Специфические черты базовых закономерностей (принципов) спортивной тренировки
Известно, что ключ к неслучайным успехам в любом серьезном деле может дать лишь познание его закономерностей и умелое следование им на практике. В силу этого, особое значение на пути к достижению целей спортивной подготовки придают последовательной реализации определенных принципов - обобщенных положений установочного характера, которые призваны в идеале отображать основные закономерности воздействия физических упражнений на организм спортсмена и вместе с тем давать по возможности наиболее четкую ориентацию на то, как следует соблюдать эти закономерности в типичных условиях спортивной практики. Так как спортивная тренировка является педагогическим процессом, в специальной литературе (Матвеев Л.П., 1991; Курамшин Ю.Ф., 2004; и др.) обычно в первую очередь называют общепедагогические, дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Это правомерно, поскольку они отображают универсальные (всеобщие) закономерности обучения и воспитания, естественно распространяющиеся и на подготовку спортсмена. В теории и методике физического воспитания специалисты считают целесообразным учитывать также принципы, выражающие специфические закономерности построения занятий физическими упражнениями: непрерывности развития, целостности развития, деятельного подхода, вариативности и многообразия, оптимизации (Лубышева Л.И., 1992). Однако такие принципы, как справедливо отмечают Ю.К. Гавердовский (1991) и В.Н. Платонов (1997, 2004), представляют собой лишь основу для формирования специфических вариантов дидактики для каждой конкретной сферы деятельности, особенно такой своеобразной, как спорт. По их мнению, общепедагогические принципы и даже методические принципы построения занятий физическими упражнениями не отражают специфических закономерностей обучения сложным двигательным действиям и развития физических качеств, присущих максимизированной двигательной деятельности, и поэтому не могут служить специальными (специфическими) принципами, раскрывающими особенности подготовки спортсменов. Специфические принципы раскрывают закономерности взаимообусловленных сторон тренировочного процесса: с одной стороны, особенности направленного влияния используемых факторов (тренировочных средств, методов, других регулирующих воздействий), с другой - особенности «отклика» (реагирования), в конечном итоге - адаптации к предъявляемым условиям систем организма спортсмена (Матвеев Л.П., 1999). Большинство специалистов считают, что на разных этапах многолетней спортивной подготовки значимость общих педагогических и специфических принципов изменяется. Если на начальных этапах подготовки тренировочный процесс подчинен, прежде всего, общепедагогическим принципам и строится в соответствии с единой логикой и условиями организации общепринятого учебно-воспитательного процесса, то с началом специализированной подготовки существенно возрастает значимость специфических принципов. В специальной научно-методической литературе можно встретить различные определения и трактовку специфических принципов спортивной тренировки. Одним из первых дал их развернутое обоснование Л.П. Матвеев еще в 60-70-е годы прошлого столетия. Дальнейшее развитие спорта, значительно возросшие спортивные достижения и объемы тренировочных нагрузок, практически подошедшие вплотную к пределу человеческих возможностей, со временем потребовали некоторой корректировки содержания принципов построения спортивной тренировки. Попытки пересмотреть отдельные положения разработанных Л.П. Матвеевым принципов некоторые авторы предприняли в 1990-е годы (Бойко В.В., 1990; Верхошанский Ю.В., 1991; Воробьев А.Н., 1989; Платонов В.Н., 1988, 1997; и др.). При этом наиболее четко выявились два подхода. Для первого характерно, прежде всего, то, что авторы попытались выдвинуть принципы или концептуальные основы спортивной тренировки главным образом путем переноса на нее некоторых положений, взятых из биологических наук, основанных на теории адаптации (Верхошанский Ю.В., 1991), либо их переложение в пределах начальных кибернетических идей (Бойко В.В., 1990). Другого подхода придерживались специалисты (Платонов В.Н., 1988, 1997; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; и др.), которые, хотя и предложили несколько отличные определения и внесли некоторое новое толкование в содержательную часть, основывали вновь сформулированные принципы на прошедших проверку практикой, устоявшихся базовых закономерностях построения тренировочного процесса, сформулированных в свое время (1971) Л.П. Матвеевым. Так, например, В.Н. Платонов (1997) рекомендует строить тренировочный процесс, основываясь на следующих принципах: - направленность к высшим достижениям; - углубленную специализацию; - единство постепенности увеличения нагрузок и тенденции к максимальным нагрузкам; - волнообразность и вариативность нагрузок; - непрерывность тренировочного процесса; - цикличность процесса подготовки; - единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Л.П. Матвеев в своих поздних публикациях (1997, 1999) выделил следующие принципы: - максимизацию и углубленную, индивидуализированную специализацию тренировочно-соревновательного процесса; - сочетание в спортивной тренировке тенденций постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций; - избирательной направленности и единства различных сторон подготовки; - непрерывность и цикличность подготовительно-соревновательного процесса. Даже беглый анализ названий принципов, предлагаемых к рассмотрению Л.П. Матвеевым и В.Н. Платоновым, свидетельствует о достаточно близком их содержании. Анализ вновь постулируемых и довольно непривычно звучащих принципов тренировки в интерпретации В.В. Бойко («динамической асимметрии», «трансцендентности», «ультраустойчивости» и т.д.) при ближайшем рассмотрении оказываются тождественными по своему содержанию общепринятым принципам организации тренировочного процесса, введенным в оборот Л.П. Матвеевым. Поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть специфические принципы в наиболее устоявшейся, прошедшей многолетнюю проверку трактовке, сформулированной Л.П. Матвеевым (1999), с использованием отдельных обоснований, предложенных В.Н. Платоновым (1997, 2004) и другими авторами.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |