Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные законы диалектики Гегеля (на материале «Феноменологии духа»).



2019-08-13 457 Обсуждений (0)
Основные законы диалектики Гегеля (на материале «Феноменологии духа»). 0.00 из 5.00 0 оценок




Третья часть философской системы Гегеля - философия духа

- посвящена рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития,

когда она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве

“абсолютного духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”,

снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание

человечества на всем протяжении всемирной истории. Философия духа состоит из

учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об

объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном

духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи” (искусство, религия,

философия).

 

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую

всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития

объективной действительности. Подвергнув глубокой и основательной критике

метафизический метод мышления, Гегель сформулировал, правда, в

идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства

диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права,

политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое

изображение, подчеркивает Гегель, есть “всеобщий способ, в котором все

остальные способы сняты и заключены.[i]

Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том

числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу)

сопротивления.

Именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих

форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги,

чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно”.

Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто “внешнее

искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его

метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными

определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого научного

развертывания мысли” и именно он, и только он, вносит необходимую внутреннюю

связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне

противоречивом поступательном движении и развитии.

Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском

мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в

истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение

последующих философских учений.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, дал

обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и

сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных

изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон

отрицания.

 

Философия истории Гегеля (учение о духе, исторических, неисторических народах).

Одной из частей философии Гегеля была философия духа. В разделе об объективном духе есть подраздел «всемирная история», т.е он создал свою концепцию философии истории.

 

Суть философии Гегеля.

Существуют некая объективная сила, определяющая ход истории, не зависящая от воли и сознания людей, определяющая общественное мнение, общественную среду, взгляды и волю людей. Эта объективная основа не остается неизменной, она меняется по линии прогресса, и когда она это происходит, меняется и общество в целом, т.е. развитие общества поступательно. Эта сила – Абсолютный Дух. Абсолютный Дух воплощается в народном духе. Дух народа – совокупность представлений народа – философских, научных, религиозных, эстетических. Абсолютный дух воплощается на каждом этапе развития в дух какого-либо народа. Такой народ становится передовым, и определяет развитие общества в целом. Он не только прогрессирует во времени, он перемещается. Однако, есть неисторические народы, где дух никогда не воплотится. Происходит историческая эстафета, когда новый народ усваивает все достижения предыдущего и становится двигателем прогресса. При этом критерием прогресса Гегель считал степень осознания свободы. Каждый новый шаг – движение к свободе человека.

 

Периодизация истории.

Гегель вводит понятие исторических миров. Он выделяет 4 исторических мира.

 

1. Восточный – т.к. считается, что цивилизация зародилась на Востоке. Для него характерно полное отсутствие свободы – все рабы одного человека. Он делится на 3 подэтапа: Китай, Индия и Персия.

2. Греческий мир – часть населения осознали свободу и стали свободными, а те, кто не осознал, остались рабами.

3. Римский мир – больше вызревает понятие свободы. Начинает зарождаться христианство и подготавливает этот мир к приходу следующего.

4. Германский мир. В него входили территории, которые входили в состав западно-римской империи, завоеванную германцами – Франция(завоеванную германскими племенами - франками), западная Германия, Испания, Италия, Англия.

В германском мире христианство получило полное развитие, которое требует любви, братства и свободы людей, значит только в германском мире свобода стала достоянием людей.

Германский мир делится на 3 эпохи:

1. Христианско-германский мир. 6, 7, 8 и половина 9 века. Империя Каролингов.

2. Эпоха средних веков. 9-16вв. Для этой эпохи характерна феодальная раздробленность.

3. Начало нового времени. Движение, направленное за реформацию христианской церкви. Гуггеноты, протестанты. Французкая революция.

Гегель считал германский мир – последним миром, а Пруссию – самым идеальным государством. Развитие закончилось, т.к. все обрели свободу. Развитие философии, исскуства закончилось. Дух развивался во времени, но он сам себя познал, поэтому теперь развитие остановилось. В этом Гегель противоречив – с одной стороны вечное развитие, с другой все закончилось.

 

 



2019-08-13 457 Обсуждений (0)
Основные законы диалектики Гегеля (на материале «Феноменологии духа»). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные законы диалектики Гегеля (на материале «Феноменологии духа»).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)