Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школа Пифагора(580-500 г до н.э)



2019-08-13 382 Обсуждений (0)
Школа Пифагора(580-500 г до н.э) 0.00 из 5.00 0 оценок




Это было время, когда философия аккумулировала в себе практически все знания.

Пифагор придавал большое значение числу. Его философские взгляды обусловлены математическими представлениями. По мнения Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания.

Процесс познания мира есть процесс познания управляющих им чисел. Пифагор считал, что математические знания мы получаем исходя из чистого мышления, минуя наблюдения, а ставя мысль выше чувств, подгонял чувственный мир к математическому идеалу.

​В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством её очищения. Пифагор разработал учение о бессмертии души и посмертных переселениях душ, которые мигрируют через различные тела людей и животных.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада(единица)- это мать богов, все-общее первоначо и основа всех проявлений. Двойка- это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на 2). Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его противор.сторон(мужское). Четверка- образ четырех элементов природы и т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ. соотнош.,благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.(Начало всего: 1, 2, 3, 4. Им соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1+2+3+4=10–священная декада-основа мира). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводит к миру живого и человека.

Гераклит(ок.530–470 дон.э.)

Согласно Гераклиту мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы- огонь. Мир остаётся в основе огнём, несмотря на все его превращения. Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносеологии. Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Душа человека приравнивалась в огненному дыханию. Важнейшее философское открытие Гераклита- закон единства и борьбы противоположностей. «Всё едино и всё состоит из противоположностей»

 

12. Древнегреческий атомизм (Демокрит, Левакипп, Анаксагор).

Атомизм- движение античной мысли к философ­ской унификации первооснов бытия. Гипотеза развита Левкиппом и особенно Демокритом(460-370 до н.э.).

В основе бесконечного многообразия мира–единое архэ, имеет бесконечное число элементов(атомов). Потенциальная бесконечность–к куче песка всегда можно добавить еще одну песчинку. Актуальная бесконечность–наличие бесконечного числа элементов в ограниченном объеме. С помощью обычного мышления объяснить его нельзя.

Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое–атом. Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие при­роды. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Атомы складываются в различные конфигурации, кото­рые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами

Человек–скопление атомов, отличается от других существ наличием души. Душа–вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.Анаксагор пришёл к выводы о том, что основой основ материальной действительности являются мельчайшие «зёрна», «семена» материи-гомеомории, т.е. себе подобные частицы.

 

Причинность. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности определено (детерминировано) механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для объективного.существования "случайности". И сама "случайность" объясняется отсутствием каузального объяснения, незнанием причин определенного явления.

 

13. Проблема бытия в философии элейцев (Ксенофан, Парменид, Зенон).

Ксенофан(570-478 г до н.э.)- основатель школы элеатов. Его главный труд «О природе» написан в виде поэмы. Первоначалом мира он считал землю, полагая что «всё рождается из земли и всё в землю уходит». Ксенофана можно отнести к рационалистам, т.к. он по сути отрицал чувственное познание.Стоял во главе монотеистов, то есть сторонников единого Бога, и во главе скептиков, лозунгом которых является ксенофановское: «Ничего нельзя знать достоверно!» Именно Ксенофан впервые осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показание чувств дают не истинное значение, а лишь мнение, видимость. Схема мыслителя гласит: «Над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно». 

Парменид (конец VII-VI в. до н.э.)Центральной идеей Парменида является бытие, точнее, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Гениальная идея Парменида состоит в том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто. Небытие невозможно ни познать, ни высказать, мыслимо и выразимо лишь сущее. Стоит особо подчеркнуть, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень развития последних и дает высшую степень мышления. Тем самым телесность и духовность совпадают в мироздании, в Боге.

Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.)Аристотель назвал его изобретателем диалектики. Являясь представителей субъективной диалектики, Зенон считал, что существует лишь то, что можно логически доказать. Он сформулировал 40 апорий(неразрешимых затруднений). Рассуждения Зенона, построенные на доказательстве сыграли большую роль в развитии теоретического мышления.

Внутренние противоречия в понятии о движении наиболее ярко выражены в апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быст­роногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепахи, если последняя получила изначальный гандикап. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их расстояния, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно понимаем, что Ахиллес догонит черепаху. Но для философа вопрос ставится не в плоскости эмпирического осуществления движения, а в плане мыслимости его, его противоречивости в системе понятий, в диалектике его соотношения с пространством и временем. Возможность бесконечности приводит мышление в тупик, становится возможным ментально поделить конечный отрезок на бесконечное число отрезков. Не имеющее границ нечто очень сложно и представить и помыслить. Не правда ли?! Отсюда – абсурд, олицетворением которого является признание отставания Ахиллеса от черепахи.

 

 14. Антропологический поворот в античной философии (Сократ).

Софистическое движение (450-350 до н. э.) завершило эволюцию досократического мышления и заложило основания следующего этапа развития греческой философии. Софисты сочли неудовлетворительными многообразные учения своих предшественников и подвергли их критике. Теоретические основания софистики были разработаны Протагором. Опираясь на релятивизм (признание относительности, условности и субъективности познания) Гераклита, Протагор учил, что вещи таковы, какими они кажутся всякому из нас; все есть истина; человек есть мера всех вещей. На основании данных положений было выработано практическое применение софизма к моральной и социальной жизни. Софисты выдвигали тезис об относительности закона и доказывали, что каждый обладает правом использовать любые средства для удовлетворения своих желаний.

Период деятельности софистов, которые расколдовывают мифические модели и ставят под вопрос традиционные представления о морали, обозначается иногда как греческое просвещение. Софисты, интересующиеся человеком и обществом, выступают как предшественники новой парадигмы греческого мышления, в которой центром исследования является уже не природа, а человек.

Сократ(469 –399 г до н.э.) творил в жанре устных философских диалогов (ничего не писал).. Для Сократа главный вопрос «Кто я?» Душа делится на 3 части: воздерженность, храбрость, справедливость. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Главнаязадаяа познания-самопознание, а принцип философии «познай самого себя».

Метод Сократа, которым он пользовался в своих диалогах:

1. Сомнение – Наиболее мудр тот, кто понимает, что «я знаю, что ничего не знаю».

2. Ирония – выявление противоречий в высказываниях собеседника.

3. Майевтика– преодоление противоречий и нахождение предварительного ответа

4. Индукция – отыскание эмпирических данных, фактов, подтверждающих ответ

5. Дефиниция – окончательное определение.

Таким образом, метод Сократа – это майевтический диалог. Считал, что знание – это само по себе Добро. Зло идет от незнания. Знание – источник нравственного совершенства. Добро=истина. Душа бессмертна



2019-08-13 382 Обсуждений (0)
Школа Пифагора(580-500 г до н.э) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школа Пифагора(580-500 г до н.э)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)