Тексты в экспозициях музеев исторического профиля
(методические рекомендации) ББК 79.2/08 Методическое пособие. ГЦМСИР. М. 2008. Тексты в экспозициях музеев исторического профиля. Составители: Л.И. Арапова, старший научный сотрудник лаборатории музееведения ГЦМСИР, кандидат исторических наук; Е.В. Денисова, научный сотрудник лаборатории музееведения ГЦМСИР. Предисловие Музейная экспозиция - целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Экспозиция - основная форма музейной коммуникации, т.е. процесса общения посетителя с реальными вещами, находящимися в ней. Это общение, передача смысла, значения музейного собрания, выставленного для обозрения, будут успешными в том случае, если посетитель сможет понять «язык» музейных предметов, а музейные сотрудники создать все условия для такого понимания. Информация, содержащаяся в экспозиции, в каждом её экспонате, комплексе, должна быть максимально доступна. Между тем она часто бывает «скрыта» от посетителя и не может быть извлечена и воспринята им только при его непосредственном обозрении экспозиции и визуальном знакомстве с музейным предметом. Её надо раскрыть, донести до посетителя. Это становится возможным в результате научно-исследовательской работы, которая проводится авторами экспозиции в процессе её создания и итоги которой представляются посетителю в том числе и в виде различных текстов, введённых в структуру экспозиции. Таким образом, «перевод» заключённой в экспозиции информации в вербальную форму, т.е. снабжение её словесным комментарием, сопровождение системой авторских текстов с точки зрения повышения её доступности является одним из важных условий того, чтобы замысел экспозиции, содержание экспозиционных комплексов, характер, историческое, мемориальное, художественное значение отдельных экспонатов были понятны посетителю. Отсутствие или недостаточность текстов резко сокращает информационные возможности экспозиции и вызывает у посетителя чувство неудовлетворённости. Проблемы включения текстов в экспозицию и методика их подготовки обсуждались отечественными музееведами ещё в начале XX в., но особенно интенсивно - в 1920-1930-е гг., когда встала задача создания исторических экспозиций, доступных для самой широкой аудитории. Впервые требования к текстам в экспозиции были сформулированы в 1931 г. видным историком и музейным деятелем, автором ряда музееведческих работ, имеющих важное значение для истории и теории музейного дела, Н.М. Дружининым.1 В 1950-1960-е гг. вопрос об унификации приёмов составления и использования этикетажа и текстов в экспозиции в плане их содержания, композиции, графического исполнения получил освещение в серьёзных музееведческих исследованиях. В эти годы известные советские музееведы А.Б. Закс, А.И. Михайловская2 в монографиях, посвященных экспозиционной работе, большое внимание уделили текстам в экспозиции, считая их «...её органической частью, дающей экспонируемым материалам политическое и научное освещение».3 В 1970-1980-е гг. в свет вышел ряд статей, посвященных отдельным аспектам содержания и роли этикетажа в экспозиции.4 Большой опыт составления этикетажа и изучения его роли в повышении информационных возможностей экспозиции накоплен в ГЦМСИР. В музее систематически проводятся социологические исследования, посвященные выявлению и оценке качества информационного обеспечения экспозиции; в 1990 г. были изданы методические рекомендации «Этикетаж и тексты в музейной экспозиции» (автор-составитель А.М.Гак), давно ставшие библиографической редкостью. Разработанные в последнее десятилетие учебные пособия по музееведению содержат отдельные разделы, посвященные текстам в экспозициях музеев. Исследуя вопросы повышения эффективности современных музейных экспозиций, авторы работ убеждают в необходимости и важности их оснащения различными видами авторских текстов, но не ставят своей задачей дать практические рекомендации по их составлению.5 Статья о текстах в экспозиции помещена в «Российской музейной энциклопедии».6 Методика подготовки текстов и этикетажа в музейных экспозициях является объектом внимания и ряда изданий региональных музеев последних лет.7 Однако в общемузейной практике правила составления текстов и этикетажа при создании экспозиции не всегда соблюдаются, а в некоторых случаях авторы экспозиций вообще отказываются от их составления. Цель настоящего издания - на основе обобщения современного опыта подготовки музейных экспозиций и выставок, учитывая необходимость постоянного совершенствования их коммуникативных свойств, предложить практические рекомендации по методике создания текстов и этикетажа в экспозициях исторических музеев, признавая эту работу экспозиционера важнейшей составной частью научного проектирования экспозиции. Актуальность подготовки новых методических рекомендаций на указанную тему объясняется и тем обстоятельством, что сегодня в экспозиции музеев всё активнее внедряются достижения информационных технологий, значительно повышающие их информативность. Рассмотреть возможности представления текстов экспозиции различными видами компьютерных средств - одна из задач настоящей работы. Тексты в экспозиции - особая группа экспозиционных материалов, организованная в продуманную цельную многоуровневую систему, доступную для всех категорий посетителей и содействующую оптимизации коммуникативных свойств экспозиции. Тексты не являются специфически музейным средством выражения, занимают подчинённое положение по отношению к музейным предметам и экспозиционным комплексам, поэтому важно не перегружать экспозицию текстами и соразмерять их аттрактивность с аттрактивностью музейных предметов. Особую роль тексты играют для посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода. В систему текстов входят: ведущие, заглавные (оглавительные), объяснительные (аннотации), указатели, этикетаж. Рекомендации по их составлению предлагается изложить в следующем порядке. § 1. Тексты к экспозиции музея, к её отдельным залам, разделам, темам, экспозиционным комплексам. § 2. Этикетаж к экспонатам музейной экспозиции. 1. Общие требования. 2. Структура этикетки и требования к её отдельным элементам. 3. Оформление, размещение этикеток в экспозиции. 4. Особенности составления этикеток к различным типам и видам музейных материалов. § 3. Тексты в экспозиции и современные аудиовизуальные технологии. В конце работы даются приложения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |