Тренировочные и соревновательные нагрузки
Динамика адаптивных перестроек функционирования организма спортсмена обусловлена систематическим использованием оптимальной по величине нагрузки. Под нагрузкой обычно понимается повышенная, по сравнению с покоем, величина функциональной активности, вызванная исполнением упражнения (Матвеев Л.П., 1999). Нагрузка физических упражнений предопределена именно мышечной работой, вызывающей увеличение функциональной активности систем организма спортсмена. Однако следует учитывать, что ее величина зависит от особенностей самих упражнений, индивидуальных особенностей занимающихся и особенности внешних условий. В настоящее время существует целый ряд классификаций нагрузок, авторы которых исходят из специфичности, энергетики и мощности мышечной работы, педагогических задач, решаемых в процессе тренировки, взаимодействия работы различной преимущественной направленности и других критериев. В.Н. Платонов (1986, 1997) считает целесообразным подразделять нагрузки по следующим классификациям: - по характеру - на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические, локальные, частные и глобальные; - по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные); - по направленности - развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, координационные, выносливость, гибкость) и их компоненты (алактатные или лактатные анаэробные возможности, аэробные возможности), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.); - по координационной сложности - простые и сложные движения, выполняемые в стереотипных или вариативных условиях, связанных со значительной мобилизацией координационных способностей; - по психической напряженности - предъявляющие различные требования к психическим возможностям спортсменов. Практически все специалисты считают, что величину тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо характеризовать как с «внешней», так и с «внутренней» стороны. Внешняя сторона нагрузки характеризуется ее внешне выраженными физическими параметрами и в наиболее общем виде может быть представлена суммарным объемом и интенсивностью выполняемых упражнений, а также координационной сложностью упражнений, психологической напряженностью, условиями внешней среды. Объем может быть выражен: временем выполнения упражнений, преодоленным расстоянием, количеством повторений, величиной поднимаемых или перемещаемых отягощений, количеством тренировочных занятий или соревновательных стартов. Для полной характеристики «внешней» стороны нагрузки выделяют ее частные объемы, отражающие нагрузки, выполняемые с повышенной интенсивностью или специализированные, а также способствующие совершенствованию отдельных сторон подготовленности (например, развитию определенных качеств и способностей). Интенсивность характеризуется: темпом движений, скоростью их выполнения, временем преодоления отрезков дистанции, величиной отягощений, количеством подходов и серий, моторной и общей плотностью занятий и т.п. Однако наиболее полно нагрузка характеризуется с внутренней стороны, т.е. со стороны функциональных сдвигов в системах организма во время и по окончании упражнения, а также характера и продолжительности протекания периода восстановления (в частности по физиологическим, биохимическим и другим показателям). Только в сопоставлении этих обеих сторон нагрузки можно адекватно судить о ней, поскольку, с одной стороны, «внешние» и «внутренние» показатели нагрузки тесно взаимосвязаны (увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных систем организма, к развитию и углублению процессов утомления), с другой стороны, одни и те же внешние величины нагрузки могут привести к разным функциональным сдвигам у спортсменов, имеющих разные адаптивные возможности, или у одного и того же спортсмена на различных этапах подготовки. Установлено, что соотношение «внешних» и «внутренних» параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных адаптивных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций (Платонов В.Н., 1995,1997). С ростом подготовленности спортсменов происходит снижение энергозатрат при выполнении стандартной нагрузки. Так в состоянии невысокой тренированности нагрузки определенной величины могут быть развивающими, в состоянии средней тренированности - такие же по величине нагрузки могут быть только поддерживающими, а в состоянии спортивной формы - в лучшем случае восстановительными. На рис. 7.1 показаны реакции спортсменов различной квалификации на стандартную (адаптивную по объему и интенсивности) работу. Стандартизированная по «внешней» величине нагрузка вызывает большие сдвиги в функционировании систем организма менее квалифицированных спортсменов и более продолжительное их восстановление. Наряду с этим, предельная (большая) нагрузка у спортсменов разной квалификации вызывает несколько иную реакцию функциональных систем. Как правило, это проявляется в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной величине реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 7.2). 1 - начинающие спортсмены; 2 - спортсмены I разряда; 3 - мастера спорта Рис. 7.1. Реакции организма спортсменов различной квалификации на одинаковую по величине нагрузку (по В.Н. Платонову, 1997): 1 - мастера спорта; 2 - спортсмены II разряда Рис. 7.2. Реакции организма спортсменов различной квалификации на предельную по величине нагрузку (по В.Н. Платонову, 1997)
Естественные силы природы и искусственно созданные условия являются вспомогательными факторами, оказывающими влияние на величину нагрузки от выполнения физических упражнений. С их помощью расширяется возможность направленного воздействия нагрузки на организм занимающихся. У специалистов не вызывает сомнения тот факт, что продолжительность интервалов отдыха между нагрузками может определять ее направленность. Поэтому продолжительность пауз отдыха между упражнениями следует строго планировать с учетом периода восстановления функциональных сдвигов, вызванных определенной по величине нагрузкой. В рамках отдельного занятия между упражнениями используют в основном три варианта отдыха (Матвеев Л.П., 1991, 1997). Минимакс-интервал (стимуляционный или ближнестимуляционный) - интервал между рабочими (нагрузочными) фазами процесса упражнений, который может обусловить повышенное проявление оперативной работоспособности в очередной рабочей фазе (эффект врабатывания, ближайшего положительного последствия). При этом истраченные ресурсы уже практически восстановлены, а системы организма еще находятся в повышенной функциональной активности. Напряженный интервал (суперкумуляционный) - интервал, продолжительность которого настолько невелика, что очередная рабочая фаза начинается в условиях недовосстановления, в зоне повышенных функциональных сдвигов. Такое внутреннее состояние в течение определенного времени может не отражаться на существенном изменении внешних количественных параметров выполняемых упражнений, но требует возрастающей мобилизации физических и психических резервов. Ординарный интервал (полный) интервал, продолжительность которого соразмерна с относительной нормализацией функционального состояния, т.е. восстановления работоспособности до состояния, которое было до выполнения упражнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций. Такой режим часто используется при совершенствовании технического мастерства. По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между отдельными занятиями более существенно влияют на формировании кумулятивного эффекта долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам. Исходя из особенностей наслоения эффектов очередных занятий, выделяют три типа интервалов отдыха между ними: суперкомпенсаторный, жесткий и ординарный интервалы (Л.П. Матвеев, 1991, 1997). Суперкомпенсаторный интервал соразмерен по продолжительности со временем наступления сверхвосстановления после достаточно значительной суммарной нагрузки, предшествующей занятию. Это позволяет в очередном занятии выполнить большую нагрузку. Однако такие интервалы достаточно продолжительны. Если нагрузка предыдущего занятия была близка к предельной, то наступление суперкомпенсации может наступить через 36-48 ч. Частое использование таких тренировочных режимов может привести к снижению числа занятий в микроцикле и уменьшению величины общего кумулятивного эффекта. Жесткий интервал - при таком интервале очередное занятие происходит на фоне недовосстановления определенных параметров функциональных систем организма. Это усугубляет кумуляцию следового эффекта предыдущего занятия с ближайшим эффектом следующего занятия. В силу этого происходит более полная мобилизация резервных возможностей организма, благодаря чему в последующей расширенной фазе восстановления может усилиться развертывание суперкомпенсаторных процессов. Это позволяет при соответствующих условиях (дополнительных восстановительных микроциклах) существенно уплотнить тренировочный процесс, увеличив эффективность спортивной подготовки. При ординарном интервале между занятиями работоспособность спортсменов к началу очередного занятия успевает возвратиться к такому уровню, какой был в начале предыдущего. Такой режим называется поддерживающим. Оптимальное сочетание нагрузки и отдыха играет весьма существующую роль в построении системы упражнений, обеспечивая необходимые функциональные сдвиги и оптимальные восстановительные процессы для получения необходимых устойчивых кумулятивных процессов в организме спортсмена. Те или иные варианты порядка чередования нагрузок и отдыха составляют одну из структурных основ различных методов упражнения.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что понимают под термином «упражнение»? 2. В чем выражается эффект физических упражнений? 3. Какие упражнения используются в физической культуре и спорте? 4. На какие группы делятся физические упражнения? 5. Дайте характеристику соревновательным упражнениям. 6. Дайте характеристику специально-подготовительным упражнениям. 7. Дайте характеристику вспомогательным упражнениям. 8. Дайте характеристику общеподготовительным упражнениям. 9. Дайте характеристику восстановительным упражнениям. 40. Что понимается под термином «метод спортивной тренировки»? 11.Чем характеризуются методы строго регламентированного упражнения? 12.В каких вариантах используются методы строго регламентированного упражнения при освоении и совершенствовании спортивной техники? 13.В каких вариантах используются методы строго регламентированного упражнения при развитии двигательных качеств? 14.Чем характеризуется и в каких случаях используется игровой метод? 15.Чем характеризуется и как используется соревновательный метод? 16.Что понимается под термином «нагрузка»? 17.По каким признакам и как классифицируется нагрузка? 18.Чем характеризуется «внешняя» сторона нагрузки? 19.Чем характеризуется «внутренняя» сторона нагрузки? 20.Как взаимосвязаны «внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки? 21.Какие интервалы отдыха в рамках одного занятия могут определять направленность нагрузки? 22.Какие интервалы отдыха между отдельными занятиями используются для формирования кумулятивного эффекта долговременной адаптации?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |