Типы мезоциклов и особенности их построения
Особенности организации тренировочного процесса в различных видах спорта, а также особенности избранной модели построения годичных циклов подготовки, обеспечивающие специфические особенности развития, сохранения и утраты спортивной формы, позволяют выделить определенные типы мезоциклов, решающие специфические задачи подготовки: втягивающий, базовый или развивающий, контрольно-подготовительный или моделирующий, предсоревновательный (подводящий), соревновательный и восстановительный. Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепенное подведение спортсменов к предельным объемам выполнения специфической тренировочной работы. Это обеспечивают использованием определенных упражнений, методикой их сочетания, наличием дополнительных факторов и условий, направленных на постепенное повышение нагрузки, а также активизацией восстановительных процессов в системах, определяющих различные стороны подготовленности спортсменов. Мезоциклы такого типа применяют не всегда, а только в некоторых случаях - после вынужденных или запланированных длительных перерывов в тренировочном процессе в начале сезона, после болезни, травмы, рождения ребенка и т.п. В базовых или развивающих мезоциклах планируют работу по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа в них характеризуется использованием занятий с большими и предельными нагрузками. В модели Л.П. Матвеева выделяются общий базовый и общий развивающий мезоциклы; в модели Ю.В. Верхошанского - этап специальной физической подготовки; в модели А.П. Бондарчука - этап развития спортивной формы. При «блочном» построении годичного цикла, рекомендуемом В.Ф. Тарановым, к базовым, развивающим мезоциклам следует отнести функциональный, силовой, скоростно-силовой и скоростной «блоки» подготовки. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода или периода развития спортивной формы, а в продолжительном соревновательном периоде включают с целью восстановления несколько утраченных физических качеств и навыков. Исходя из задач, поставленных в мезоцикле, используемые средства могут иметь направленность преимущественного развития определенных сторон подготовленности («блок» силовой подготовки по Ю.В. Верхошанскому или «блоки» функциональной, силовой, скоростно-силовой, скоростной подготовки по модели, предложенной В.Ф. Тарановым). Широко также используют базовые мезоциклы, в которых параллельно решают все основные задачи специальной и общей подготовки (модели Л.П. Матвеева или А.П. Бондарчука). Причем суммарная нагрузка различных мезоциклов и составляющих их микроциклов может колебаться в широких пределах. Для достижения необходимой динамики кумулятивного эффекта, при сочетании различных микроциклов в мезоциклах такого типа, очередной микроцикл может начинаться на фоне полного восстановления (такое сочетание предполагается в модели Л.П. Матвеева) или на фоне выраженного утомления (такое состояние характерно для модели Ю.В. Верхошанского). По мнению В.Н. Платонова (1997, 2004), продолжительная работа с большими нагрузками, выполняемыми на фоне недовосстановления, способствует мобилизации возможностей функциональных систем организма, предъявляет высокие требования к психической сфере спортсмена. Однако для получения положительного эффекта необходимо умение сочетать большие величины нагрузки с оптимальным восстановлением. Чем большие мобилизационные резервы необходимо использовать организму при выполнении тренировочной или соревновательной нагрузки, тем продолжительнее должен быть период восстановления. Иногда для этого требуется 2-3 восстановительных микроцикла и более. В модели Ю.В. Верхошанского рекомендуется после достаточно длительного этапа подготовки на фоне неполного восстановления (этап физической подготовки) проводить целый мезоцикл, построенный по типу восстановительного (этап технической подготовки). В.Н. Платонов (1992) отмечает, что в тренировке юных спортсменов на более ранних этапах многолетней подготовки режим нагрузок, приводящий к длительному периоду недовосстановления, противопоказан. Контрольно-подготовительный или моделирующий мезоцикл в основном решает задачи специальной подготовки. В мезоциклах такого типа синтезируются (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможности спортсменов, достигнутые в предыдущих мезоциклах, т.е. осуществляется интегративная подготовка на основе широкого применения соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Обеспечивается более полная реализация накопленного двигательного потенциала в условиях соревновательного упражнения. Мезоцикл такого типа используют на этапе специальной подготовки подготовительного периода (по модели Л.П. Матвеева). В модели Ю.В. Верхошанского он представлен как этап «технической подготовки». При «блочной» модели построения тренировки выделяются специальные «моделирующие» блоки. Предсоревновательный или подводящий мезоцикл предназначен для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технического мастерства. Особое место при реализации задач мезоцикла этого типа занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режимов предстоящих соревнований. Для таких мезоциклов характерна высокая интенсивность тренировочного процесса. Постепенное снижение нагрузок по мере приближения к соревнованиям происходит за счет существенного снижения объемов, выполняемых упражнений. Использование мезоциклов такого типа характерно при построении тренировки по модели Л.П. Матвеева. При построении тренировочного процесса по модели, предлагаемой Ю.В. Верхошанским, этот мезоцикл органически вливается в мезоцикл совершенствования технической подготовленности. По модели А.П. Бондарчука, соревновательное упражнение должно быть использовано на протяжении всего этапа развития и сохранения спортивной формы, и выделение отдельного этапа моделирования соревновательной деятельности не предусматривается. Соревновательный мезоцикл, или этап сохранения спортивной формы, предназначен для оптимизации возможностей максимальной реализации накопленного двигательного потенциала в условиях соревнований. В этом мезоцикле снижается объем общей тренировочной нагрузки при преобладании целостного выполнения соревновательного упражнения или отдельных его элементов. Его структура определяется спецификой вида спорта, особенностью календаря, реализуемой модели тренировочного процесса, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. При продолжительном соревновательном периоде реализуется несколько соревновательных мезоциклов, причем, по модели Л.П. Матвеева, при больших временных интервалах между соревнованиями рекомендуется в эти интервалы включить базовый мезоцикл специальной направленности; при «блочной модели» проводить блоки для устранения выявленных недостатков подготовленности (скоростно-силовой, скоростной или моделирующий). Для сохранения высокого уровня спортивной формы по модели, предлагаемой А.П. Бондарчуком, необходимо через 3-4 недели заменить некоторые средства подготовки. Восстановительный мезоцикл. Мезоцикл такого типа составляет основу переходного периода (по Л.П. Матвееву) или этапа утраты спортивной формы (по А.П. Бондарчуку) и организуется специально после напряженной серии соревнований. В его рамках проводят комплексы упражнений, способствующие активизации восстановительных процессов, эмоциональной разрядке, иногда используются упражнения, направленные на устранение проявившихся недостатков, не являющихся главными для данного вида спорта. Соревновательные и специально-подготовительные упражнения почти полностью исключают из занятий. При организации подготовки по модели, предложенной Ю.В. Верхошанским, на этапе технической подготовки, построенном по типу восстановительного мезоцикла, рекомендуется наряду с упражнениями ОФП, направленными на активизацию восстановительных процессов, использовать специально-подготовительные и соревновательные упражнения, способствующие в рамках технического совершенствования реализации возрастающего уровня специальной физической подготовленности. На данном этапе рекомендуется также выполнять упражнения, способствующие воспитанию скоростных возможностей спортсменов. В.Н. Платонов (1997) считает, что сочетание и суммарная нагрузка отдельных микроциклов в мезоцикле во многом зависит от этапа многолетней подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, по сравнению с этапом максимального использования индивидуальных возможностей, характеризуются не только меньшим суммарным объемом работы, несколько иной направленностью, содержанием и т.п., но и меньшей нагрузкой отдельных микроциклов, более щадящим режимом работы. Тип мезоцикла определяет подбор различных микроциклов, особенности их сочетания, суммарную нагрузку в соответствии с его основной задачей. В табл. 15.1 представлены сочетание и суммарная нагрузка мезоциклов разного типа, предлагаемые В.Н. Платоновым в тренировке квалифицированных спортсменов. Особой спецификой отмечается построение мезоциклов высококвалифицированных спортсменов в спортивных играх. Для них характерен продолжительный соревновательный период, который может достигать 7-9 месяцев. Это требует планирования как чисто соревновательных мезоциклов, в которых структура составляющих их микроциклов подчиняется исключительной подготовке к очередной игре и обеспеченного эффективного восстановления после нее, так и специфических комплексных мезоциклов, объединяющих в себе задачи базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных и соревновательных мезоциклов. Таблица 15.1
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (892)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |