СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
"Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет". Леонардо да Винчи "Науку часто смешивают со знанием. Это — глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует". В.О. Ключевский Наука — это определенная система знаний о какой-либо сфере реальности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфере, т. е. такие, которые существуют независимо от нашего сознания. Что такое объективный закон? Это такая причинно-следственная связь, которая действует везде, где есть реальные объекты, и действует всегда определенным образом (определенная причина вызывает только одно и строго определенное следствие) и не может изменяться. Подчеркивая единство науки, Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть Разорвана, разве лишь произвольно. Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием Данной науки. Процессы и явления такой области со- „ ставляют объект науки. Подобное понимание объекта позволяет условно подразделить всю совокупность наук на три большие группы — естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические: Классификация наук НАУКИ Естественные общественные технические Исследуя социальные явления, процессы и отношения и являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками (физиологией, медициной, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегрированный характер. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными и социальными науками (социологией, психологией, педагогикой, правоведением и др.). Будучи социально-гуманитарной по содержанию, междисциплинарной, интегративной по своему характеру, социальная работа как область научного знания несет в себе черты как общественных, так и естественных наук, с присущим для них теоретическим обобщением практики и широким использованием статистических и математических методов исследования. По отношению к проблеме определения научного статуса социальной работы существует много подходов. Один из них предлагает рассматривать ее как прикладную дисциплину, ориентированную на изучение проблем отдельной отрасли, сферы общественной науки — социального развития. Другой ориентирует специалистов на более сложное структурирование и статус социальной работы — как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий позволяет научное знание в области социальной рабо- ты структурировать по важнейшим проблемам и отраслям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др. Есть подходы, говорящие о ненаучности социальной работы, неразвитости ее теорий... Спор на эту тему должны решить время и развитие научных исследований в сфере социальной работы, социального развития в целом. Социальная работа изучает закономерности и принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе. Социальные явления и отношения являются объектом научного внимания не только социальной работы, но и многих других наук, таких как философия, история, социология, политология и т. д. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, своеобразный "срез", которому присущи свойства, отношения и закономерности определенного типа, что в Для того чтобы разобраться в научных тонкостях, изобретем новое направление научного познания, объектом которого будет хорошо всем известная мебель— стол (при этом необходимо помнить, что в реальных науках и объектом и предметом могут быть только процессы, действия, явления). Назовем это "философское учение" — столове-дение. Предметами столоведения могут быть разные стороны (но не части) объекта — стола: историей возникновения и использования столов могла бы заниматься "история столоведения", их "путешествием" из леса до потребителя — "географиостоловедение", многообразием столов — "типологостоловедение", структурным составом столов — "химиостоловедение" и т. п. Разбейтесь на микрогруппы (по 5—7 человек в каждой). За три минуты каждая группа должна придумать новую социальную "науку". Это может быть наука о вредных привычках — "привычковедение", наука о сюрпризах — "сюрпризоведение", наука о влиянии прикуса на человеческую судьбу — "прикусология" и т. п. Определите предмет вашей "науки". Сравните его с предметом социальной работы. 61 совокупности и составляет предмет данной науки. Именно наличие предмета обусловливает содержание любой науки как самостоятельной области знания. Самостоятельной наукой признается та область научного знания, которая имеет свой предмет исследования и преобразования действительности, а также специфику используемых ею методов научного анализа. По мере углубления понимания предмета, раскрытия все новых и новых его сторон происходит и изменение представлений о содержании важнейших разделов данной науки. Становление научных основ социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И одним из наиболее активно обсуждаемых является вопрос о предмете социальной работы как науки, статусе социальной работы как области практической деятельности и объеме основных знаний и умений как учебной дисциплины. В настоящее время нет общепринятой нормы построения и изложения социальной работы как науки, что говорито ее "молодости", нахождении в стадии становления и оформления научного аппарата. О предмете науки социальной работы, его специфике можно говорить, сравнивая его с предметами других наук, прежде всего, социологии, психологии, конфликтологии, социальной истории. Социальная работа носит преимущественно прикладной характер. Она не сводится к теоретизированию, а органично включает в себя факты и данные конкретного практического опыта. Тесная связь с жизнью, с конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области социальной работы. Предметом социальной работы как науки являются социальные процессы и социальные явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе или общности и тенденции их изменений под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов. Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономер- ности, выражающие прочные, повторяющиеся, объек- тивно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение закономерностей социальной работы — одна из основных задач современных ученых и исследователей. В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях: 1) социальная работа — специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья; 2) формирование индивида происходит по "социальной программе" — под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии; 3) источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный (от лат. determino — определяю) характер, т. е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития. Какие закономерности могут быть у выдуманной нами науки "столоведение"? Это должны быть такие положения, которые бы не вызывали сомнений в их объективности. Например: "устойчивость стола определяется количеством его ножек и материалом, из которого он изготовлен". А теперь определите закономерности ваших "наук". Субъектами социальной работы являются: 1) социальные работники, социальные педагоги, оказывающие социальную помощь; 2) профессорско-преподавательский состав, обучающий других социальной работе; 3) исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие, обобщающие накопленный материал, прогнозирующие ее развитие; 4) административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране. Ои Любая гуманитарная наука отражает, исследует изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом, многообразные социальные явления (например, взаимодействия "человек—человек", "человек—среда"; общественное развитие и др.). Обобщая и интерпретируя эти явления, ученые выдвигают понятия — краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности этого явления, не позволяющие толковать их двояко. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином. (Понятийно-терминологические проблемы встречаются во всех науках. Особенно они обостряются в периоды становления наук и интенсивного их развития. Так, часто одному и тому же явлению (например, "социализация", "образование", "активность") дают десятки определений. Иногда, наоборот, одним и тем же термином обозначают разные понятия, например, и "развитие", и "обучение", и "воспитание", и "образование" иногда обозначается термином "образование". Аналогичная картина наблюдается и в социальной работе, где понятийно-терминологические "неурядицы" подчас серьезно затрудняют развитие новой науки, а также преподавание ее как учебной дисциплины). "Вершиной" научного объяснения явления, когда термин становится всеобщим, является категория. Путь "явление—понятие—термин—категория" для всех наук является очень долгим, иногда нужны десятилетия, чтобы после многочисленных споров, дискуссий, доказательств, повторяющихся исследований, прийти к категориям — "несущим" понятиям, определяющим предмет науки. В настоящее время можно с уверенностью говорить, что сама "социальная работа" является категорией, к ней же можно причислить (по СИ. Григорьеву): 1. Заимствованные категории, которые не являются специфическими в социальной работе, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками. Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др. 2. Общие категории, являющиеся прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками. Например, психосоциальная работа, структур- В4 ная социальная работа, социальная реабилитация и т. д. I 3. Специфические категории, выражающие сущностный аспект социальной работы (закономерности, принципы, цели, функции, содержание); отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы (формы, методы, инструментарий, структура); характеризующие качественное состояние социальной работы (комплексность, системность, эффективность, направленность). В настоящее время идут споры и дискуссии по соотношению, дифференциации и взаимозависимости таких явлений и понятий, как "социальная работа" и "социальная педагогика", "социальная защита" и "социальное обеспечение", "социальное обслуживание" и "социальная поддержка" населения. Таким образом, социальная работа является относительно самостоятельной новой отраслью социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. Она характеризуется интегративностью и преимущественно прикладной направленностью. Ей присущи все структурные элементы, свидетельствующие о сформированное™ как науки, а именно: наличие объекта и предмета исследования, понятий, соответствующих предмету исследования; установленность закономерностей, присущих предмету исследования; система принципов и идей, позволяющая объяснить множество фактов и практический опыт социальной работы. Вопросы для самоконтроля Какие группы наук вы знаете? Каковы основные факторы и условия возникновения и развития социальной работы как области научного знания? Существуют, по крайней мере, два взаимоисключающих утверждения о специфике социальной работы как науки. Одно из них сводится к обоснованию того, что в социальной работе объединены элементы разных наук (психологии, социологии, медицины, права и др.), что она, по существу,— междисциплинарное образование, ориентированное на решение практических нужд жизни человека и общества. Другое сводится к утверждению о том, что это — самостоятельная отрасль научного знания. Докажите верность или ошибочность ас каждой из этих точек зрения. И SI нее обобщенными (они называются видовыми). Например, дерево — это один из видов растений. Понятие "дерево" по отношению к понятию "растение" является видовым. Но и само "дерево" является родовым для понятий "яблоня", "елка" или "тополь". Упражнение "Рассыпанные слова " Соедини рассыпанные слова, проведя разными цветами стрелки от видовых понятий к родовым. На плакате — в кружках словосочетания, "разбросанные" по листу: "прикладная наука", "знания о мире", "категории науки социальной работы", "научное знание". Список использованной литературы Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО, 1994. Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Липский И.А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития: В 2 ч.— СПб.:— СПВВИУС, 1994. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике (Книга для социального работника и социального педагога) / Под ред. С.И.Григорьева.— М.: Изд-во АСОПиР, 1994. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994. Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994. Теория и методика социальной работы: / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации / Социальная работа.— Вып.2.— М.,1992. Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики.— М.: Изд-во АСОПиР, 1998. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (Историко-понятийный аспект).— М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МО-ДЭК", 1997.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |