Исходные показатели и темпы их прироста
Что важнее для качественного отбора: ориентироваться на детей, явно выделяющихся среди сверстников по уровню развития каких-то качеств и способностей, или на занимающихся, которые под влиянием стандартных тренирующих воздействий демонстрируют более высокие темпы развития этих качеств и способностей? В большинстве случаев ответ однозначен (хотя практика показывает, что многие тренеры упускают это): надежность прогнозирования спортивных достижений значительно выше, если брать за основу темпы роста показателей подготовленности. Это прогностически более надежный критерий, чем данные исходного тестирования при наборе в секцию. Именно поэтому и необходима многоэтапность в отборе. Исключительно важна «реактивность» организма спортсмена - степень адаптационного ответа на нагрузку. К сожалению, очень редко встречаются дети с одинаково высокими исходными данными и темпами изменения их в прогрессивную сторону в процессе тренировки. По мнению большинства специалистов, по исходным результатам начинающего спортсмена нельзя судить о его дальнейших перспективах в спортивной деятельности. Существуют данные о том, что удовлетворительный прогноз может быть осуществлен по темпам прироста основных показателей подготовленности только через первые полтора - два года занятий спортом (Сирис П.З., 1971; Зациорский В.М. с соавт., 1973; Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И., 1983, Губа В.П., 2008). Рис. 10.1. Прогностическая значимость роста физических качеств на начальном этапе подготовки спортсменов (П.З. Сирис, 1971) Так, согласно материалам исследования П.З. Сириса, по показателям корреляционной взаимосвязи (рис 10.1) суммарные темпы прироста физических качеств за первые полгода занятий легкой атлетикой достоверно не связаны с конечными результатами спортсменов. Только если проанализировать темпы прироста минимум за год, а лучше - за полтора года занятий, то рассматриваемая связь будет достаточно высокой. Возникает вопрос, а какие темпы прироста тех или иных важнейших показателей считать высокими? Однозначно ответить на него нельзя, поскольку многое зависит от объемов и направленности выполненной тренировочной работы, индивидуальных особенностей возрастного развития и ряда других принципиально важных позиций. Несколько облегчает дело изучение материала, содержащегося в табл. 10.1. Зарегистрировав темпы прироста тех или иных морфофункциональных показателей у юного спортсмена, следует как бы «вычесть» из них естественное возрастное развитие, а «остаток» уже сопоставлять с напряженностью выполненной тренировочной работы, что естественно может сделать только конкретный тренер по отношению к конкретному ученику. Таблица 10.1 Средние темпы прироста морфофункциональных показателей у детей, не занимающихся спортом (по А.А. Гужаловскому, 1979)
В научно-методической литературе также имеются данные о динамике отдельных параметров подготовленности спортсменов в различных видах спорта. В табл. 10.2 и 10.3 показаны данные, полученные Л.П. Матвеевым на основе обобщения материалов различных авторов (А.А. Гуминской, Я.П. Пярнат, В.Г. Алабина, В.С. Мищенко и др.). Таблица 10.2 Динамика отдельных спортивно-тестовых показателей в годы базовой подготовки (по Л.П.Матвееву, 1999)
Таблица 10.3 Динамика отдельных показателей функциональных возможностей в циклических видах спорта (по Л.П.Матвееву, 1999)
Далее в силу вступает следующая схема определения потенциальных возможностей спортсмена (табл. 10.4). Правда, отметим, что она ориентирована на скоростно-силовые виды легкой атлетики, где относительная значимость исходных показателей выше, чем в сложнокоординационных, игровых и иных видах спорта. Конечно, всегда следует стремиться к первому варианту соотношения исходного уровня и темпов прироста (очень большие способности). Но если для скоростно-силовых видов спорта второй и третий варианты практически равнозначны, то для прочих третий вариант выглядит значительно предпочтительнее второго. Таблица 10.4 Схема определения потенциальных возможностей юного легкоатлета (по П.З. Сирису, 1971)
С точки зрения прогностической значимости можно выстроить следующую иерархию факторов, подлежащих учету в исходной проверке способностей юных представителей большинства видов спорта: 1) наследственность (генетическая предрасположенность в целом); 2) антропометрические данные; 3) координационные предпосылки; 4) функциональные и физические задатки; 5) особенности психики. Рассмотрим кратко каждый из перечисленных факторов в отдельности.
Наследственность
В настоящее время установлено, что примерно у половины отцов рождаются сыновья, в двигательном отношении им не уступающие. То есть от детей видных спортсменов с вероятностью не менее 50% можно ожидать демонстрации выдающихся спортивных достижений при обеспечении должных внешних условий (адекватная систематическая тренировка, полноценное питание и т.д.). Надежность связи «родители - дети» несколько снижается в следующей последовательности: а) отец - сын; б) мать - дочь; в) отец - дочь; г) мать - сын. Еще более достоверная зависимость установлена между признаками дедушек и бабушек с их внуками и внучками, то есть через поколение (до 75% наследуемости). Очень высок процент вероятности (также до 75%) рождения потенциально высококлассного спортсмена в семье, где таковыми были оба родителя. В бывшей ГДР, например, такие семьи «поощрялись» спортивными федерациями и брались на особый учет. Кроме чисто генетических предпосылок в данном случае оказывает огромное влияние и сама среда, в которой воспитывается ребенок с самых первых дней жизни. Наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие (длина тела - 81%, масса тела - 78%, пропорции тела - 90%), формирование двигательных качеств, аэробную (80%) и анаэробную (90%) энергопроизводительность организма, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки (адаптационный резерв). Следовательно, первый шаг тренера при отборе способных детей к занятиям избранным видом спорта должен быть связан со знакомством с родителями и другими членами семьи кандидата в секцию. Большую ошибку делают те тренеры, которые этим пренебрегают.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |