2 8 2
4 Лиза А.

2

2

3 2 9 2
5 Даша Б.

2

3

2 3 10 2
6 Егор Г.

3

2

3 3 11 3
7 Лиза Г.  

2

2

2 2 8 2
8 Кирилл Г.

3

3

2 3 11 3
9 Егор Г.

2

3

3 3 11 3
10 Наташа Е.

3

3

2 3 11 3
11 Саша И.  

2

3

2 3 10 2
12 Карина К.

2

2

2 3 9 2
13 Лена Л.  

2

2

2 3 9 2
14 Глеб О.

3

2

3 2 10 2
15 Серёжа О.

3

2

3 2 10 2
16 Лера П. 2

2

2

3 9 2
17 Ира П. 3

2

2

2 9 2
18 Настя Р. 3

2

3

3 11 3
19 Настя С.   3

3

3

3 12 3
20 Никита Ч.   3

3

2

3 11 3
                   

 


На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие уровни сформированности внутренней позиции школьника (таблица №12)

 

Таблица 12

УРОВНИ КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В% ОТ 100%
1 Высокий 0 0
2 Средний 13 65%
3 Низкий 7 35%

 

Общее количество испытуемых 20 человек.

 

Таблица 13. Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ "Сказка" (диагностическая беседа), (контрольная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.

Фамилия (сокращённо), имя

Блок 1 заданий

2 блок заданий

 

3 блок   4 блок  

Общий балл

 

 

3

 

3

  3   3 12   Уровень
1 Евгений Б.

 

 

      3
2 Сергей Г.  

3

3

2 3 11 3
3 Юлия Г.

3

2

3 3 11 3
4 Евгений И.

2

3

3 3 11 3
5 Женя И.

2

2

2 2 8 2
6 Павел К.

3

2

3 3 11 3
7 Иван К.  

3

3

2 3 11 3
8 Денис К.

2

3

3 3 11 3
9 Витя К.

3

2

3 3 11 3
10 Алёна Л.

3

3

3 2 11 3
11 Кристина Л.  

2

2

3 2 9 2
12. Саша Л.  

3

3

3 3 12 3
13 Станислав Л.  

3

2

3 3 11 3
14 Сергей Л.

3

3

3 3 12 3
15 Настя Р.

3

3

2 3 11 3
16 Алёна С. 2

2

3

2 9 2
17 Анна Т. 2

3

2

3 10 2
18 Саша Т.   3

2

3

3 11 3
19 Миша Т.   2

2

2

3 9 2
20 Вика Я. 2

3

2

3 9 2
                   

 

На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица №14)

 

Таблица 14

УРОВНИ КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В% ОТ 100%
1 Высокий 0 0%
2 Средний 6 30%
3 низкий 14 70%

 


Таблица 15. Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ "Сказка" (диагностическая беседа), (контрольная группа). Время исследования - февраль 2008 г.

Фамилия (сокращённо), имя

Блок 1 заданий

2 блок заданий

 

3 блок   4 блок  

Общий балл

 

 

3

 

3

3     2   11 Уровень
1 Евгений Б.

 

 

      3
2 Сергей Г.  

3

3

3 3 12 3
3 Юлия Г.

2

3

3 3 11 3
4 Евгений И.

3

2

3 3 1 3
5 Женя И.

2

2

2 2 9 2
6 Павел К.

3

3

2 3 1 3
7 Иван К.  

2

3

3 3 11 3
8 Денис К.

3

3

3 2 12 3
9 Витя К.

3

2

3 3 11 3
10 Алёна Л.

3

2

3 3 11 3
11 Кристина Л.  

2

2

3 2 9 2
12. Саша Л.  

2

3

3 3 11 3
13 Станислав Л.  

3

2

3 2 10 2
14 Сергей Л.

2

3

2 3 10 2
15 Настя Р.

3

3

2 3 11 3
16 Алёна С. 2

2

2

3 9 2
17 Анна Т. 3

2

2

2 9 2
18 Саша Т.   3

3

2

3 11 3
19 Миша Т.   2

2

3

2 9 2
20 Вика Я. 2

2

2

2 8 2
                   

Таблица 16

УРОВНИ КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В% ОТ 100%
1 Высокий 0 0%
2 Средний 8 40%
3 низкий 12 60%

 

Общее количество испытуемых 20 человек

 

Таблица 17. Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.). Протокол выявления уровня сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.

Фамилия (сокращённо), имя 1 (а) 1 (б) 2 (а) 2 (б) 3 (а) 3 (б) 4 (а) 4 (б) 5 (а) 5 (б) Сумм. балл
1 Катя А.   *   * *     *   * 1
2 Павел А.   *   * *     *   * 1
3 Арсений А.   *   * *     *   * 1
4 Лиза А.   *   *   *   * *   1
5 Даша Б.   *   *   * *   *   2
6 Егор Г.   *   *   *   *   * 0
7 Лиза Г.   *   * *   *   *   3
8 Кирилл Г.   *   *   *   *   * 0
9 Егор Г.   *   * *     *   * 1
10 Наташа Е.   *   * *     * *   2
11 Саша И.   *   * *     * *   2
12 Карина К.   * *   *     * *   3
13 Лена Л.   *   * *     * *   2
14 Глеб О.   *   *   *   * *   1
15 Серёжа О.   *   *   *   *   * 0
16 Лера П.   * *   *     * *   3
17 Ира П.   *   * *     * *   2
18 Настя Р.   *   * *     *   * 1
19 Настя С.   * *   *     * *   3
20 Никита Ч.   *   *   *   *   * 0

 

На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко", мы можем выделить следующие уровни ВПШ (табл. №18).

 

Таблица 18

Этапы Количество испытуемых Количество испытуемых в% от 100%
I 16 80%
II 4 20%
III 0 0%

 

Общее количество испытуемых 20 человек

 

Таблица 19. Протокол выявления уровня сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа). Время исследования - февраль 2008 г.

Фамилия (сокращённо), имя 1 (а) 1 (б) 2 (а) 2 (б) 3 (а) 3 (б) 4 (а) 4 (б) 5 (а) 5 (б) Сумм. балл
1 Катя А.   *   * *     *   * 1
2 Павел А.   *   * *   *   *   3
3 Арсений А.   *   * *     * *   2
4 Лиза А.   * *   *     * *   3
5 Даша Б.   *   *   * *   *   2
6 Егор Г.   *   *   *   * *   1
7 Лиза Г. *     * *   *   *   4
8 Кирилл Г.   *   *   * *     * 1
9 Егор Г.   *   * *     *   * 1
10 Наташа Е.   *   * *   *   *   3
11 Саша И.   *   * *     * *   2
12 Карина К. *   *   *   *   *   5
13 Лена Л.   *   * *   *   *   3
14 Глеб О.   *   *   *   * *   1
15 Серёжа О.   *   *   *   *   * 0
16 Лера П.   * *   *     * *   3
17 Ира П.   *   * *   *   *   3
18 Настя Р.   *   * *     * *   2
19 Настя С.   * *   *     * *   3
20 Никита Ч.   *   *   *   *   * 0

 

На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие уровни ВПШ (табл. № 20).

 

Таблица 20

Этапы Количество испытуемых Количество испытуемых в% от 100%
I 7 35%
II 11 55%
III 2 10%

 

Общее количество испытуемых 20 человек

 

Таблица 21. Протокол выявления уровня сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ "Сказка" (контрольная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.

Фамилия (сокращённо), имя 1 (а) 1 (б) 2 (а) 2 (б) 3 (а) 3 (б) 4 (а) 4 (б) 5 (а) 5 (б) Суммарный балл
1 Евгений Б.   *   *   *   *   * 0
2 Сергей Г.   *   * *     * *   2
3 Юлия Г.   *   *   *   * *   1
4 Евгений И.   *   *   *   *   * 0
5 Женя И.   *   *   *   * *   1
6 Павел К.   *   *   *   *   * 0
7 Иван К.   *   * *     * *   2
8 Денис К.   *   *   *   * *   1
9 Витя К.   *   *   *   *   * 0
10 Алёна Л.   *   * *     * *   2
11 Кристина Л.   *   * *   *   *   3
12 Саша Л.   *   *   *   * *   1
13 Станислав Л.   *   * *     * *   2
14 Сергей Л.   *   * *     * *   2
15 Настя Р.   *   *   *   * *   1
16 Алёна С.   * *   *     * *   3
17 Анна Т.   *   * *   *     * 2
18 Саша Т.   * *     *   *   * 1
19 Миша Т.   *   *   *   * *   1
20 Вика Я.   *   *   * *   *   0

 

На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Сказка", мы можем выделить следующие уровни ВПШ (табл. № 22).

 

Таблица 22

Этапы Количество испытуемых Количество испытуемых в% от 100%
I 12 60%
II 8 40%
III 0 0

 

Общее количество испытуемых 20 человек

 

Таблица 23. Протокол выявления уровня сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ "Сказка" (контрольная группа). Время исследования - февраль 2009 г.

Фамилия (сокращённо), имя 1 (а) 1 (б) 2 (а) 2 (б) 3 (а) 3 (б) 4 (а) 4 (б) 5 (а) 5 (б) Суммарный балл
1 Евгений Б.   *   *   *   * *   1
2 Сергей Г.   *   * *     * *   2
3 Юлия Г.   *   *   *   * *   1
4 Евгений И.   *   * *     *   * 1
5 Женя И.   *   * *     * *   2
6 Павел К.   *   * *     *   * 1
7 Иван К.   *   * *     * *   2
8 Денис К.   *   *   *   * *   1
9 Витя К.   *   *   *   *   * 0
10 Алёна Л.   *   * *   *   *   3
11 Кристина Л. *     * *   *     * 3
12 Саша Л.   *   *   *   * *   1
13 Станислав Л.   *   * *

2019-10-11 956 Обсуждений (0)
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (956)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)