ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ З, Ж
Цели: 1. Сформировать у учащихся умение различать З-Ж в устной и письменной речи; 2. Развитие фонематического восприятия; 3. Развитие и совершенствование грамматического строя; 4. Развитие связной речи; 5. Развитие памяти, мышления, внимания. Оборудование:слоговые таблицы, таблицы для мнемонического приема, картинки: жук, лыжи, ужи, зебра, поезд, зонт; пакеты с деформированным текстом. Ход занятия. I . Организационный момент. II . Повторение пройденного материала. С такими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? Придумайте слова со звуками С, Ш. III . Знакомство с новой темой. 1. Выделение звуков из начала слов: Отгадайте загадки, выделите первые звуки из слов-отгадок. Гуляю я и в дождь и в зной. В синем небе голосок Характер у меня такой. (ЗОНТ) Будто крохотный звонок. (ЖАВОРОНОК) Охарактеризуете эти звуки (согласные, звонкие, З - свистящий, Ж - шипящий). 2. Сравнение артикуляции звуков. 3. Сопоставление звуков с их графическим изображением.
По белому полю Если сноп, как пояском. В туман и в снега Подпоясать колоском. Бредут потихоньку Сноп пшеницы на меже Бараньи рога. Превратится в букву Ж. Запишите буквы 3, Ж. а) опираясь на кисть руки логопеда; б) на стрелки; в) на условные значки: г) под диктовку логопеда. 4. Дифференциация З-Ж. а) Дифференциация З-Ж в слогах. 1) Прочитайте слоги, по слоговой таблице.
2) Прослушайте слоги. Напишите первую букву каждого слога. ЗА, ЖА, ЖУ, ЗУ, ЖИ, ЗЫ, ЗЕ, ЖЕ, ЖМУ, ЗНУ, ЗО, ЗЁ, ЖЛИ. 3) Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные. АЖА, АЗА, УЖУ, УЗУ, УЗЫ, УЖИ, ЕЗЫ, ЕЖ, ЕЖУ, ЕЗУ. б) Дифференциация З-Ж в словах. 1) Прослушайте слова, выделите звуки З, Ж и определите места звуков: ЗАЛ, ЖАБА, ЗУБЫ, ЖУК, ЗАБОР, НУЖНО, ЕЗДА, УЖИ, УЗЕЛОК, КРУЖЕЧКА, НОЖ, ВОЗ. 2) Сравните пары слов по звучанию к смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары. С каждым словом устно составьте предложение. КОЗА-КОЖА ЗЕВАТЬ – ЖЕВАТЬ ЛОЗА-ЛОЖА (Словарная работа) 3) Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков. З, Ж. Составьте схемы этнх слов, надпишите буквы З, Ж над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее ей слово. ЗВЕЗДА, ЖАЖДА, ЖЕЛЕЗО, КРУЖЕВО, ГВОЗДИКА, ЗАМОК, ЖЕСТЯНКА, ЗАВИЗЖАЛА. в) Дифференциация З-Ж в предложениях. 1) Запишите предложения. Вставьте недостающее слово, ответив на вопрос. После дождя (какой?) воздух. Корова (какое?) животное. После дождя земля (какая?). Дети гуляли на (какой?) лужайке. На калитке висел (какой?) замок. Прочитать предложения. 2) Закончите предложения по картинкам. Запишите их. Подчеркните буквы З, Ж разными пастами. Зоя нашла зеленого (ЖУК). У Лизы новые (ЛЫЖИ). Во мху живут (УЖИ). В зоопарке живёт полосатая (ЗЕБРА). Женя и Зина ждут (ПОЕЗД). В дождь надо брать (ЗОНТ). Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв З, Ж, определите каких букв больше. г) Дифференциация З-Ж в связной речи. Работа с карточками. Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен. Подумайте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его. Гнездышко. Утром пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети нашли гнездышко и сняли его на землю. Птичка свила гнездышко на кусте. В гнездышке было три птенчика. Жалко было детям птенчиков. Прочтите составленный рассказ. Как вы думаете» дети правильно поступилиили нет? Как бы вы поступили на их месте. Прочтите слова из текста, сначала с буквой С, затем с буквой Ш. IV . Итог занятия. Чему научились на занятии? ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 46 ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ З, Ж» Цели: 1. Закрепить у учащихся умение различать З-Ж в устной и письменной речи; 2. Развитие фонематического восприятия; 3. Развитие и совершенствование грамматического строя; 4. Развитие связной речи; 5. Развитие памяти, мышления, внимания; Оборудование:сигнальные карточки» магнитофонная запись, карточки с текстом «Жадная жаба». Ход занятия. I. Организационный момент. II. Повторение пройденного материала. С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. Сравнение артикуляции звуков. Соревнование телефонистов. Сейчас проведем, соревнование телефонистов. Вы будете тренироваться в произнесении этих звуков. Логопед делит учащихся надве команды. Ученики, сидящие в каждом ряду первыми - капитаны. Логопед подбирает для каждой команды скороговорку и тихо говорит её капитанам. По сигналу капитаны передают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать переданную им по телефону скороговорку. Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст. Скороговорки В живом уголке жили ежи да ужи. Заржавел железный замок. Зажужжала муха, дожужжалась паука. Хорош пирожок - внутри творожок. Не живут ужи, где живут ежи. Жутко жуку жить на суку. Все озера - зеркала, из зеленого стекла, Зимним утром от мороза на заре звенят березы. III. Закрепление пройденного материала. 1. Дифференциация З-Ж в слогах. а) Прослушайте, запомните» повторите и запишите рады слогов в той же последовательности: ЗА-ЖА-ЗА ЖА-ЗА-ЖА ЗА-ЖА-ЗА-ЖА ЗО-ЖО-ЗО ЖО-ЗО-ЖО ЖО-ЗО-ЖО-ЗО ЗУ-ЖУ-ЗУ ЖУ-ЗУ-ЖУ ЗУ-ЖУ-ЖУ-ЗУ б) Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой З, во вторую - с буквой Ж. ЖИ, ЗИ, ЗА, ЖА, ЖУ ЗУ, ЗЁ, ЗЫ, ЗЮ, ЖДА, ЗЛА, ЖНА, ЖНО, ЖНЕ, ЗЫЕ, ЗНО, ЗРЕ, АЖА, АЗА, ОЗУ, ОЖИ, АЖЕ, ИЗЮ, ИЗИ, ЕЗИ, ОЖЕ, УЖУ, ОЖУ 2. Дифференциация З-Ж в словах. а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи. ДРУЖБА, ЖАКЕТ, ЖУРАВЛЬ, ИЗБА, ЖИВОТНОЕ, ЗИМА, ЗЕМЛЯ, ЖИВОТ, ВОЗИЛИ, ВЯЗАНКА, УЖИНАТЬ, КУЗНЕЦ, ВАЗЕЛИН, МУЗЫКА, ЁЖИКИ, ЖИР, ЗЕБРА, НУЖНО, ОЗЯБ. б) Сквозная буква. Придумайте слова, в которых буквы З, Ж третьи. Коза лужи роза ножи поза чижи лоза лыжи в) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные столбики. В тот гладкий коробок Что видно только ночью? (ЗВЕЗДЫ) Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (ЖЕЛУДЬ) В землю теплую уйду, К солнцу колоском, взойду Он высокий н пятнистый В нем таких, как я, С длинной - длинной шеей Будет целая семья, (ЗЕРНО) И питается он листьями - Листьями деревьев. (ЖИРАФ) Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Черен, а не ворон. Радость детям подарила. Рогат, а не бык, И на санках прокатила. (ЗИМА) С крыльями, а не птица. (ЖУК) Листья падают с осин, Свернешь- клин, Мчится в небе острый клик. (ЖУРАВЛИ) Развернешь – блин. (ЗОНТ) Прочтите слова, записанные в первый, во второй столбики. 3. Дифференциация З-Ж в предложениях. а) Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы. Словарная работа. Зубры живут в ...аповедниках ...уки бывают ра...ные: ...ук-олень, …ук-носорог. Е...ик ...ивёт в норе, а у зайца нет ...илья. Е... и ...аяц - дикие ...ивотные. Анализ предложений. Прочтите предложения. 1 предложение - найти главные члены предложения, 2 предложение - почему в слове НОСОРОГ на конце надо писать букву Г? 3 предложение - в словах ЕЖИК и ЖИВЕТ почему после Ж пишется буква И? 4 предложение - В слове ЖИВОТНЫЕ после Ж нужно писать какую букву и почему? б) Запись пословиц и их графический разбор. (1 ученик - у доски). Здоровье дороже богатства. Жизнь прожить - не поле перейти. Сверьте свои записи с записью на доске.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |