Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тренировочные и соревновательные нагрузки



2019-11-13 945 Обсуждений (0)
Тренировочные и соревновательные нагрузки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Динамика адаптивных перестроек функционирования орга­низма спортсмена обусловлена систематическим использовани­ем оптимальной по величине нагрузки. Под нагрузкой обычно понимается повышенная, по сравнению с покоем, величина функ­циональной активности, вызванная исполнением упражнения (Матвеев Л.П., 1999). Нагрузка физических упражнений пред­определена именно мышечной работой, вызывающей увеличение функциональной активности систем организма спортсмена. Од­нако следует учитывать, что ее величина зависит от особенностей самих упражнений, индивидуальных особенностей занимающихся и особенности внешних условий.

В настоящее время существует целый ряд классификаций на­грузок, авторы которых исходят из специфичности, энергетики и мощности мышечной работы, педагогических задач, решаемых в процессе тренировки, взаимодействия работы различной пре­имущественной направленности и других критериев.

В.Н. Платонов (1986, 1997) считает целесообразным подразде­лять нагрузки по следующим классификациям:

- по характеру - на тренировочные и соревновательные, спе­цифические и неспецифические, локальные, частные и глобальные;

- по величине - на малые, средние, значительные (околопре­дельные), большие (предельные);

- по направленности - развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, координационные, выносли­вость, гибкость) и их компоненты (алактатные или лактатные анаэробные возможности, аэробные возможности), совершен­ствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.);

- по координационной сложности - простые и сложные дви­жения, выполняемые в стереотипных или вариативных услови­ях, связанных со значительной мобилизацией координационных способностей;

- по психической напряженности - предъявляющие различ­ные требования к психическим возможностям спортсменов.

Практически все специалисты считают, что величину трени­ровочных и соревновательных нагрузок необходимо характеризо­вать как с «внешней», так и с «внутренней» стороны.

Внешняя сторона нагрузки характеризуется ее внешне вы­раженными физическими параметрами и в наиболее общем виде может быть представлена суммарным объемом и интенсивностью выполняемых упражнений, а также координационной сложно­стью упражнений, психологической напряженностью, условиями внешней среды.

Объем может быть выражен: временем выполнения упраж­нений, преодоленным расстоянием, количеством повторений, величиной поднимаемых или перемещаемых отягощений, коли­чеством тренировочных занятий или соревновательных стартов. Для полной характеристики «внешней» стороны нагрузки вы­деляют ее частные объемы, отражающие нагрузки, выполняемые с повышенной интенсивностью или специализированные, а так­же способствующие совершенствованию отдельных сторон под­готовленности (например, развитию определенных качеств и спо­собностей).

Интенсивность характеризуется: темпом движений, скоро­стью их выполнения, временем преодоления отрезков дистанции, величиной отягощений, количеством подходов и серий, моторной и общей плотностью занятий и т.п.

Однако наиболее полно нагрузка характеризуется с внутрен­ней стороны, т.е. со стороны функциональных сдвигов в системах организма во время и по окончании упражнения, а также харак­тера и продолжительности протекания периода восстановления (в частности по физиологическим, биохимическим и другим по­казателям).

Только в сопоставлении этих обеих сторон нагрузки можно адекватно судить о ней, поскольку, с одной стороны, «внешние» и «внутренние» показатели нагрузки тесно взаимосвязаны (уве­личение объема и интенсивности тренировочной работы при­водит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии раз­личных систем организма, к развитию и углублению процессов утомления), с другой стороны, одни и те же внешние величины нагрузки могут привести к разным функциональным сдвигам у спортсменов, имеющих разные адаптивные возможности, или у одного и того же спортсмена на различных этапах подготовки.

Установлено, что соотношение «внешних» и «внутренних» параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня ква­лификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных адаптивных особенностей, ха­рактера взаимодействия двигательной и вегетативной функций (Платонов В.Н., 1995,1997).

С ростом подготовленности спортсменов происходит сниже­ние энергозатрат при выполнении стандартной нагрузки. Так в состоянии невысокой тренированности нагрузки определенной величины могут быть развивающими, в состоянии средней трени­рованности - такие же по величине нагрузки могут быть только поддерживающими, а в состоянии спортивной формы - в лучшем случае восстановительными.

На рис. 7.1 показаны реакции спортсменов различной квали­фикации на стандартную (адаптивную по объему и интенсивно­сти) работу. Стандартизированная по «внешней» величине на­грузка вызывает большие сдвиги в функционировании систем организма менее квалифицированных спортсменов и более про­должительное их восстановление.

Наряду с этим, предельная (большая) нагрузка у спортсме­нов разной квалификации вызывает несколько иную реакцию функциональных систем. Как правило, это проявляется в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной величине реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 7.2).

1 - начинающие спортсмены; 2 - спортсмены I разряда; 3 - мастера спорта

Рис. 7.1. Реакции организма спортсменов различной квалификации

на одинаковую по величине нагрузку (по В.Н. Платонову, 1997):

1 - мастера спорта; 2 - спортсмены II разряда

Рис. 7.2. Реакции организма спортсменов различной квалификации

на предельную по величине нагрузку (по В.Н. Платонову, 1997)

 

Естественные силы природы и искусственно созданные усло­вия являются вспомогательными факторами, оказывающими влияние на величину нагрузки от выполнения физических упраж­нений. С их помощью расширяется возможность направленного воздействия нагрузки на организм занимающихся.

У специалистов не вызывает сомнения тот факт, что продол­жительность интервалов отдыха между нагрузками может опре­делять ее направленность. Поэтому продолжительность пауз от­дыха между упражнениями следует строго планировать с учетом периода восстановления функциональных сдвигов, вызванных определенной по величине нагрузкой.

В рамках отдельного занятия между упражнениями использу­ют в основном три варианта отдыха (Матвеев Л.П., 1991, 1997).

Минимакс-интервал (стимуляционный или ближнестимуляционный) - интервал между рабочими (нагрузочными) фазами процесса упражнений, который может обусловить повышенное проявление оперативной работоспособности в очередной рабочей фазе (эффект врабатывания, ближайшего положительного по­следствия). При этом истраченные ресурсы уже практически вос­становлены, а системы организма еще находятся в повышенной функциональной активности.

Напряженный интервал (суперкумуляционный) - интервал, продолжительность которого настолько невелика, что очередная рабочая фаза начинается в условиях недовосстановления, в зоне повышенных функциональных сдвигов. Такое внутреннее состоя­ние в течение определенного времени может не отражаться на су­щественном изменении внешних количественных параметров вы­полняемых упражнений, но требует возрастающей мобилизации физических и психических резервов.

Ординарный интервал (полный) интервал, продолжитель­ность которого соразмерна с относительной нормализацией функ­ционального состояния, т.е. восстановления работоспособности до состояния, которое было до выполнения упражнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций. Такой режим часто используется при совершенствова­нии технического мастерства.

По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между отдельными занятиями более суще­ственно влияют на формировании кумулятивного эффекта долговременной адаптации организма к тренировочным нагрузкам. Исходя из особенностей наслоения эффектов очередных занятий, выделяют три типа интервалов отдыха между ними: суперкомпен­саторный, жесткий и ординарный интервалы (Л.П. Матвеев, 1991, 1997).

Суперкомпенсаторный интервал соразмерен по продолжи­тельности со временем наступления сверхвосстановления после достаточно значительной суммарной нагрузки, предшествующей занятию. Это позволяет в очередном занятии выполнить большую нагрузку. Однако такие интервалы достаточно продолжительны. Если нагрузка предыдущего занятия была близка к предельной, то наступление суперкомпенсации может наступить через 36-48 ч. Частое использование таких тренировочных режимов может при­вести к снижению числа занятий в микроцикле и уменьшению ве­личины общего кумулятивного эффекта.

Жесткий интервал - при таком интервале очередное занятие происходит на фоне недовосстановления определенных параме­тров функциональных систем организма. Это усугубляет куму­ляцию следового эффекта предыдущего занятия с ближайшим эффектом следующего занятия. В силу этого происходит более полная мобилизация резервных возможностей организма, благо­даря чему в последующей расширенной фазе восстановления мо­жет усилиться развертывание суперкомпенсаторных процессов. Это позволяет при соответствующих условиях (дополнительных восстановительных микроциклах) существенно уплотнить тре­нировочный процесс, увеличив эффективность спортивной под­готовки.

При ординарном интервале между занятиями работоспособ­ность спортсменов к началу очередного занятия успевает возвра­титься к такому уровню, какой был в начале предыдущего. Такой режим называется поддерживающим.

Оптимальное сочетание нагрузки и отдыха играет весьма существующую роль в построении системы упражнений, обе­спечивая необходимые функциональные сдвиги и оптимальные восстановительные процессы для получения необходимых ус­тойчивых кумулятивных процессов в организме спортсмена. Те или иные варианты порядка чередования нагрузок и отдыха со­ставляют одну из структурных основ различных методов упраж­нения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимают под термином «упражнение»?

2. В чем выражается эффект физических упражнений?

3. Какие упражнения используются в физической культуре и спорте?

4. На какие группы делятся физические упражнения?

5. Дайте характеристику соревновательным упражнениям.

6. Дайте характеристику специально-подготовительным упражнениям.

7. Дайте характеристику вспомогательным упражнениям.

8. Дайте характеристику общеподготовительным упражнениям.

9. Дайте характеристику восстановительным упражнениям.

40. Что понимается под термином «метод спортивной тренировки»?

11.Чем характеризуются методы строго регламентированного упраж­нения?

12.В каких вариантах используются методы строго регламентирован­ного упражнения при освоении и совершенствовании спортивной техники?

13.В каких вариантах используются методы строго регламентированно­го упражнения при развитии двигательных качеств?

14.Чем характеризуется и в каких случаях используется игровой метод?

15.Чем характеризуется и как используется соревновательный метод?

16.Что понимается под термином «нагрузка»?

17.По каким признакам и как классифицируется нагрузка?

18.Чем характеризуется «внешняя» сторона нагрузки?

19.Чем характеризуется «внутренняя» сторона нагрузки?

20.Как взаимосвязаны «внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки?

21.Какие интервалы отдыха в рамках одного занятия могут определять направленность нагрузки?

22.Какие интервалы отдыха между отдельными занятиями использу­ются для формирования кумулятивного эффекта долговременной адаптации?




2019-11-13 945 Обсуждений (0)
Тренировочные и соревновательные нагрузки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тренировочные и соревновательные нагрузки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)