Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный долг РФ



2019-08-13 205 Обсуждений (0)
Государственный долг РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




План ответа: Понятие государственного долга РФ его состав, принципы управления, порядок обслуживания.

Государственный долг представляет собой сумму их прямых договорных обязательств перед экономическими единицами других секторов экономики внутри страны (внутренний долг) и зарубежными кредиторами (внешний долг).

Он является следствием превышения суммы государственных расходов и чистого кредитования над суммой доходов и получен­ных официальных трансфертов и определяется как сумма всех по­ложительных сальдо (профицитов) государственных финансов и их отрицательных сальдо (дефицитов).

Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты заку­пок, принятия на себя долгов других экономических единиц, «без­денежного» выпуска долговых обязательств. Поскольку он пред­ставляет собой сумму непогашенных обязательств, оценка его про­изводится по номинальной стоимости и отражает сумму, подлежа­щую выплате при наступлении сроков.

Внутренний долг - задолженность госу­дарства гражданам, организациям, учреждениям данной страны, внешний долг - задолженность государства иност­ранным гражданам, фирмам, учреждениям. Хотя российс­кие законодатели связали понятие внутреннего долга с обязательствами в российской валюте, жизнь подтверди­ла ошибочность такой трактовки. Долг вкладчикам Вне­шэкономбанка СССР, переоформленный в государственный долг в иностранной валюте, не стал внешним от вида валюты, а долг нерезидентам по ГКО оказался внешним, хотя и образовался в российской валюте.

Обслуживание внутреннего государственного долга представляет собой перераспределение доходов внутри страны, для его погашения можно прибегнуть к дополни­тельной эмиссии денег, увеличению сбора налогов.

Государственные внутренние заимствования осуществляются на финансовых рынках - рынке ссудных капиталов (кредиты) и рынке ценных бу­маг (ГКО, ОФЗ и т.д.). Впервые размещение ГКО производилось в 1993 г. и до финансового кри­зиса в августе 1998 г. ГКО являлись основным ин­струментом государственных заимствований.

Страны с высокими значениями положительного сальдо текущих операций (более 5% ВВП) и низкими значениями монетизации экономики (коэффициент монетизации ме­нее 25% ВВП). В результате благоприятной внешнеэконо­мической конъюнктуры на сырьевых рынках наблюдается положительное сальдо торгового баланса и в страну посту­пают значительные объемы иностранной валюты. Цент­ральный банк вынужден скупать у экспортеров валюту, эмитируя рубли. Следовательно, возрастает денежная мас­са, повышаются внутренние цены и реальный курс нацио­нальной валюты (при этом скорость увеличения реального валютного курса выше при низкой монетизации экономи­ки). Укрепление реального курса рубля снижает конкурен­тоспособность отечественных товаров. Размещение ГКО регулировалось постановлением прави­тельства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 "О выпуске госу­дарственных краткосрочных бескупонных облигаций". В настоящее время размещение государственных ценных бу­маг осуществляется в соответствии с федеральным зако­ном от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмис­сии и обращения государственных и муниципальных цен­ных бумаг".

Наи­большую проблему для правительства любой страны пред­ставляет состояние внешнего долга, так как для его обслу­живания и погашения необходимо отдавать часть реаль­ной продукции своей страны иностранным кредиторам.

Понятно, что долги погашаются чаще всего валютой или иными платежными средствами, которые согласен при­нять кредитор. Но для того, чтобы их заиметь, требуется продать реальный товар на экспорт, либо отдать кредито­ру такой товар, который имеет высокую ликвидность.

Значительные размеры государственного долга ока­зывают существенное влияние на экономику страны. Про­центные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие — рост процентных ставок в стране. Государство, вынуж­денное рефинансировать значительную сумму долга, вы­ступает крупным заемщиком на финансовом рынке, со­здавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою оче­редь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий про­цент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внеш­него долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвя­зей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на госу­дарственные ценные бумаги со стороны иностранных инве­сторов приводит к удорожанию национальной валюты, со­ответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых това­ров на внешних рынках. В то же самое время для обеспече­ния потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противополож­ное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения пла­тежей.

Управление внешним государственным долгом является состав­ной частью финансовой политики любой страны. В систему управления государственным внешним долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии госу­дарственных внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обес­печению своевременного выполнения долговых обяза­тельств. Особую остроту проблема управления государ­ственным долгом приобретает в условиях долгового кри­зиса, когда имеющихся в распоряжении государства ре­сурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.

Существуют следующие механизмы сокращения внешней задолженности

Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.

Обмен долга на акционерный капитал (своп ) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские органи­зации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

Замена существующих долговых обязательств новыми обяза­тельствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стои­мости облигаций

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор од­ного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов "Парижского клуба"):

1) частичное аннулирование долга;

2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.

Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правитель­ства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами - бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолжен­ности.

Дефицит федерального бюджета России в последние годы покрывался в основном за счет внешних заимствований. В настоящее время внешний долг России складывается из кредитов Парижского и Лондонского клубов кредиторов, кредитов СССР по двусторонним соглашениям, кредитов, выданных России с 1992 г. по двусторонним соглашениям, кредитов международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка (МБ), рыночных займов России (еврооблигаций). На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

Основная цель политики, проводимой в настоящий момент правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состоит в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.



2019-08-13 205 Обсуждений (0)
Государственный долг РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный долг РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)