Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



2019-11-13 1020 Обсуждений (0)
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




"В действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и граней, к ве­ликой горести всех систематиков".

А.И. Герцен

Наряду с закономерностями важным средством организации знаний являются принципы — основные исходные идеи, положения, определяющие непрелож-• ные правила деятельности. Принципы являются резуль­татом логических умозаключений, вырабатываемых в процессе познания и преобразования окружающей нас действительности. Принципы, в отличие от закономер­ностей, могут быть и субъективным умозаключением людей.

Каждая наука представляет собой сплав теорети­ческих и практических знаний, теорий, методов и мето­дик (технологий).

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как отрасль научного знания она органично связана с целым ком­плексом других наук, можно выделить несколько групп принципов социальной работы:

v ,   1) содержательные: гуманизм; демократизм; закон-

^ ность; связь с конкретными условиями жизнедеятель­ности людей; стимулирование социальной активности; социальная справедливость; альтруизм; гармонизация общественных, групповых и личных интересов; само­обеспечение; соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий, равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; доброволь­ного согласия граждан на получение услуг; доступно­сти социального обслуживания; соблюдения конфиден­циальности в социальной работе; преемственности всех

._ видов и форм социального обслуживания; адресности;

(II приоритета содействия гражданам, находящимся в

в

•ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; про­филактической направленности; содействия социаль­ной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной обществен­ной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению и др.;

2)             организационные: контроль и проверка испол­нения; единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров; всеобщность; комплексность; посредничество; солидарность; вспоможение и др.;

3)     психолого-педагогические: комплексный и диффе­ренцированный подходы; технологическая компетент­ность; стимулирование активности; целенаправленность;, сочувствование, привлекательность, доверие; преем­ственность; последовательность; непрерывность; учет возрастных и личностных особенностей клиента и др.

Раскроем некоторые из принципов.

Гуманизм является ведущей целевой установкой социальной работы, которая утверждает идею призна­ния человека высшей ценностью, защиты его достоин­ства и гражданских прав, создания условий свободно­го и всестороннего проявления способностей личности.

В отличие от официальных отношений, регулиру­емых должностными инструкциями, приказами и рас­поряжениями, неформальные связи между соци­альным работником и клиентом возникают и строятся, главным образом, на основе психологической совме­стимости личностных качеств, общности интересов, симпатий и антипатий, которые, как известно, не име­ют санкционирующего значения. Неформальный ха­рактер отношений в социальной работе хотя и высту­пает как психологический феномен, но не лежит за порогом должностной деятельности социального ра­ботника, его служебных обязанностей.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и вни­мания к личности клиента, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и нена­вязчивого влияния силой своего ума, знаний, нрав­ственности, опыта.

Законность, как один из основных содержательных принципов социальной работы, предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностны­ми лицами, общественными организациями и гражда­нами. Нормативно-правовые акты являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Роль и назначение права состоят прежде всего в том, чтобы служить осуществлению политики, но эту роль право может выполнить только при усло­вии строжайшего соблюдения всеми его норм. В этом заключается первое и исходное требование законнос­ти вообще и в социальной работе, в частности.

Одним из важнейших содержательных принципов социальной работы является ее тесная связь с кон­кретными условиями жизнедеятельности людей. В этом принципе находит проявление единство теорий и практики социальной работы, а его реализация обес­печивает реалистичность и научную обоснованность используемых форм и методов социальной поддерж­ки населения, защиты их прав и интересов.

Жизнь всегда богаче теории, разностороннее предписаний и инструкций. Постоянно меняющиеся обстоятельства и условия жизнедеятельности, разно­образие социальных групп и лиц по уровню культуры, образования, полу, возрасту, трудоспособности и ква­лификации, здоровью предопределяют постоянную новизну и специфичность социальных проблем, с ко­торыми сталкиваются социальные работники. Вот почему осуществление принципа связи социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельнос­ти личности предполагает прежде всего анализ и оцен­ку конкретной ситуации, социальную диагностику жизненных обстоятельств человека. Этот принцип нацеливает социального работника на выявление тех особенностей социальной ситуации, которые могут иметь непосредственное значение для достижения цели социальной работы. Он не приемлет абстрактного те­оретизирования, шаблона, инерции и формализма.

Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения. Кон­трольно-проверочная функция социальных служб — это не какой-то самостоятельный участок социальной рабо-

ты, а неотъемлемый ее компонент. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реали­зацию гарантированных государством мер по социаль­ной защите различных групп населения.

Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров соци­альных служб. Изучение практики деятельности соци­альных служб, их органов управления показывает, что их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом социаль­ной работы своих функций и задач.

Жизнь постоянно убеждает в том, что большие полномочия при малой ответственности кадров созда­ют благоприятную почву и возможность для админис­тративного произвола, непродуманных решений. В то же время большая ответственность кадров при малых полномочиях исключает возможность действовать опе­ративно, решительно, сковывает инициативу и обора­чивается безответственностью специалистов соци­альных служб наделе. Вот почему установление строгой и соразмерной с предоставленными полномочиями ответственности каждого специалиста по социальной работе, каждого подразделения в системе органов уп­равления социальными службами и четкое выполнение возложенных на них функциональных обязанностей являются непременным условием эффективности со­циальной работы в целом.

Большое место в теориях и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принци­пам, которые, по существу, выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам воз­действия на клиентов.

Одним из основополагающих принципов социаль­ной работы этой группы является принцип комплексно­го подхода. Комплексность в социальной работе обеспе­чивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект социальной работы, а с другой — служит заслоном против ведомственности, местничества и ограниченности при решении социальных проблем и предполагает изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей, прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие; а также умение видеть в людях реальные личности, потребности и желания которых опосредуются их профессиональной принад­лежностью, социальным статусом, бытовыми условия-, ми и жизненным опытом и др.

Среди психолого-педагогических принципов соци­альной работы особо следует выделить дифференци­рованный подход. Дифференцированный подход в со­циальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специ­фики интересов, актуальных потребностей, традиций, ' вкусов и привычек личности в социальной работе.

Социальная политика, в какой бы форме она ни выражала интересы человека, только тогда чего-нибудь стоит, если результаты ее реализации ощущаются людь­ми на практике. Декларации и лозунги, не подкреплен­ные конкретными действиями по их превращению в действительность, — это лишь способ их дискредита­ции. Успешное воплощение мер, направленных на со­циальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе принципа техноло­гической компетентности органов управления соци­альными службами, социальных работников.

Технологическая компетентность — это глубокая осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение профессионально грамотно реализовать свои знания на практике, что предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую информацию, аналити­ческую и прогностическую деятельность во всех зве­ньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особен­ности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Одним из важнейших социально-психологических принципов является стимулирование социальной актив­ности — побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его f4 энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной социально значи­мой цели. При этом следует иметь в виду, что источни­ком побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворения.

Принцип „стимулирования в социальной работе предполагает единство и сочетание идейно-нравствен­ных и материальных его форм; адекватность средств и способов стимулирования индивидуальных, професси­ональных, образовательно-культурных и психологичес­ких особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным цен­ностям его жизнедеятельности.

К группе психолого-педагогических относится принцип целенаправленности в социальной работе. Цель воздействия на клиента, постоянно находящегося в центре внимания социального работника, определя­ет способ и характер его действий, предопределяет содержание и формы социальной работы. Достижение цели является мерилом действенности и эффективно­сти предпринимаемых социальным работником усилий. Все это свидетельствует о месте и значимости принци­па целенаправленности в деятельности как отдельного специалиста, так и всей структуры социальных служб.

Целенаправленность, объединяя все принципы социальной работы в одно целое, придает ей научный характер при выборе форм и методов работы.

Вопросы для самоконтроля

Назовите основные группы принципов социальной работы.

Дайте определение принципам социальной работы.

Попробуйте самостоятельно определить круг своих полномочий и степень ответственности при прохождении социально-педагогической практики в качестве помощника социального работника.

Ситуация

Какую помощь социальный работник может ока­ать семьям, в которых воспитываются эти дети? Какую работу необходимо провести со школьниками? h

Есть ли необходимость работы с классами, в которых они учатся? С педагогами?

Федя Н., 13 лет. В детстве отличался боязливостью. Так, входя один в комнату вечером, зажигал свет и осматривал пустое пространство под кроватью, в шкафу, за шкафом, с опасением ища возможного злоумышленника. В общении явственно проявляется робость, покорность, неуверенность в себе, в какой-то степени' даже униженность. К этому следует добавить повы­шенную возбудимость мальчика. Дружит в основном с девочками своего возраста. Мальчики относятся к нему как к "козлу отпущения", открыто потешаются над недостатками его характера. Несколько раз вместе с родителями переезжал из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время ожидая подвоха и оскорблений от школьников. Так это и слу­чалось.

Катя К., 17 лет. В детские годы веселая, подвиж­ная, предприимчивая девочка, "душа" компании сверстников. В школе неплохо училась и активно участвовала в общественной жизни. В 15 лет у нее стали появляться периоды хандры, когда все воспринима­лось мрачно и раздраженно, ничего не хотелось делать. В один из таких периодов поссорилась с одноклассником, предметом ее первой любви. Ссору посчитала окончательным разрывом отношений, остро ее переживала и в момент отчаяния предприняла попытку самоубийства (приняла большую дозу снотворного) . Уже в больнице при улучшении самочувствия вновь пришла в радостное и деятельное состояние. После выписки из больницы в течение 2 лет у нее отмечалось чередование очень хорошего и мрачного настроений. Последнее наступало раз в один — два месяца и длилось 1-2 недели. Постепенно различия в настроении стали сглаживаться, но известная циклич­ность в настроении сохраняется.

Алеша С, 12 лет. Замкнутый иодинокий, увлечен физикой. Занимается в школе юного физика в МГУ, в группе, где все старше его на три-четыре года,— и даже на этом фоне выделяется как очень сильный. В своем же седьмом классе он хуже всех. На уроках физики, изнемогая от скуки, а чаще — задумавшись о своем, он вполне может встать и, напевая что-то под нос, прогу-

ливаться между рядами. Учительница, которая всех учеников в сердцах иначе как "чертовскими идиотами" не называет, от таких его выходок приходит просто в ярость. Дневник мальчика весь исписан угрозами и "последними предупреждениями"; ему грозит "второй год", а то и вовсе отчисление из школы.

Практическое задание

Работа с социальной группой (с семьей, в специаль­ном учреждении, учреждении образования, культурно-досуговом учреждении).

Цель: обучение способам выполнения программ, ориентированных на работу с социальными группами.

Учащиеся проводят опрос среди социальных ра­ботников, участвующих в таких программах, и по воз­можности наблюдают, как эти программы выполня­ются. Им предлагают ознакомиться с отчетами и руководствами по программам. Далее они должны подготовить отчет о целях программы, потребностях, которые были удовлетворены в ходе выполнения про­граммы, дать оценку проведенным мероприятиям, оценить принципы деятельности. Они должны озна­комиться с точкой зрения социальных работников, ориентированных на работу с группами, выявить трудности, препятствующие выполнению программ, и определить сущность программ при идеальных об­стоятельствах.



2019-11-13 1020 Обсуждений (0)
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1020)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)