МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
"Благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать социально-психологическую энергию, высшую из всех видов энергий. Мы не способны глупого делать умным, преступника — честным, безвольного — волевым существом. Часто не знаем, где "добро", где "зло", а если и знаем, то сплошь и рядом не способны бороться с "искушениями". Если биологическая медицина еще далека от совершенства, то "социально-психической" медицины нет почти и в зародыше. Мудрено ли поэтому, что наша борьба с социальными бедствиями дает наглядную иллюстрацию истории человеческой глупости. Преступников мы лечим эшафотом и тюрьмами, душевнобольных — домами сумасшествия, способными здорового делать идиотом, но не наоборот: общественные волнения мы исцеляем пулеметами и осадными положениями, невежество — годами многолетнего глупения в классной комнате, нужду голодного — смертью, разврат — домами терпимости"... П. Сорокин Методы — это совокупность приемов, операций и кратчайший путь достижения поставленной цели. В социальной работе — это способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (научно-исследовательской или практической). Для лучшего понимания методов социальной работы условно разделим их на две группы: научно-исследовательские и преобразовательные методы. Научно-исследовательские или, точнее, методы на-Учных исследований — это те приемы и средства, с по- занят 1 мощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Преобразовательные методы или, точнее, методы преобразования социальной действительности — это способы профессионального воздействия социального работника на клиента или социальное окружение с целью решения определенных задач. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования и преобразования действительности, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Существуют разные основания для выделения отдельных групп научно-исследовательских методов. Так, можно говорить о методах сбора информации и методах ее обработки; о методах эмпирического исследования и методах теоретического моделирования; об общенаучных методах и специфических методах конкретных наук и т. д. Некоторые методы чаще всего соотносятся с конкретными науками. Например, социометрию, групповую дискуссию, включенное наблюдение рассматривают преимущественно как социально-психологические методы исследования. В социальной работе используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы. 1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение,моделирование,проектирование. 2. Общенаучные методы: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок. 3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установле- ние связей отдельных элементов со всей системой) и другие. 4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу). 5. Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых). 6. Методы математической статистики. Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; клиенты, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы — радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социального работника и др. Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то можно выделить три их основные группы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические. Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т. д. Организационно-распорядительные методы ориентированы главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость обще- ' ственной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Отличительной их чертой является прямой характер воздействия, поскольку опираются они прежде всего на регламентирующие, нормативно правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами. Организаци- онные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на , решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность. Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики,контроль, проверка исполнения и др. Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание и др.). Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.). Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод. Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения. Поведение личности в значительной мере обусловливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, 00 вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни- кая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующее влияние на поведение и поступки людей. Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. В группу психолого-педагогических входят методы: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод. Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микрофото-, ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозаписи бесед, докладов, дискуссий.(УД°бно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные о! Занятие / 90 на машинный текст; фотографии. Все это позволяет судить о достигнутых результатах, о выполнении поставленных задач. Социальная терапия (терапия (греч.) — "забота, уход, лечение") — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г. Зайнышеву). Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса "совместного развития", положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод "социального лечения"; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития; самоутверждение личности. Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна. Групповая терапия — стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др.); родительские; мужские и женские. К психотера- социальной работы певтическим процедурам относят: релаксацию, пантомимические сцены, "конструктивный спор", разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций и т. д. Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия членов группы. Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизическую сферу человека. Позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных "психологических барьеров"; создание желаемого образа "Я"; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельности и общения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Дискуссионная терапия включает знакомство членов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасений; переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы; соотношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответственностью и активностью; формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-гРупповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника; коррекция отношений, закрепление достижений; обсуждение результатов терапии, ПоДведение итогов; рефлексия. ц| онные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность. Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др. Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание и др.). Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.). Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод. Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения. Поведение личности в значительной мере обусловливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни-
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. В группу психолого-педагогических входят методы: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод. Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микрофото-, ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозаписи бесед, докладов, дискуссий.(удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные
Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др. Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание и др.). Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.). Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод. Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения. Поведение личности в значительной мере обуслов- . ливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни- кая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующее влияние на поведение и поступки людей. Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. В группу психолого-педагогических входят методы: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод. Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микрофото-, ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозаписи бесед, докладов, дискуссий.(удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные на машинный текст; фотографии. Все это позволяет судить о достигнутых результатах, о выполнении поставленных задач. Социальная терапия (терапия (греч.) — "забота, уход, лечение") — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г. Зайнышеву). Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса "совместного развития", положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод "социального лечения"; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития; самоутверждение личности. Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна. Групповая терапия — стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др.); родительские; мужские и женские. К психотера- певтическим процедурам относят: релаксацию, пантомимические сцены, "конструктивный спор", разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций и т. д. Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия членов группы. Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизическую сферу человека. Позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных "психологических барьеров"; создание желаемого образа "Я"; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельности и общения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Дискуссионная терапия включает знакомство членов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасений; переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы; соотношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к Руководителю группы, с самостоятельностью, ответственностью и активностью; формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-гРУпповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника; коррекция отношений, закрепление достижений; обсуждение результатов терапии, ПоДведение итогов; рефлексия. Социодрама — метод коллективной, групповой терапии. Сущность его состоит в том, что проблема социальных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбирательства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий. Психодрама — техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица. Игровая терапия — форма психотерапии, используемая для облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализировать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается действенной и в работе со взрослыми. Исповедальный метод — форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и клиента "один на один". Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод социальной работы доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных научных исследований. Если за основу классификации методов социальной работы взять количество людей, на которых оказывается воздействие, то можно выделить методы индивидуальной и групповой социальной работы. Индивидуальная социальная работа — направление, система ценностей, вид практики, используемые социальными работниками для помощи индивидам в решении психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личностного взаимодействия с ними. Групповая социальная работа — формы и спосо-J2 бы социальной работы, при которых небольшая груп- па лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей. В отличие от психотерапевтических групп, цели групповой социальной работы не обязательно заключаются в решении эмоциональных проблем. В социальной работе используются методы, характерные только для данного вида профессиональной деятельности. К ним относят прежде всего: метод социального диагностирования; метод вмешательства в критических случаях; метод работы в общине; метод работы на улицах. В своей книге "Социальные диагнозы" (1917) Мэри Ричмонд подробно представила свой метод работы — социальный диагноз, предполагающий оценку как личности клиента, так и его социального положения. Социальная помощь рассматривается ею как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого клиента, так и социального окружения. Социальные мероприятия Мэри Ричмонд подразделяла на два взаимно дополняющих метода: косвенный метод лечения и непосредственный метод лечения. Косвенный метод состоял в воздействии на внешнюю среду человека, непосредственный — на самого клиента с целью побуждения его к активным действиям по выработке решения. В настоящее время к методам социального диагноза (социальной диагностики) относят (по И.Г. Зайнышеву): — зондажно-информационное обследование: сбор — социально-историческое обследование: изуче — информационно-целевой анализ различных до — социальное картографирование: анализ соци Используя методы социального диагностирования, составьте социальную карту местности. Выявите участки, территории: интенсивно посещаемые гражданами; неиспользуемые; загрязненные; "социальной напряженности; криминогенные; социально/значимые. Метод вмешательства в критических случаях (впервые применен в США в 1874 г., когда Церковь вмешалась в судьбу девочки, подвергавшейся жестокому обращению в семье, и по всей стране стали образовываться общества предотвращения жестокого отношения к детям) — используется в работе с отдельными людьми, семьями и группами, находящимися в ситуации острого кризиса, вызванного или переходным периодом, или жизненными обстоятельствами. Метод работы в общине служит средством коор-динации"традиционных методов и рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей, ожиданий граждан. При работе в общине ставится задача добиваться, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение конфликтных ситуаций. Используемые при этом методы включают выяснение сути и типа проблемы, анализ причин, разработку планов, стратегии, привлечение необходимых ресурсов, выявление и вовлечение лидеров, развитие отношений между членами общества для облегчения их усилий. Метод работы на улицах — "открытый" метод социальной работы, ориентированный на проблемы улицы и включающий превентивные меры: — предотвращение возникновения запущенной определение потребностей и особых проблем
— предотвращение численного увеличения групп, способствование их распаду и направление их активности в менее агрессивное русло; — отбор особо тяжелых подростков из уличных групп с попыткрй вовлечения их в молодежные группы, находящиеся под педагогической опекой социальных работников; ^ — поиск помещений для уличных групп молодежии проведение с ними различных форм досуга и экскурсий с целью ускорения процесса их социализации илиресоциализации; — установка контактов с наркоманами, определение их в соответствующие заведения; — привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т. е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и В последнее время систему знаний об оптимальных* способах преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности-людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, называют технологией социальной работы (технология — от греч. techne — умение, мастерство, и logos — учение). Специалисты в области технологии социальной работы приоритетным в подготовке профессионала социальной сферы считают не только его индивидуальное мастерство, искусство, интуицию и личное обаяние, а теоретическую и практическую подготовку, поскольку большая часть действий социального работника — это технологическая деятел
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |