Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки



2019-11-13 442 Обсуждений (0)
ГЛАВА 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки 0.00 из 5.00 0 оценок




Факторы, определяющие структуру многолетнего тренировочного процесса

 

Не вызывает сомнения, что спортивная подготовка, одним из компонентов которой является спортивная тренировка, - это длительный многокомпонентный процесс. Причем структура многолетнего тренировочного процесса должна базироваться на объек­тивно существующих закономерностях становление спортивного мастерства, имеющих специфическое преломление в конкретных видах спорта. Эти закономерности прежде всего обуславливают­ся факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовки в конкретном виде спорта, особенностями адаптации к характерным для данно­го вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, их соответствием индивидуальным адаптивным возможностям занимающихся и т.п.

Ведущие специалисты в области спортивной подготовки к основным факторам, определяющим продолжительность от­дельных этапов и структуру многолетнего тренировочного про­цесса, относят:

- закономерности естественного развития организма человека и формирование его функций;

- индивидуальные особенности спортсменов (половые, типы их биологического созревания);

- структуру соревновательной деятельности и подготовлен­ности спортсменов, обеспечивающие высокие спортивные ре­зультаты;

- закономерности становления различных сторон спортивно­го мастерства определенного вида спорта;

- возраст, в котором спортсмен начал занятия и когда он при­ступил к специальным тренировкам;

- содержание тренировочного процесса (состав средств и ме­тодов, динамика нагрузки, построение различных структурных образований тренировочного процесса, дополнительные факто­ры: специальное питание, тренажеры, восстановительные и сти­мулирующие средства и т.д.).

Рациональное планирование многолетнего тренировочного процесса во многом связано с точным установлением оптималь­ных возрастных границ, в которых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. В разных видах спорта они могут суще­ственно различаться. Обычно выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней специализированной подготовки:

- зона первых больших успехов;

- оптимальных возможностей или максимальной реализации;

- поддержания высоких результатов.

Такое выделение возрастных зон позволяет лучше системати­зировать тренировочный процесс, достаточно точно определить период наиболее напряженной тренировки, направленной на до­стижение наивысших результатов.

Бытующее мнение об омоложении спорта является необо­снованным, поскольку оптимальные возрастные границы демон­страции достижений в большинстве видов спорта достаточно ста­бильны. Тренеру необходимо планировать наивысший результат спортсмена на оптимальный возраст реализации многолетних возможностей в избранной спортивной дисциплине. Это очень важно для построения и планирования этапов целенаправленной многолетней тренировки (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Возрастные границы в отдельных видах спорта на различных этапах многолетней подготовки (по В.Н. Платонову)

Этапы подготовки

Возрастные границы по видам спорта

Бег , дистанции

Плавание , дистанции

Гребля

средние длинные короткие средние байдарки каноэ
Начальный Муж. Жен.   10-12 10-12   11-13 11-13   8-10 8-10   8-10 8-10   10-12 10-13   10-12 -
Предваритель­ный базовый Муж. Жен.     13-15 13-15     13-15 13-15     11-12 10-12     11-12 10-12     13-16 14-15     13-17 -
Специальный базовый Муж. Жен.     16-20 16-19     17-22 -     13-18 12-16     13-16 13-15     17-20 16-18     18-21 -
Максимальной реализации Муж. Жен.     21-25 20-23     23-30 21-24     19-22 17-19     17-20 16-18     21-24 19-22     22-26 -
Сохранение достижений Муж. Жен.     26-29 24-28     31-35 25-30     23-25 20-22     21-23 19-20     25-28 23-26     27-29 -

 

Вместе с тем С.М. Войцеховский (1985), В.Н. Платонов (1988) считают, что отдельные выдающиеся спортсмены, обладающие исключительной двигательной одаренностью и лабильностью основных функциональных систем, по индивидуальным темпам развития могут опережать на 1-3 года оптимальные возрастные границы отдельных этапов, не нарушая закономерности их много­летнего построения.

Не вызывает сомнения - прежде чем приступить к специали­зированной тренировке в какой-либо спортивной дисциплине за­нимающиеся должны обязательно пройти предварительную или начальную общую подготовку. Очень осторожно следует плани­ровать тренировочный процесс с детьми младших возрастных групп, особенностью которых является диспропорция в развитии различных органов и систем, перестройка эндокринного аппарата, в связи с чем, в этот период ухудшается протекание адаптивных процессов, отмечается повышенная утомляемость, сниженная ра­ботоспособность.

При планировании многолетней подготовки спортсменов важ­но учитывать, что в начале целенаправленной тренировки при любом повышении двигательной активности повышается ин­тенсивность адаптивных перестроек в функционировании сис­тем организма ребенка в целом. В дальнейшем, по мере повыше­ния уровня двигательных возможностей, темпы формирования долговременных адаптивных реакций существенно замедляются и становятся более специфичными. Расширение зоны функцио­нального резерва у квалифицированных спортсменов связано с сужением зоны, стимулирующей дальнейшую адаптацию.

Учет отмеченных закономерностей, по мнению большинства специалистов, требует выделения 4-5 этапов, имеющих свои осо­бенности построения тренировочного процесса. В специальной научно-методической литературе можно встретить разные назва­ния этапов многолетней подготовки. При этом у авторов сохраня­ется единство в трактовке содержания этих этапов (табл. 8.2).

Таблица 8.2



2019-11-13 442 Обсуждений (0)
ГЛАВА 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)