Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций
Тренировка - это специализированный педагогический процесс, цель которого - улучшение определенных сторон подготовленности спортсмена в избранном виде деятельности. В тренировочных программах используют физические упражнения и другие факторы для повышения нагрузки на различные системы организма, обеспечивающие необходимую двигательную активность. Тренировочная нагрузка - это степень воздействия физических упражнений на организм, вызывающая определенное повышение активности его функциональных систем. Характер активизации функциональных систем под воздействием нагрузки включает несколько стадий (рис. 9.1). Первоначальная реакция организма на внешнюю нагрузку проявляется в наращивании активности функциональных систем и постепенном утомлении в связи с исчерпанием запасов энергоресурсов (ближайший тренировочный эффект). После прекращения действия нагрузки повышенная активность систем некоторое время сохраняется. Это позволяет организму выйти из состояния утомления и адаптироваться к воздействию тренировочной нагрузки (следовой тренировочный эффект). При этом системы, обеспечивающие повышенную работоспособность, не только восстанавливают первоначальную емкость своих энергоресурсов, но и создают запас более высокой работоспособности (явление суперкомпенсации). В дальнейшем системы постепенно приходят к исходному уровню функционирования.
1 - ближайший тренировочный эффект; 2 - следовой тренировочный эффект; 3 - суперкомпенсация; 4 - исходный уровень функционирования Рис. 9.1. Схема развития процесса утомления и восстановления при мышечной деятельности (по В.Н. Платонову, 1997):
При достаточно длительном повторении значительной по величине нагрузки состояние повышенной работоспособности приобретает устойчивый характер (кумулятивный эффект). Способность организма сверхвосстанавливаться после выполнения достаточно напряженной нагрузки в период отдыха после ее выполнения и адаптироваться к повторяющейся тренировочной нагрузке лежит в основе повышения физической подготовленности. Практическое воплощение в спорте установки на максимальную реализацию достиженческих возможностей сопряжено с предельным наращиванием тренировочных и соревновательных нагрузок, усложнением задач, решаемых в процессе спортивной подготовки. Учитывая, что функциональная активность по мере приближения к максимуму с возрастающей действенностью стимулирует прогрессивные адаптивные перестройки в организме, в спорте наиболее эффективными считают нагрузки, близкие к предельным. Вместе с тем данные В.Н. Платонова (1992, 1997, 2004) свидетельствуют о том, что на разных этапах многолетней подготовки прогрессивные адаптивные перестройки в организме занимающихся вызывают разные по величине нагрузки. В начале целенаправленной тренировки процесс адаптации протекает интенсивно при любом повышении двигательной активности, поэтому нет острой необходимости доводить нагрузку до предельной. В дальнейшем, по мере повышения уровня функционального резерва, темпы формирования долговременных адаптивных реакций существенно замедляется. Стимулировать прогрессивные адаптивные перестройки при этом удается только при приближении функциональной активности организма к предельным величинам. Устойчивые изменения в организме наступают только тогда, когда такие нагрузки повторяются достаточно регулярно. Поэтому для квалифицированных спортсменов наиболее эффективно регулярное использование нагрузок, близких к предельным. Средние и низкие нагрузки не вызывают у них существенных перестроек, их используют обычно только как восстановительные или поддерживающие. Более того, величина пороговой значимости величины нагрузки постепенно меняется в зависимости от уровня подготовленности спортсмена (рис. 9.2, 9.3).
А - начинающие спортсмены; Б - спортсмены средней квалификации; В - высококвалифицированные спортсмены Рис. 9.2. Изменение соотношения зоны функционального резерва (1) и зоны, стимулирующей перестроечную адаптацию (2) (по В.Н. Платонову)
I - этап начальной подготовки; II - предварительный базовый; III – специальный базовый; IV - максимальной реализации индивидуальных возможностей Рис. 9.3. Изменение соотношения зоны, стимулирующей перестроечную адаптацию (1) в зависимости от полноты ее мобилизации, на разных этапах многолетней подготовки спортсменов (по В.Н. Платонову, 1997)
Плодотворное использование адекватно предельной нагрузки для квалифицированных спортсменов во многом обусловлено заблаговременной подготовкой к ней, в ходе которой обеспечивается более или менее постепенное возрастание нагрузочных параметров. При этом следует учитывать исследования, проведенные В.Н. Платоновым (1992), которые свидетельствуют о том, что на начальных этапах многолетней подготовки следует больше использовать нагрузки, величина которых находится в нижней половине зоны, стимулирующей долговременную адаптацию. Это является залогом снижения темпов сокращения стимулирующей зоны на последующих этапах (рис. 9.3). Постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок с эпизодическим увеличением их до максимума способствует эффективному повышению тренированности юных спортсменов. Вместе с тем широкое использование на ранних этапах многолетней подготовки средств, требующих предельной мобилизации организма (верхняя зона), может свести до минимума арсенал средств и адаптацию на заключительных, наиболее ответственных этапах. Формирование устойчивых изменений в функционировании систем организма спортсмена происходит постепенно, для этого требуется многократное повторение значимых для организма нагрузок. Время, объективно необходимое для развертывания и смены стадий адаптации, в той или иной мере лимитирует темпы прироста нагрузок, что вносит в их динамику определенную постепенность. Таким образом, динамика адаптивных процессов, вызванных адекватно максимальными нагрузками, влияет на динамику роста нагрузок. Постепенность - это, с одной стороны, тенденция наращивания нагрузок в соответствии с индивидуальными адаптационными возможностями спортсмена, с другой стороны, продолжительность выполнения адекватно максимальной нагрузки для адаптации к ней, поскольку оправданный переход к новым, повышенным нагрузкам происходит по мере приспособления к ранее применяемым воздействиям. Сочетание тенденций постепенного и предельного в наращивании тренировочных нагрузок можно обеспечить в разных вариантах. В практике спорта придерживаются главным образом трех вариантов. В одном из них динамика основных нагрузок приобретает как бы «ступенчатую» форму, при другом - «волнообразную», сочетание этих форм дает новую форму - «скачкообразную» (рис. 9.4). При ступенчатой форме сочетания постепенности и предельности в динамике нагрузок моменты ее прироста узко локализованы во времени, а сроки стабилизации их параметров расширены (прирост происходит как бы одномоментно в начале очередного цикла и затем на некоторое время стабилизируется), чем облегчаются условия адаптации к повышенным нагрузкам. При этом продолжительность выполнения стабилизированной нагрузки лимитируется временем адаптации к ней.
А – «ступенчатая; Б – «волнообразная», В – «скачкообразная» Рис. 9.4. Основные формы динамики нагрузок в серии микроциклов спортивной тренировки
В процессе подготовки ступенчатая форма динамики нагрузки при небольших величинах ее прироста бывает предпочтительней на первых этапах спортивной деятельности, а также в начале больших тренировочных циклов или после продолжительных перерывов в тренировке (после травм или заболеваний), когда необходимо обеспечить особую постепенность в развитии нагрузочных воздействий. В этом случае для некоторого снижения остроты воздействия при ступенчатом увеличении нагрузки целесообразно разводить во времени наращивание ее составляющих (объема и интенсивности). Подобная же форма, но с резко выраженным приростом нагрузки (в виде «скачка» в сочетании с одномоментным увеличением объема иинтенсивности), пригодна на высших уровнях спортивного совершенствования как фактор активизации процесса развития тренированности. При волнообразной динамике нагрузок фаза наращивания их выражена в развернутом виде, что в более высокой степени усиливает развивающий импульс. Принцип постепенности обеспечивается здесь не одномоментным, а растянутым во времени увеличением развивающего воздействия, дифференцированным, а не параллельным изменением их объема и интенсивности, временным снижением общего уровня нагрузок после того, как они доведены до «пиковых» величин, с целью достижения необходимой степени восстановления и сверхвосстановления. Большая группа специалистов во главе с Л.П. Матвеевым признают лишь первые две формы сочетания постепенности и предельности нагрузки, считая нецелесообразным выделение «скачкообразной» формы как самостоятельной. Наряду с этим А.Н. Воробьев (1977, 1989) и его последователи (Ивойлов А.В., 1982; Ивойлов А.В., Чуксин Ю.В., Шубин Ю.К. и др., 1986) видят определенное преимущество скачкообразного изменения нагрузок и необходимость выделять его как самостоятельную форму - альтернативную «волнообразной» и«ступенчатой». Причем речь идет о скачкообразном изменении обоих компонентов нагрузки (объема и интенсивности) одновременно. Поскольку одно из главных условий эффективности спортивной тренировки заключается в соответствии ее содержания тому, что предстоит делать спортсмену в соревнованиях, при ее построении возникает проблема адекватного моделирования предстоящей соревновательной деятельности. Речь идет о реальном воплощении спортсменом прогнозируемых (модельных) параметров предстоящей соревновательной деятельности посредством специально-подготовительных упражнений, а затем и в целостных формах. Реализация такой целевой установки предполагает опережающее моделирование соревновательной деятельности в процессе подготовки к ней. При этом на первых этапах средствами приближения к новым целевым параметрам служат преимущественно те специально-подготовительные упражнения, в которых эти параметры воспроизводятся как бы фрагментарно (в рамках выполнения отдельных соревновательных действий или их сочетаний, не охватывающих полный состав соревновательной деятельности). Использование этих упражнений позволяет воспроизвести отдельные параметры с превышением существующего их уровня в целостном соревновательном упражнении (по скоростным, силовым, координационным или иным параметрам). Основным адаптирующим фактором при этом служит регулярное повторение тех специально-подготовительных упражнений, в которых удается воспроизвести, хотя бы частично, уже посильные спортсмену новые черты соревновательной деятельности (стабилизировать их). По мере стабилизации проявления нового возросшего уровня моделируемых параметров все более значительное место в практическом моделировании целевой соревновательной деятельности занимают упражнения, возможно более полно воспроизводящие ее состав и новые параметры, а затем и целостные формы целевой соревновательной деятельности. Таким образом, реализация опережающего моделирования идет в порядке поэтапного воспроизведения новых черт с последовательным использованием фрагментарных и целостно-конструктивных подходов. В этом отношении практическое моделирование соревновательной деятельности при подготовке к ней является в определенной мере опережающе-стабилизирующим, поскольку оно не только выводит спортсмена за пределы того, к чему он приспособился, но и превращает новое, пока еще не в полной мере доступное для него, в привычное.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |