Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика воспитания выносливости



2019-11-13 408 Обсуждений (0)
Методика воспитания выносливости 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под выносливостью принято понимать способность к продол­жительному и эффективному выполнению двигательной деятель­ности, преодолевая развивающееся утомление.

Высокий уровень выносливости необходим практически во всех видах спорта для сохранения высокой специфической ра­ботоспособности как в одиночном старте (забеге, схватке, игре и т.п.), так и в течение всего соревнования, продолжающегося от одного дня до нескольких месяцев, а также для сохранения вы­сокой работоспособности с целью эффективного проведения целостного тренировочного процесса. Именно поэтому выносли­вость (как способность) по своей структуре, оценке, методике раз­вития является наиболее многоплановой.

Вместе с тем следует помнить, что выносливость - это не аб­страктное понятие. Физиологический механизм выносливости всегда специфичен. Он формируется конкретным двигательным режимом и в полной мере реализуем только в условиях этого ре­жима (Фарфель В.С., 1960).

В спортивной подготовке выносливость подразделяют на общую и специальную.

Общая выносливость (согласно сложившимся понятиям) - способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного харак­тера), в которой участвует значительная часть мышечного аппа­рата.

Однако, по мнению В.Н. Платонова (1992, 2004), которое под­держивают целый ряд специалистов, это определение является не вполне точным, поскольку в различных видах спорта функ­циональным фундаментом общей выносливости могут и должны служить механизмы, обеспечивающие деятельность скоростно-силового, сложнокоординационного аэробного, анаэробного ха­рактера.

Таким образом, общую выносливость правильнее определять как способность к продолжительному и эффективному выполне­нию работы неспецифического характера, оказывающую положи­тельное влияние на процесс становления специфических компонен­тов спортивного мастерства (Платонов В.Н., 1997, 2004).

Развитие общей выносливости преследует две основные за­дачи: создание предпосылок для перехода к повышенным тре­нировочным нагрузкам и создание фундамента для переноса вы­носливости на избранные формы спортивных упражнений. Это предусматривает существенные различия в средствах и методах развития общей выносливости, связанной со спецификой различ­ных видов спорта.

Так, В.Н. Платонов (1997, 2004) считает, что у спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, развитие об­щей выносливости должно быть связано с повышением возмож­ностей организма к эффективному выполнению работы большой и умеренной интенсивности, требующей предельной мобилиза­ции аэробных способностей. В этом случае обеспечиваются усло­вия для перенесения больших объемов тренировочной работы, эффективности восстановления после нагрузок, а также создают­ся необходимые предпосылки для проявления высокого уровня аэробных возможностей при специальной работе.

У спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых и сложнокоординационных видах, единоборствах и играх, про­цесс развития общей выносливости значительно сложнее. Рабо­та, направленная на повышение аэробных возможностей, должна выполняться лишь в объеме, обеспечивающем эффективное вы­полнение специфической работы и протекание восстановитель­ных процессов, и в то же время не создавать препятствий для последующего развития скоростных и силовых качеств, совер­шенствования техники.

Специальная выносливость - это способность поддерживать возможно дольше высокую работоспособность в зависимости от интенсивности выполняемого упражнения, детерминированной требованиями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта (Набатникова М.Я., 1972).

Специальная выносливость - очень сложное многокомпонент­ное качество. Ее структура в каждом конкретном случае опреде­ляется спецификой вида спорта и его отдельных дисциплин. По специфике деятельности специальную выносливость принято разделять - на специальную тренировочную и соревновательную; по количеству вовлеченных двигательных единиц - на локальную, региональную, глобальную; по проявляемым качествам - на сило­вую, скоростную, скоростно-силовую, координационную; по энер­гообеспечению - на аэробную и анаэробную; по психическим про­явлениям - на сенсорную и эмоциональную.

Воспитание специальной выносливости спортсменов строится на необходимости добиться комплексного характера отдельных свойств и способностей в течение времени и в условиях, характер­ных для конкретной соревновательной деятельности.

Уровень специальной выносливости спортсмена приобретает конкретный смысл только с учетом поддержания необходимой интенсивности или скорости двигательных действий. Поэтому оценка степени реализации скоростных возможностей или уров­ня «запаса скорости» позволяет определить резервы повышения специальной выносливости.

Не вызывает сомнения, что специальная выносливость в ско­ростно-силовых и сложнокоординационных видах спорта, едино­борствах в значительной мере связана с высоким уровнем разви­тия мышечной силы. В последнее время специалисты также стали придавать большое значение силовым способностям спортсменов, специализирующихся в циклических и игровых видах спорта. Эф­фективность развития силовой выносливости во многом связана с уровнем окислительных и сократительных способностей мы­шечных волокон в том специфическом направлении, в котором они необходимы для поддержания планируемой интенсивности работы в различных спортивных дисциплинах.

Экономизация - один из важнейших компонентов выносливо­сти спортсмена. Она характеризует соотношение результата вы­полнения упражнений и затрат на его достижение. Экономизация имеет две стороны: биомеханическую, зависящую от уровня вла­дения технико-тактическим мастерством, и функциональную, за­висящую от сбалансированности работы функциональных систем для энергообеспечения выполняемого действия.

Для выработки специальной выносливости основными выс­тупают специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и осо­бенностям воздействия на функциональные системы организма.

Стратегическим направлением воспитания специальной вы­носливости спортсменов, специализирующихся в циклических видах: спорта, является использование специфических соревнова­тельных и специально-подготовительных упражнений, которые способствуют более полной реализации скоростных возможно­стей в течение времени, необходимого для преодоления дистан­ции, и выполняются на основе методов непрерывного упражне­ния (равномерный или переменный) и стандартно-повторного (интервальный и повторный). Наряду с этим необходимо исполь­зовать силовые упражнения в специфическом двигательном ре­жиме, направленном на повышение двух главных свойств: сило­вых и окислительных возможностей мышечной ткани.

Совершенствование специальной выносливости спортсменов связано с использованием достаточно высоких объемов трениро­вочных нагрузок, а также выбором оптимальной интенсивности частных объемов средств специальной подготовки. В многолет­нем цикле общий объем нагрузки и ее интенсивность повыша­ются. Классификация тренировочного процесса идет за счет уве­личения как частных объемов из высокоинтенсивных зон, так и объемов силовых и скоростно-силовых упражнений. Однако объем последних может лимитироваться состоянием опорно-двигательного аппарата.

Важнейшее значение для совершенствования специальной вы­носливости имеет объем нагрузок, выполняемых в соревнова­тельном и околосоревновательном режимах, которые формируют уровень специфической готовности спортсмена к главному старту. В то же время стремление увеличить скорость передвижения и соответствующие объемы упражнения в интенсивных зонах может привести к ранней стабилизации спортивной формы с ре­зультатами более низкими, чем потенциально возможные. При этом принцип первоочередного повышения функционального состояния, основой которого является более высокая скорость аэробно-анаэробного порога, становится главным для повышения интенсивности средств специальной подготовки в циклических видах спорта.

Основы методики воспитания и совершенствования выносли­вости в скоростно-силовых видах спорта имеют некоторые особен­ности в упражнениях силового и скоростного характера, а также в прыжковых упражнениях и метаниях.

Достаточно хорошо известно, что чем больше величина си­лового напряжения в упражнении, которое отличается не боль­ше чем на 20% от показателей максимальной силы, тем больше показатели выносливости в этих упражнениях зависят от соб­ственно силовых способностей. Но специальная выносливость в тяжелоатлетическом спорте не сводится лишь к максимальным силовым возможностям - она заключается в умении сохранять и наращивать мощность усилий по ходу достаточно продолжи­тельных соревнований и при поведении тренировок для занимаю­щихся по несколько часов. При этом остаются высокими требова­ния к технике выполнения упражнений.

Поскольку тренировочные нагрузки у спортсменов достаточно большие, а подъем тяжести всегда происходит при натуживании с задержкой дыхания, это приводит к затрудненному кровообра­щению и снижению снабжения мышц кислородом. Экономизация расхода энергетических ресурсов является одним из признаков совершенствования специальной выносливости (Воробьев А.Н., 1977).

Это в значительной степени относится и к тренировке специ­альной выносливости у прыгунов и метателей. Для этой груп­пы спортсменов необходимы проявления достаточно высокого уровня скоростных качеств в повторно выполняемых попытках. Таким образом, методика воспитания специальной выносливо­сти в прыжках и метаниях должна представлять совокупность средств, используемых в спринтерских циклических упражне­ниях и тяжелой атлетике.

Основная смысловая направленность двигательных действий на спринтерских дистанциях - достижение и удержание возмож­но более высокой скорости. С энергетической позиции в этих спортивных дисциплинах специальная выносливость обусловли­вается мощностью и емкостью анаэробных процессов.

Методика развития специальной скоростной выносливости, связанная с повышением анаэробных возможностей (алактатных и гликолитических), обеспечивающих поддержание макси­мальной мощности движений и высокой дистанционной скоро­сти, предполагает повторное преодоление отрезков со скоростью 95-100% от максимальной, с продолжительностью от 10 до 30 с. Повторное выполнение упражнений должно начинаться при не­большом недовосстановлении организма.

Совершенствование гликолитических анаэробных возмож­ностей связано с использованием отрезков продолжительностью 20-90 с с интенсивностью 90-95% максимальной скорости как с укороченным интервалом отдыха (неполное восстановление), так и с интервалом, обеспечивающим необходимое восстановле­ние (до ЧСС 120-130 уд./мин).

Для совершенствования специальной силовой выносливости спринтера выполняют бег с околосоревновательной скоростью в затрудненных условиях (по мягкому грунту, против ветра с отягощением в виде утяжеленного пояса, манжет, тормозящего устройства и т.п.).,

Основы методики воспитания и совершенствования специаль­ной выносливости в спортивных играх и единоборствах базиру­ются на необходимости реализации переменных характеристик интенсивности выполняемых элементов соревновательной дея­тельности. На необходимую совокупность компонентов вынос­ливости в этих видах спорта накладывает отпечаток и система проведения соревнований (относительно продолжительный этап с отдельными стартами, туровая, турнирная системы).

Специальная выносливость в этих видах спорта зависит не только от того, как быстро устает спортсмен, но и от того, как он восстанавливается в интервалах отдыха. В связи с этим важны­ми компонентами выносливости здесь являются: производитель­ность всех трех энергосистем (алактатной, гликолитической, ана­эробной), биомеханическая экономизация работы, устойчивость спортивной техники. Существенное значение имеет и силовая вы­носливость, особенно для представителей различных видов борь­бы и бокса.

Совершенствование специальной выносливости в спортивных играх и единоборствах проходит в процессе выполнения специ­фических упражнений избранного вида спорта. Это позволяет обеспечить соразмерность в повышении технического мастерства и всех компонентов выносливости.

Повышение аэробных возможностей спортсменов происходит на основе использования различных циклических упражнений с невысокой интенсивностью, проведения тренировок в горных условиях, а также за счет увеличения объема (времени), затрачи­ваемого на тренировочные занятия. В подготовительном перио­де продолжительный кроссовый бег, повторный бег на отрезках и бег на коньках (для хоккеистов) используют в диапазоне скоростей, соответствующих анаэробному порогу, при концен­трации лактата в крови 3-5 ммоль/л (Тихонов В.В., Чаваев А.А., 1987).

Повышение анаэробных (алактатного и гликолитического) возможностей проводится в процессе специфической деятель­ности за счет увеличения интенсивности отдельных, чаще более коротких, чем регламентируемых правилами соревнований, пе­риодов работы. Повышение интенсивности происходит за счет уплотнения действий (уменьшение площадки, уменьшение коли­чества игроков, введение в игру одновременно нескольких мячей, шайб, увеличение серии бросков манекенов в борьбе, быстрых се­рий в работе с боксерским мешком или грушей и т.п.).

Повышение интенсивности осуществляется и за счет повыше­ния различных силовых показателей (максимальной и быстрой силы, силовой выносливости). Рост экономизации тесно связан с тактико-техническим мастерством спортсменов и объемом их тех­нического арсенала.

Специальная выносливость в сложнокоординационных видах спорта во многом зависит от специфики вида спорта и спортив­ной дисциплины: продолжительности соревновательной деятель­ности, ее составляющих, регламента соревнований, чередования статических и динамических поз. Специальная выносливость характеризуется определенным сочетанием компонентов, кото­рые не достигают максимальных величин, как в циклических или скоростно-силовых дисциплинах.

Большое значение имеет высокий уровень статической сило­вой выносливости (гимнастика, прыжки в воду, горные лыжи) для повышения устойчивости технических навыков в условиях действия неблагоприятных факторов внешней и внутренней сре­ды (гипоксии, погодных условий, ускорений).

Требует определенного уровня развития система аэробного энергообеспечения, уровень функционирования которой обеспе­чивает восстановительные процессы между соревновательными днями. Важнейшим фактором повышения специальной вынос­ливости спортсменов является борьба с наступающим сенсор­ным и эмоциональным утомлением, что требует широкого объема средств психической разгрузки.

Основными средствами совершенствования специальной вы­носливости в этих видах спорта являются: повышенный объем специфических (соревновательных) упражнений, выполняемых в тренировочных занятиях; общий объем времени, затрачиваемо­го на выполнение тренировочных нагрузок; силовые упражнения (динамические и статические), а в отдельных случаях и продол­жительные циклические упражнения.

 



2019-11-13 408 Обсуждений (0)
Методика воспитания выносливости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика воспитания выносливости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)