Платок декоративный «Предводители и герои сербского восстания в Боснии и Герцеговине
Россия, 1875 г. В середине 1870-х гг. в Боснии, Герцеговине, Сербии, Черногории и Болгарии вспыхнуло восстание против османского (турецкого) владычества. в России возникли общественные славянские комитеты, собиравшие пожертвования и отправлявшие добровольцев в Сербию. Главнокомандующим сербской армией стал русский генерал М.Г. Черняев, видный российский военно-политический деятель второй половины XIX в., награждённый современниками званием «Всеславянский вождь». Указатели - тексты в экспозиции, применяемые с целью облегчить посетителям, самостоятельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней и следовать задуманным авторами экспозиционным маршрутом. Это - таблички: «Начало осмотра», «Продолжение осмотра», план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них (устанавливается в вестибюле музея или в начале экспозиции);10 план - схема отдельного зала с указанием маршрута, названиями и нумерацией экспозиционных комплексов (помещается у входа в зал)11; кроме текстов, указатели существуют в виде стрелок на стене или на полу. Все тексты, включаемые в экспозицию, это не просто их сумма, а единая система, в которой каждый текст выполняет только ему присущую функцию, имеет специфическое значение, но в своей совокупности они направлены на выполнение одной задачи - раскрыть посетителю идею и содержание экспозиции, помочь ему почерпнуть и понять содержащуюся в ней информацию и указать на заданную авторами последовательность её осмотра. Этикетаж к экспонатам музея Общие требования Подготовка этикетажа, т.е. комплекса этикеток к экспонатам, входящим в состав экспозиции, важнейший и ответственейший этап работы экспозиционера. Тщательно и грамотно составленный этикетаж - существенный компонент экспозиции, значительный фактор её эффективности. Читая этикетку, посетитель вступает в общение с экспозицией, с конкретным музейным предметом, ему становится более понятной тема экспозиции, характер, происхождение, бытование музейного предмета, его место в экспозиции, он узнаёт о связи предмета с историческими и общественными событиями (и личностями), о ценности его как исторического источника. По утверждению психологов, аннотации к отдельным предметам - этикетки - не отвлекают внимание от самого предмета, а как бы сливаясь с ним в единое зрительное восприятие, повышают коэффициент его воздействия, как познавательного, так и эмоционального. Это слияние возможно лишь при целенаправленном содержании этикетки и обусловленной этим содержанием её четкой структуре. Содержание этикетки зависит от профиля музея и содержания экспозиции (исторические, художественные, археологические, мемориальные и др.). Один и тот же предмет, помещённый в разные экспозиции, имеет отличные по форме и содержанию этикетки. Однако существуют единые, обязательные для всех музеев требования, предъявляемые к этикеткам. Они таковы: - обязательное соответствие теме, содержанию экспозиции; - доступность для всех категорий посетителей; - чёткость, однозначность, ясность; - объективность, недопустимость авторских оценок событий, явлений, действий лиц, нашедших отражение в экспонате; - лаконизм (однако, следует иметь в виду, что чрезмерная краткость не может быть оправдана, т.к. музейный посетитель нуждается в подробных сведениях об экспонате, необходимо только изложить их кратко, но ёмко); - наибольшая полнота сведений об экспонате, его происхождении, бытовании, использовании в этикетках к мемориальным предметам; - более полный словесный комментарий к предметам, не обладающим ярко выраженной аттрактивностью; - единый, согласующийся с другими экспозиционными материалами стиль исполнения этикеток в изложении их содержания и оформлении; - литературный язык. Источниками составления этикетажа являются: - вся система фондовой документации: учётные документы, инвентарные книги, карточки научного описания музейных предметов, фондовые каталоги; - картотеки на материалы по теме экспозиции, имеющиеся в фондах музея, составленные авторами экспозиции в ходе её подготовки; - литература (историческая, специальная (определители), справочная и т.д.). Готовится этикетаж, как и другие тексты, сотрудниками - авторами экспозиции в процессе её научного проектирования. Его целесообразно обсудить в коллективе, создающем экспозицию, он подписывается заведующим соответствующего отдела, утверждается директором музея или его заместителем по научной работе. 2. Структура этикетки: - название предмета - атрибуционные данные - дополнительные сведения Название предмета. - Источником для установления названия предмета является, прежде всего, инвентарная книга. Однако для того, чтобы уже из самого названия предмета посетителю было ясно и его значение для раскрытия темы экспозиции, и его место в экспозиции, комплексе, следует не просто повторить то, как записан этот предмет в соответствующей графе инвентарной книги, но и внести в эту запись некоторые дополнения и пояснения. В название экспоната включается; 1. Собственное название предмета (ваза, медаль, письмо, листовка, трактор, макет, икона). 2. Определение, раскрывающее, дополняющее, поясняющее название предмета (Стол из красного дерева; Стол ломберный; Платье сценическое; Станок токарно-винто-резный ДИП-200; Курительная трубка фирмы «Петерсон»; Письменный прибор «Памяти революции 1905-1907 гг.»; Винтовка системы «Бердан-2» образца 1870 г.; Модель орбитального корабля «Буран», первого в СССР пилотируемого аппарата многоразового использования). 3. Указание на принадлежности предмета лицу или группе лиц, организации, учреждению (Знамя участников первомайской демонстрации в г. Сормово; Самодельный стол и скамейка первоцелинников совхоза «Адамовский»; Почётная грамота И.Н. Елисеева, руководителя бригады строителей треста «Сталинградстрой», награждённого за самоотверженную работу по восстановлению г. Сталинграда). Особенного внимания требуют этикетки к предметам, имеющим мемориальное значение. Очень важно, чтобы, читая название экспоната, посетитель сразу почувствовал интерес к нему как к предмету, принадлежавшему или непосредственному участнику события, отражённого в экспозиции, или - современнику этого события (Шашка, золотое Георгиевское оружие «За храбрость», принадлежавшая М.Д. Бонч-Бруевичу, генерал-майору, главнокомандующему войсками Северного фронта в августе-сентябре 1917 г.; Полярный костюм И.Д. Папанина, начальника первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс», Героя Советского Союза; Портсигар Б.А. Салтыкова, адвоката на процессе по делу об организации восстания в Чите в 1905 г., подарок от подзащитных рабочих). Относительно порядка расположения в этикетке сведений о лицах (авторы, владельцы экспонатов), как показывает практика, не существует единого решения. Целесообразным представляется соблюдение на протяжении всей экспозиции следующего порядка: - инициалы, фамилия лица; - воинское звание (у военных); - должность (государственная, военная, общественная, выборная) или профессия, род занятий (писатель, художник); - почётное звание (Герой Социалистического Труда, Народный артист России) Значимость предмета для раскрытия содержания экспозиции будет в большей степени ясна посетителю, если в самом названии его будут приведены данные об отношении (причастности) лица, которому он принадлежит, к отражаемым в экспозиции событиям. Пример. Пропуск В.И. Маришина, члена оперативной группы по ликвидации аварии на чернобыльской АЭС, руководителя строительства укрытия над 4-м энергоблоком ЧАЭС, на право въезда в запретную зону. Можно высказать ещё несколько рекомендаций к правилам составления такой важной части этикетки как название предмета. 1. Название предмета должно даваться литературным языком, желательно, но не обязательно приводить его без инверсий: Настольный подсвечник. Железнодорожный рельс 2. К малоизвестному названию предмета давать пояснения: Карнэ - книжечка для записи кавалеров на танцы во время бала. Кочедык - инструмент для плетения лаптей. 3. При экспонировании произведений изобразительного искусства в этикетках сохраняется название, данное автором. О порядке расположения в этикетке названия художественного произведения и указания на его автора существуют противоположные мнения. Сторонники одного из них считают, что в этикетках к произведениям изобразительного искусства во всех музеях, независимо от их профиля, на первом месте следует указывать автора, а затем - название. Такое мнение основано на том, что художественное произведение - всегда авторское и интерес к нему вызывается, прежде всего, именем автора, как представителя определённого направления, жанра, школы в изобразительном искусстве. Другую позицию занимает большинство авторов и музееведческих, и методических музейных изданий (А.Б. Закс, Т.Ю. Юренева, Ю.П. Пищулин, М.Е. Каулен, А.М. Гак), многие практики музейного дела. Они утверждают, что в музеях исторического профиля, где произведения изобразительного искусства помещаются в экспозицию, прежде всего, с целью наиболее полного и разностороннего раскрытия либо её темы в целом, либо того или иного её раздела, название произведения, отражающее или раскрывающее эту тему, следует помещать в этикетке на первом месте, а имя его автора - на втором. В художественных же музеях или в разделах экспозиции исторических музеев, посвященных изобразительному искусству, его развитию в определённые периоды времени, автор художественного произведения указывается в этикетке на первом месте, название - на втором. Авторы настоящих рекомендаций разделяют это мнение. Пример. «Бунт в деревне». Худ. СВ. Иванов. 4. В этикетках к предметам, разновидность которых понятна (книга, плакат, портрет), указание на неё опускается. Также опускается: название книги, если экспонируется не раскрытая книга, а название её воспроизведено на обложке; название плаката, так как оно видно посетителю. 5. В именах собственных на первом месте приводятся инициалы, а затем - фамилия. Атрибуционные данные : - автор, - место происхождения, изготовления, - дата изготовления или бытования, - материал, - техника, - назначение, - надписи на предмете (если они не видны), - указание на подлинность или копийность. Ввиду того, что, как правило, в экспозиции представляются подлинники, указание на подлинность экспоната в этикетке может быть опущено и приводится лишь указание на копийность. Если в целях сохранности подлинного документа или фотографии (принятая сегодня практика) в экспозицию помещается их воспроизведение (ксерокопия, фотокопия), то в этикетке копийность указывается только в случае, когда воспроизводимый документ или фотография в действительности являются копиями. Обязательно отмечаются в этикетке такие виды специально подготовленных для экспонирования воспроизведений (копий) как муляж, научная реконструкция. Примеры. Тарелка юбилейная «Победа трудящихся». Худ. Р.Ф. Вильде. Петроград, ГФЗ. 1919 г. Фарфор. Надглазурная роспись, подглазурная роспись. «Заем свободы». Худ. Б.М. Кустодиев. Петроград. 1917 г. Бумага, итография. «Мать партизана». Худ. СВ. Герасимов. 1947 г. Авторская копия. Холст, масло.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |