Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по самостоятельной работе



2019-08-13 344 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по самостоятельной работе 0.00 из 5.00 0 оценок




Задания самостоятельной работы, по учебной дисциплине «Технология социальной работы» комплектуются студентом в портфолио.

Портфолио  по учебной дисциплине «Технология социальной работы» – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента.

1.2.Создание портфолио –  творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в рамках данной программы.

1.3.Функции по формирование портфолио возлагаются на студента.

2. Цель и задачи портфолио

2.1.Основная цель формирования портфолио –  накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения.

2.2.Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:

 -мотивации к образовательным достижениям;

-приобретению опыта к деловой конкуренции;

-обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;

-выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;

-повышению конкурентоспособности будущего бакалавра социальной работы.

2.3.Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства знаний, и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

 2.4.Портфолио создается в течение всего периода обучения в рамках данной программы. Завершается его формирование вместе с завершением обучения по учебной дисциплине «Технология социальной работы»

3.Структура портфолио:

 3.1.Портфолио состоит из двух частей:

- комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения в рамках выполнения практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы;

- перечень индивидуальных достижений студента в ходе изучения дисциплины «Технология социальной работы»;

 3.2.Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Раздел 1.Теоретические основы социальных технологий.

Тема 1. Классификация социальных технологий.

Задания :

1. Составить конспект второго параграфа первой главы учебного пособия Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие./ Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2009.

2.Выполнить таблицу «Классификация социальных технологий».

Методические рекомендации: При составленииконспекта необходимо кратко и последовательно изложить содержание §2.Классификация социальных технологий. Главы I. Технологический подход к социальной работе (теоретико-методологические аспекты) учебного пособия Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие./ Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2009. Записи должны быть вами выполнены в виде точных выдержек из текста данной главы. Текст конспекта должен быть близок к стилю первоисточника. Для этого вам необходимо: просмотреть материал, выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины. При выявлении сложных терминов необходимо обратиться к словарю, прочитать их определение и понять содержание. Далее снова прочитать текст и тщательно проанализировать его. Вы должны отделить главное содержание материала от второстепенного. Потом разделить информацию на составляющие части (ориентируясь на имеющиеся в тексте главы абзацы). Далее обозначить основные мысли текста (тезисы) и их записать.

Для выполнения таблицы «Классификация социальных технологий» вам потребуется четыре столбца, имеющих следующие названия «номер по порядку», «вид социальной технологии», «характеристика содержания социальной технологии», «область применения социальной технологии».

Формы контроля:

‑ проверка конспекта;

‑ устный ответ на практическом занятии;

-проверка таблицы.

Тема 2. Инновационные социальные технологии.

Задания :

1.Сделать аннотацию статьи, посвященной применению инновационных технологий социальной работы в учреждениях социального обслуживания населения.

Методические рекомендации: При составлении аннотации статьи, посвященной применению инновационных технологий социальной работы необходимо использовать публикации журнала «Работник социальной службы» – профессиональный научно-практический и методический журнал. Учредителем журнала является Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб», а главным редактором А.М.Панов. План аннотации должен включать в себя: 1) описание инновационной технологии социальной работы; 2) перечисление основных форм и методов социальной работы; 3) выводы автора, его мнение, оценка результатов применения инновационной технологии социальной работы в учреждении социального обслуживания населения. Вашидействия при написании аннотации могут быть следующими: 1) разбейте текст статьи на смысловые части; 2) выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста; 3) сформулируйте основную мысль своими словами; 4) перечислите основные проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения по внедрению инновационной технологии социальной работы в практике деятельности учреждений социального обслуживания населения; 5) определите значимость инновационной технологии социальной работы.

Формы контроля:

‑ проверка аннотации статьи;

‑ устный ответ на практическом занятии.

 

Тема 3. Методы социальной работы с различными категориями населения.

Задания :

1.Составить в электронном виде графическую схему «Классификация методов социальной работы с различными категориями населения» и сделать её слайд-презентацию.

Методические рекомендации: При составленииграфической схемы «Классификация методов социальной работы с различными категориями населения» необходимо изучить теоретико-методологические подходы следующих авторов: П.Д. Павленка, Н.Ф. Басова, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева, М.В. Фирсова. Для этого необходимо составить конспекты:

· второго параграфа «Методы и технологии», главы второй «Технологический подход в социальной работе (теоретико-методологический подход)» учебного пособия П.Д. Павленка, М.Я. Рудневой Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие/ Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2009;

·  темы третьей «Отечественные и зарубежные подходы к технологии / практике социальной работы» раздела первого «Методологические проблемы технологии/практики социальной работы» учебного пособия Фирсова М.В. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов. – М., 2007. 

·  главы восьмой «Методы социальной работы и их классификация» учебного пособия Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2000;

· главы восьмой «Метод групповой работы» раздела второго «Общие технологии социальной работы»; главу двенадцатую «Социально-экономические методы технологии поддержки населения»; главу четырнадцатую «Социально-педагогические методы социальной работы» раздела третьего «Междисциплинарные технологии и методики социальной работы» в учебном пособии Технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2001.

· главы двенадцатой «Медико-социальные методы социальной работы», «Социально-психологические методы в социальной работе», «Педагогические методы в социальной работе» раздела третьего «Основные методы социальной работы» в учебном пособии Основы социальной работы / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; Под редакцией Н.Ф. Басова. – 4-е изд. – М., 2008.  

Графическая схема выполняется с помощью плана: 1. Автор теоретико-методологического подхода к классификации методов социальной работы. 2.Основание, предложенное автором для классификации методов социальной работы. 3. Методы социальной работы. В графической схеме должно быть представлено пять теоретико-методологических подходов, обосновывающих классификацию методов социальной работы (П.Д. Павленка, Н.Ф. Басова, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева, М.В. Фирсова).    

Формы контроля:

‑ проверка графической схемы;

‑ просмотр слайд-презентаций графических схем с помощью видепроектора на практическом занятии.

Тема 4. Формы социальной работы с различными группами населения. 

Задания :

1.Написать методическую разработку проведения фронтальной, локальной беседы с различными группами населения.

2.Составить слайд-презентацию на тему: Фронтальная беседа как форма социальной работы с различными группами населения. Фронтально-локальная беседа как форма социальной работы с различными группами населения.

Методические рекомендации: Методическая разработка может быть выполнена для проведения фронтальной или локальной беседы.Фронтальная беседа представляет собой ведение специалистом по социальной работе диалога с группой, где все вопросы концентрируются вокруг темы, которой посвящено занятие. Для проведения фронтально-локальной беседы характерно, что тема и вопросы специалиста по социальной работе должны быть построены так, чтобы могли образоваться локальные подгруппы клиентов, самостоятельно ведущих беседу внутри общей темы. Для выполнения методической разработки фронтальной и фронтально-локальной беседы необходимо учесть следующие задачи: организация и сплочение группы; создание положительного эмоционального фона; снижение или преодоление феномена «страха речи». Процедура применения данных групповых форм социальной работы должна протекать в непринужденной, свободной форме, участники её могут сидеть либо передвигаться по комнате, принудительное включение в беседу клиентов не рекомендуется. Требования к выбору темы беседы. Она должна проводиться на темы, интересующие всех клиентов, либо группы клиентов (случаи из жизни, тема работы, путешествия, льготы, социальные выплаты, новые виды социальных услуг и т.д.). Темы должны создавать положительный эмоциональный фон.Требования к оформлению методической разработки: объем письменной работы составляет не более 15 страниц, все приложения к работе не входят в ее объем. Обязательно должны иметься ссылки на литературу. Методическая разработка должна включать индивидуальные собственные приемы, техники, средства социальной работы студента. Критерии оценки методической разработки:

1. Методическая разработка должна быть выполнена с учетом индивидуальных особенностей каждого клиента, участвующего в данной форме социальной работы (фронтальная, фронтально-локальная беседа).

2. Методическая разработка должна включать техники и средства технологии социальной работы.

Рекомендуемая структура методической разработки: титульный лист, введение, сценарий проведения, форма проведения итогов работы с клиентами. Во введении формулируется цель, задачи, определяются социально-психологические особенности клиентов, возраст, категория. Указывается возможность применения фронтальной беседы: учреждение социального обслуживания населения, объединение клиентов. Например, центр социальной помощи семье и детям, объединение клиентов - группа дневного пребывания для несовершеннолетних. Форма проведения итогов фронтальной беседы может быть организована в виде: коллективного обсуждения, анкетного опроса клиентов.

Формы контроля:

‑ проверка методической разработки фронтальной беседы;

‑ просмотр слайд - презентаций и проведение защиты методических разработок фронтальной беседы на практическом занятии.

Критерии оценки презентации бакалавра

Критерии оценки Слабая работа (0 – 10 пунктов) Нуждается в доработке (11 – 13 пунктов) Хорошая работа (14 – 17 пунктов) Отличная (18 – 20 пунктов)
Исследование   (20 возможных пунктов) Неполные или ограниченные данные.   Используемые данные ограничены численными значениями. Полные данные за исключением некоторых ошибок. Полные данные, не содержащие ошибок. Наличие ресурсов, подтверждающих данные.
Математическое моделирование (20 возможных пунктов) График, не соответствующий функции или данным.   Данные, смоделированные с помощью графика или функции. Интерпретация модели имеет недостатки. Отсутствует прогноз на будущее. Использована технология для моделирования и интерпретации данных с использованием функций и графиков. Точная интерпретация данных 3 прогноза на будущее. Несколько используемых инновационных технологических методов. Точная интерпретация данных, включая по крайней мере 5 распространенных выводов.
Обсуждение будущего использования (20 возможных пунктов) Нет обсуждений. Обсуждение как минимум 2-х способов использования Discussion makes sense.   Обсуждение как минимум 3-х способов использования. Обсуждение ясное и краткое.   Обсуждены как минимум 4 способа использования педагогических технологий в социальной работе. Краткое и проницательное обсуждение.  
Элементы дизайна   (20 возможных пунктов) Отсутствие авторской индивидуальности в дизайне. Некоторые основы для создания полной презентации. Слайды просты в понимании. Точный план для создания полной презентации.  Слайды просты в понимании.  Использованы некоторые эффекты и фоны. Точный план для создания полной презентации.  Слайды просты в понимании.  Эффекты, графики, фоны и звуки, дополняющие представленную информацию.
Элементы творчества и оригинальность   (20 возможных пунктов) Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности. В презентации присутствуют авторские находки. В презентации присутствует достаточное количество авторских находок.  Уникальная работа Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров. 

 

Тема 6. Технология стационарного социального обслуживания.

Тема 7. Технология полустационарного социального обслуживания.

Задания :

1. Выполнить анализ практической ситуации из практики деятельности учреждения.

2. Подготовиться к обсуждению с преподавателем аналитической записки по решению практической ситуации.

Методические рекомендации: метод конкретных ситуации предполагает подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики социальной работы; самостоятельное индивидуальное изучение и обсуждение ситуации студентом; совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя. Письменное представление аналитической записки с изложением решения конкретной ситуации, которое должно включать:

1.Титульный лист с названием ситуации (в примечании указываются автор и год написания);

2.Введение, где упоминается клиент (группа клиентов) ситуации, рассказывается об истории возникновения трудной жизненной ситуации, указывается время начала действия;

3.Основную часть, где содержатся главный массив информации, внутренняя интрига, проблема;

4.Заключение (концовку) где студентом предлагается решение проблемы, указанной в конкретной ситуации.

Рекомендуемые примеры конкретных ситуаций:

Ситуация №1

В группе дневного пребывания для граждан пожилого возраста ЦСОН возник конфликт из-за того, что один из ее членов претендует на роль руководителя группы. Как сохранить группу?

Ситуация №2  

Как организовать социальную работу с пожилыми людьми в от­делении дневного пребывания новоорганизованной социальной службы? Что предложить руководству отделения?

Ситуация №3  

В отделении медико-социального обслуживания на дому престарелая клиентка перестала впускать к себе социальных ра­ботников. Разговаривать по телефону отказывается, бросает труб­ку. Что предпринять заведующему отделением медико-социального обслуживания на дому?

Ситуация №4  

Что делать, если мать ребенка-инвалида отказывается кон­тактировать со специалистами реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями?

Ситуация №5  

Как поступить, если на первичный прием в отделение срочного социального обслуживания КЦСОН стоят в очереди за социальной помощью несколько инвалидов?

Ситуация №6

Мать 18-летнего инвалида обратилась с исковым заявлени­ем в суд на бюро медико-социальной экспертизы, которое, по ее мнению, неправильно освидетельствовало ее сына, дав ему вместо категории «ребенок-инвалид» II группу инвалидности. По мнению матери, сын нетрудоспособен. Суд привлек к разбирательству специалистов отделения срочного социального обслуживания КЦСОН, патронирующих семью. Каковы действия представителя этого отделения в данном случае?

Ситуация №7

В центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов обратились жильцы одного из домов. Они просили принять на социальное обслужи­вание на дому или в стационарных условиях своего соседа, кото­рый практически потерял зрение, передвигается с трудом, прожи­вает в антисанитарных условиях. При посещении квартиры соци­альный работник выяснил, что мужчине 58 лет, инвалидности нет, разведен, имеет сына, но где тот живет - не знает, так как развелся с его матерью, когда ребенку было 7 лет, алименты не платил. Сейчас сыну 36 лет. Мужчина нуждается в социально-бы­товой помощи. Каковы дальнейшие действия специалиста по социальной работе?

Ситуация №8

Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста посещает девушка с ограниченными возможностями здоровья, которую исключили из вспомогательной школы за то, что она не хотела учиться. Ей 16 лет. Вначале она не хотела ничем заниматься, потом постепенно втянулась и стала незаменимым помощником. Она помогает тем, кто не может себя обслуживать, кормит малышей, организует со старшими подрост­ками уборку помещения. Все это она делает добровольно, прово­дит в центре целые дни и с неохотой идет домой. Живет она у бабуш­ки. Ёе мама, отец и сестра живут отдельно, и мама против обще­ния сестер. Неожиданно в центр пришла мать с претензией, что специалисты реабилитационного центра незаконно используем труд несовершеннолетних, эксплуати­руют ёе дочь, которая ничего не хочет делать дома. Как по­ступить специалистам по социальной работе?

Ситуация №9

Женщине в возрасте 65 лет вместе со своей семьей пришлось уехать из Казахста­на в Курганскую область. В один день она стала вынужденной пересе­ленкой. Переехав, она, надеялась снять жилье на первое время. Но до сих пор, уже год, живёт в неблагоустроенной квартире – тесной, холодной и сырой, по наружным стенам зимой течет вода. Вещи так и не распакова­ны. Какие виды социального обслуживания можно предложить женщине. Обоснуйте алгоритм предоставления социальных услуг.

Формы контроля:

 1.Обсуждение аналитической записки с преподавателем.

 2. Анализ решения конкретных ситуаций в форме круглого стола, организуемом на практическом занятии.

Характерной особенностью проведения круглого стола на данном практическом занятии является то, что происходит сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5-6 комментаторов, которые наиболее успешно справились с домашним заданием. Выбираются основные направления обсуждения темы и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение конкретной ситуации. Далее ведущий предоставляет слово каждому комментатору и включает в обсуждение всю группу. Метод анализа конкретной ситуации развивает способность студента к анализу и решению ситуаций, возникающих в ходе практической деятельности. Решая конкретную ситуацию, он (а) должен (а) определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации, предложить различные варианты решения проблемы.

Раздел II. Общие технологии социальной работы.

Тема 1. Технология социальной диагностики.

Задания :

1.Составить анкету для изучения факторов, повлиявших на возникновение трудной жизненной ситуации клиента.

Методические рекомендации: Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются клиентом самостоятельно (заочный опрос), либо в присутствии специалиста по социальной работе (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают: открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме; закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены; полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Основные требования к составлению анкет: вопросы должны быть понятны для клиентов социальной службы, учитывать их уровень; просты и ясны. Они не должны нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок специалиста по социальной работе. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию. В закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть перечислены. Можно разбить варианты ответа на смысловые блоки. Не следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут. Обычная последовательность построения анкеты такова: 

1.Введение, в котором указано, какая организация проводит опрос и для чего. Как правило, подчеркивается анонимность ответов. Не стоит начинать анкету с паспортички, так как это настораживает клиентов. Всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты.

2.Вступительные вопросы, которые должны заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие респондента вопросы.

3.Для оживления текста можно использовать шутливые рисунки, стрелки, циферблат, знак "стоп", фотографии узнаваемых лиц и т. п.

4. Далее включаются сложные вопросы.

5. В заключение анкеты могут быть включены два, три простых вопроса, относительно изучения демографических данных клиента (пол, возраст, место жительства и т.д.) и выражена ему благодарность за ответы на представленные вопросы.

Формы контроля:

1. Индивидуальное собеседование по результатам разработки анкеты.

Раздел II. Общие технологии социальной работы. 

Тема 2. Технология социальной профилактики.

Тема 3. Технология социальной адаптации.   

Тема 4. Технология социальной реабилитации.

Тема 5. Технология социальной терапии.

Задания :

1.Составить методическую разработку проведения общей технологии социальной работы (вид социальной технологии и категория клиентов предлагается студенту на выбор).

Методические рекомендации: Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы социальной работы, элементы современных социальных технологий или сами технологии социальной реабилитации, социальной адаптации, социальной профилактики, социальной терапии применительно к конкретной теме практического занятия, экскурсии, игры, теме программы по одному из видов технологии социальной работы. Методическая разработка может быть направлена как на одного клиента, так и на группу.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного практического занятия;

· Разработку серии практических занятий;

· Разработку частной (авторской) методики социальной работы;

· Разработку общей технологии социальной работы;

· Разработку новых форм, методов социальной работы;

Прежде чем приступить к ее написанию студенту необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной ему, по данной теме у студента должен быть накоплен методический материал.

2. Определить цель методической разработки.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки студенту, необходимо четко определить её цель. Цели социальной работы подразделяются на цели обучения клиентов социальным умениям и навыкам, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого практического занятия подразумевает создание условий для формирования социальных умений и навыков клиентов; развития их способностей; воспитания качеств личности и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы специалисты по социальной работе могли получить сведения о наиболее рациональной организации процесса социальной реабилитации, социальной терапии и т.д., эффективности методов и методических приемов, формах социальной работы, применения современных технических и информационных средств технологии социальной работы.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать тезаурусу, практикующемуся в теории и технологии социальной работы.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства социальной работы должны обосноваться ссылками на свой практический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления социальной работы в условиях учреждения социального обслуживания населения.

8. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать бакалавр в профессиональной деятельности (карточки задания, планы практических заданий, конспекты, инструкции для проведения форм социальной работы, карточки схемы, наглядный материал т.д.).



2019-08-13 344 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по самостоятельной работе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по самостоятельной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)