Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские школы и основные этапы исторического развития философии.



2019-08-13 252 Обсуждений (0)
Философские школы и основные этапы исторического развития философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философские школы

Античная философия

Милетская, или ионийская, школа. Основатель – Фалес (первый философ). Древняя Греция. Поиск в многообразии вещей некого единого первоначала (элемента). Первооснова всего сущего – вода.

Италийская: Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон. Учение о неизменной сущности истинного бытия. + Пифагорейская школа.

Мегарская школа. Эвклид. Утверждал, что существует лишь единое добро, которое, будучи неизменным и тождественным самому себе, известно также под именами истины, ума, бога и т.д. Познание добра.

Школа эллинизма, Эпикур.

Киники. Диоген. Основа счастья и добродетели – пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий.

Элидо-эретрийская школа. Сократическая школа. Добродетели едины в своей основе и сводятся к одному благу, которое и есть познаваемая истина.

Александрийская школа. Философская школа Филона и александрийских христианских мыслителей. В основе бытия – платоновские идеи.

Неоплатоновская школа. Изначально возникла в Египте и Александрии. Плотин основал такую школу в Риме. Последняя неоплатоновская школа была организована Проклом в Афинах.

Школы индийской философии – санкхья и йога, веданта, буддизм, джайнизм.

Китайские школы – конфуцианство (жу-цзя), даосизм (Дао-цзя), учение об инь и Ян (инь-ян цзя), моизм (мо-цзя) и др.

Средние века

Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы.

Новое время

В Новое время получают развитие такие направления философской мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту собственного взгляда по вопросу об истинном источнике знаний - опыте, разуме, чувствах. Партию эмпириков возглавил Фрэнсис Бэкон, считавший, что всякое знание начинается с чувственных восприятий, и что «самое лучшее из всех доказательств есть опыт», препятствующий ошибкам в познании. Главой рационалистов, стал Ренe Декарт, утверждавший, что истинное знание начинается не с чувственных данных, а с интуитивно ясных понятий и аксиом, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей» (res cogita), мир же «протяженных», т.е. физических вещей (res extensa) устроен подобно механизму. Между этими мирами (субстанциями) существует тесная связь, поскольку «мыслить» и «существовать», означает одно и тоже. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были сторонниками правоты чувственного постижения мира, который дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия является вершиной систематизаций своего времени, благодаря чему философия обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории. Начало новой реформе философского знания положил Иммануил Кант, избравший критический метод для объяснения основ разумной деятельности человека, и сформулировавший три важнейших вопроса в прагматической антропологии. Антропологическое направление в немецкой классической философии получило развитие в трудах Фихте и Шеллинга.

Неклассическая и постнеклассическая философия

Каждое из направлений неклассической философии, по-разному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта. Структурализм и лингвистическая философия утверждают языковую реальность мира как единственно доступную мышлению. Постмодернизм рассматривают, и как эпоху упадка и деградации культуры, и как декаданс классической философии, построенной на ценностях логоса. Отказ от логических способов познания совершился в пользу доречевых смыслов, обнаруживаемых при деконструкции текста (языка вообще) и предшествующих акту мышления как такового. В целом постмодернизм иронически свел к абсурду философский рационализм, показав тотальность «смерти» прежних ценностей человека, основанных на разуме.

Этапы развития

 - Античная философия (6 век до нашей эры – 6 нашей эры). Древние греки и древние римляне. Достижение – сама постановка вечных проблем. Идея об универсальной связи всех вещей. Два направления – материализм и идеализм.

 - Философия средневековья (5-15 века). Религиозная (христианская) философия, обосновывающая и укрепляющая во всех странах Западной Европы христианскую веру. Августин Блаженный. Бог – творец мира, двигатель истории. Фома Аквинский. Попытка соединить античную мудрость с догматикой и вероучением христианства.

 - Философия эпохи Возрождения (раннее – 13-14, позднее – 15-16). Возрождение философии античного мира.

 - Философия Нового времени (17-19). Опирались на данные естественных наук, философия сама выступила их опорой, вооружив науку логикой, методом исследования. Бэкон, Декарт. Преимущественно рационалистическая философия. Немецкая классическая философия. Марксизм.

 

Милетская школа.

Основатель – Фалес. Город – Милеет, греческая колония в Малой Азии.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества).

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Фалес был разносторонним ученым и мыслителем. Все свои познания связал в свою философию. Фалес полагал, что всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого источника всё рождается постоянно. По символической картине Фалеса, сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма. Всё одушевлено, всё имеет душу. Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу.

Анаксимандр. Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное».

Анаксимен. Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание (πνεῦμα), обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.

Фалес и милетская школа: в основе всего – чувственное начало.

Проблема: но у чувственного начала свое происхождение, значит, оно не могло всё породить.

 



2019-08-13 252 Обсуждений (0)
Философские школы и основные этапы исторического развития философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские школы и основные этапы исторического развития философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)