ГЛАВА 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки
Факторы, определяющие структуру многолетнего тренировочного процесса
Не вызывает сомнения, что спортивная подготовка, одним из компонентов которой является спортивная тренировка, - это длительный многокомпонентный процесс. Причем структура многолетнего тренировочного процесса должна базироваться на объективно существующих закономерностях становление спортивного мастерства, имеющих специфическое преломление в конкретных видах спорта. Эти закономерности прежде всего обуславливаются факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности и оптимальную структуру подготовки в конкретном виде спорта, особенностями адаптации к характерным для данного вида спорта средствам и методам педагогического воздействия, их соответствием индивидуальным адаптивным возможностям занимающихся и т.п. Ведущие специалисты в области спортивной подготовки к основным факторам, определяющим продолжительность отдельных этапов и структуру многолетнего тренировочного процесса, относят: - закономерности естественного развития организма человека и формирование его функций; - индивидуальные особенности спортсменов (половые, типы их биологического созревания); - структуру соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающие высокие спортивные результаты; - закономерности становления различных сторон спортивного мастерства определенного вида спорта; - возраст, в котором спортсмен начал занятия и когда он приступил к специальным тренировкам; - содержание тренировочного процесса (состав средств и методов, динамика нагрузки, построение различных структурных образований тренировочного процесса, дополнительные факторы: специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие средства и т.д.). Рациональное планирование многолетнего тренировочного процесса во многом связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. В разных видах спорта они могут существенно различаться. Обычно выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней специализированной подготовки: - зона первых больших успехов; - оптимальных возможностей или максимальной реализации; - поддержания высоких результатов. Такое выделение возрастных зон позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, достаточно точно определить период наиболее напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов. Бытующее мнение об омоложении спорта является необоснованным, поскольку оптимальные возрастные границы демонстрации достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны. Тренеру необходимо планировать наивысший результат спортсмена на оптимальный возраст реализации многолетних возможностей в избранной спортивной дисциплине. Это очень важно для построения и планирования этапов целенаправленной многолетней тренировки (табл. 8.1). Таблица 8.1 Возрастные границы в отдельных видах спорта на различных этапах многолетней подготовки (по В.Н. Платонову) Этапы подготовки |
Возрастные границы по видам спорта | ||||||||||||||
Бег , дистанции |
Плавание , дистанции |
Гребля | |||||||||||||
средние | длинные | короткие | средние | байдарки | каноэ | ||||||||||
Начальный Муж. Жен. | 10-12 10-12 | 11-13 11-13 | 8-10 8-10 | 8-10 8-10 | 10-12 10-13 | 10-12 - | |||||||||
Предварительный базовый Муж. Жен. | 13-15 13-15 | 13-15 13-15 | 11-12 10-12 | 11-12 10-12 | 13-16 14-15 | 13-17 - | |||||||||
Специальный базовый Муж. Жен. | 16-20 16-19 | 17-22 - | 13-18 12-16 | 13-16 13-15 | 17-20 16-18 | 18-21 - | |||||||||
Максимальной реализации Муж. Жен. | 21-25 20-23 | 23-30 21-24 | 19-22 17-19 | 17-20 16-18 | 21-24 19-22 | 22-26 - | |||||||||
Сохранение достижений Муж. Жен. | 26-29 24-28 | 31-35 25-30 | 23-25 20-22 | 21-23 19-20 | 25-28 23-26 | 27-29 - |
Вместе с тем С.М. Войцеховский (1985), В.Н. Платонов (1988) считают, что отдельные выдающиеся спортсмены, обладающие исключительной двигательной одаренностью и лабильностью основных функциональных систем, по индивидуальным темпам развития могут опережать на 1-3 года оптимальные возрастные границы отдельных этапов, не нарушая закономерности их многолетнего построения.
Не вызывает сомнения - прежде чем приступить к специализированной тренировке в какой-либо спортивной дисциплине занимающиеся должны обязательно пройти предварительную или начальную общую подготовку. Очень осторожно следует планировать тренировочный процесс с детьми младших возрастных групп, особенностью которых является диспропорция в развитии различных органов и систем, перестройка эндокринного аппарата, в связи с чем, в этот период ухудшается протекание адаптивных процессов, отмечается повышенная утомляемость, сниженная работоспособность.
При планировании многолетней подготовки спортсменов важно учитывать, что в начале целенаправленной тренировки при любом повышении двигательной активности повышается интенсивность адаптивных перестроек в функционировании систем организма ребенка в целом. В дальнейшем, по мере повышения уровня двигательных возможностей, темпы формирования долговременных адаптивных реакций существенно замедляются и становятся более специфичными. Расширение зоны функционального резерва у квалифицированных спортсменов связано с сужением зоны, стимулирующей дальнейшую адаптацию.
Учет отмеченных закономерностей, по мнению большинства специалистов, требует выделения 4-5 этапов, имеющих свои особенности построения тренировочного процесса. В специальной научно-методической литературе можно встретить разные названия этапов многолетней подготовки. При этом у авторов сохраняется единство в трактовке содержания этих этапов (табл. 8.2).
Таблица 8.2
2019-11-13 | 442 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: ГЛАВА 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы