Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Советская культура в 1945-1953 гг.



2019-11-13 375 Обсуждений (0)
Советская культура в 1945-1953 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




    - Определение государством важнейшей задачей культурного строительства в послевоенный период восстановление сферы образования.

Из бюджета на образование государство выделило большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) Восстановление школьного образования стало общенародным делом. страна. Значительное количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Достаточно быстро удалось восстановить и превзойти довоенное количество учащихся.

    - Переход в послевоенный период к системе всеобщего семилетнего образования.

Нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах.

    - Преобразование Всесоюзного комитета по делам высшей школы в Министерство высшего образования СССР (1946).

    - Увеличение капиталовложений в науку.

В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии.

     - Усиление идеологического прессинга государства на советских учёных в послевоенный период

Закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. Одним из наиболее ярких примеров господства идеологии над здравым смыслом в советской науке была деятельность президента ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко. Лысенко был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельскохозяйственных культур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне «народного» академика. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области.

       - Продолжение практики использования труда советских учёных в заведениях закрытого типа.

Государство продолжало цинично эксплуатировать труд ученых, осужденных за «антисоветскую деятельность». Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

       - Губительное влияние партийно-государственного пресса на гуманитарной науки в послевоенный период.

Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Деятели искусства и культуры, творчеству которых был чужд примат идеологии над научным творчеством, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание могло стоить человеку не только работы, но и жизни. Кроме того, в кампании борьбы с космополитизмом прослеживался и антисемитский компонент. Характерной чертой послевоенного периода в культурном строительстве стало участие видных партийно-государственных деятелей в «научных» мероприятиях для того направлять деятельность учёных в нужном направлении. Так, в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие И. В. Сталин. Все эти меры призваны были напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции. Так же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В 1946–48 гг. были приняты постановления ЦК ВКП (б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Большая жизнь»». Жёсткой критике подверглись многие известные советские композиторы: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев.

     - Господство принципа социалистического реализма в советской литературе, живописи послевоенного периода.

Ведущей темой для литераторов, художников и скульпторов была прошедшая война. Талантливые произведения в этот период создавал Борис Николаевич Полевой (1908–1981). В 1946 г. он написал «Повесть о настоящем человеке», в основу которой был положен подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который лишившись ног, продолжал в воздухе бить врага. О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов. Тема завершившейся победой войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин было то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась воспитывающе-поучительная картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

  - Советская архитектура в послевоенный период.

Главной задачей архитекторов было восстановление гигантских разрушений, вызванных войной. Фактически заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусского зодчества. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

 

IV. Советская культура в послесталинский период (середина 50-х- середина 80-х гг.)



2019-11-13 375 Обсуждений (0)
Советская культура в 1945-1953 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Советская культура в 1945-1953 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)