Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине



2019-08-13 246 Обсуждений (0)
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок




В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) «Технология социальной работы» используются мультимедийные средства: наборы кинофильмов: Введение в куклотерапию. По заказу Министерства труда России в рамках программы «Дети России». Рекомендован Министерством образования России. – М.: Видеотека учебных фильмов по методам реабилитации детей; Коррекция агрессивного поведения. По заказу Министерства труда России в рамках программы «Дети России». Рекомендован Министерством образования России. – М.: Видеотека учебных фильмов по методам реабилитации детей.

Построение занятий студентов в рамках дисциплины «Технология социальной работы» с помощью организационно-деятельностной игры предполагает развитие их профессиональных навыков, объединяет процесс обучения с реальной практикой специалиста по социальной работе, приближает подготовку в учреждении высшего профессионального образования к профессиональной деятельности будущего выпускника. Согласно классификации Г.К. Селевко к интерактивным технологиям (модульно-локальным) относятся дидактические и организационно-деятельностные игры.

Рассмотрим методику организации и проведения организационно-деятельностной игры в ходе изучения темы: «Технология социальной реабилитации». Социальная реабилитация направлена на восстановление социального статуса клиента, достижение материальной независимости (самообеспечения) и реализуется с помощью двух взаимосвязанных направлений: социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации. Задачами социальной реабилитации являются: содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь; оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения; развитие коммуникативных навыков. Социально-средовая ориентация – это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Специалист по социальной работе помогает клиенту найти способы выхода из проблемной ситуации, направляет его действия на достижение поставленных целей. Клиент учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен: провести анализ проблемной ситуации; установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации; построить план по ходу выполнения действия; проводить самоконтроль по ходу выполнения действия. Разрешение проблемной ситуации предусматривает реализацию способностей клиента, его интересов. При разработке схемы выхода из ситуации специалист по социальной работе включает предложения клиента и обучает его алгоритму планирования деятельности. Данные умения студент апробирует, становясь участником организационно-деятельностной игры, а далее использует в своей практической деятельности в качестве специалиста по социальной работе. Во время организации организационно-деятельностной игры происходит освоение студентом технологий социальной работы и развитие профессиональных компетенций (быть готовым: к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1); к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3); к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4)), что является результатом профессиональной подготовки будущего бакалавра социальной работы.

Целью игры является обучение студентов комплексу умений технологии социальной реабилитации клиентов учреждений социального обслуживания населения. Для достижения поставленной цели преподаватель планирует следующие учебно-образовательные задачи игры: раскрыть алгоритм разработки занятия по социальной реабилитации на примере объединения клиентов (клуб, группа дневного пребывания и т.д.); показать ряд методических приемов проведения занятия по социальной реабилитации в клубном объединении клиентов; ознакомить студентов с принципами выбора данных методических приемов, исходя из особенностей клиентов и специфики клубного объединения. Преподаватель организует самостоятельную работу студентов с источниками для разработки занятия по социальной реабилитации в клубном объединении клиентов.

Ход игры:

На подготовительном этапе за неделю до проведения игры преподаватель определяет для студентов домашнее задание – выбрать из имеющейся методической литературы разработки занятий, способствующих социально-средовой ориентации клиента. Далее разрабатывает методику проведения игры, регламент. Организация пространства аудитории предполагает расстановку мебели по кругу, где заранее определяется местоположение каждого участника, исходя из его роли. Студенты (участники игровой имитации) проходят инструктаж относительно содержания игровой роли «Специалистов по социальной работе отделения дневного пребывания учреждения социального обслуживания населения»; «Специалистов по социальной работе организационно-методического отделения учреждения социального обслуживания населения», «Экспертов».

Во время этапа проведения организационно-деятельностной игры преподаватель формирует на основании интересов студентов две группы «специалистов» (отделения учреждения социального обслуживания населения: организационно-методическое, дневного пребывания). Специалисты организационно-методического отделения должны на основании выполненного домашнего задания разработать алгоритм проведения занятия по социально-средовой ориентации в клубном объединении клиентов. Далее сотрудники отделения предлагают обоснование оптимально выбранным методическим приемам и средствам; разрабатывают вопросы для дискуссии со специалистами отделения дневного пребывания; готовятся к защите разработанного проекта проведения занятия. Специалисты отделения дневного пребывания должны адаптировать методические материалы, полученные в ходе самостоятельной работе к характерным особенностям и потребностям подростков, посещающих клубное объединение; продумать оформления пространства, где состоится занятие, определить инструментарий. Сотрудники данного отделения разрабатывают вопросы для дискуссии со специалистами организационно-методического отделения, готовятся к защите разработанного проекта проведения занятия по социальной реабилитации для безнадзорных подростков, посещающих клубное объединение учреждения социального обслуживания населения.

Каждая группа "специалистов" направляет одного человека для работы в экспертной группе. В то время когда группы работают над проектом, преподаватель и эксперты разрабатывают критерии оценки выступлений и определяют систему оценивания. Далее предоставляется слово по защите проекта поочередно каждой группе. После защиты проектов организуется дискуссия, целью которой является выбор оптимальной и содержательной формы проведения занятия по социальной реабилитации, которая будет включать самые лучшие элементы и методические приемы специалистов организационно-методического отделения и дневного пребывания. Далее происходит обсуждение полученного результата, участники игры делают замечания, вносят поправки в общий проект – высказывают свое согласие или несогласие с ним. Эксперты проводят оценку работы специалистов каждого отделения.

На заключительном этапе игры – аналитическом разборе «эксперты», «специалисты» и преподаватель уже не в игровой ситуации обсуждают результаты игры, отмечают что, получилось, в чем студенты испытывали трудности, анализируют предложенные свои и чужие методические приемы социальной реабилитации клиента. Итогом проведения игры является методическая разработка занятия по социальной реабилитации для безнадзорных подростков, посещающих клубное объединение учреждения социального обслуживания населения.

Далее организуется этап применения. Проект, разработанный в ходе организационно-деятельностной игры, должен быть реализован во время производственной практики в учреждении социального обслуживания населения или в условиях учреждения высшего профессионального образования, куда будут приглашены подростки, посещающие клубное объединение учреждения социального обслуживания населения вместе с руководителем клуба. 

Аннотация дисциплины

Заголовок: 2-4 курс, бакалавриат, направление подготовки «Социальная работа»

Аннотация к инвариантной дисциплине профессионального цикла «Технология социальной работы»

1. Технология социальной работы.

2. Количество часов (всего – 288, аудиторных – 144, лекций – 54, практических – 36, лабораторных – 54, самостоятельной работы – 144).

3. Дисциплина (модуль) «Технология социальной работы» изучается во 4-м, 5-м, 6-м, 7-м семестрах, входит в базовую часть (Блок 1).

Целью изучения дисциплины является – формирования знаний студентов об основных технологиях обеспечения социального благополучия населения. А так же в ходе изучения дисциплины происходит формирование общекультурных и общепрофессиональных, професссиональных компетенций бакалавра. В частности,

Компетенции: способностью осознать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК-1);  
способностью к проведению, оценке обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, опеределению индивидуальных потребностей граждан с целью потановки социального диагноза и разработке индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению (ПК-1);  
способностью к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты (ПК-2);  
способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненный потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов (ПК-3);  
способностью к существлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижения современной квалиметрии и стандартизации (ПК-4);
способностью к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и правовому регулированию социальной защиты граждан (ПК-5);  
способностью к осуществлению профилактики обстоятельств, обуславливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи (ПК-6).  

 

5.Особенности содержания материала. На основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки – социальная работа, квалификация (степень) бакалавр «Технология социальной работы», как дисциплина включает:

· сущность, принципы и основные понятия технологий социальной работы, проблемы технологизации процессов социальной работы;

· основные виды, формы и методы технологий социальной работы с различными категориями;

· особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии и социальной реабилитации;

· технологии социальной экспертизы и моделирования;

· проблемы новаторства в технологии социальной работы.

6. Особенности изучения дисциплины студентами. Дисциплина «Технология социальной работы» – общепрофессиональная практикоориентированная дисциплина, предназначенная для подготовки бакалавров социальной работы. Ее важнейшее значение для студентов – раскрытие взаимосвязи между технологиями социальной работы и практикой деятельности учреждений социального обслуживания населения, социальной защиты. Взаимосвязь с другими частями ФГОС (дисциплинами, модулями, практиками) осуществляется на основании принципа интегративности. Принцип интегративностипредполагает интеграцию знаний из различных предметных дисциплин, одновременное развитие как собственно коммуникативных, так и профессионально-коммуникативных, социально-технологических умений.

 

Структура и содержание дисциплины

Раздел I. Основы технологии социальной работы.

Тема 1. Технология социальной работы как отрасль знания.

Тема 2. Методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей.

Тема 3. Организационно-распорядительные методы социальной работы.

Тема 4. Психолого-педагогические методы социальной работы.

Тема 5. Социально-экономические методы в социальной работе.

Тема 6. Формы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей.

Тема 7. Особенности социальной работы в полустационарных учреждениях социального обслуживания населения.

Тема 8. Особенности социальной работы в отделении надомного обслуживания населения.

Тема 9. Технология консультирования и посредничества.

Тема 10. Групповые формы технологии социальной работы.

Раздел II. Общие технологии социальной работы. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы за рубежом.

Тема 1. Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения.

Тема 2. Социальная профилактика и механизмы ее реализации.

Тема 3. Технология социальной адаптации.

Тема 4. Технология социальной реабилитации.

Тема 5. Социальная терапия и методика ее осуществления.

Тема 6. Технология установления опеки и попечительства.

Тема 7. Проблема новаторства в технологии социальной работы.

Формы отчетности: зачет, экзамен.



2019-08-13 246 Обсуждений (0)
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)