Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура и наука во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг.



2019-11-13 403 Обсуждений (0)
Культура и наука во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




Данный период в истории страны с лёгкой руки «перестройщиков» второй половины 80-х гг. получил символическое название «период застоя». Политика «стабильности», породившая развитие негативных тенденций в общественно-политической и экономической жизни в СССР, действительно оказывала негативное  влияние на культурную сферу развития общества. Вместе с тем, советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом, базируясь на потенциале предшествующего времени «оттепели». Таким образом, несмотря на дух консерватизма, трансформируемый «сверху» властью на общество, позитивные творческие импульсы в культурной среде не только угасали, но и развивались. Это проявилось в том, что уже в 70-е г. чётко обозначилось разделение культуры на официальную и неофициальную, «подпольную», отвергаемую государством. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров, как правило, оказывались в противоречивом состоянии, зажатые между  потребностью свободно выражать свои мысли и необходимостью обходить острые углы и не затрагивать болезненные темы. Именно это время породило своеобразную культуру «намёков», когда читатели и зрители искали и с радостью находили «критическое двусмыслие» в художественных произведениях даже там, где его в действительности не было. 

        Литература и живопись в годы «застоя»

     -  Популярность в читательской среде во второй половине 60-х - 70-е гг. повестей и романов Ю. В. Трифонова («Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь»); В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой»); В. И. Белова («Привычное дело»); В. П. Астафьева («Царь-рыба»).

Героями произведений Ю. Трифонова как правило были городские жители, которым в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутин, Белов и Астафьев были писателями-деревенщиками. в творчестве которых по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.

     -  Развитие военной тематики в творчестве К. М. Симонова, завершающего трилогию «Живые и мертвые» («Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.); Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева («А зори здесь тихие…» 1969 г.).

     - Развитие в СССР традиций бесцензурной прессы. Альманах «Метрополь». Творчество А. И. Солженицына, И. А. Бродского, В. Аксёнова

В 1978 г. группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике были напечатаны произведения В. Аксенова, А. Битова, Ф. Искандера, В. Ерофеева. Многие из них за подобное «самовольство» многие годы не смогли печататься в СССР. В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения Александра Исаевича Солженицына, который в 70-е гг. в вынужденной эмиграции написал романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». За роман «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицын был удостоен в 1970 г. Нобелевской премии. Сам автор, исключённый в 1969 г. из Союза писателей, за несанкционированную публикацию за рубежом данного романа был насильно выдворен из СССР. В чём-то повторил судьбу Солженицына ленинградский поэт ИосифАлександрович Бродский (1940–1996), который за свою творческую независимость был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» (1964 г.)  Благодаря активной позиции в защиту Бродского, которую заняли видные деятели культуры (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.), Бродского вернули из ссылки, однако о публикациях в советских изданиях не могло быть и речи. Это привело к тому, что в 1972 г. Бродский эмигрировал в США. В 1987 г., он получал Нобелевскую премию как гражданин США. В разное время периода «застоя» в вынужденную эмиграцию отправились писатель В. Аксёнов, В. Войнович, Н. Коржавин, А. Галич, Ю. Любимов, М. Шемякин, Э. Неизвестный.

       - Творчество художников-авангардистов и позиция государства

15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября власти были вынуждены разрешить её проведение в другом месте.

       - Популярность в конце 70-х творчества художника-портретиста Александра Шилова, создававшего свои произведения в стиле «фотографического реализма».

        Кинематограф в годы «застоя».

       - Экранизация кинорежиссёром С. Ф. Бондарчуком романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (1965-1967).

       - Создание Л. И Гайдаем серии популярных комедийных фильмов: «Операция Ы» (1965), «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

      - Творчество кинорежиссёра Э. А. Рязанова. Выход на экраны лирических комедий «Ирония судьбы или С легким паром», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих».

     - Творчество кинорежиссёров Г. Н. Данелия («Осенний марафон»), В. В. Меньшова («Москва слезам не верит»), С. С. Говорухина («Место встречи изменить нельзя», В. Я. Мотыля «Белое солнце пустыни», И. Ф. Масленникова («Приключения Шерлока Холмса» Т. М. Лиозновой («Семнадцать мгновений весны»).

     - Выход на экраны фильма кинорежиссёра А. А. Тарковского «Сталкер».

     - Особое место в культуре 60–70-х годов творчества Василия Макаровича Шукшина (1929–1974) – писателя, актера и кинорежиссера.

В рассказах, повестях, фильмах Шукшина нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность. (Сборники рассказов «Там, вдали» 1968 г., «Характеры» 1973 г., фильмы «Живет такой парень» 1964 г., «Печки-лавочки» 1973 г., «Калина красная» 1973 г.).

        Театр, эстрада

     -  Создание талантливых драматургических произведений (А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин («Осенний марафон» 1979 г.).

      - Появления под влиянием европейской культуры вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.).

      - Творчество популярных исполнителей песен Аллы Пугачёвой, Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др.

      - Значительное влияние на развитие отечественной классической музыки творчества композиторов Г. В. Свиридова (сюита «Время – вперед!» (1965), музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» (1974); Р. К. Щедрина (балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.). Попытка синтеза классических традиций и новаторских композиционных решений в творчестве А. Г. Шнитке.

       - «Магнитофонная революция» авторов-исполнителей песен - В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.

Особенно большой популярностью пользовались в живом и магнитофонном варианте песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.

    Характерные черты политики государства в области образования во второй половине 60-х-начале 80-х гг.

     - Завершение  в СССР перехода ко всеобщему среднему образованию (1975).

По данным статистики девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), где наряду с обучением профессии было предусмотрено изучение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования. 

    - Тенденция усложнение школьных программ как средство не отстать от научно-технического прогресса.

Изучение основ наук стало начинаться на год раньше - с четвертого класса. Это порождало известные трудности, связанные с качеством усвоения материала и снижением интереса к занятиям.

   - Поиск путей решения назревших образовательно-воспитательных проблем учителями-новаторами: В. А. Сухомлинским, В. Ф. Шаталовым, Е. И. Ильиным, Ш. А. Амонашвили.

Практика показала, что массовое использование разработанных данными учителями авторских методик, была проблематична. Требовалась существенная перестройка всей педагогической системы.

    - Начало реформы образования с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса (1984) и обнаружившаяся неспособность решить назревшие проблемы в сфере образования.

    - Количественный рост в СССР числа высших учебных заведений и актуализация проблемы нехватки рабочих на предприятиях.

В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов. Введение всеобщего среднего образования и увеличение вузов имело свои минусы. Стал серьёзно ощущаться недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В свою очередь школа ориентировала выпускников на поступление в вузы. Выпускник в первую очередь мечтал о поступлении в институт или университет. Перспектива оказаться на производстве в качестве рабочего казалась ему непривлекательной. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров.

    - Падение престижа высшего технического образования

Инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.

       Научные достижения

  - Попытка советских учёных разработать долгосрочную программу развития народного хозяйства в СССР.

Первая такая программа была разработана группой учёных под руководством академика В. А. Котельникова в 1972-1973 гг.

    - Разработка и создание мощных атомных реакторов для исследовательских целей, энергетических установок для ледокольного флота учёными под руководством академика А. П. Александрова

   - Научные разработки в области нефтегазовой энергетики

      - Реализация программ по исследованию в области квантовой электроники, лазерной техники

    - Постепенное преодоление отставания советской науки в области биологии.

    - Успешные разработки советских учёных в области астрофизики и астрономии. Создание мощных радиотелескопов.

    - Успехи отечественной науки в области фундаментальных исследований в области физики, химии и отсутствие заинтересованности руководителей промышленности в интенсификации производства с помощью внедрений новой техники и технологии.

Результатом данного противоречия стало положение вещей, что большинство достижений научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки. Позади развитых стран остался СССР по разработке компьютерной техники.

 



2019-11-13 403 Обсуждений (0)
Культура и наука во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура и наука во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)