Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая немецкая философия.



2019-08-13 214 Обсуждений (0)
Классическая немецкая философия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница.

Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Выдающуюся роль в развитии немецкой философской культуры сыграли Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, немецкие философствующие романтики - прежде всего Ф. Шлегель, теолог и философ Ф. Шлейермахер, крупные ученые-мыслители В. и А. Гумбольдты. Величайшим взлетом немецкой гуманистической культуры явились творения таких гигантов мысли и художественно-эстетической культуры, как И.В. Гете и Ф. Шиллер.

+ см ниже. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. +

Представитель – Людвиг Фейербах. Немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. В молодости - ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии - его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом.

Фейербаху импонировала идея "реального чувствующего человека". Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней.

Природа - основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам. Однако "природная" сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная - недооценивалась.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде "Сущность христианства".

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: "Не Бог создал человека, а человек создал Бога". Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия - не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

 

Иммануил Кант.

Два периода философии:

 - действует, как ученый-энциклопедист

 - становится основоположником немецкой классической философии.

Проблема: не ясны границы человеческого познания.

Три вопроса: что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?

Человек начинает фигурировать в философии.

Кант пишет три работы:

 - критика чистого разума (главная)

 - критика практического разума

 - критика способности суждения

Исходная проблема Канта: как возможно чистое знание? Особенно чистой математики и чистого естествознания. Чистый = не эмпирический, без примеси ощущений.

Синтетические суждения с приращенным содержанием:

 - У каждого суждения есть свой объем понятий.

Все они дают суждение в целом. Содержание суждения может оказаться больше совокупности суждений, составляющих его (приращение содержания).

На основе синтетических – аналитические.

Априорные формы сознания существуют до опыта, характерны для человеческого сознания вообще. Мы люди не потому, что нас воспитали или ходим мы на двух ногах, а потому, что у нас есть априорное мышление и мы вынуждены через него воспринимать мир.

Локк соглашался с Юмом: есть ли знание из опыта, есть ли в опыте всеобщесть и необходимость? Нет. Из стола его необходимость не следует, например. Юм делал скептический вывод, что связь с опытом – лишь привычка. Кант же эту связь относит к априорной деятельности человека.

Новая задача – исследование априорного сознания.

«Я называю трансцендентальность не столько видами предмета, сколько видами нашего познания о предмете» - Кант.

Впервые находит (и объясняет) границы человеческого мышления. Вводит понятия феномен и ноумен.

Любой предмет – вещь в себе. Сущность непознаваема.

Постигая проявления – получаем представления о предмете.

Ноумен – вещь сама по себе. Феномен – то, что проявилось и мы зафиксировали.

Все науки направлены на изучение феноменов, а философия – на изучение ноуменов.

Активность сознания, уровни:

 - субъективная форма чувства (бывает пространство и время)

 - категории рассудка.

Сознание – превращенная первая и вторая форма.

Рассудок существует не сам по себе, он мыслит категориями. Кант их нашел:

 - категория количества (единства, множества, цельность). Одно без другого – не существует.

 - категория качества (реальность, отрицание, ограничение) – или/или

 - категории отношения (субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие)

 - Модальность (возможность и невозможность, существование и несуществование, предопределенность и случайность).

Нельзя мыслить иначе, чем всеми этими категориями.

Наконец, Кант задается вопросом: может ли рассудок дать чистое знание? Является ли такое проявление рассудка разумом? Затем: если ограничить категориями, как вообще может быть метафизика?

Ответ: основывать на самом себе чистое знание разум не способен, он запутывается в противоречиях. Разум может только выступать регулятором.

В результате проведения любого рассудочного рассуждения до конца, можно понять, что оно противоречит само себе.

Проблема чистого разума только одна: Кант разумом называл то, что разумом не является (потому что Кант руководствовался бипарной логикой – или истина, или ложь, а нужна другая).

 

Иоганн Готлиб Фихте.

В философии И. Канта он пытался устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания, т.е. теорию и практику, из деятельности нашего Я.

Фихте указал на противоречие понятия "предмета самого по себе", т.е. "вещи в себе", - непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений.

Устранив это противоречие, Фихте стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм, сходный с идеями Дж. Беркли. Для Фихте подлинная реальность - единство субъекта и объекта; мир - это "субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект". Фихте конструирует "субъективный субъект-объект". Опираясь на каждодневный жизненный опыт человека, Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, уже исчезнувший из непосредственного созерцания, бывший в прошлом и тем самым запечатленный. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека одинаково проходит, исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления - воображаемое и реально существующее - объявить одинаково реальными. А где же критерий такой реальности? В субъекте! - отвечает Фихте.

Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение - это одна из особенностей человека, переживающего связь с действительностью. Отсюда определение действительности: то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни. Это и есть, по Фихте, начало и истинный фокус всей философии и жизни.

Придя к такому общему определению действительности, нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в области воображения, с тем, что непосредственно не зависит от него. Таким образом, получаются два ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование. Фихте говорит: обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни, в которой как бы удерживается и сохраняется жизнь объекта. Возможность такой зависимости между реальным бытием и духовной жизнью субъекта Фихте, как и Дж. Беркли, распространяет и на ту действительность, в отношениях с которой человек не находится. Отсюда течение всей объективной реальности рассматривается как ее возможное осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека.

Фихте тонко подметил, что ребенок только тогда становится личностью, когда впервые говорит о себе "не Иоганн хочет есть", а так: "Мама, я хочу есть». Ребенок, заявляющий о своем Я, - это уже личность.

Этические воззрения Фихте: исходя из факта множественности самоопределяющихся существ, он сформулировал условия их совместного существования, которые заключаются в добровольном ограничении свободы каждого лица: это ограничение возможно прежде всего, если каждому предоставлены права свободного телесного и духовного развития и права собственные, выводимые из воздействия свободы на природу.

 



2019-08-13 214 Обсуждений (0)
Классическая немецкая философия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая немецкая философия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)