Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ



2019-11-13 519 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




"Увлекающийся практикой без науки словно

кормчий, ступающий на корабль без руля или

компаса, он никогда не уверен, куда плывет".

Леонардо да Винчи

"Науку часто смешивают со знанием.

 Это — глубокое недоразумение. Наука есть не толь­ко знание, но и сознание,

то есть умение пользоваться знанием как следует".

В.О. Ключевский

Наука — это определенная система знаний о ка­кой-либо сфере реальности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфере, т. е. такие, которые существуют независимо от нашего сознания.

Что такое объективный закон? Это такая причин­но-следственная связь, которая действует везде, где есть реальные объекты, и действует всегда определен­ным образом (определенная причина вызывает только одно и строго определенное следствие) и не может изменяться.

Подчеркивая единство науки, Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действитель­ности существует непрерывная цепь от физики и хи­мии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть Разорвана, разве лишь произвольно.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас ре­альности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием Данной науки. Процессы и явления такой области со- „ ставляют объект науки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Подобное понимание объекта позволяет условно подразделить всю совокупность наук на три большие группы — естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические:

Классификация наук

НАУКИ

                                           Естественные общественные                     технические

Исследуя социальные явления, процессы и отноше­ния и являясь в своей основе социальной (обществен­ной) наукой, социальная работа связана и с технически­ми, и (особенно) с естественными науками (физиологией, медициной, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегрированный характер. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный ха­рактер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными и социальными науками (социологией, психологией, педагогикой, правоведением и др.).

Будучи социально-гуманитарной по содержанию, междисциплинарной, интегративной по своему харак­теру, социальная работа как область научного знания несет в себе черты как общественных, так и естествен­ных наук, с присущим для них теоретическим обобще­нием практики и широким использованием статисти­ческих и математических методов исследования.

По отношению к проблеме определения научного статуса социальной работы существует много подходов. Один из них предлагает рассматривать ее как приклад­ную дисциплину, ориентированную на изучение про­блем отдельной отрасли, сферы общественной науки — социального развития. Другой ориентирует специали­стов на более сложное структурирование и статус со­циальной работы — как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий позволяет научное знание в области социальной рабо-

ты структурировать по важнейшим проблемам и отрас­лям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др. Есть подходы, говорящие о ненаучности социальной работы, неразвитости ее теорий...

Спор на эту тему должны решить время и развитие научных исследований в сфере социальной работы, социального развития в целом.

Социальная работа изучает закономерности и принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-пе­дагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Социальные явления и отношения являются объек­том научного внимания не только социальной работы, но и многих других наук, таких как философия, история, социология, политология и т. д. Каждая конкретная на­ука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, своеобразный "срез", которому присущи свойства, отношения и закономерности определенного типа, что в

Для того чтобы разобраться в научных тонкостях, изоб­ретем новое направление научного познания, объектом которого будет хорошо всем известная мебель— стол (при этом необходимо помнить, что в реальных науках и объек­том и предметом могут быть только процессы, действия, явления). Назовем это "философское учение" — столове-дение. Предметами столоведения могут быть разные сто­роны (но не части) объекта — стола: историей возникно­вения и использования столов могла бы заниматься "история столоведения", их "путешествием" из леса до потребителя — "географиостоловедение", многообрази­ем столов — "типологостоловедение", структурным соста­вом столов — "химиостоловедение" и т. п.

Разбейтесь на микрогруппы (по 5—7 человек в каждой). За три минуты каждая группа должна приду­мать новую социальную "науку". Это может быть наука о вредных привычках — "привычковедение", наука о сюрпризах — "сюрпризоведение", наука о влиянии прикуса на человеческую судьбу — "прикусология" и т. п. Определите предмет вашей "науки". Сравните его с предметом социальной работы.

61

совокупности и составляет предмет данной науки. Имен­но наличие предмета обусловливает содержание любой науки как самостоятельной области знания.

Самостоятельной наукой признается та область на­учного знания, которая имеет свой предмет исследова­ния и преобразования действительности, а также специ­фику используемых ею методов научного анализа. По мере углубления понимания предмета, раскрытия все новых и новых его сторон происходит и изменение представле­ний о содержании важнейших разделов данной науки.

Становление научных основ социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И од­ним из наиболее активно обсуждаемых является воп­рос о предмете социальной работы как науки, статусе социальной работы как области практической деятель­ности и объеме основных знаний и умений как учебной дисциплины.

В настоящее время нет общепринятой нормы пост­роения и изложения социальной работы как науки, что говорито ее "молодости", нахождении в стадии станов­ления и оформления научного аппарата.

О предмете науки социальной работы, его специ­фике можно говорить, сравнивая его с предметами других наук, прежде всего, социологии, психологии, конфликтологии, социальной истории.

Социальная работа носит преимущественно при­кладной характер. Она не сводится к теоретизирова­нию, а органично включает в себя факты и данные конкретного практического опыта. Тесная связь с жиз­нью, с конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.

Предметом социальной работы как науки являют­ся социальные процессы и социальные явления, име­ющие непосредственное отношение к жизнедеятель­ности личности, конкретной социальной группе или общности и тенденции их изменений под влиянием психолого-педагогических, экономических и управлен­ческих факторов.

Одним из важнейших системообразующих элемен­тов социальной работы как науки являются закономер- ности, выражающие прочные, повторяющиеся, объек-

тивно обусловленные связи между сущностями явле­ний и процессов в социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение за­кономерностей социальной работы — одна из основ­ных задач современных ученых и исследователей.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:

1)          социальная работа — специфический вид дея­тельности по воздействию на протекающие в обще­стве процессы в соответствии с потребностями лю­дей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья;

2)            формирование индивида происходит по "соци­альной программе" — под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой лич­ности в собственном развитии;

3)          источники формирования и потребления соци­альных услуг носят социально-детерминированный (от лат. determino — определяю) характер, т. е. они обус­ловливаются потребностями общества и отражают тен­денции его развития.

Какие закономерности могут быть у выдуманной нами науки "столоведение"? Это должны быть такие положения, которые бы не вызывали сомнений в их объективности. Например: "устойчивость стола опре­деляется количеством его ножек и материалом, из ко­торого он изготовлен". А теперь определите законо­мерности ваших "наук".

Субъектами социальной работы являются: 1) со­циальные работники, социальные педагоги, оказыва­ющие социальную помощь; 2) профессорско-препода­вательский состав, обучающий других социальной работе; 3) исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие, обобщающие накопленный материал, прогнозирую­щие ее развитие; 4) административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Ои

Любая гуманитарная наука отражает, исследует изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом, многообразные социальные явления (например, взаи­модействия "человек—человек", "человек—среда"; об­щественное развитие и др.). Обобщая и интерпретируя эти явления, ученые выдвигают понятия — краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности этого явления, не позволяющие толковать их двояко. Если понятие устраивает большинство иссле­дователей, становится устоявшимся, его называют тер­мином. (Понятийно-терминологические проблемы встре­чаются во всех науках. Особенно они обостряются в периоды становления наук и интенсивного их развития. Так, часто одному и тому же явлению (например, "соци­ализация", "образование", "активность") дают десятки определений. Иногда, наоборот, одним и тем же терми­ном обозначают разные понятия, например, и "разви­тие", и "обучение", и "воспитание", и "образование" иногда обозначается термином "образование". Анало­гичная картина наблюдается и в социальной работе, где понятийно-терминологические "неурядицы" подчас се­рьезно затрудняют развитие новой науки, а также пре­подавание ее как учебной дисциплины). "Вершиной" научного объяснения явления, когда термин становится всеобщим, является категория. Путь "явление—поня­тие—термин—категория" для всех наук является очень долгим, иногда нужны десятилетия, чтобы после много­численных споров, дискуссий, доказательств, повторя­ющихся исследований, прийти к категориям — "несу­щим" понятиям, определяющим предмет науки.

В настоящее время можно с уверенностью гово­рить, что сама "социальная работа" является категори­ей, к ней же можно причислить (по СИ. Григорьеву):

1.        Заимствованные категории, которые не являют­ся специфическими в социальной работе, а обознача­емые ими явления и процессы изучаются также други­ми науками. Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др.

2.      Общие категории, являющиеся прежде всего кате­гориями социальной работы, но используемые и другими науками. Например, психосоциальная работа, структур-

В4 ная социальная работа, социальная реабилитация и т. д.

I

3. Специфические категории, выражающие сущ­ностный аспект социальной работы (закономерности, принципы, цели, функции, содержание); отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы (формы, методы, инструментарий, структура); характеризующие качественное состояние социальной работы (комплексность, системность, эф­фективность, направленность).

В настоящее время идут споры и дискуссии по соотношению, дифференциации и взаимозависимости таких явлений и понятий, как "социальная работа" и "социальная педагогика", "социальная защита" и "со­циальное обеспечение", "социальное обслуживание" и "социальная поддержка" населения.

Таким образом, социальная работа является отно­сительно самостоятельной новой отраслью социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. Она характеризуется интегративностью и преимуще­ственно прикладной направленностью. Ей присущи все структурные элементы, свидетельствующие о сформи­рованное™ как науки, а именно: наличие объекта и предмета исследования, понятий, соответствующих предмету исследования; установленность закономерно­стей, присущих предмету исследования; система прин­ципов и идей, позволяющая объяснить множество фак­тов и практический опыт социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

Какие группы наук вы знаете?

Каковы основные факторы и условия возникновения и развития социальной работы как области научного знания?

Существуют, по крайней мере, два взаимоисключаю­щих утверждения о специфике социальной работы как науки. Одно из них сводится к обоснованию того, что в социальной работе объединены элементы разных наук (психологии, социологии, медицины, права и др.), что она, по существу,— междисциплинарное образование, ориентированное на решение практических нужд жиз­ни человека и общества. Другое сводится к утвержде­нию о том, что это — самостоятельная отрасль науч­ного знания. Докажите верность или ошибочность ас каждой из этих точек зрения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             И

SI

нее обобщенными (они называются видовыми). Напри­мер, дерево — это один из видов растений. Понятие "дерево" по отношению к понятию "растение" являет­ся видовым. Но и само "дерево" является родовым для понятий "яблоня", "елка" или "тополь".

Упражнение "Рассыпанные слова "

Соедини рассыпанные слова, проведя разными цветами стрелки от видовых понятий к родовым. На плакате — в кружках словосочетания, "разбросанные" по листу: "прикладная наука", "знания о мире", "кате­гории науки социальной работы", "научное знание".

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.

Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике.— М.: Изд-во Цен­тра социальной педагогики РАО, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Липский И.А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития: В 2 ч.— СПб.:— СПВВИУС, 1994.

Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта: Московский психолого-соци­альный институт, 1998.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследо­вания.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике (Книга для социального работни­ка и социального педагога) / Под ред. С.И.Григорьева.— М.: Изд-во АСОПиР, 1994.

Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы: / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2.

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников РФ, 1993. Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных ра­ботников в Российской Федерации / Социальная работа.— Вып.2.— М.,1992.

Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы соци­альной педагогики.— М.: Изд-во АСОПиР, 1998. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социаль­ной работы (Историко-понятийный аспект).— М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МО-ДЭК", 1997.



2019-11-13 519 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)