Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Основы теории спроса и предложения



2019-08-13 390 Обсуждений (0)
Тема 2. Основы теории спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учебное пособие

Красноярск 2016


УДК 330.1

Экономическая теория: учебное пособие / сост. Д.И.Кузьмин, Н.Н.Кузьмина, Т.П. Малинова, Т.М.Шибитова; Сибирский федеральный ун-т. – Красноярск, 2016. – 223 с.

 

Учебное пособие «Экономическая теория» предназначено для студентов неэкономических направлений подготовки, написано с целью оказания методической помощи студентам очной и заочной форм обучения в освоении непрофильной дисциплины «экономическая теория» в соответствии со стандартами последнего поколения.

Пособие написано на основе многолетнего опыта работы преподавателей со студентами юридического и других гуманитарных институтов. Авторы включили в пособие 4 модуля: введение в экономическую теорию (1 и 2 –я темы), микроэкономика (3 – 7 темы), макроэкономика (8-12 темы), открытая экономика и мировое хозяйство (13 и 14 темы). Каждая глава пособия содержит краткий текст лекции и вопросы, сформулированные по её содержанию для акцентирования наиболее важных моментов темы. Для организации самостоятельной работы даются планы семинарских занятий, задачи и тестовые задания, выполнение которых должно способствовать закреплению материала и свидетельствовать о степени усвоения каждой темы. 

Пособие не заменяет, а, скорее, дополняет аудиторные лекции и семинарские занятия, позволяя преподавателю, исходя из своих предпочтений и возможностей студенческих групп, выбирать предлагаемые формы работы и набор контрольно-измерительных материалов.

Предлагаемая модульная структура также может варьироваться, исходя из особенностей учебных программ на разных отделениях и факультетах гуманитарных институтов.


СОДЕРЖАНИЕ

    Cтр.
Модуль 1. Введение в экономическую теорию 3
Тема 1. Предмет и метод экономической науки. Проблема экономического выбора 3
Тема 2. Основы теории спроса и предложения 12
Модуль 2. Микроэкономика 26
Тема 3. Основы теории потребительского выбора 26
Тема 4. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность 34
Тема 5. Производство и издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах 45
Тема 6. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 59
Тема 7. Рынок факторов производства. Формирование цен на ресурсы 77
Модуль 3. Макроэкономика 102
Тема 8. Национальная экономика как единое целое. Народнохозяйственный кругооборот и национальное счетоводство 102
Тема 9. Макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения 122
Тема 10. Равновесие на товарном рынке. Мультипликатор 133
Тема 11. Макроэкономическая нестабильность. Экономический рост и циклы 145
Тема 12. Государство в национальной экономике. Фискальная политика и государственный бюджет. Деньги и денежно-кредитная политика государства 162
Модуль 4. Открытая экономика и мировое хозяйство 185
Тема 13. Международная торговля как элемент мирового хозяйства 185
Тема 14. Международная валютная система и этапы ее развития 198

Список рекомендуемой литературы

211

Приложение. Решения задач

212

 

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Тема 1. Предмет и метод экономической науки. Проблема экономического выбора

Базовые концепции современной экономической науки. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Основные вопросы выбора: «что, как, для кого производить». Экономическая наука как наука о выборе.

План лекции

1.1.Маржинализм как особое направление экономической мысли

1.2.Поведение людей – предмет экономической науки

 

1.1. Экономическая наука прошла долгий путь развития. На разных этапах предметом её изучения были разные стороны жизни общества или отдельного хозяйственного звена. Осмысливая движение человеческой мысли в области экономических знаний, историки экономического анализа[1] по-разному называли и характеризовали экономическую науку, отмечая главные методологические различия в попытках описать экономическую действительность. Так были выделены такие этапы развития науки, как меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм и т.д. Современный этап развития науки представлен многочисленными направлениями, но все они объединены общим мировоззренческим подходом, который получил название маржинализм.

Что же отличает маржинализм как особое направление в осмыслении экономических процессов и состояний?

Прежде всего, общей чертой всех экономистов-мыслителей этого направления являются их мировоззренческие установки, или, как говорят, базовые концепции. Рассмотрим их подробнее.

Исходной базовой концепцией, присущей взглядам представителей маржиналистского анализа, является идея ограниченности ресурсов. Именно ограниченность ресурсов заставляет экономических агентов действовать так, а не иначе, считают маржиналисты. Мы увидим впоследствии, что поведение потребителя и производителя описано теоретиками как функция: количество купленных или произведенных благ зависит от их цены.  Такое представление базируется именно на идее ограниченности ресурсов: если бы ресурсы не были ограничены, люди могли бы потреблять и производить всё, что им захочется, ни в чём себя не отказывая.

В целом понятная идея ограниченности ресурсов всё-таки требует определённого разъяснения. Нам необходимо как можно более адекватно представить эту проблему как факт нашего бытия и как основной постулат современной экономической теории.

 

 

Во-первых, ресурсы ограничены относительно. Под относительной ограниченностью понимается их ограниченность по сравнению с потребностями. Дело в том, что потребности человека в так называемых благах не первой необходимости, безграничны[2]. Это обстоятельство во все времена порождало и порождает проблему общественного выбора – либо ограничивать и уравнивать всех в потреблении, либо сталкиваться с имущественным и социальным неравенством.

Во-вторых, ограниченность ресурсов проявляется на всех уровнях жизнедеятельности человека. На уровне индивида и отдельной семьи мы наблюдаем ограниченность в располагаемом доходе, в сбережениях, то есть сталкиваемся с ограничениями в потреблении потому, что не хватает денег для приобретения тех благ, которые мы хотели бы иметь. На уровне города мы сталкиваемся не только с финансовыми ограничениями, но и с ограниченностью земельных участков для строительства новых домов, для расширения дорог и т.д. На уровне регионов может наблюдаться ко всему прочему нехватка, например, пресной воды или плодородных земель. На уровне отдельных стран мы сталкиваемся то с дефицитом трудоспособного населения, то с дефицитом рабочих мест, и т.д. Таким образом, ограниченность ресурсов как факт бытия пронизывает все стадии жизнедеятельности людей на всех уровнях их общности.

Ограниченность ресурсов потому называют исходной базовой концепцией экономической теории маржиналистского направления, что из неё вытекают другие мировоззренческие установки. Прежде всего, это идея о необходимости выбора.

Необходимость выбора обусловлена ограниченностью ресурсов. Если бы на земле было бесконечное количество энергоресурсов, то не надо было бы принимать решение о том, что произвести из барреля нефти: бензин или пластмассу. Если можно было бы приобрести бесконечное множество игрушек и при этом места в квартире всегда на всё хватало бы, то не приходилось бы выбирать, чего же более всего хочется, а приобретать всё подряд!

Приобретая одно и отказываясь при этом от другого, мы сталкиваемся с утратой того, от чего отказались. В теории это стали называть издержками упущенных возможностей, или альтернативной стоимостью (или альтернативными издержками). Как и все остальные понятия, оно вошло в научную лексику вместе с жизнью. Альтернативные издержки буквально окружают нас при принятии любого решения. Если студент приехал на первую ленту, он не доспал. Альтернативными издержками будет какое-то количество часов сна. Если даже ещё более примерный студент вовремя лег спать, чтобы хорошо себя чувствовать на занятиях, он всё равно что-то утратил. Например, не посмотрел полуфинал любимой игры или интересный фильм. Такие «утраты» пронизывают нашу жизнь, как пронизывает ткань нить, из которой эта ткань соткана. Самое частое ограничение и необходимость выбора связаны с нехваткой времени. Здесь мы просто вынуждены всегда выбирать.

Альтернативная стоимость – это блага, которыми пришлось пренебречь ради получения того блага, которое мы выбрали.

Ограниченность ресурсов и вытекающая из этого необходимость выбора воплощены в модели, которая называется «граница производственных возможностей» или «кривая производственных возможностей». Здесь мы сталкиваемся с первой графической моделью, которая в самом общем виде будет иллюстрировать главные мировоззренческие установки или базовые концепции экономики как науки. Например, если всю имеющуюся свёклу использовать для производства сахара, то количество произведенного сахара будет равно отрезку ОС, а если всю имеющуюся свёклу расходовать на производство борщей, то будет сварено количество порций, равное отрезку ОБ (рис. 1.1.).

 


                                                                                              

 

Рисунок 1.1. Граница производственных возможностей  

 


Количество произведенного сахара уменьшилось до ОС'. Количество сахара CC', от которого мы отказались, есть альтернативная стоимость борщей, которые мы теперь имеем.

Модель «кривая производственных возможностей» предполагает, что в экономике производится только два блага. Поэтому она может показаться мало реалистичной. Однако, если мы введем понятие агрегированного блага, модель окажется куда более жизненной. Агрегированное благо – это какая-то группа благ с одинаковыми свойствами. Например, хлеб в наших условиях – это агрегированное благо, поскольку реально в магазине мы увидим много сортов разного хлеба. Рыба – также агрегированное благо, поскольку в жизни мы покупаем и едим разные виды рыбы: морскую и речную. В свою очередь, и морская, и речная рыба представлены многими видами, так что мы опять имеем дело с агрегированным благом, а до конкретного еще не добрались…

На «кривой производственных возможностей» могут быть отмечены комбинации благ с очень большой степенью агрегированности. Например, средства производства и предметы потребления. Это две большие группы благ – высоко агрегированные блага. Первая – это блага, при помощи которых производят другие блага. Марксистская политическая экономия ввела в широкий научный оборот название для таких благ «средства производства». Вторая группа благ – предметы потребления – включает в себя все блага, которыми пользуются люди как конечными благами[3].

Для новой, более реалистичной иллюстрации возьмем, например, два агрегированных блага: промышленную продукцию и сельскохозяйственную продукцию. 

Это обстоятельство иллюстрирует выпуклая к началу координат кривая: для производства 6-й единицы cельскохозяйственной продукции мы отказываемся  от в несколько раз большего количества промышленных товаров, чем для производства, например, 3-й единицы (рис. 1.2.).  Расширение границы производственных возможностей, как показано пунктирной линией на рис.1.2, может происходить как за счет увеличения используемых ресурсов, так и за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, улучшения применяемых технологий.  
Заметим, что траектория кривой производственных возможностей выпукла к началу координат. Это объясняется тем, что привлечение всё большего количества ресурсов для производства одного блага вынуждает отказываться от производства всё большего количества другого блага, поскольку всё менее эффективные ресурсы вовлекаются в процесс производства. В нашем примере всё менее плодородные земли должны будут использоваться в сельском хозяйстве, эффективность сельскохозяйственного производства будет снижаться, поэтому количество промышленных товаров, от которых надо будет отказываться ради производства добавочной продукции сельского хозяйства, будет возрастать. 

 

Рисунок 1.2.  Расширение границы производственных возможностей

 

 

В первом случае можно будет говорить об экстенсивном экономическом росте, во втором – об интенсивном экономическом росте. Если производительность труда, эффективность производства увеличиваются лишь в производстве одного агрегированного блага, например, при производстве промышленных товаров, то граница производственных возможностей переместится в позицию, показанную на рис. 1.2. точечной линией. Все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, означают комбинацию производимых в экономике благ при полной занятости имеющихся ресурсов. Если же комбинация благ характеризуется координатами в точке, лежащей внутри границы производственных возможностей, как, например, точка А на рис. 1.2, то такая экономика работает при неполном использовании имеющихся ресурсов, является «недозагруженной». Модель экономики в точке А характеризует её неполную занятость. Объем производства, обозначенный на рис. 1.2 точкой В, для данной экономики является недоступным.

 В экономике могут произойти такие изменения, что точка А окажется точкой полной занятости ресурсов (например, в результате сильной засухи и стихийных бедствий, или в результате военных конфликтов, когда часть ресурсов будет уничтожена, граница производственных возможностей сдвинется вниз к началу координат).

С другой стороны, могут произойти и такие изменения, которые сделают точку В досягаемой или даже точкой неполной занятости ресурсов, когда в результате внедрения в производство высокоэффективных технологий, затрагивающих производство большого количества значимых для экономики товаров, граница производственных возможностей расширится, кривая сдвинется вверх от начала координат.

Экономика, в которой полностью используются все ресурсы, называется эффективной. Понятие эффективности имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно широко применяется для обозначения чисто технической эффективности и рассчитывается как отношение результатов к затратам. Это значение в большей степени прикладного характера. С точки зрения методологии эффективность означает, что экономическая система не в состоянии произвести ни одного дополнительного блага, не уменьшив производство другого блага. Такую трактовку ввел в теорию В. Парето, поэтому она называется эффективностью по Парето. Это понятие применяется для характеристики не только производства, но и потребления: потребление эффективно тогда, когда нельзя улучшить благосостояние одного потребителя, не уменьшив потребление другого.

 

1.2. Поскольку факт ограниченности ресурсов порождает необходимость выбора, любое общество сталкивается с необходимостью отвечать на вопросы «что производить, как производить, для кого производить».

В первую очередь из-за ограниченности ресурсов возникает вопрос «что производить?», ибо всё, что хотелось бы иметь, произвести невозможно.

Вопрос «как производить» обусловлен тем, что одно и то же благо может быть создано с применением разных технологий: обувь можно делать кустарно, применяя индивидуальный труд обувщика, а можно – на поточной линии, что обойдется гораздо дешевле при массовом производстве.

Вопрос «для кого производить» возникает в связи с тем, что производство предполагает кооперацию производителей. Это вопрос о распределении созданных благ, о том, в какой пропорции участники производства разделят продукт (или выручку от его реализации)

В чисто рыночной экономике эти вопросы решаются стихийно, через действие рыночного механизма. Производиться будет то, за что возможно будет получить наибольшую выгоду. Способ производства будет выбираться с точки зрения наибольшей технической эффективности. Распределение будет происходить по принципу «у кого есть деньги, тот и получает благо».

В централизованной командно-административной экономике этот вопрос решается экономическим центром: министерства и ведомства строят производственные планы в соответствии с генеральной линией правящей партии. Способ производства может не быть самым эффективным – для этого нет личной заинтересованности. Зато распределение может осуществляться не по принципу наличия или отсутствия денег, а по принципу социальной справедливости.

Ещё раньше, в условиях традиционной экономики, производилось то, что производили предки, такими способами, которые передавались из поколения в поколение как «накопленные» навыки. Соответственно и добыча делилась традиционно: между какими-то членами племени поровну, а кому-то доставалась большая или меньшая часть. 

Таким образом, механизмы решения вопросов «что, как для кого производить» различаются на разных этапах развития общества. 

Экономика современных нам стран представляется так называемой «смешанной экономикой». Здесь в действие рыночного механизма вмешивается государство. Если в чисто рыночной экономике, где распределение осуществляется по принципу «кто может заплатить», и поэтому в такой экономике «в бедной семье может умереть от голода ребёнок, молоко которого съела кошка богатых хозяев»[4], в смешанной экономике государство производит так называемые общественные блага, обеспечивает социальную защиту низкодоходного населения.

Необходимость делать повседневный выбор – это суть жизнедеятельности человека. Не случайно А. Маршалл назвал экономическую науку наукой о жизнедеятельности человека. «Предметом её исследований являются … те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни»[5]. Вполне справедливо будет сказать, что экономическая наука – это наука о том, как человек делает выбор в условиях ограниченности ресурсов.

Из логики двух базовых концепций – признания ограниченности ресурсов как важнейшего фактора поведения людей, и обусловленной этим необходимости выбора, вытекает третья базовая концепция: сторонники маржиналистского подхода представляют, что выбор делается на основе сопоставления не общих, а дополнительных затрат и выгод. Изучая модели поведения потребителей и теорию производственного выбора, мы будем постоянно сталкиваться с этим постулатом. Мы будем сравнивать не общие, а дополнительные (предельные) затраты и выгоды. 

Термин «маржинализм» как раз и обусловлен таким представлением о поведении людей. «Маржинале» по-французски означает поля. На полях французские студенты (ваганты) писали дополнения к лекциям (учебников, как правило, тогда не было). Маржинальный, следовательно, означает дополнительный. Другой оттенок значения этого слова – крайний, написанный на самом краю. Поэтому нам знакомы такие словосочетания, как «маргинальные слои общества», или «маргинальные партии». В лексике современной микроэкономики понятие маржинальные озвучивается словом предельные, то есть «крайние». Например, предельные издержки – это издержки, связанные с производством последней единицы блага. Предельный доход – это доход, полученный от реализации последней единицы блага.

 

Вопросы к лекции

1. Что является предметом экономической науки с точки зрения маржиналистского подхода?

2. Какие школы предшествовали маржиналистскому анализу?

3. Назовите и охарактеризуйте базовые концепции, на которых основывается современная экономическая теория (маржиналистская).

4. Что такое альтернативная стоимость и всегда ли люди сталкиваются с этим явлением?

5. Что значит «ресурсы ограничены относительно»?

6. Какая модель иллюстрирует факт ограниченности ресурсов? 

7. Что означает точка, лежащая на линии PPF?

План семинара

1. Базовые концепции современной экономической науки: ограниченность ресурсов, необходимость выбора, предельные величины как решающие параметры выбора.

2. Потребности, экономические блага и экономические ресурсы. Классификация экономических ресурсов.

3. Граница производственных возможностей как графическая иллюстрация ограниченности ресурсов и необходимости выбора. Альтернативная стоимость.

4. Традиционная, административно-командная и рыночная экономика как типы экономических систем. Смешанная экономика.

 

Вопросы для обсуждения

1. Всегда ли при принятии решения можно обнаружить альтернативные издержки?

2. Всегда ли альтернативные издержки выражаются в количестве не произведенных или не потребленных благ?

3. Если бы на границе производственных возможностей Вас попросили отметить точку, отражающую состояние экономики России, где бы Вы её разместили и почему?

 

Задачи

1.Благоустройство территории «Роев ручей» по расчетам управляющих могло бы привлечь посетителей и увеличить доходы на 50 тыс. руб. в месяц. Однако администрация не могла отказаться от ранее заключенных контрактов стоимостью в 150 тыс. руб., поскольку их расторжение повлекло бы штраф в 40 тыс. руб. и отложила благоустройство на год. Какова альтернативная стоимость такого решения?

2. Молодожёны взяли кредит в банке на 50 тыс. рублей и отправились в путешествие, которое обошлось им в 100 тыс. рублей, при этом каждый взял отпуск без содержания на две недели, а недельный заработок каждого равен 15 тыс. рублей. Найдите альтернативную стоимость путешествия в этой ситуации.

3. Молодая мама получает 3 тыс. руб. как пособие на двоих детей и не работает. Максимально возможный заработок, который она могла бы получать, устроившись на работу, составляет 17 тыс. руб., но тогда ей пришлось бы отдать детей в садик и платить за них 12 тыс. руб. в месяц. Какова альтернативная стоимость статуса домохозяйки, воспитывающей детей? 

 

Тест

1. Студент учится в университете и получает стипендию 2000 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 10000 руб. Его альтернативные затраты на обучение в университете…       

а) 2000 руб.;     б) 10000 руб.; в) 8000 руб.;     г) 1200 руб.

2. Владелец магазина установил сигнализацию, за которую будет платить ежемесячно по 3 тыс. рублей, при этом ему пришлось отложить на месяц установку терминалов, месячный доход от которых в лучшем случае составляет 4 тыс. руб., а в худшем – 3 тыс. руб. Альтернативная стоимость установки сигнализации составила…

а) 4 тыс. руб. б) 3 тыс. руб. в) 7 тыс. руб.    г) 6 тыс. руб.

3. Увеличение производства одного товара на кривой производственных возможностей означает, что производство другого товара:      

а) сокращается

б) увеличивается

в) остается постоянным

г) может и сократиться, и увеличиться

4. Причина сдвига кривой производственных возможностей влево:

а) увеличение количества экономических ресурсов

б) внедрение более совершенной технологии производства

в) снижение производительности труда

г) не один среди указанных ответов

5.Тип экономической системы, к которой имеют отношение вопросы «что, как, для кого производить»:

а) любое общество, независимо от типа экономической системы

б) командно-административная экономика

в) рыночная экономика

г) смешанная экономика

д) традиционная экономика

6. Предельные издержки в лексике микроэкономики – это…

а) максимально допустимые при данной технологии производства затраты

б) минимально допустимые при данной технологии производства затраты

в) затраты, связанные с производством последней единицы блага

г) оптимальные затраты

7. Критериями разграничения типов экономических систем служат:

a) степень социального неравенства в обществе

б) форма собственности;

в) тип координационного механизма;

г) уровень благосостояния членов общества;

д) способ решения фундаментальных проблем экономики

8.С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система?
а) как сбалансировать импорт и экспорт
б) как сбалансировать государственный бюджет
в) как наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами
г) как сэкономить средства, чтобы сократить государственный долг?

9. Заседание правительства было посвящено обсуждению дополнительных источников доходов государства и составлению государственного бюджета на следующий год. Это вид экономической деятельности в сфере:

а) потребления

б) обмена

в) производства

г) распределения

10. Фундаментальную проблему экономической теории отражает пара понятий:

а) эффективность и справедливость

б) производство и потребление

в) ограниченность и выбор

Тема 2. Основы теории спроса и предложения

 

Понятие рынка и рыночной экономики. Модель кругооборота товаров и доходов как простейшая модель рыночной экономики.

Спрос и объем спроса. Закон спроса и исключения из него. Факторы, влияющие на спрос. Предложение и объем предложения. Закон предложения и исключения из него. Факторы, влияющие на предложение. Графическая интерпретация.

Рыночное равновесие. Изменение в равновесии. Государственное регулирование рынка отдельных товаров через фиксирование цены, установление потоварных налогов и субсидий

 

План лекции

2.1.Рынок как сфера обмена. Субъекты рынка. Модель кругооборота товаров и доходов как простейшая модель рыночной экономики

2.2.Спрос и объем спроса. Графическое изображение. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

2.3.Предложение и объем предложения. Графическое изображение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

2.4.Рыночное равновесие. Равновесные параметры рынка. Изменение равновесия

2.5.Государственное регулирование рынка

 

2.1. В экономических науках под рынком понимается механизм взаимодействия покупателей и продавцов, то есть сфера обмена. Таким образом, бытовому представлению о рынке как о месте встречи покупателей и продавцов мы будем противопоставлять более широкое его понимание. И дело не только в том, что в современном мире торговля осуществляется через интернет-магазины и другие «безличные» механизмы, но, главным образом, в том, что в рамках экономической науки мы будем осуществлять анализ, требующий абстракции от конкретных форм обмена.

 Экономическая наука изучает поведение не конкретного человека, а потребителя с характерными для всех других потребителей чертами и производителя, который ведет себя самым типичным образом, исходя из своих собственных интересов и устремлений. Всем субъектам рынка приписываются одинаковые черты, такие, которые отражают их наиболее типичное поведение.

Самое простое представление о рынке предполагает взаимодействие двух субъектов рынка: потребителей и производителей. Отдельная ячейка потребления называется домашним хозяйством. Этот термин появился русскоязычной в науке как перевод английского household – семья, домочадцы, домашние; домашнее хозяйство. Под домашним хозяйством или хаусхолдом понимается простейшая единица потребления. Причем это не обязательно должна быть семья. Принципиальное значение имеет то, что эта ячейка предъявляет на рынке совместный спрос. Например, это могут быть студенты, проживающие в одной комнате общежития и покупающие продукты и бытовые товары на всех, вскладчину. Отдельная ячейка производства представлена как фирма, безотносительно её конкретной специализации, масштабов и формы организации бизнеса. Эти фирмы имеют общую черту: они производят блага с целью получения прибыли.

Взаимодействие потребителей и производителей (домашних хозяйств и фирм) происходит через обмен, который представлен схемой кругооборота товаров и доходов. Эта модель является упрощенной моделью любой рыночной экономики.

 

 

На рис. 2.1. экономика представлена двумя противоположными квантами: производством и потреблением. Простейшей единицей потребления выступают домашние хозяйства, а простейшей единицей производства – фирмы. Домашние хозяйства являются собственниками ресурсов, которые они продают на рынке ресурсов фирмам. Это изображается на схеме потоком «Экономические ресурсы». Здесь модель в агрегированном (обобщенном) виде отражает тот факт, что семья (или иначе домашнее хозяйство) продает ресурсы, которыми располагает. Это, в первую очередь, труд (способность к труду). Фирма, как простейшая единица бизнеса, созданная с целью получения прибыли, покупает нужные ей ресурсы и платит за них деньги, которые в теории называются факторным доходом (доходом, полученным от продажи факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательских способностей, информации). Это отражено в схеме потоком «Доходы». Фирмы комбинируют ресурсы в процессе производства, создавая блага (товары и услуги). Эти блага поступают на рынок благ и покупаются потребителями – домашними хозяйствами. Поток «Товары и услуги» отражает эти процессы на схеме. Домашние хозяйства на рынке благ покупают товары и услуги на полученные факторные доходы. Это поток «Выручка от продаж». Как видно, фирмы получают эти доходы в уплату за созданные блага.

Схема является упрощённой моделью рыночной экономики, поскольку:

а) все рынки агрегированы (обобщены);

б) не отражается факт того, что домашние хозяйства сберегают часть дохода, и созданный продукт может быть не реализован, что может привести к кризису перепроизводства;

в) не показано место государства в рыночной экономике и переход рыночной экономики к её современному состоянию – к экономике смешанной;

г) отсутствует связь экономики с внешним миром, с заграницей.

Однако такое упрощение не искажает сути моделируемой действительности: домашние хозяйства являются продавцами на рынке ресурсов и покупателями на рынке благ, а фирмы – продавцами на рынке благ и покупателями на рынке ресурсов. В этом противостоянии продавцов и покупателей сталкиваются экономические интересы экономических субъектов – потребителей и производителей.

Как и насколько рыночный механизм разрешает это противоречие интересов, нам предстоит увидеть.

 

2.2. Поскольку предметом изучения экономической теории выступает поведение людей, а с точки зрения рыночного механизма люди делятся на потребителей и производителей, нам предстоит выяснить, как ведут себя люди – потребители и люди – производители.

Особенностью изучаемого на данном этапе экономического анализа является представление о поведении людей как функции. То есть с точки зрения современного экономического анализа, количество покупок зависит (есть функция) от какого-то фактора, и количество произведенных благ тоже зависит (есть функция) от какого-то фактора. На протяжении десятилетий экономисты сходились и сходятся во мнении, что этим фактором является цена каждого данного блага. Этим объясняется трактовка спроса и предложения, объема спроса и объема предложения.

Спрос – это количество благ, которое потребители хотят и могут купить по любой возможной цене за определенный промежуток времени.

Величина спроса (или объем спроса) – это количество благ, которое потребители хотят и могут купить по конкретной цене за определенный промежуток времени.

Рассмотрим эти понятия на примере, представив необходимые данные в виде таблицы. Допустим, на рынке сложилась такая ситуация: по цене 600 руб. было куплено 20 чайников, по цене 800 руб. – 15 чайников, по цене 1200 – 10.

 

Цена (P) Количество (Q)
600 20
800 15
1200 10

 

     
Представленная в таблице ситуация позволяет увидеть, что спрос на чайники на данном рынке за определенный период составил 45 штук. Объем спроса представлен каждой отдельной строкой: по цене 600 он составил 20 чайников, по цене 800 – 15 и т.д. Графически это будет выглядеть так, как на рисунке 2.2.

 


Каждая точка кривой спроса, которую по традиции обозначают D, от английского слова «demand» (спрос), обозначает объем (или количество) спроса (Qd), а вся кривая иллюстрирует спрос – количество благ, которое хотят и могут купить по любой возможной цене. Кривая спроса отражает не реальное состояние дел, она носит аналитический характер: 10 чайников потребители купят и по более низкой цене, чем 1200, однако это максимальная цена, по которой потребители готовы купить эти чайники.

Максимальная цена, по которой потребители готовы купить данное количество блага, в теории назвали ценой спроса (Pd).

Типичное поведение потребителей заключается в том, что с понижением цены они готовы покупать большее количество блага, и наоборот. Такую обратную зависимость между ценой и количеством спроса назвали законом спроса. Его действие объясняется двумя эффектами: эффектом замещения и эффектом дохода.

Первый заключается в том, что, если у блага есть заменители, то с его подорожанием потребители будут покупать данного блага меньше, заменяя другими, не подорожавшими или менее подорожавшими благами. Второй заключается в том, что при фиксированном доходе при подорожании блага потребители просто не смогут покупать его в прежних количествах, они вынуждены будут уменьшить количество покупок. Позже мы увидим, что закон спроса действует на разных рынках по-разному: на одних рынках, например, на рынке хлеба, изменение цены незначительно изменит объем спроса, а на других, например, на рынке шоколадных конфет «Мишка на севере» - значительно. Однако действие закона спроса варьируется не только из-за разных характеристик блага.

Существуют исключения, обусловленные разными предпочтениями, нетипичным поведением и благосостоянием потребителя.

Первое исключение составляет так называемый эффект Веблена. Т. Веблен в книге «Теория праздного класса» показал, что для живущих на рентные доходы людей главное в потреблении – это демонстрация своей принадлежности к этому классу. Если мы будем отслеживать функциональную зависимость объема покупок от цены для такого рода поведения, то мы увидим, что обратной зависимости нет. Напротив, чем дороже благо, тем престижнее покупка.

Второе исключение назвали эффектом сноба. Это такое поведение, когда человек осуществляет покупки, возможно, не поддерживаемые его доходом, но он желает «выделиться из толпы», показать, что он «может себе позволить». Причем, эффектом сноба можно назвать как поведение человека с низким доходом, покупающего дорогие сигареты, так и поведение богача, намеренно покупающего самую простую недорогую одежду.

Когда речь идет об изменении цены, изменяется объем спро



2019-08-13 390 Обсуждений (0)
Тема 2. Основы теории спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Основы теории спроса и предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)