Классическая немецкая философия.
Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Выдающуюся роль в развитии немецкой философской культуры сыграли Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, немецкие философствующие романтики - прежде всего Ф. Шлегель, теолог и философ Ф. Шлейермахер, крупные ученые-мыслители В. и А. Гумбольдты. Величайшим взлетом немецкой гуманистической культуры явились творения таких гигантов мысли и художественно-эстетической культуры, как И.В. Гете и Ф. Шиллер. + см ниже. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. + Представитель – Людвиг Фейербах. Немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. В молодости - ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии - его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом. Фейербаху импонировала идея "реального чувствующего человека". Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа - основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам. Однако "природная" сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная - недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде "Сущность христианства". Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: "Не Бог создал человека, а человек создал Бога". Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия - не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.
Иммануил Кант. Два периода философии: - действует, как ученый-энциклопедист - становится основоположником немецкой классической философии. Проблема: не ясны границы человеческого познания. Три вопроса: что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться? Человек начинает фигурировать в философии. Кант пишет три работы: - критика чистого разума (главная) - критика практического разума - критика способности суждения Исходная проблема Канта: как возможно чистое знание? Особенно чистой математики и чистого естествознания. Чистый = не эмпирический, без примеси ощущений. Синтетические суждения с приращенным содержанием: - У каждого суждения есть свой объем понятий. Все они дают суждение в целом. Содержание суждения может оказаться больше совокупности суждений, составляющих его (приращение содержания). На основе синтетических – аналитические. Априорные формы сознания существуют до опыта, характерны для человеческого сознания вообще. Мы люди не потому, что нас воспитали или ходим мы на двух ногах, а потому, что у нас есть априорное мышление и мы вынуждены через него воспринимать мир. Локк соглашался с Юмом: есть ли знание из опыта, есть ли в опыте всеобщесть и необходимость? Нет. Из стола его необходимость не следует, например. Юм делал скептический вывод, что связь с опытом – лишь привычка. Кант же эту связь относит к априорной деятельности человека. Новая задача – исследование априорного сознания. «Я называю трансцендентальность не столько видами предмета, сколько видами нашего познания о предмете» - Кант. Впервые находит (и объясняет) границы человеческого мышления. Вводит понятия феномен и ноумен. Любой предмет – вещь в себе. Сущность непознаваема. Постигая проявления – получаем представления о предмете. Ноумен – вещь сама по себе. Феномен – то, что проявилось и мы зафиксировали. Все науки направлены на изучение феноменов, а философия – на изучение ноуменов. Активность сознания, уровни: - субъективная форма чувства (бывает пространство и время) - категории рассудка. Сознание – превращенная первая и вторая форма. Рассудок существует не сам по себе, он мыслит категориями. Кант их нашел: - категория количества (единства, множества, цельность). Одно без другого – не существует. - категория качества (реальность, отрицание, ограничение) – или/или - категории отношения (субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие) - Модальность (возможность и невозможность, существование и несуществование, предопределенность и случайность). Нельзя мыслить иначе, чем всеми этими категориями. Наконец, Кант задается вопросом: может ли рассудок дать чистое знание? Является ли такое проявление рассудка разумом? Затем: если ограничить категориями, как вообще может быть метафизика? Ответ: основывать на самом себе чистое знание разум не способен, он запутывается в противоречиях. Разум может только выступать регулятором. В результате проведения любого рассудочного рассуждения до конца, можно понять, что оно противоречит само себе. Проблема чистого разума только одна: Кант разумом называл то, что разумом не является (потому что Кант руководствовался бипарной логикой – или истина, или ложь, а нужна другая).
Иоганн Готлиб Фихте. В философии И. Канта он пытался устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания, т.е. теорию и практику, из деятельности нашего Я. Фихте указал на противоречие понятия "предмета самого по себе", т.е. "вещи в себе", - непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие, Фихте стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм, сходный с идеями Дж. Беркли. Для Фихте подлинная реальность - единство субъекта и объекта; мир - это "субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект". Фихте конструирует "субъективный субъект-объект". Опираясь на каждодневный жизненный опыт человека, Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, уже исчезнувший из непосредственного созерцания, бывший в прошлом и тем самым запечатленный. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека одинаково проходит, исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления - воображаемое и реально существующее - объявить одинаково реальными. А где же критерий такой реальности? В субъекте! - отвечает Фихте. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение - это одна из особенностей человека, переживающего связь с действительностью. Отсюда определение действительности: то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни. Это и есть, по Фихте, начало и истинный фокус всей философии и жизни. Придя к такому общему определению действительности, нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в области воображения, с тем, что непосредственно не зависит от него. Таким образом, получаются два ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование. Фихте говорит: обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни, в которой как бы удерживается и сохраняется жизнь объекта. Возможность такой зависимости между реальным бытием и духовной жизнью субъекта Фихте, как и Дж. Беркли, распространяет и на ту действительность, в отношениях с которой человек не находится. Отсюда течение всей объективной реальности рассматривается как ее возможное осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека. Фихте тонко подметил, что ребенок только тогда становится личностью, когда впервые говорит о себе "не Иоганн хочет есть", а так: "Мама, я хочу есть». Ребенок, заявляющий о своем Я, - это уже личность. Этические воззрения Фихте: исходя из факта множественности самоопределяющихся существ, он сформулировал условия их совместного существования, которые заключаются в добровольном ограничении свободы каждого лица: это ограничение возможно прежде всего, если каждому предоставлены права свободного телесного и духовного развития и права собственные, выводимые из воздействия свободы на природу.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |