Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства спортивной тренировки



2019-11-13 375 Обсуждений (0)
Средства спортивной тренировки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Спортивная тренировка определяется как специализирован­ный педагогический процесс, построенный на системе упраж­нений. В теории и методике спорта термином «упражнение» принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (избирательно или комплексно), упорядоченных по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности (Матвеев Л.П., 1997).

При систематизации массы упражнений, используемых в ка­честве средств подготовки, важно учитывать ряд признаков, вы­ражающих особенности их содержания и форм, принадлежность к различным разделам подготовки, специфику воздействия на прогрессирование в избранной спортивной деятельности. Эф­фект упражнения может выражаться в научении рациональным способам выполнения действий и совершенствовании их, а также в развивающем воздействии на физические и психические воз­можности занимающихся, в повышении, сохранении и восстанов­лении уровня дееспособности.

Наряду с этим, Л.П. Матвеев (1977, 1991, 1997) обращает внимание на то, что совокупность упражнений, используемых в подготовке спортсмена, с одной стороны, представляет со­бой то основное, из чего складывается комплекс специфических средств, с другой стороны, методически отлаженные формы со­четания и воспроизведения действий в упражнениях составляют главную часть арсенала практикуемых в ней методов. Таким об­разом, упражнения фигурируют здесь как бы в двойном значении: в качестве средств и в качестве методов подготовки.

Л.П. Матвеев (1999) считает, что по характеру деятельных фак­торов, определяющих особенности содержания действий, в чис­ле подготовительных упражнений следует различать физические и иные упражнения. Во всех видах спорта, соревновательная дея­тельность в которых является высокоактивной двигательной деятельностью самого спортсмена, преобладающая масса подготови­тельных упражнений представляет собой именно физические уп­ражнения. Поэтому долгое время специалисты сосредотачивали свое внимание почти исключительно на физических упражнениях. Однако отнюдь не все практикуемые подготовительные упражне­ния можно назвать физическими. В частности, в спорте приме­няют и упражнения, получившие наименование идеомоторных (мысленное воспроизведение двигательных действий), и психо-регулирующие упражнения различного типа, и абстрагирован­ные тактические упражнения, выполняемые на макетах и т.п.

Физическое упражнение - это основное и специфическое сред­ство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направлен­ное воздействие на занимающегося (Курамшин Ю.Ф., 2004).

По специфике воздействия и принадлежности к различным разделам подготовки физические упражнения условно могут быть подразделены на отдельные группы. По устоявшемуся мнению большинства специалистов целесообразно различать: соревнова­тельные, специально-подготовительные, общеподготовительные упражнения. Наряду с этим, В.Н. Платонов (1997) считает целе­сообразным выделить группу так называемых вспомогательных (полуспециальных) упражнений, а Л.П. Матвеев (1999) выделяет группу восстановительных упражнений.

Соревновательные упражнения - это целостные действия либо комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, которые выполняются в соответ­ствии с существующими правилами соревнований.

Ряд соревновательных упражнений носит характер относи­тельно узконаправленных, ограниченных по двигательному со­ставу действий (скоростно-силовые, циклические виды спорта). Другая группа характеризуется соревновательными действиями, носящими комплексный характер, в которых двигательные дей­ствия осуществляются в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и формы движений (игровые виды спорта, единобор­ства). Существуют также комплексы относительно самостоятель­ных соревновательных упражнений с постоянным составом, но включающие различные двигательные действия (многоборья). Наряду с этим, существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянным изменяю­щимся содержанием (сложно-координационные виды спорта).

При выполнении соревновательных упражнений, как правило, достигаются максимально «высокие», предельные режимы функ­ционирования систем организма, требующие проявления макси­мального уровня адаптационных возможностей спортсмена.

Вместе с тем в процессе спортивной тренировки используют­ся соревновательные упражнения, которые по отдельным осо­бенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных. Такие режимы создаются при отягощенных или облегченных формах выполнения соревновательного упраж­нения.

Удельный вес собственно-соревновательных упражнений в подготовке спортсменов большинства видов спорта, за исклю­чением спортивных игр и единоборства, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально-подготовительные упражнения охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятель­ности и действий, приближенных к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых двигательных качеств и дея­тельности функциональных систем организма.

У спортивных специалистов сложилось устойчивое мнение, что упражнение правомерно считать специально-подготовительным только в том случае, если у него имеется сходство с соревнова­тельным либо по форме выполнения, либо по характеру работы нервно-мышечного аппарата, либо по функционированию основ­ных энергетических систем.

К числу специально-подготовительных упражнений относятся отдельные части соревновательного упражнения, его элементы, отдельные комбинации или их связки, выполняемые в обычных, облегченных и затрудненных условиях. В эту же группу можно отнести упражнения, приближенно воссоздающие форму сорев­новательных действий (упражнения на лыжероллерах - для лыж­ников и биатлонистов, прыжки на батуте - для гимнастов и пры­гунов в воду и т.п.).

Круг специально-подготовительных упражнений достаточно ограничен. С одной стороны, состав специально-подготовительных упражнений определяется спецификой избранной спортивной дисциплины, с другой стороны, они не должны быть тождествен­ны собственно соревновательному упражнению. По каким-то параметрам они должны обеспечивать режимы работы отдель­ных систем организма, превышающие существующие параметры соревновательного упражнения. Они создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более напряженное и диф­ференцированное воздействие на различные системы организ­ма, обеспечивающие высокую эффективность соревновательных действий.

К числу специально-подготовительных упражнений, направ­ленных на преимущественное освоение техники движений, следует отнести подводящие упражнения, в основе которых используются более простые, по сравнению с соревновательными, двигательные действия, но воспроизводящие элементы динамической и коор­динационной структур соревновательного упражнения.

К этой же группе специально-подготовительных упражнений следует отнести имитационные упражнения. Эти упражнения подбираются таким образом, чтобы они соответствовали сорев­новательному по внешней форме (кинематической структуре). Как правило, они выполняются в облегченных условиях, с су­щественным замедлением скорости выполнения отдельных эле­ментов.

Многие специалисты в определенных случаях к специально-подготовительным относят упражнения из смежных спортивных дисциплин, направленные на совершенствование специфических двигательных качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах. Однако, по мнению В.Н. Платонова (1999, 2004), такие упражнения целесообразно отнести к отдельной группе - вспомогательные (полуспециаль­ные), под которыми он понимает двигательные действия, создаю­щие специальный фундамент для последующего совершенствова­ния в той или иной спортивной деятельности.

К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсме­на. Их состав по сравнению с другими группами наиболее широк и многообразен. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находится с ними в определенном противоречии.

Общеподготовительные упражнения, по мнению большинства специалистов, должны содействовать всестороннему физиче­скому развитию, а также отражать особенности спортивной спе­циализации. Уже по одной этой причине средства общей физи­ческой подготовки не могут быть одинаковыми для разных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством, состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику.

Более того, по мере роста квалификации спортсменов их об­щая подготовка должна все более соответствовать специфике из­бранного вида специализации. Поэтому средства общей подготов­ки начинающих спортсменов должны отличаться от аналогичных средств квалифицированных спортсменов. Это касается как их подбора, так и места, которое они занимают в структуре трениро­вочного процесса.

Восстановительными упражнениями в подготовке спортс­мена Л.П. Матвеев (1999) называет выполнение действий (дви­гательных и не только двигательных), регламентированных так, чтобы получить эффект активного отдыха, содействовать восста­новлению работоспособности после утомительных тренировоч­ных и соревновательных нагрузок, оптимизировать вызванные ими функциональные сдвиги, исключить перерастание кумуля­тивного эффекта тренировки в перетренированность.

 



2019-11-13 375 Обсуждений (0)
Средства спортивной тренировки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства спортивной тренировки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)