Проективная методика Blacky pictures / картинки Блекки (Г. Блум)
КАРТИНКИ ПРО БЛЭКИ / THE BLACKY PICTURES ТАТ-методика, основанная на психоаналитической теории, — это «Картинки про Блэки» с подзагаловком следующего содержания: «Методика для изучения динамик личности». Тест Блэки изначально был определен автором, Джеральдом Блюмом (Gerald Blum), основным инструментом в исследовании психоаналитической теории психосексуального развития. Год спустя (в 1950 г.) она была опубликована как модифицированная проективная техника; использование термина «модифицированная», судя по всему, объясняется тем, что наряду с составлением рассказов по стандартным инструкциям к ТАТ требовался и опрос. Стимульный материал, изображающий жизненные коллизии семьи собак, производит впечатление предназначенного для детей. Однако тест разрабатывался для взрослых; адаптированный детский вариант отличался от своего прародителя в том, что в заданиях с открытыми ответами их заменили на ответы на множественный выбор. Главный герой, Блэки, которого кто-то назвал «неуклюжей» собакой, испытуемым-мужчинам представляется как сын, женщинам — как дочь Папы и Мамы. Также в семье есть сиблинг Блэки неопределенного пола по имени Типпи, когорый(ая) оказался белым. Родители-собаки, сильно напоминающие диснеевского Плуто, — белые с черными пятнами. У Мамы длинные человеческие ресницы и бант на ошейнике. Тест может проводиться как индивидуально, так и в группе с применением слайдов, на каждый рассказ отводится около 2 минут. Набор состоит из 12 картинок, первая из которых просто знакомит испытуемого с персонажами. Последующие картинки предъявляются с небольшим вводным утверждением вначале. Эти утверждения представлены ниже в виде списка наряду с описанием картинок и авторским замечанием касаемо фазы психосексуального развития или типа объектных отношений, на выявление которых направлена каждая картинка (для уверенности, запомним, что Блэки (Б) здесь всегда «он».) Т. Оральный эротизм. «Это Блэки и его Мама». Б сосет мамину грудь. II. Оральный садизм. «Это Блэки с маминым ошейником». Блэки терзает собачий ошейник с отметкой МАМА. III. Анальный садизм. «Это Блэки облегчается». Ряд из четырех собачьих конурок, на которых написаны имена тех, кто живет в каждой из них. Б роет землю в промежутке между теми домиками, которые помечены МАМА и ПАПА. IV. Эдиповы переживания. «Вот Блэки наблюдает за мамой и папой». Б за кустом подглядывает почти человеческие объятия между своими отцом и матерью. V. Чувство вины, связанное с мастурбацией. «Вот Блэки открывает для себя вопросы пола». Б вылизывает свои половые органы. VI. Страх кастрации (для мужчин) или «зависть пенису» (для женщин). «Блэки наблюдает за Типпи». Типпи с завязанными глазами, ее/его хвост лежит на доске для разделки; в воздухе завис нож (неясно, держит ли его кто-нибудь), который вот-вот опустится. VII. Положительная идентификация. «Это Блэки и игрушечная собака». Б держит лапку над маленькой деревянной собачкой на колесиках. VIII. Соперничество сиблингов. «Вот Блэки наблюдает за своей семьей». Папа и Мама ласкают Типпи, Б смотрит. IX. Чувство вины. «Блэки очень расстроен». Б, дрожащий и взмокший, выслушивает нагоняй от разъяренного (выполненного в светлых тонах) собачьего ангела. X. Позитивный эго-идеал (для мужчин); объект любви (для жен-шин). «Блэки снится сон». Б спит, ему снится сон об элегантной черной собаке. XI. Объект любви (для женщин); позитивный эго-идеал (для женщин). «А вот Блэки снится другой сон». Так же, как в X, только собака женского пола. Для испытуемых женщин порядок предъявления картинок X и XI обратный. Как мы еще убедимся, субъективный смысл картинок тесно связан с перегруженной психоанализом теорией, о чем уже говорилось в этой статье в отношении CAT. Выделенные курсивом утверждения (картинки III и V) были переформулированы, так как оказалось, что без этого ситуации часто понимались неверно. Это допущение приобретает особый смысл в глазах того, кто предполагает, что в практике проведения проективных методик принято избегать попыток навести испытуемого на некий конкретный ответ. Также может создаться впечатление, что комментарий к картинке VIII, возможно, чересчур сложен для восприятия, к тому же это может означать, что на картинке изображена типичная для семьи Блэки ситуация. После того как испытуемый составит рассказ по определенной картинке, он должен ответить на шесть вопросов, выбирая понравившийся ему ответ; в качестве примера приведем вопросы по картинке II (оральный садизм): «Что Блэки будет делать с маминым ошейником?» (а) Он ему надоест, и Блэки оставит его валяться на земле. (б) Принесет маме обратно. (в) Злобно разорвет его на кусочки. Так как вопросы предшествуют предъявлению следующей картинки, возникает риск появления эффекта заражения. И опять же, некоторые вопросы предполагают определенное толкование ситуации на картинке, например: картинка X (позитивный эго-идеал): «Почему Блэки хочет стать таким же, как образ в его мечтах?» (предложено четыре варианта ответа). • В заключение, по аналогии с определением пределов по Роршаху, субъекту предлагается рассортировать картинки на те, которые ему понравились, и те, которые ему не понравились, из которых он должен выбрать самую понравившуюся и самую непонравившуюся. Данные всех этапов процедуры (спонтанного рассказа, опроса и сортировки) обрабатываются в совокупности с получением показателей по всем тринадцати «измерениям». Они сходны с определенями, присвоенными одиннадцати картинкам, только «анальный садизм» подразделен на «анальное сдерживание» и «анальную разрядку», а «объект любви» — на «нарциссический объект любви» и «аналитический объект любви (от которого существует эмоциональная зависимость)», последнее указывает на то, что выбор объекта основан на ранних переживаниях, связанных с зависимостью. Результаты по каждому измерению регистрируются по трем уровням вовлеченности: «очень сильная», «умерено сильная» и «незначительная или отсутствующая». Оценки выявляются из четырех «источников»: уже оговоренные рассказ, предпочтения и опрос, а также относящиеся к теме комментарии, то есть ссылки на конкретную тему (например, соперничество сиблингов), сделанные в процессе ответа по картинке на другую тему. Каждый источник оценивается как «продуктивный» или «непродуктивный». Оценка «очень сильная» присваивается на базе трех из четырех показателей «продуктивный» по источникам; «умеренно сильная» — двух, а «незначительная или отсутствующая» — одного иди опять же отсутствия. Из всего вышесказанного становится ясно, что «Тест про Блэки» может применяться только в рамках концепции, для изучения которой он и был составлен. И в самом деле, выдвигались предположения, что Блюм структурировал свои картинки и опросы так, чтобы ответ соответствовал теории. Однако, вероятно, по причине наличия объективной системы обработки результатов (которая весьма легка в применении, несмотря на кажущуюся сложность), методика завоевала широкую известность в качестве инструмента исследования. Даже сам автор демонстрирует большую заинтересованность в применении своего детища на исследовательском поприще. Немалые сомнения вызвало и утверждение Блюма о том, что как мужчины, так и женщины с легкостью причисляют Блэки к представителям своего пола. Были получены доказательства противоположной точки зрения, от самых невероятных, из разряда анекдотов, до результатов факторно-аналитических исследований. В этой связи следует обратить внимание на различие между приписыванием пола в контексте исследования и идентификацией с центральным персонажем в нормальных условиях в клинической практике. Тем не менее существуют определенные основания считать правомерным расхожее мнение о том, что сами представления о собаке вызывают ассоциации с такими «мужскими» характеристиками, как агрессивность и т.д. Значительно большее значение имеет тот факт, что парадигма психосексуального развития, представленная в картинках про Блэки, возможно, относится скорее к мужскому развитию, нежели к женскому. Попытки решить подобные проблемы заключались в замене главного героя — собаки на кошку. Такие попытки делали Кинг и Кинг (King and King) и Робинсон (Robinson), причем первый из них использовал только «фронтиспис» Блэки и создал свой набор .слайдов под названием «Уйти, котенок». Испытуемые обоего пола фактически единогласно относили главного героя к мужскому полу (95%) в обоих случаях. Это открытие следует рассматривать с точки зрения лингвистики, то есть тенденция в ситуации выбора говорить скорее «он», чем «она». Такое заявление может показаться тривиальным, но это указывает на необходимость соблюдать осторожность с определением идентификации с противоположным полом в ответах по методикам, подобным указанной, у испытуемых женского пола. Результаты исследования Робинсона также оказались по большей части неутешительными, зато обозначились различия в том, что касается вновь подтвержденных оцениваемых измерений Блюма. Ряд вопросов возникает также и в связи с «чернотой» Блэки (Черныша); они касаются как расовых установок*, так и возможных символических значений черного цвета, не говоря уже о вероятности появления «черного» шока, как в Роршахе. Разумеется, Блэки на картинках очень черный. Эти картинки, например, коробят мой эстетический вкус (причем не только сам Блэки, но и его белые и не совсем белые родственники), посему мне остается только досадовать, что не к месту пришлись те изобретательность и остроумие, при помощи которых должно было произойти усовершенствование методики. Однако Кляйн, которая провела масштабное исследование на базе «Картинок про Блэки», утверждает, что при помощи данной методики удалось получить доказательства верности психоаналитического учения в том, что касается прегенитальных фаз психосексуального развития. ТЕМА 4.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1902)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |