Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Онтология Декарта (принцип скептицизма, дуализм).



2019-08-13 367 Обсуждений (0)
Онтология Декарта (принцип скептицизма, дуализм). 0.00 из 5.00 0 оценок




Дуализм Декарта. В основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).

Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание(сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.

Часы и часовщик(который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы(две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Д. пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.

Скептицизм

Декарт пытается разрушить скептицизм изнутри - довести скептическое утверждение до логического завершения, добраться до такого положения, которое неподвластно никакому скепсису. Надо последовательно провести скептическую точку зрения, не останавливаясь ни перед чем. Сомнение должно быть радикальным и систематически осуществленным. Сомнение должно проявить и к власти авторитетов. Никакое суждение не должно восприниматься как заслуживающее доверия несмотря на авториет его автора. Прежде всего - удар по схоластике.

Никаких авторитетов не следует признавать - очень жесткая позиция. Непочтительное отношение к традиции схоластики и Возрождения: гуманисты демонстрировали свою приверженность к книжному знанию, опирались на авторитет.

Теперь - личный опыт. Здесь прежде всего надо усомниться в показаниях органов чувств. Ощущения могут обманывать (прямоугольная башня кажется круглой; палочка в стакане с водой кажется изломанной; человек видит сны, очень трудно отличить явь и сновидение). Если ощущения обманывают, доверять им нельзя. Можно усомниться в том, что мир существует. Тела нет. Разум - тоже надо сомневаться. Самое надежное применение разума - математика. Но и математики ошибаются и соглашаются, когда им указывают на ошибки.

Остается спросить - может быть, и я не существую. Здесь, по Декарту, приходим к ситуации, когда сталкиваемся с несомненной истиной. Я способен сомневаться - следовательно, я существую. Не как телесное существо, а как субъект мышления, сомнения, как мыслящее существо. Сомневаться в собственном существовании - самое радикальное сомнение.

 

27. Учение Спинозы о природе, атрибутах и модусе.

Спиноза(1632-1677)-нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.

Пантеизм Спинозы является важным понятием, которое завершает его учение о субстанции. Под Богом Спиноза понимает субстанцию с её бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, всё неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога. Следовательно, Бог есть внутренняя причина всех вещей. Происходит единство природы Бога и сущности. Т.к. проявление Бога происходит через бесчисленное кол-во атрибутов и модусов, то, следовательно, эти бесконечные проявления исчерпывают Бога и это означает, что все вещи уже сотворены.

Есть две совершенно разные природы: порождающая и порождённая

1)Порождающая природа Бог, который существует сам через себя и сам в себе, как проявление в атрибутах. Бог есть также свободная причина, потому как действует по законам своей природы без чьего-либо принуждения. Бог есть внутренняя причина вещей.

2)Порождённая природа мир, который вытекает из необходимости природы Бога и атрибутов, т.е. мир вытекает из внешнего и по необходимости природы Бога.

Пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всём и присутствует во всём, действует как внутренняя причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т.к. все находится в Нём, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической.

28. Монадология Лейбница.

Лейбниц-немецкий философ(1646-1716). Мир (по Лейбницу) состоит из мельчайших элементов, или монад,-духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

4 класса:

1) «голые монады»-лежат в основе неорганической природы(камней,земли)

2)монады животных-обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием

3)монады человека-обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить

4)высшая монада-Бог

​Бог возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Так «низшим» монадам присущи лишь смутные представления; у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека-ясного понимания, осмысления.

Одной из вершин наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

 



2019-08-13 367 Обсуждений (0)
Онтология Декарта (принцип скептицизма, дуализм). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Онтология Декарта (принцип скептицизма, дуализм).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)