Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критика религии и материализм французского Просвещения.



2019-08-13 414 Обсуждений (0)
Критика религии и материализм французского Просвещения. 0.00 из 5.00 0 оценок




В эпоху Просвещения (XVIII в.) особое место в философии занимает материалистическое мировоззрение французских мыслителей — Ламетри, Гельвеция, Дидро, Гольбаха и др. Характер их метафизики обусловлен общей критикой феодального общества, «не соответствующего человеческому разуму», и утверждением новых незыблемых — буржуазных — порядков, которые должны отражать вечную и неизменную природу человека. При этом они опирались на достижения естествознания, механики и математики, учения Галилея, Декарта, Ньютона и английских эмпириков. Исходной точкой теории познания практически всех материалистов является признание независимой от сознания материальной действительности и построения знания из ощущений, полученных в результате воздействия вещей на сознание. Считалось, что аппарат, принимающий воздействие внешних предметов, — это мозг, отражающий их подобно воску (Дидро). Поэтому деятельность мышления полностью зависит от ощущений; мышление и есть «переработанное ощущение». Нет различия между чувственностью и мышлением.

Говоря о познании сущности мира, «тайных сил» природы, они высказывали различные предположения: «Не существует ничего, понимание чего превосходит наши силы» (Гельвеций); «То, что для наших предков являлось сверхъестественным, для нас — простое и естественное, а наши потомки сумеют познать то, что для нас сегодня непознаваемо» (Гольбах); «В процессе познания человеческое сознание идет от познания явлений к познанию их причин, а от них — к познанию их сущности» (Ламетри).

 

В онтологии французские материалисты главное внимание уделяют проблемам природы и места человека в мире. Природа — материальна, она есть субстанция, основа всего, содержащая все: Для нее характерны действенность, сила, активность. Она сама себе причина. Признается, что духовной субстанции не существует. «Есть только духовные явления без их носителя». По мнению Гольбаха, вещи состоят из атомов, свойствами которых являются протяженность, непроницаемость, движение, вес, фигура. Друг от друга они не отличаются качественно, и если предметы многообразны, то это определено движением и соединением атомов. Напротив, согласно Дидро, различие и особенности предметов можно объяснить не качественно тождественными атомами, а количественно различными элементами.

 

Итак, основной признак, основная идея материализма этого периода заключается в признании чувственности не только основой сознания, но и свойством, присущим всей материи, всем материальным явлениям. Чувственность — одно из свойств неорганической природы. Она инертна в них, но становится активной в человеке. Весь мир более или менее одушевлен (Дидро). Механистическая точка зрения Декарта доводится до крайности в теории Ламетри. Машиной является не только животное, но и человек.

 

Вся деятельность французских материалистов направлена против религии и современного им общества. Религия есть суеверие, она основана на невежестве людей. Ее подлинная причина — страх, бессилие перед стихией природы (Гольбах).

 

Нравственность человека определяется его природой, организацией. Человек от природы добр и справедлив. Только среда и воспитание могут изменить его. Уродливый политический строй искажает заложенные в природе человека добро и справедливость (Дидро). Все эти идеи отражают миросозерцание прогрессивного общества XVIII в.

 

34. Наукоучение Фихте как вариант идеалистической философии (проблема субъективности, «Я»).

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) — немецкий общественный деятель и философ. В творчестве Фихте выделяются два основных периода: до и после 1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективному идеализму, во второй — к объективному идеализму.

Первый период. В это время Фихте строит свою концепцию, исходя из понятия абсолютного «Я». Именно эта часть учения Фихте является наиболее интересной и оригинальной.

На первый план Фихте ставил вопросы, находящиеся в ведении «практического разума» — исследование морали и государственно-политического устройства, причем важнейшее место занимают у него проблемы свободы, долга, нравственного поведения и др. Но при этом он (как и Кант) считает, что «практический разум» должен опираться на прочный фундамент «теоретического разума», и поэтому начинает свое исследование именно с него.

Hayкоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой, фундаментом для всех остальных наук, т.е. «наукой о науке», поэтому главный трактат Фихте «Основы общего наукоучения» посвящен именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична: в ней одни идеи выводятся из других. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже какое-то одно исходное положение. Самым очевидным для человека является его собственное сознание. Поэтому именно с изучения сознания и должна начинаться философия.

Виды «я». Чтобы понять смысл учения Фихте, необходимо на время отступить от изложения его философии и провести различия между несколькими видами сознания («я»). Но кроме моего сознания существуют еще и сознания («я») других людей. Так что мое «я» входит в множество человеческих «я». При этом Фихте постулирует существование некоего Абсолютного сознания — «Я», которое как бы «лежит» за всеми человеческими «я», определяя их существенные свойства. Это Абсолютное сознание практически приобретает у Фихте статус Божественного сознания.

Активный, деятельный Характер сознания проявляется прежде всего в том, что сознание не дано, а задано. Сознание в своей деятельности порождает, создает себя, проходит ряд стадий развития.

На первой стадии действующий, активный субъект интуитивно хматривает себя и осознает свою самотождественность, т.е. Я = Я.

На второй стадии развития в своей деятельности «Я» порождает свое отрицание— «не-Я». Это порождение «не-Я» в значительной степени является бессознательным. При этом «Я» испытывает некий «толчок» со стороны «не-Я».

На третьей стадии происходит «синтез» первой и второй, состоящий в детерминации, взаимоограничении и, соответственно, определении «Я» и «не-Я». «Я» при этом осознает себя как все то, что не является «не-Я», как все то, что противоположно «не-Я» — в рамках единого, исходного, Абсолютного «Я». На третьей стадии развития появляется человеческое эмпирическое «я». Поскольку творение вещей, объектов, составляющих содержание «не-Я», производится исходным Абсолютным «Я» неосознанно, бессознательно, все эти объекты выступают для нашего «я» как нечто иное, отличное от «я». Наше «я» знакомится с ними поэтапно— посредством ощущений и рассудка. И нашему здравому смыслу представляется, что все эти объекты существуют сами по себе — вне и не зависимо от нас. Тогда как на самом деле все они есть порождение «Я» — чистого самосознания.

Центральное место в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода». Для человека быть свободным — это значит сделать себя свободным, т.е. в своем эмпирическом «я» (индивидуальном человеческом сознании) отодвинуть границы «не-Я». Свобода оказывается у Фихте деятельностью «Я» по познанию необходимости и уменьшению области «не-Я».

Судьба учения. Идеи Фихте оказали влияние в первую очередь на его ученика Шеллинга, а через него — и на Гегеля.

 



2019-08-13 414 Обсуждений (0)
Критика религии и материализм французского Просвещения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критика религии и материализм французского Просвещения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)