Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука и культура в период «оттепели» (середина 50-х-середина 60-х гг.).



2019-11-13 351 Обсуждений (0)
Наука и культура в период «оттепели» (середина 50-х-середина 60-х гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок




Смерть И. В. Сталина и разоблачение несколькими годами позже культа его личности ознаменовало начало нового периода в жизни СССР. Начавшиеся вслед за XX съездом КПСС демократические и либеральные преобразования, хотя и носили половинчатый характер, тем не менее, позитивно сказались на  культурном развитии страны. Ослабление контроля государства за обществом, демократизация способов управления культурой оживили творческий процесс. Одной из первых отреагировала на произошедшие перемены литература. Большое значение имела реабилитация некоторых преследуемых в предшествующий период деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х гг. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии.

      Литература и песенное творчество в период «оттепели»

     - Появление в период «оттепели» плеяды замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэтов-«шестидесятников» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Р. И. Рождественского.

     - Творчество писателей-«шестидесятников» Д. А. Гранина, Ю. Н. Нагибина, Ю. П. Германа, В. П. Аксенова.

     - Творчество писателей-фантастов И. А. Ефремова, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких

В прозе идеологическая заданность социалистического реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей сложности и противоречивости. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю. П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972 г.).

     - Развитие военной темы в произведениях писателей Ю. В. Бондарева, К. М. Симонова

В произведениях о Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.)

      - Усиление влияния литературных (толстых) журналов  («Новый мир», «Юность») на читательскую среду в советском обществе

В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделялся «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые была затронута тема сталинских лагерей.

    - Присуждение М. А. Шолохову Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» («Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина» (1965).

    - Усиление популярности в советском обществе (особенно молодёжи) жанра авторской песни. Творчество поэтов-песенников и исполнителей собственных произведений Б. Ш. Окуждавы, А. Галича, В. С. Высоцкого.

Несмотря на настороженное отношение к самодеятельной песне официальных органов культуры, широкую доступность произведений Б. Ш. Окуждавы, А. Галича, В. С. Высоцкого обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране.

       - Ограниченность процесса демократизации и либерализации в творческой среде рамками партийных доктрин в период «оттепели»

Для периода «оттепели» были характерны и рецидивы жёстких методов обращения партийно-государственных чиновников с деятелями культуры. В адрес отдельных поэтов и писателей (А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева, Б. Л. Пастернака) время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» советским принципам жизни. Жестокой критике в официальной прессе подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) за роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. В СССР журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован за границей. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды, что губительным образом сказалось на его здоровье. 30 мая 1960 года он скончался.

       - Возникновение «самиздата» в виде машинописных журналов («Синтаксис» и др.)

в 50-е гг.

В журнале «Синтаксис» печатали свои произведения молодые писатели и поэты. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был осуждён на два года лагерей. Факт появления «самиздата» стал одним из проявлений борьбы творческой интеллигенции за освобождение от государственно-идеологического гнёта.

         Изобразительное, монументальное искусство и театр в период «оттепели»

         - Новые тенденции в развитии реалистической живописи. Рождение «сурового стиля» в советской живописи (первая половина 60-х гг.)

Процессы обновления затронули и реалистическое направление в изобразительном искусстве. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.) реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности.

           - Возрождение и развитие авангардистских тенденций в советской живописи и позиция руководства страны

Далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Некоторые вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).

          -  Создание мемориальных комплексов, посвящённых героизму советского народа в Великой Отечественной войне (60-е гг.).

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

          - Театр в период «оттепели». Создание новых театральных коллективов.

Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и открытый в 1964 г Театр драмы и комедии на Таганке (глав. реж. Ю. П. Любимов). С 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий.

        - Советский кинематограф во времена «оттепели».   

Значительное место в этот период занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Выходят фильмы по молодёжной тематике (реж. М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также своеобразные романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).

      Образование и наука в период «оттепели»

      - Реформы в области образования в период «оттепели».

В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон стал юридической базой школьной реформы, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). Провозглашённая «связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Практика показала, что реализовать подобную «связь с жизнью» на деле оказалось весьма затруднительно. Работа на предприятиях снижала качество получаемых знаний. В свою очередь многочисленные временные неквалифицированные рабочии-школьники создавали массу проблем производству. И все же был достигнут определённый успех: в конце 50-х гг. вузы СССР выпустили в 3 раза больше инженеров, чем США.

    - Достижения советской науки во второй половине 50-х – первой половине 60-х гг.

На переднем крае развития науки в этот период находилась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили всемирную известность. Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора – мазера).

   - Пуск в СССР первой в мире атомной электростанция (1954 г.)

   - Создание в СССР самого мощного в мире ускорителя протонов - синхрофазотрона (1957 г.).

   - Разработка под руководством ученого и конструктора С. П. Королева ракетной техники.

Результатом разработок советских учёных в 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.



2019-11-13 351 Обсуждений (0)
Наука и культура в период «оттепели» (середина 50-х-середина 60-х гг.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука и культура в период «оттепели» (середина 50-х-середина 60-х гг.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)