Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропологический аспект немецкой классической философии (на примере Л. Фейербаха и К. Маркса).



2019-08-13 312 Обсуждений (0)
Антропологический аспект немецкой классической философии (на примере Л. Фейербаха и К. Маркса). 0.00 из 5.00 0 оценок




Людвиг Фейербах (1804—1872 гг.) изучал в Берлинском университете богословие, увлекался гегелевской философией. Но уже в первом сочинении «Мысли о смерти и о бессмертии», он критикует теологию и поворачивается к материализму.

В 1840 г. в «Сущности христианства» Л. Фейербах дает развернутую критику Гегеля. Философия не может достичь положительных результатов, замыкаясь в рамках чистой мысли, она сама не может создать жизнь. Лишь изучая природу, философ приобретает новые знания.

Существо идей Л, Фейербаха:
• природа существует независимо от философии, мышления и сознания человека:
• природа — это основание, на котором вырастают люди — продукт природы;
• высшее существо бог, созданный религиозной фантазией — это фантастическое отражение человеком своей собственной сущности:
• природа — источник всех знаний, с нее начинается и философия

Вся философия Фейербаха складывается из отношения человека и природы, где человек — часть природы. Но природа активна, а человек пассивен. Человек Фейербаха — абстрактное, биологическое существо, рассматриваемое вне зависимости от социальной среды и практической деятельности.

Теория познания Фейербаха призывает изучать природу, как вещественную, материальную и чувственную основу человека. У человека как раз столько чувств, сколько необходимо, чтобы принимать мир. Всякие сомнения, споры людей кончаются там, где начинается чувственное знание.

Две ступени познания:
• деятельность сердца, оно полно чувственной энергии,
• деятельность головы, она нацелена на общее.

Фейербах атеист. В «Лекциях о сущности религии» он доказывает, что человек создал разные религии, т.е. сам создает бога, а не бог создал человека. Вместо старой религии Фейербах предлагает новую — религию любви. Любовь — религия, а бог — достижение любви. Поскольку без религии нет нравственности, — нет и добродетели, а значит, нет и счастья, т. к. счастье человека в нравственном совершенствовании. Человек должен открыть бога в себе, в высших своих побуждениях, в любви, в т.ч. и в отношениях мужчины и женщины.

Человек, с его чувствами — предмет и философии (антропологии) и религии. Общество — естественная родовая связь, где главное — стремление к счастью и любви. Человек человеку — бог. Личное счастье возможно только в связи со счастьем других: Человеческий род продолжается благодаря действию этих чувств.

 

Карл Маркс (1818 — 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820—1895)решали проблемы, поставленные немецкой классической философией.

К. Маркс, будучи студентом Берлинского университета, увлекся философией Гегеля, был членом кружка младогегельянцев. Работа журналистом «Рейнской газеты» ближе познакомила его с реальной жизнью, и он переходит на позиции Л. Фейербаха, выступая за полную реализацию человеком своих природных способностей, за гуманизациюотношения человека к природе и человека к человеку. Маркс выясняет роль экономических интересов людей в общественной жизни, изучает историю социализма и критикует Гегеля,но диалектический метод Гегеля, его рациональное зерно, стал и частью философии и Маркса и Энгельса — диалектического материализма.Маркс за гуманизм, основанный на идее свободной, универсальной, творческой сущности человека. Этому препятствует отчуждение труда, как результат частнособственнических отношений.

Человек не просто часть природы, а важный продукт ее развития, поэтому он способен к любому роду деятельности, к труду. Внутренний мир личности ставится в зависимость от внутреннего мира других людей, и эта связь порождает возможность внутреннего развития личности. Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — гуманистический идеал, который рисует Маркс в ранний период своего творчества. Достижение этого идеала Маркс и Энгельс в дальнейшем связывают с ликвидацией частнособственнических отношений, преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда, формированием отношений нового типа — коммунистических отношений.

Материалистический подход был распространен и на общественные отношения. Материалистическое понимание истории предполагает, что:

 

1. Материальное производство, система отношений определяют политику, право, мораль и т.д.
2. Идеи и теории отражают объективную реальность, «сознание — есть общественный продукт» («Немецкая идеология»).
3. Идеология — теоретическое отражение целей и интересов классов.

Фундаментальным принципом марксизма является принцип практики. В гносеологии марксизма теория и практика взаимосвязаны. Если теория — обобщение практики, то последняя основа познания, его цель и критерий истины.

Решающее положение марксистской гносеологии — знание — результат отражения в сознании человека материального объективного мира в форме идеальных субъективных образов. Проблема истинности знаний решается через диалектику объективной истины и субъективной истины; абсолютной истины и относительной.. Завершая немецкую классическую философию, Маркс и Энгельс стремились создать монистическое учение на основе диалектического материализма.



2019-08-13 312 Обсуждений (0)
Антропологический аспект немецкой классической философии (на примере Л. Фейербаха и К. Маркса). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антропологический аспект немецкой классической философии (на примере Л. Фейербаха и К. Маркса).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.049 сек.)