Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тексты в экспозициях музеев исторического профиля



2019-08-13 373 Обсуждений (0)
Тексты в экспозициях музеев исторического профиля 0.00 из 5.00 0 оценок




(методические рекомендации)

ББК 79.2/08

Методическое пособие. ГЦМСИР. М. 2008. Тексты в экспозициях музеев исторического профиля. Составители: Л.И. Арапова, старший научный сотрудник лаборатории музееведения ГЦМСИР, кандидат исторических наук; Е.В. Денисова, научный сотрудник лаборатории музееведения ГЦМСИР.

Предисловие

      Музейная экспозиция - целостная предметно-пространст­венная система, в которой музейные предметы и другие экс­позиционные материалы объединены концептуальным (науч­ным и художественным) замыслом.

Экспозиция - основная форма музейной коммуника­ции, т.е. процесса общения посетителя с реальными вещами, находящимися в ней. Это общение, передача смысла, значе­ния музейного собрания, выставленного для обозрения, будут успешными в том случае, если посетитель сможет понять «язык» музейных предметов, а музейные сотрудники создать все условия для такого понимания.

Информация, содержащаяся в экспозиции, в каждом её экспонате, комплексе, должна быть максимально доступна. Между тем она часто бывает «скрыта» от посетителя и не может быть извлечена и воспринята им только при его непо­средственном обозрении экспозиции и визуальном знакомст­ве с музейным предметом. Её надо раскрыть, донести до по­сетителя. Это становится возможным в результате научно-исследовательской работы, которая проводится авторами экспозиции в процессе её создания и итоги которой представ­ляются посетителю в том числе и в виде различных текстов, введённых в структуру экспозиции.

Таким образом, «перевод» заключённой в экспозиции информации в вербальную форму, т.е. снабжение её словес­ным комментарием, сопровождение системой авторских тек­стов с точки зрения повышения её доступности является од­ним из важных условий того, чтобы замысел экспозиции, со­держание экспозиционных комплексов, характер, историче­ское, мемориальное, художественное значение отдельных экспонатов были понятны посетителю.

Отсутствие или недостаточность текстов резко сокра­щает информационные возможности экспозиции и вызывает у посетителя чувство неудовлетворённости.

Проблемы включения текстов в экспозицию и методика их подготовки обсуждались отечественными музееведами ещё в начале XX в., но особенно интенсивно - в 1920-1930-е гг., когда встала задача создания исторических экспозиций, дос­тупных для самой широкой аудитории. Впервые требования к текстам в экспозиции были сформулированы в 1931 г. вид­ным историком и музейным деятелем, автором ряда музее­ведческих работ, имеющих важное значение для истории и теории музейного дела, Н.М. Дружининым.1

В 1950-1960-е гг. вопрос об унификации приёмов со­ставления и использования этикетажа и текстов в экспозиции в плане их содержания, композиции, графического исполне­ния получил освещение в серьёзных музееведческих исследо­ваниях. В эти годы известные советские музееведы А.Б. Закс, А.И. Михайловская2 в монографиях, посвященных экспози­ционной работе, большое внимание уделили текстам в экспо­зиции, считая их «...её органической частью, дающей экспо­нируемым материалам политическое и научное освещение».3

В 1970-1980-е гг. в свет вышел ряд статей, посвященных от­дельным аспектам содержания и роли этикетажа в экспозиции.4

Большой опыт составления этикетажа и изучения его роли в повышении информационных возможностей экспози­ции накоплен в ГЦМСИР. В музее систематически проводят­ся социологические исследования, посвященные выявлению и оценке качества информационного обеспечения экспози­ции; в 1990 г. были изданы методические рекомендации «Эти­кетаж и тексты в музейной экспозиции» (автор-составитель А.М.Гак), давно ставшие библиографической редкостью.

Разработанные в последнее десятилетие учебные посо­бия по музееведению содержат отдельные разделы, посвя­щенные текстам в экспозициях музеев. Исследуя вопросы по­вышения эффективности современных музейных экспозиций, авторы работ убеждают в необходимости и важности их ос­нащения различными видами авторских текстов, но не ставят своей задачей дать практические рекомендации по их состав­лению.5 Статья о текстах в экспозиции помещена в «Россий­ской музейной энциклопедии».6

Методика подготовки текстов и этикетажа в музейных экспозициях является объектом внимания и ряда изданий ре­гиональных музеев последних лет.7

Однако в общемузейной практике правила составления текстов и этикетажа при создании экспозиции не всегда со­блюдаются, а в некоторых случаях авторы экспозиций вооб­ще отказываются от их составления.

Цель настоящего издания - на основе обобщения со­временного опыта подготовки музейных экспозиций и выста­вок, учитывая необходимость постоянного совершенствова­ния их коммуникативных свойств, предложить практические рекомендации по методике создания текстов и этикетажа в экспозициях исторических музеев, признавая эту работу экс­позиционера важнейшей составной частью научного проек­тирования экспозиции.

Актуальность подготовки новых методических реко­мендаций на указанную тему объясняется и тем обстоятель­ством, что сегодня в экспозиции музеев всё активнее внедря­ются достижения информационных технологий, значительно повышающие их информативность. Рассмотреть возможно­сти представления текстов экспозиции различными видами компьютерных средств - одна из задач настоящей работы.

Тексты в экспозиции - особая группа экспозиционных материалов, организованная в продуманную цельную много­уровневую систему, доступную для всех категорий посетите­лей и содействующую оптимизации коммуникативных свойств экспозиции.

Тексты не являются специфически музейным средством выражения, занимают подчинённое положение по отноше­нию к музейным предметам и экспозиционным комплексам, поэтому важно не перегружать экспозицию текстами и со­размерять их аттрактивность с аттрактивностью музейных предметов. Особую роль тексты играют для посетителей, ос­матривающих экспозицию без экскурсовода.

В систему текстов входят: ведущие, заглавные (оглавительные), объяснительные (аннотации), указатели, этикетаж.

Рекомендации по их составлению предлагается изло­жить в следующем порядке.

§ 1. Тексты к экспозиции музея, к её отдельным залам, разделам, темам, экспозиционным комплексам.

§ 2. Этикетаж к экспонатам музейной экспозиции.

1. Общие требования.

2. Структура этикетки и требования к её отдельным

элементам.

3. Оформление, размещение этикеток в экспозиции.

4. Особенности составления этикеток к различным типам и видам музейных материалов.

    § 3. Тексты в экспозиции и современные аудиовизуаль­ные технологии.

В конце работы даются приложения.



2019-08-13 373 Обсуждений (0)
Тексты в экспозициях музеев исторического профиля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тексты в экспозициях музеев исторического профиля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)