Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития.  Культура речи как раздел лингвистики



2019-08-13 309 Обсуждений (0)
Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития.  Культура речи как раздел лингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для подготовки к практическим занятиям

по учебному курсу «Русский язык и культура речи»

для студентов дневного отделения

Основная образовательная программа 40.05.01 Национальная безопасность, 40.05.02 Правоохранительная деятельность

Квалификация (степень) выпускника «специалист»

 

   
   
   
   
   
   
   

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..……………...4

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………..….4

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

студентов…………………………………………………………………………………………..….5

Тема1. Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития.  Культура речи как раздел лингвистики ……………..………………………….6

Тема 2.Языковая норма как центральное понятие культуры речи. Виды языковых норм……………………………………………….................................................................................9

Тема 3.Функциональные стили современного русского литературного языка..…..10

Тема 4. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи……………...............................................................................................12

Тема 5.Официально-деловой стиль, сфера его функционирования.Юридический подстиль................................................................................................................................................13

Тема 6. Публицистический стиль речи (общая характеристика).………………….….16

Тема 7. Основы ораторского искусства……………………………………………………....18

Тема 8.Судебная речь как публичная речь. Культура судебной речи………………. 20

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………………….............23

Вопросы к зачёту……………………………………………………………………………………….…..24

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 40.05.02  «Правоохранительная деятельность» и 40.05.01 Национальная безопасность. Квалификация выпускника - «специалист».

Цели освоения учебной дисциплины: повышение уровня практического владения современным русским литературным языком студентов в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области, особенно в правоохранительной сфере деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

- сформировать навыки грамотной речи, необходимой в будущей профессиональной деятельности;

- уяснить значение и роль речи, культуры общения, привить навыки культуры и этики общения в определенных юридических ситуация

- научить вести межличностный и социальный диалог, используя эффективные методики общения;

- совершенствовать уровень владения нормами русского литературного языка;

- уметь распознавать, предупреждать и исправлять речевые ошибки, лингвистически некорректные высказывания;

- выявлять особенности использования языковых единиц всех уровней в текстах разной функциональной принадлежности;

- научить выступать публично, аргументировать собственную позицию в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать готовые тексты различных жанров, создавать свой текст, осуществлять правку готового текста с учётом требований оптимальной коммуникации.

В процессе обучения студент изучает: стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в речи. Речевые нормы учебной и научной сфере деятельности. Официально-деловой стиль его функционирование, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов.

 Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность, выразительность публичной речи.

Программой учебного курса запланированы лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов и зачет.

 

     Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Содержание данного учебного курса ориентировано на последовательное повторение и изучение студентами основных правил русского языка, норм употребления языка в речи. Работа организуется на основе полученных знаний в области права и русского языка с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций.

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» являются  лекционные и практические занятия.

Теоретический курс «Русский язык и культура речи»  позволит углубить знания студентов  о современном русском литературном языке в его главных функциональных разновидностях: научном, официально-деловом, публицистическом стилях; познакомить с основными направлениями совершенствования навыков грамотного письма и говорения,  особенностями устной публичной речи.

Письменная речь  предполагает наличие у юриста специальных языковых знаний, богатого лексикона, умения логически мыслить и убедительно обосновывать  выбор той или иной языковой конструкции. Теоретические положения по основным разделам русского языка изложены в виде  электронных учебников.

Изучение теоретической части потребует от студентов основательной подготовки в области русского языка, внимания, вдумчивости и будет составлять фундамент в усвоении практической части курса.

Программой предусмотрена работа студентов на практических занятиях. Практические задания формируют у студентов навыки эффективного использования средств русского языка в определенной речевой ситуации в соответствии с поставленной задачей общения, закрепляют знания стилистических норм русского языка.

Наряду с разбором теоретического материала к каждой теме разработаны задания, которые предполагают разнообразные по форме и содержанию упражнения,сопоставительный анализ дефиниций терминов, письменный сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему для приобретения студентами практического опыта работы с юридическими текстами.

Обязательные домашние письменные задания помогут студентам повысить грамотность, поработать над стилем, обнаружить и корректировать ошибки, исследовать индивидуальные языковые особенности авторов в юридических текстах.

На практическом занятии предполагается проводить работу по анализу письменного юридического текста:  аналитическое чтение и правка заданного текста, выявление структуры текста с выделением рационально-логической составляющей, редактирование его,  выполнение письменной контрольной работы. На практических занятиях даются творческие задания.

    Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студентов, заключающаяся в изучении теоретического материала и информации, содержащейся в литературе, рекомендованной преподавателем.

Самостоятельная работа студентов предусматривает работу со справочниками и учебной литературой по русскому языку по темам, соответствующим учебному плану, выделенных для самостоятельной работы, конспектирование, выполнение упражнений и других заданий.

В процессе изучения дисциплины студенты выступают на практических занятиях с докладом или сообщением, творческим заданием.

Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен преподавателем к сдаче зачета.

 

Перечень заданий для проведения текущего контроля:

 

Работа с рекомендованной литературой:составление тезисов, конспектов, сопоставительный анализ дефиниций терминов, письменный сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему.

Работа по поиску дополнительной литературы:составление библиографии по отдельным проблемам курса, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников к теме для интерактивного обсуждения.

Подготовка к практическим занятиям:подготовка к выступлению на тему практического занятия по заранее предложенным вопросам.

 Анализ юридического текста: аналитическое чтение и правка заданного текста, выявление его структуры с выделением специфических характеристик и языковых средств.

  Подготовка текста выступления и выступление без опоры на текст.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая организуется на основе полученных знаний с использованием литературы по учебному курсу, методических рекомендаций, консультаций преподавателя.

  В самостоятельной работе студента особая роль отводится умению работать с литературой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень специалиста определяется этим умением.Самостоятельная работа включает в себя изучение теоретического материала, первоисточников, учебников и учебных пособий, конспектирование отдельных положений учебника, подготовку сообщений, выступления на практических занятиях, выполнение домашних письменных работ.

В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать полученную информацию, выбирая из нее самое основное, и научиться выстраивать план ответа.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над учебным курсом необходимо начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов. Нужно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы.

Необходимо пользоваться специальными и универсальными словарями и энциклопедиями, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Нужно обратить внимание на рекомендации преподавателя, и только затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой учебного курса.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Следует составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала, повышение грамотности письменной и устной речи. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с правовыми документами. При написании учебного конспекта необходимо записывать все использованные источники с указанием автора, названия, года и место издания с указанием использованных страниц.

Подготовка к зачету. К зачету допускаются студенты, систематические посещавшие учебные занятия и показавшие знания в течение всего семестра.

Подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в методических указаниях дисциплины.

 

 

       Темы практических занятий

 

Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития.  Культура речи как раздел лингвистики

Предмет, цели и задачи курса «Русский язык и культура речи». Русский язык как  государственный и национальный, его роль в современном мире, задачи и функции. История происхождения русского языка. Русский национальный язык 18-19в. Просторечие и диалект. Русский язык в советское время. Русский язык в современном мире. Связь современного русского языка с другими науками. Литературный язык и его свойства. Языковая и коммуникативная компетенция в деятельности юриста.

Методические указания

При изучении данной темы, прежде всего, необходимо уяснить, что современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий назад из индоевропейского языка-основы и служил средством общения славянских племен до V—VI веков н.э.

На основе общеславянского языка образовались восточнос­лавянский (древнерусский) язык, а также языки южнославянс­кой группы (болгарский, сербский и др.) и западнославянской (польский, словацкий, чешский и др.).

На древнерусском языке говорили восточнославянские пле­мена, образовавшие в IX веке древнерусскую народность в пре­делах Киевского государства. В XIV—XV веках в результате распада Киевского государства на основе единого языка древ­нерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки.

    Необходимо обратить внимание на положения русского языка в XVIII веке, когда прогрессивно настроенные круги общества старались поднять авторитет русскою языка, доказать его состоятельность как языка науки и искусства. Особую роль в укреплении и распространении русского языка в этот период сыграл М.В. Ломоно­сов. Обратить внимание как в XVIII веке происходит обновление, обогащение русского языка и в чем заключается роль Вольного Российского собра­ния. Необходимо уяснить особенности русского языка советского периода и проанализировать состояние русского языка в современное время.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

 Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

 Языковая норма - это центральное понятие речевой культуры, анормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Коммуникативный аспект связан с коммуникативной целесообразностью. Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет

 

Вопросы по теме для практического занятия

 

1. Расскажите о происхождении русского языка.

2. Какова роль М.В. Ломоносова в истории русского языка?

3.Почему А. С. Пушкина считают создателем современного русского литературного языка?

4. Основные особенности русского языка советского периода.

5. Проанализировать состояние русского языка в настоящее время.

6.Понятие культуры речи.

7. Аспекты культуры речи, характеристика.

8. Критерии культуры речи.

Задание на дом.



2019-08-13 309 Обсуждений (0)
Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития.  Культура речи как раздел лингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития.  Культура речи как раздел лингвистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)