Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура методической разработки



2019-08-13 289 Обсуждений (0)
Структура методической разработки 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая структура:

1. Титульный лист.

2. Аннотация.

3. Содержание.

4. Введение.

5. Основная часть.

6. Заключение.

7. Список использованных источников.

8. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании социальной работы.

Основная часть методической разработки состоит из следующих разделов:

· Характеристика темы;

· Планирование изучение темы;

· Рекомендации по организации и методике социальной работы.

В характеристике темы указывается студентом:

· Цель темы (социально-реабилитационная, социально-профилактическая, социально-терапевтическая) и задачи;

· Планирование темы и количество часов;

· Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· Связь с предшествующим или последующим формами социальной работы;

· Дается дидактический анализ содержания материала;

· Возможен сравнительный анализ качества полученных результатов по внедрению предлагаемой методики с той методикой, которая применялась специалистом по социальной работе, до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить практические задания, подобрать игры, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые клиенты должны усвоить.

4. Проанализировать социально-реабилитационные возможности предлагаемого материала и применяемой методики.

В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по проблемным вопросам, которые ставились специалистом по социальной работе.

Приведем пример структуры методической разработки вводного практического занятия.

Общие требования к оформлению методической разработки.

1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного практического занятия, то не менее 10 листов.

2. Объем основного содержания – не менее половины всей рукописи.

3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

6.Количество и объем разделов не лимитируется.

7.Методическая разработка должна включать индивидуальные собственные приемы, техники, средства социальной работы студента.

Чаще всего в технологии социальной работе используются практические занятия, с помощью которых клиенты приобретают социальные умения и навыки. Тип практического занятия определяется целью организации социальной работы с клиентом или группой.

Типы практических занятий в социальной работе:

· Вводное практическое занятие, посвященное изучению новой темы, раздела программы по одному из видов технологии социальной работы (социальной профилактике, социальной реабилитации, социальной терапии, социальной адаптации).

· Практическое занятие совершенствования социальных умений и навыков клиента (группы).

· Практическое занятие по применению социальных умений ин навыков клиента (группы).

· Итоговое практическое занятие по изучению темы (раздела) программы по одному из видов технологии социальной работы (социальной профилактике, социальной реабилитации, социальной терапии, социальной адаптации).

Вид практического занятия определяется формой совместной деятельности специалиста по социальной работе и клиента, которая доминирует на практическом занятии:

1. Беседа.

2. Самостоятельная работа.

3. Практическая работа.

4. Деловая игра.

5. Экскурсия.

6. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов.

Приведем пример подготовки методической разработки вводного практического занятия. В основной части вводного практического занятия можно выделить следующие разделы:

1. Методическое обоснование темы.

2. Методические рекомендации по проведению вводного практического занятия.

3. План вводного практического занятия (с технологической картой).

4. Дидактический материал к вводному практическому занятию (можно не выделять в виде приложений).

5. Список литературы (источников) для учащихся.

6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план проведения вводного практического занятия:

1. Тема программы.

2. Тема вводного практического занятия.

3. Цель методическая.

4. Задачи (не более трех).

5. Материально-техническое обеспечение вводного практического занятия.

6. Наглядный материал.

Рекомендуемая технологическая карта вводного практического занятия:

Дидактическая

Структура практического занятия

Методическая подструктура практического занятия

Предполагаемый результат применения вводного практического занятия

Методы социальной работы Формы социальной работы Методические приемы и их содержание Средства социальной работы   Способы организации деятельности клиентов
             

Критерии оценки методической разработки:

1. Методическая разработка должна быть выполнена с учетом индивидуальных особенностей каждого клиента, участвующего в данной форме социальной работы (фронтальная, фронтально-локальная беседа).

2. Методическая разработка должна включать техники и средства технологии социальной работы.

3. Желательно, чтобы данная методическая разработка получила внедрение в практику социальной работы.

Рекомендуемые темы методических разработок:

1. Методическая разработка цикла занятий по социальной реабилитации «Чудо - Мастер» для воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

2. Методическая разработка программы «Выбор» для содействия трудоустройству военнослужащих уволенных с военной службы.

3. Методическая разработка социально-профилактического тренинга для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

4. Методическая разработка практического занятия по социально-бытовой адаптации молодых инвалидов.

5. Методическая разработка практического занятия по социально-средовой ориентации молодых инвалидов.

6. Методическая разработка экскурсии как формы социокультурной реабилитации инвалидов.

7. Методическая разработка занятия по сказкотерапии для выпускников детских домов и домов-интернатов.

8. Методическая разработка праздника «День Матери» как формы социокультурной реабилитации.

9. Методическая разработка конкурсной программы «Лучшие бабушки», посвященной «Дню пожилого человека».

10. Методическая разработка «Дня смеха» как формы смехотерапии с молодыми инвалидами.

11. Методическая разработка конкурсной программы для воспитанников группы дневного пребывания центра социальной помощи семье и детям «Город сказки».

Формы контроля:

‑ проверка методической разработки;

-проведение коллоквиума по результатам выполнения методических разработок.

Коллоквиум как форма контроля знаний решает следующие задачи:

• проверка и контроль полученных знаний, умений, навыков компетенций;

• расширение проблематики с помощью дополнительных вопросов;

• углубление знаний при помощи использования дополнительных материалов при выполнении методической разработки общей технологии социальной работы;

• учащиеся должны продемонстрировать умение работать с различной учебно - методической и научной литературой;

• формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого студента).

В проведении занятия участвуют: ведущий преподаватель, группа студентов и приглашённые эксперты-консультанты (другие преподаватели), либо специалисты по социальной работе.

Этапы занятия: подготовительный, начало занятия, работа по поставленным вопросам, ответы на поставленные вопросы, подведение итогов.

1.Этап. Подготовительный:

а) формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения (преподаватель должен заранее продумать вопросы в соответствии с уровнем знаний студентов в группе и сделать карточки, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности). Следует отметить, что формирование микрогрупп является концептуальным моментом проведения занятия. Предложенный вариант, при котором в микрогруппу входят студенты примерно с одним уровнем подготовки, целесообразно использовать, когда одна из главных задач занятия – проверка и контроль знаний. Когда же основная цель занятия – обучающая, то более целесообразно формировать микрогруппы, учитывая не уровень подготовки, а, например, коммуникативный и дружеский факторы.

б) предоставление списка дополнительной литературы;

в) постановка целей и задач занятия;

г) разработка структуры занятия;

д) консультация по ходу проведения занятия;

е) приглашение специалистов-консультантов.

2. Этап. Начало занятия:

а) подготовка аудитории: поскольку каждая микрогруппа состоит из 5-7 студентов, то парты нужно соединить по две, образовав квадрат, и расставить их по всему помещению;

б) формирование микрогрупп (микрогруппу необходимо сформировать таким образом, чтобы в неё входили студенты, успеваемость которых по предмету - одного уровня);

в) раздача вопросов по заданной теме для совместного обсуждения в микрогруппах (сложность вопросов должна соответствовать уровню знаний и умений студентов в микрогруппе).

3.Этап. Работа по поставленным вопросам:

Студентам предоставляется время (30-40 мин) на совместное обсуждение поставленных вопросов для выработки коллективных ответов и защиту своих методических разработок.

4. Этап. Ответы на поставленные вопросы:

а) в порядке, установленном преподавателем, представители от микрогрупп зачитывают выработанные в ходе коллективного обсуждения ответы;

б) учащиеся из других микрогрупп задают вопросы отвечающему учащемуся, комментируют и дополняют предложенный ответ;

в) преподаватель регулирует обсуждение, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные ответы (важно, чтобы преподаватель не вмешивался напрямую в ход обсуждения, не навязывал собственную точку зрения);

г) после обсуждения каждого вопроса необходимо обобщить выводы и перейти к обсуждению следующего вопроса (вопросы целесообразно распределить таким образом, чтобы ответы микрогрупп чередовались);

д) эксперты-консультанты могут вмешиваться в ход обсуждения, задавая вопросы и высказывая собственную позицию; они могут отстаивать определенную концептуальную позицию;

е) после обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель обобщает сделанные выводы.

5.Этап. Подведение итогов:

а) преподаватель соотносит цели и задачи данного занятия и итоговые результаты, которых удалось добиться;

б) заключительный этап суммирует всё достигнутое с тем, чтобы дать импульс для дальнейшего углубления и решения обсуждавшихся вопросов (в рамках одного занятия невозможно разрешить все поставленные вопросы, одна из задач подобного вида занятий – сформировать интерес к обсуждаемым проблемам);

в) преподаватель должен охарактеризовать работу каждой микрогруппы, выделить наиболее грамотные и корректные ответы студентов, отметить новые приемы, техники, которые они использовали при выполнении методических разработок общих технологий социальной работы;

г) выставление оценок осуществляется преподавателем по следующей схеме:

№ ________________________________

Фамилия ____________________________

Оценка за общий ответ _________________

Индивидуальная работа (текст методической разработки, индивидуальная активность студента) ________________

Итоговая оценка_______________________

Оценка за общий ответ выставляется микрогруппе, таким образом, в графе «Оценка за общий ответ» должно быть столько оценок, сколько вопросов получила микрогруппа; в графе «Индивидуальная работа» преподаватель по ходу занятия вносит отметки об индивидуальной активности студента: дополнения, вопросы, замечания, комментирование; итоговая оценка выставляется с учётом оценок из первой графы и индивидуальной работы;

д) в самом конце занятия преподаватель может провести опрос студентов с целью выяснить их впечатление от проведённого занятия, пожелания и рекомендации, что позволит в будущем скорректировать работу с данной группой.

Тема 4. Технология социальной реабилитации.

Задания :

1. Выбрать из имеющейся методической литературы разработки занятий, способствующих социально-средовой ориентации клиента в условиях клубного объединения учреждения социального обслуживания населения.

Методические рекомендации: социальная реабилитация направлена на восстановление социального статуса клиента, достижение материальной независимости (самообеспечения) и реализуется с помощью двух взаимосвязанных направлений: социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации. Задачами социальной реабилитации являются: содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь; оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения; развитие коммуникативных навыков. Социально-средовая ориентация – это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Специалист по социальной работе помогает клиенту найти способы выхода из проблемной ситуации, направляет его действия на достижение поставленных целей. Клиент учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен: провести анализ проблемной ситуации; установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации; построить план по ходу выполнения действия; проводить самоконтроль по ходу выполнения действия. Разрешение проблемной ситуации предусматривает реализацию способностей клиента, его интересов. При разработке схемы выхода из ситуации специалист по социальной работе включает предложения клиента и обучает его алгоритму планирования деятельности. Данные умения студент апробирует, становясь участником деловой игры, а далее использует в своей практической деятельности в качестве специалиста по социальной работе. Во время организации деловой игры происходит освоение студентом технологий социальной работы, что является результатом профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе.

Целью игры является обучение студентов комплексу умений технологии социальной реабилитации клиентов учреждений социального обслуживания населения. Для достижения поставленной цели преподаватель планирует следующие учебно-воспитательные задачи игры: раскрыть алгоритм разработки занятия по социальной реабилитации на примере объединения клиентов (клуб, группа дневного пребывания и т.д.); показать ряд методических приемов проведения занятия по социальной реабилитации в клубном объединении клиентов; ознакомить студентов с принципами выбора данных методических приемов, исходя из особенностей клиентов и специфики клубного объединения. Преподаватель организует самостоятельную работу студентов с источниками для разработки занятия по социальной реабилитации в клубном объединении клиентов.

Ход игры:

На подготовительном этапе за неделю до проведения игры преподаватель определяет для студентов домашнее задание – выбрать из имеющейся методической литературы разработки занятий, способствующих социально-средовой ориентации клиента. Далее разрабатывает методику проведения игры, регламент. Организация пространства аудитории предполагает расстановку мебели по кругу, где заранее определяется местоположение каждого участника, исходя из его роли.

Во время этапа проведения деловой игры преподаватель формирует на основании интересов студентов две группы «специалистов» (отделения учреждения социального обслуживания населения: организационно-методическое, дневного пребывания). Специалисты организационно-методического отделения должны на основании выполненного домашнего задания разработать алгоритм проведения занятия по социально-средовой ориентации в клубном объединении клиентов. Далее сотрудники отделения предлагают обоснование оптимально выбранным методическим приемам и средствам; разрабатывают вопросы для дискуссии со специалистами отделения дневного пребывания; готовятся к защите разработанного проекта проведения занятия. Специалисты отделения дневного пребывания должны адаптировать методические материалы, полученные в ходе самостоятельной работе к характерным особенностям и потребностям подростков, посещающих клубное объединение; продумать оформления пространства, где состоится занятие, определить инструментарий. Сотрудники данного отделения разрабатывают вопросы для дискуссии со специалистами организационно-методического отделения, готовятся к защите разработанного проекта проведения занятия по социальной реабилитации для безнадзорных подростков, посещающих клубное объединение учреждения социального обслуживания населения.

Каждая группа "специалистов" направляет одного человека для работы в экспертной группе. В то время когда группы работают над проектом, преподаватель и эксперты разрабатывают критерии оценки выступлений и определяют систему оценивания. Далее предоставляется слово по защите проекта поочередно каждой группе. После защиты проектов организуется дискуссия, целью которой является выбор оптимальной и содержательной формы проведения занятия по социальной реабилитации, которая будет включать самые лучшие элементы и методические приемы специалистов организационно-методического отделения и дневного пребывания. Далее происходит обсуждение полученного результата, участники игры делают замечания, вносят поправки в общий проект – высказывают свое согласие или несогласие с ним. Эксперты проводят оценку работы специалистов каждого отделения. На заключительном этапе игры эксперты, специалисты и преподаватель обсуждают результаты игры, отмечают что, получилось, в чем студенты испытывали трудности. Итогом проведения игры является методическая разработка занятия по социальной реабилитации для безнадзорных подростков, посещающих клубное объединение учреждения социального обслуживания населения.

Далее организуется этап применения. Проект, разработанный в ходе деловой игры, должен быть реализован на практике в учреждении социального обслуживания населения или в условиях учреждения высшего профессионального образования, куда будут приглашены подростки, посещающие клубное объединение учреждение социального обслуживания населения вместе с руководителем клуба.

Формы контроля:

‑ обсуждение (предварительное) с преподавателем выбранных разработок практических занятий по социально-средовой реабилитации клиентов в условиях клубного объединения учреждения социального обслуживания населения;

-проведение деловой игры на практическом занятии.

Формы самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины «Технология социальной работы».

№п/п Формы самостоятельной работы студентов Формы контроля самостоятельной работы Оценка (баллы)
1. Составление таблицы «Классификация социальных технологий». Проверка таблицы преподавателем. Устный ответ на практическом занятии.   10
2. Выполнение аннотации статьи, посвященной применению инновационных технологий социальной работы в учреждениях социального обслуживания населения.   Проверка аннотации статьи. Устный ответ на практическом занятии. 10
3. Составление в электронном виде графической схемы «Классификация методов социальной работы с различными категориями населения» и оформление её слайд-презентации. Проверка преподавателем графической схемы. Просмотр слайд-презентаций графических схем с помощью видеопроектора на практическом занятии. 10
4. Написание методической разработки проведения фронтальной, локальной беседы с различными группами населения. Проверка преподавателем методической разработки фронтальной беседы. Просмотр слайд - презентаций и проведение защиты методических разработок фронтальной беседы на практическом занятии. 15
5. Анализ конкретной ситуации. Обсуждение аналитической записки с преподавателем. Обсуждение ситуаций на практическом занятии. 15
6. Составление анкеты для изучения факторов, повлиявших на возникновение трудной жизненной ситуации клиента. Индивидуальное собеседование по результатам разработки анкеты.   15
7. Составление методической разработки проведения общей технологии социальной работы (вид социальной технологии и категория клиентов предлагается студенту на выбор). Проверка преподавателем методической разработки Проведение коллоквиума по результатам выполнения методических разработок.   15
8. Аналитический разбор разработок занятий, способствующих социально-средовой ориентации клиента в условиях клубного объединения учреждения социального обслуживания населения. Обсуждение (предварительное) с преподавателем выбранных разработок практических занятий по социально-средовой реабилитации клиентов в условиях клубного объединения учреждения социального обслуживания населения. Проведение деловой игры на практическом занятии. 15


2019-08-13 289 Обсуждений (0)
Структура методической разработки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура методической разработки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)