ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
"В действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и граней, к великой горести всех систематиков". А.И. Герцен Наряду с закономерностями важным средством организации знаний являются принципы — основные исходные идеи, положения, определяющие непрелож-• ные правила деятельности. Принципы являются результатом логических умозаключений, вырабатываемых в процессе познания и преобразования окружающей нас действительности. Принципы, в отличие от закономерностей, могут быть и субъективным умозаключением людей. Каждая наука представляет собой сплав теоретических и практических знаний, теорий, методов и методик (технологий). Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как отрасль научного знания она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп принципов социальной работы: v , 1) содержательные: гуманизм; демократизм; закон- ^ ность; связь с конкретными условиями жизнедеятельности людей; стимулирование социальной активности; социальная справедливость; альтруизм; гармонизация общественных, групповых и личных интересов; самообеспечение; соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий, равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; соблюдения конфиденциальности в социальной работе; преемственности всех ._ видов и форм социального обслуживания; адресности; (II приоритета содействия гражданам, находящимся в в •ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению и др.; 2) организационные: контроль и проверка исполнения; единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров; всеобщность; комплексность; посредничество; солидарность; вспоможение и др.; 3) психолого-педагогические: комплексный и дифференцированный подходы; технологическая компетентность; стимулирование активности; целенаправленность;, сочувствование, привлекательность, доверие; преемственность; последовательность; непрерывность; учет возрастных и личностных особенностей клиента и др. Раскроем некоторые из принципов. Гуманизм является ведущей целевой установкой социальной работы, которая утверждает идею признания человека высшей ценностью, защиты его достоинства и гражданских прав, создания условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными инструкциями, приказами и распоряжениями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся, главным образом, на основе психологической совместимости личностных качеств, общности интересов, симпатий и антипатий, которые, как известно, не имеют санкционирующего значения. Неформальный характер отношений в социальной работе хотя и выступает как психологический феномен, но не лежит за порогом должностной деятельности социального работника, его служебных обязанностей. Демократизм социальной работы требует умения устанавливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и внимания к личности клиента, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и ненавязчивого влияния силой своего ума, знаний, нравственности, опыта. Законность, как один из основных содержательных принципов социальной работы, предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Нормативно-правовые акты являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Роль и назначение права состоят прежде всего в том, чтобы служить осуществлению политики, но эту роль право может выполнить только при условии строжайшего соблюдения всеми его норм. В этом заключается первое и исходное требование законности вообще и в социальной работе, в частности. Одним из важнейших содержательных принципов социальной работы является ее тесная связь с конкретными условиями жизнедеятельности людей. В этом принципе находит проявление единство теорий и практики социальной работы, а его реализация обеспечивает реалистичность и научную обоснованность используемых форм и методов социальной поддержки населения, защиты их прав и интересов. Жизнь всегда богаче теории, разностороннее предписаний и инструкций. Постоянно меняющиеся обстоятельства и условия жизнедеятельности, разнообразие социальных групп и лиц по уровню культуры, образования, полу, возрасту, трудоспособности и квалификации, здоровью предопределяют постоянную новизну и специфичность социальных проблем, с которыми сталкиваются социальные работники. Вот почему осуществление принципа связи социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности предполагает прежде всего анализ и оценку конкретной ситуации, социальную диагностику жизненных обстоятельств человека. Этот принцип нацеливает социального работника на выявление тех особенностей социальной ситуации, которые могут иметь непосредственное значение для достижения цели социальной работы. Он не приемлет абстрактного теоретизирования, шаблона, инерции и формализма. Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения. Контрольно-проверочная функция социальных служб — это не какой-то самостоятельный участок социальной рабо- ты, а неотъемлемый ее компонент. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Изучение практики деятельности социальных служб, их органов управления показывает, что их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом социальной работы своих функций и задач. Жизнь постоянно убеждает в том, что большие полномочия при малой ответственности кадров создают благоприятную почву и возможность для административного произвола, непродуманных решений. В то же время большая ответственность кадров при малых полномочиях исключает возможность действовать оперативно, решительно, сковывает инициативу и оборачивается безответственностью специалистов социальных служб наделе. Вот почему установление строгой и соразмерной с предоставленными полномочиями ответственности каждого специалиста по социальной работе, каждого подразделения в системе органов управления социальными службами и четкое выполнение возложенных на них функциональных обязанностей являются непременным условием эффективности социальной работы в целом. Большое место в теориях и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принципам, которые, по существу, выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам воздействия на клиентов. Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является принцип комплексного подхода. Комплексность в социальной работе обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект социальной работы, а с другой — служит заслоном против ведомственности, местничества и ограниченности при решении социальных проблем и предполагает изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей, прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие; а также умение видеть в людях реальные личности, потребности и желания которых опосредуются их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условия-, ми и жизненным опытом и др. Среди психолого-педагогических принципов социальной работы особо следует выделить дифференцированный подход. Дифференцированный подход в социальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, ' вкусов и привычек личности в социальной работе. Социальная политика, в какой бы форме она ни выражала интересы человека, только тогда чего-нибудь стоит, если результаты ее реализации ощущаются людьми на практике. Декларации и лозунги, не подкрепленные конкретными действиями по их превращению в действительность, — это лишь способ их дискредитации. Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе принципа технологической компетентности органов управления социальными службами, социальных работников. Технологическая компетентность — это глубокая осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение профессионально грамотно реализовать свои знания на практике, что предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую информацию, аналитическую и прогностическую деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб. Одним из важнейших социально-психологических принципов является стимулирование социальной активности — побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его f4 энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной социально значимой цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворения. Принцип „стимулирования в социальной работе предполагает единство и сочетание идейно-нравственных и материальных его форм; адекватность средств и способов стимулирования индивидуальных, профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности. К группе психолого-педагогических относится принцип целенаправленности в социальной работе. Цель воздействия на клиента, постоянно находящегося в центре внимания социального работника, определяет способ и характер его действий, предопределяет содержание и формы социальной работы. Достижение цели является мерилом действенности и эффективности предпринимаемых социальным работником усилий. Все это свидетельствует о месте и значимости принципа целенаправленности в деятельности как отдельного специалиста, так и всей структуры социальных служб. Целенаправленность, объединяя все принципы социальной работы в одно целое, придает ей научный характер при выборе форм и методов работы. Вопросы для самоконтроля Назовите основные группы принципов социальной работы. Дайте определение принципам социальной работы. Попробуйте самостоятельно определить круг своих полномочий и степень ответственности при прохождении социально-педагогической практики в качестве помощника социального работника. Ситуация Какую помощь социальный работник может окаать семьям, в которых воспитываются эти дети? Какую работу необходимо провести со школьниками? h Есть ли необходимость работы с классами, в которых они учатся? С педагогами? Федя Н., 13 лет. В детстве отличался боязливостью. Так, входя один в комнату вечером, зажигал свет и осматривал пустое пространство под кроватью, в шкафу, за шкафом, с опасением ища возможного злоумышленника. В общении явственно проявляется робость, покорность, неуверенность в себе, в какой-то степени' даже униженность. К этому следует добавить повышенную возбудимость мальчика. Дружит в основном с девочками своего возраста. Мальчики относятся к нему как к "козлу отпущения", открыто потешаются над недостатками его характера. Несколько раз вместе с родителями переезжал из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время ожидая подвоха и оскорблений от школьников. Так это и случалось. Катя К., 17 лет. В детские годы веселая, подвижная, предприимчивая девочка, "душа" компании сверстников. В школе неплохо училась и активно участвовала в общественной жизни. В 15 лет у нее стали появляться периоды хандры, когда все воспринималось мрачно и раздраженно, ничего не хотелось делать. В один из таких периодов поссорилась с одноклассником, предметом ее первой любви. Ссору посчитала окончательным разрывом отношений, остро ее переживала и в момент отчаяния предприняла попытку самоубийства (приняла большую дозу снотворного) . Уже в больнице при улучшении самочувствия вновь пришла в радостное и деятельное состояние. После выписки из больницы в течение 2 лет у нее отмечалось чередование очень хорошего и мрачного настроений. Последнее наступало раз в один — два месяца и длилось 1-2 недели. Постепенно различия в настроении стали сглаживаться, но известная цикличность в настроении сохраняется. Алеша С, 12 лет. Замкнутый иодинокий, увлечен физикой. Занимается в школе юного физика в МГУ, в группе, где все старше его на три-четыре года,— и даже на этом фоне выделяется как очень сильный. В своем же седьмом классе он хуже всех. На уроках физики, изнемогая от скуки, а чаще — задумавшись о своем, он вполне может встать и, напевая что-то под нос, прогу- ливаться между рядами. Учительница, которая всех учеников в сердцах иначе как "чертовскими идиотами" не называет, от таких его выходок приходит просто в ярость. Дневник мальчика весь исписан угрозами и "последними предупреждениями"; ему грозит "второй год", а то и вовсе отчисление из школы. Практическое задание Работа с социальной группой (с семьей, в специальном учреждении, учреждении образования, культурно-досуговом учреждении). Цель: обучение способам выполнения программ, ориентированных на работу с социальными группами. Учащиеся проводят опрос среди социальных работников, участвующих в таких программах, и по возможности наблюдают, как эти программы выполняются. Им предлагают ознакомиться с отчетами и руководствами по программам. Далее они должны подготовить отчет о целях программы, потребностях, которые были удовлетворены в ходе выполнения программы, дать оценку проведенным мероприятиям, оценить принципы деятельности. Они должны ознакомиться с точкой зрения социальных работников, ориентированных на работу с группами, выявить трудности, препятствующие выполнению программ, и определить сущность программ при идеальных обстоятельствах.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1020)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |