Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Платок декоративный «Предводители и герои сербского восстания в Боснии и Герцеговине



2019-08-13 284 Обсуждений (0)
Платок декоративный «Предводители и герои сербского восстания в Боснии и Герцеговине 0.00 из 5.00 0 оценок




Россия, 1875 г.

В середине 1870-х гг. в Боснии, Герцеговине, Сербии, Черногории и Болгарии вспыхнуло восстание против османского (турецкого) владычества. в России возникли общественные славянские комитеты, собиравшие пожертвования и отправлявшие добровольцев в Сербию.

Главнокомандующим сербской армией стал русский генерал М.Г. Черняев, видный российский военно-политический деятель второй половины XIX в., награждённый современниками званием «Всеславянский вождь».

Указатели - тексты в экспозиции, применяемые с це­лью облегчить посетителям, самостоятельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней и следовать задуманным авторами экспозиционным маршрутом.

Это - таблички: «Начало осмотра», «Продолжение ос­мотра», план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них (устанавливается в вестибюле музея или в на­чале экспозиции);10 план - схема отдельного зала с указанием маршрута, названиями и нумерацией экспозиционных ком­плексов (помещается у входа в зал)11; кроме текстов, указате­ли существуют в виде стрелок на стене или на полу.

Все тексты, включаемые в экспозицию, это не просто их сумма, а единая система, в которой каждый текст выпол­няет только ему присущую функцию, имеет специфическое значение, но в своей совокупности они направлены на вы­полнение одной задачи - раскрыть посетителю идею и со­держание экспозиции, помочь ему почерпнуть и понять со­держащуюся в ней информацию и указать на заданную авто­рами последовательность её осмотра.

Этикетаж к экспонатам музея

Общие требования

Подготовка этикетажа, т.е. комплекса этикеток к экспо­натам, входящим в состав экспозиции, важнейший и ответственейший этап работы экспозиционера. Тщательно и грамотно составленный этикетаж - существенный компонент экспо­зиции, значительный фактор её эффективности. Читая эти­кетку, посетитель вступает в общение с экспозицией, с кон­кретным музейным предметом, ему становится более понят­ной тема экспозиции, характер, происхождение, бытование музейного предмета, его место в экспозиции, он узнаёт о свя­зи предмета с историческими и общественными событиями (и личностями), о ценности его как исторического источника.

По утверждению психологов, аннотации к отдельным предметам - этикетки - не отвлекают внимание от самого предмета, а как бы сливаясь с ним в единое зрительное вос­приятие, повышают коэффициент его воздействия, как по­знавательного, так и эмоционального. Это слияние возможно лишь при целенаправленном содержании этикетки и обу­словленной этим содержанием её четкой структуре.

Содержание этикетки зависит от профиля музея и со­держания экспозиции (исторические, художественные, архео­логические, мемориальные и др.). Один и тот же предмет, помещённый в разные экспозиции, имеет отличные по форме и содержанию этикетки. Однако существуют единые, обяза­тельные для всех музеев требования, предъявляемые к эти­кеткам. Они таковы:

- обязательное соответствие теме, содержанию экспози­ции;

- доступность для всех категорий посетителей;

- чёткость, однозначность, ясность;

- объективность, недопустимость авторских оценок со­бытий, явлений, действий лиц, нашедших отражение в экспонате;

- лаконизм (однако, следует иметь в виду, что чрезмер­ная краткость не может быть оправдана, т.к. музейный посетитель нуждается в подробных сведениях об экс­понате, необходимо только изложить их кратко, но ёмко);

- наибольшая полнота сведений об экспонате, его про­исхождении, бытовании, использовании в этикетках к мемориальным предметам;

- более полный словесный комментарий к предметам, не обладающим ярко выраженной аттрактивностью;

- единый, согласующийся с другими экспозиционными материалами стиль исполнения этикеток в изложении их содержания и оформлении;

- литературный язык.

Источниками составления этикетажа являются:

- вся система фондовой документации: учётные доку­менты, инвентарные книги, карточки научного описания му­зейных предметов, фондовые каталоги;

- картотеки на материалы по теме экспозиции, имею­щиеся в фондах музея, составленные авторами экспозиции в ходе её подготовки;

- литература (историческая, специальная (определите­ли), справочная и т.д.).

Готовится этикетаж, как и другие тексты, сотрудниками - авторами экспозиции в процессе её научного проектирова­ния. Его целесообразно обсудить в коллективе, создающем экспозицию, он подписывается заведующим соответствую­щего отдела, утверждается директором музея или его замес­тителем по научной работе.

2. Структура этикетки:

- название предмета

- атрибуционные данные

- дополнительные сведения

Название предмета.

- Источником для установления названия предмета явля­ется, прежде всего, инвентарная книга. Однако для того, что­бы уже из самого названия предмета посетителю было ясно и его значение для раскрытия темы экспозиции, и его место в экспозиции, комплексе, следует не просто повторить то, как записан этот предмет в соответствующей графе инвентарной книги, но и внести в эту запись некоторые дополнения и по­яснения.

В название экспоната включается;

1. Собственное название предмета (ваза, медаль, пись­мо, листовка, трактор, макет, икона).

2. Определение, раскрывающее, дополняющее, пояс­няющее название предмета (Стол из красного дерева; Стол ломберный; Платье сценическое; Станок токарно-винто-резный ДИП-200; Курительная трубка фирмы «Петерсон»; Письменный прибор «Памяти революции 1905-1907 гг.»; Винтовка системы «Бердан-2» образца 1870 г.; Модель орби­тального корабля «Буран», первого в СССР пилотируемого аппарата многоразового использования).

3. Указание на принадлежности предмета лицу или группе лиц, организации, учреждению (Знамя участников первомайской демонстрации в г. Сормово; Самодельный стол и скамейка первоцелинников совхоза «Адамовский»; Почёт­ная грамота И.Н. Елисеева, руководителя бригады строителей треста «Сталинградстрой», награждённого за самоотвержен­ную работу по восстановлению г. Сталинграда).

Особенного внимания требуют этикетки к предметам, имеющим мемориальное значение. Очень важно, чтобы, чи­тая название экспоната, посетитель сразу почувствовал инте­рес к нему как к предмету, принадлежавшему или непосред­ственному участнику события, отражённого в экспозиции, или - современнику этого события (Шашка, золотое Георги­евское оружие «За храбрость», принадлежавшая М.Д. Бонч-Бруевичу, генерал-майору, главнокомандующему войсками Северного фронта в августе-сентябре 1917 г.; Полярный кос­тюм И.Д. Папанина, начальника первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс», Героя Советского Союза; Порт­сигар Б.А. Салтыкова, адвоката на процессе по делу об орга­низации восстания в Чите в 1905 г., подарок от подзащитных рабочих).

Относительно порядка расположения в этикетке сведе­ний о лицах (авторы, владельцы экспонатов), как показывает практика, не существует единого решения. Целесообразным представляется соблюдение на протяжении всей экспозиции следующего порядка:

- инициалы, фамилия лица;

- воинское звание (у военных);

- должность (государственная, военная, общественная, выборная) или профессия, род занятий (писатель, ху­дожник);

- почётное звание (Герой Социалистического Труда, Народный артист России)

Значимость предмета для раскрытия содержания экспо­зиции будет в большей степени ясна посетителю, если в са­мом названии его будут приведены данные об отношении (причастности) лица, которому он принадлежит, к отражае­мым в экспозиции событиям.

Пример.

Пропуск В.И. Маришина, члена оперативной группы

по ликвидации аварии на чернобыльской АЭС, руко­водителя строительства укрытия над 4-м энерго­блоком ЧАЭС, на право въезда в запретную зону.

Можно высказать ещё несколько рекомендаций к пра­вилам составления такой важной части этикетки как название предмета.

1.      Название предмета должно даваться литературным языком, желательно, но не обязательно приводить его без инверсий:

Настольный подсвечник.  Железнодорожный рельс

2.      К малоизвестному названию предмета давать пояснения:

Карнэ - книжечка для записи кавалеров на танцы во время бала.

Кочедык - инструмент для плетения лаптей.

3.      При экспонировании произведений изобразительного искусства в этикетках сохраняется название, данное автором.

О порядке расположения в этикетке названия художественно­го произведения и указания на его автора существуют проти­воположные мнения. Сторонники одного из них считают, что в этикетках к произведениям изобразительного искусства во всех музеях, независимо от их профиля, на первом месте сле­дует указывать автора, а затем - название.

Такое мнение основано на том, что художественное произведение - всегда авторское и интерес к нему вызывает­ся, прежде всего, именем автора, как представителя опреде­лённого направления, жанра, школы в изобразительном ис­кусстве.

Другую позицию занимает большинство авторов и му­зееведческих, и методических музейных изданий (А.Б. Закс, Т.Ю. Юренева, Ю.П. Пищулин, М.Е. Каулен, А.М. Гак), мно­гие практики музейного дела. Они утверждают, что в музеях исторического профиля, где произведения изобразительного искусства помещаются в экспозицию, прежде всего, с целью наиболее полного и разностороннего раскрытия либо её темы в целом, либо того или иного её раздела, название произведе­ния, отражающее или раскрывающее эту тему, следует поме­щать в этикетке на первом месте, а имя его автора - на вто­ром. В художественных же музеях или в разделах экспозиции исторических музеев, посвященных изобразительному искус­ству, его развитию в определённые периоды времени, автор художественного произведения указывается в этикетке на первом месте, название - на втором.

   Авторы настоящих рекомендаций разделяют это мнение.

Пример. «Бунт в деревне».

Худ. СВ. Иванов.

4. В этикетках к предметам, разновидность которых по­нятна (книга, плакат, портрет), указание на неё опускается. Также опускается: название книги, если экспонируется не раскрытая книга, а название её воспроизведено на обложке; название плаката, так как оно видно посетителю.

5. В именах собственных на первом месте приводятся инициалы, а затем - фамилия.

Атрибуционные данные :

- автор,

- место происхождения, изготовления,

- дата изготовления или бытования,

- материал,

- техника,

- назначение,

- надписи на предмете (если они не видны),

- указание на подлинность или копийность. Ввиду того, что, как правило, в экспозиции представляются подлинники, указание на подлинность экспоната в этикетке может быть опущено и приводится лишь указание на копийность. Если в целях сохранности подлинного документа или фотографии (принятая сегодня практика) в экспозицию помещается их воспроизведение (ксерокопия, фотокопия), то в этикетке ко­пийность указывается только в случае, когда воспроизводи­мый документ или фотография в действительности являются копиями. Обязательно отмечаются в этикетке такие виды специально подготовленных для экспонирования воспроизве­дений (копий) как муляж, научная реконструкция.

Примеры.

Тарелка юбилейная «Победа трудящихся».

Худ. Р.Ф. Вильде. Петроград, ГФЗ. 1919 г.

Фарфор. Надглазурная роспись, подглазурная роспись.

«Заем свободы».

Худ. Б.М. Кустодиев. Петроград. 1917 г. Бумага, итография.

«Мать партизана».

Худ. СВ. Герасимов.

1947 г.

Авторская копия.

Холст, масло.



2019-08-13 284 Обсуждений (0)
Платок декоративный «Предводители и герои сербского восстания в Боснии и Герцеговине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Платок декоративный «Предводители и герои сербского восстания в Боснии и Герцеговине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)