Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рождение новых организационно-идеологических центров, творческих союзов в 20-е гг. и их направленность.



2019-11-13 210 Обсуждений (0)
Рождение новых организационно-идеологических центров, творческих союзов в 20-е гг. и их направленность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Как указывалось выше, первым подобным центром стал «Союз пролетарских культурно-просветительских организаций» (Пролеткульт) под руководством А. А. Богданова, П. И. Лебедева-Полянского и др. в октябре 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта», всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые интересы. На «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина, Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру.

- Создание литературной группы прозаиков «Серапионовы братья» (К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.) с целью объединения усилий в поиске новых художественных форм и стилей (1921).

Группа «Серапионовы братья» была создана в 1921 г. в петроградском Доме искусств. По своим идейным позициям «серапионы» были близки «Перевалу». Для них было характерно неприятие примитивизма и узкоклассового подхода в литературе. Они пытались отстаивать гуманистической ценности искусства.

- Создание литературной группы «Перевал» (М. Пришвин, В. Катаев, Арт. Весёлый, А. Малышкин и др.) при журнале «Красная новь» с целью отстаивания принципов преемственности с традициями мировой и русской классической культуры (1923).

Идейным лидером литературной группы «Перевал» был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого советского «толстого» литературного журнала «Красная новь». «Переваловцы» отстаивали идею надклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира, что входило в явное противоречие с усиливавшейся идеологизацией советской культуры в партийно-классовом духе. В итоге группа была обвинена в «буржуазном либерализме».

- Выделение из «Пролеткульта» в начале 20-х гг. писательского объединения «Кузница» (В. Казин, Н. Полетаев, Ф. Гладков).

- Создание наиболее массовых идеологизированных творческих объединений: Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП) и Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), ведущих жёсткую идеологическую борьбу с «попутчиками» и идейными противниками.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) была создана на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей (1925). Из наиболее известных писателей в её состав входили А. Фадеев и Д. Фурманов. Важную роль в ассоциации играли литературные критики. Идейной предтечей РАПП был «Пролеткульт». Как и их предшественники пролеткультовцы, рапповцы в стремлении к созданию новой культуры представители доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам были не только А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский.

- Деятельность в 20-х годы. «Литературного центра конструктивистов» (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) по пропаганде «советского западничества», ориентированного на американизированную технократию.

   - Деятельность в 20-е гг. литературной группы «Левый фронт» («Леф») (В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков, С. Кирсанов), пытавшейся создать новую эстетику, синтезируя пролеткультовские и футуристические теории, отрицавшие художественный вымысел и психологизм.

Позиции членов этой организации были достаточно противоречивы. Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания некого «производственного» искусства, которое должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство рассматривалось как элемент технического строительства, лишенный личностного начала, вымысла, психологизма и т. д. Творчество представителей ЛЕФ было шире и многогранней провозглашаемых ими идейных позиций. Величайшим поэтом был Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930). Революцию он воспринимал как художник: в ней его привлекала поэзия глобального взрыва, крушения старого мира, катастрофы, в огне которой должно было появиться новое общество, построенное на началах справедливости, разума, чистоты. Сама идея построения нового мира была близка ему как футуристу. Творчество его глубоко оригинально и, безусловно, очень талантливо. В советское время образ Маяковского в массовом сознании был искажен. Наследие поэта рассматривалось однобоко – в нем видели только «агитатора, горлана-главаря», часто забывая о том, что помимо произведений, воспевающих революционную борьбу («Левый марш», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо»), у него есть несколько прекрасных лирических стихотворений и поэм (например, «Облако в штанах»).

    - Последний «советский» период творчества С. А. Есенина и трагическая гибель поэта (1917-1925).

   - Характерные черты развития художественной прозы в 20-е гг.

Художественная проза 20-х гг. была весьма разнообразна как по стилю, так и по тематике. Реалистический роман был представлен как произведениями мастеров, получивших известность еще до революции: В. Г. Короленко «История моего современника» (1921), А. Н. Толстой «Хождение по мукам» (1921), М. Горький «Дело Артамоновых» (1925 г.), «Жизнь Клима Самгина» (1925–первая половина 30-х гг.), так и писателей, по настоящему вошедших в литературу уже в советское время: Д. А. Фурманов «Чапаев» (1923), А. А. Фадеев «Разгром» (1927), М. А. Булгаков «Белая гвардия» (1925). В 20-е гг. начинается литературная деятельность М. А. Шолохова («Донские рассказы» 1926 г.). Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора романа-антиутопии «Мы» (1924 г.), в котором автор изображает картину жизни некого тоталитарного общества «Единого государства», построенного на глобальном контроле над жизнью людей. В антиутопии Замятина отчетливо прослеживаются черты нарождающегося советского тоталитаризма, акцентируется внимание на его антигуманистической сущности. В русле модернизма написан роман Б. Пильняка «Голый год» (1923 г.). Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

       Активизация вмешательства государства в творческие процессы в писательской среде в 30-е гг.

В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. В 1932 г. был ликвидирован РАПП. Через 2 года был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал надёжным инструментом идеологического и организационного контроля государства над творческим процессом. Пишущему человеку не быть членом Союза означало не иметь возможности печататься. Более того, он мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький. После его смерти в 1936 г. председателем стал бывший рапповец А. А. Фадеев, занимавший этот пост 20 лет. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

- Принятие постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» и инициирование партийно-государственными структурами «сверху» самоликвидации всех литературных объединений с целью создания единого Союза советских писателей (ССП) (1932).

- Выдвижение задачи единства всех литературных сил страны на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934). Избрание А. М. Горького председателем правления ССП.

- Выработка концепции социалистического реализма как основы для достижения идейно-эстетического единства литературного творчества в СССР.

- Развёртывание борьбы против «отступников» от принципов социалистического реализма. Критика произведений М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Белого Б. Пильняка, О. Мандельштама, М. Волошина и др. Пагубное влияние на литературное творчество репрессивной политики государства по отношению к интеллигенции в 30-е гг.

- Утверждение «производственного романа» как одного из ведущих направлений в литературном творчестве советских писателей в 30-е гг. («Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Энергия» Ф. Гладкова, «Время, вперёд» В. Катаева, «Не переводя дыхания» И. Эренбурга, «Ведущая ось» В. Ильенкова и др.).

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Огромную популярность приобретает творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти. Главный герой романа – Павка Корчагин воплощал образец пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой, создавший в 30-е-первой половине 40-х гг. знаменитый роман «Петр I».

- Развитие патриотической темы в творчестве плеяды детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, А. Гайдар, Л. Пантелеев, Л. Кассиль, С. Михалков и др.).



2019-11-13 210 Обсуждений (0)
Рождение новых организационно-идеологических центров, творческих союзов в 20-е гг. и их направленность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рождение новых организационно-идеологических центров, творческих союзов в 20-е гг. и их направленность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)