Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация II (психоаналитическая).



2019-11-13 299 Обсуждений (0)
Интерпретация II (психоаналитическая). 0.00 из 5.00 0 оценок




Изображение дерева представляет собой символический автопортрет. Оно трактуется как неосознаваемая картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Может выявлять отношение субъекта к определенному лицу. Раскрывает ассоциации с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от среды.

Параметры интерпретации.

1. Местоположение дерева на листе - отражает ощущение “Я” в жизненном пространстве.

Внизу листа - генерализованное чувство неуверенности, небезопасности, незащищенности, депрессивный фон настроения (чем меньше рисунок, чем тоньше контур, тем сильнее он выражен). Субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью. Часто сопряжено с определенным временным значением: правая сторона - будущее, левая - прошлое, либо с указанием на специфику переживаний: левая сторона - эмоциональные, правая - интеллектуальные.

Рисунок не помещается внизу - устанавливается только по опросу испытуемого или его спонтанным комментариям. Требуется спросить, что именно не поместилось. Может свидетельствовать о вытеснении образа (чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем выраженнее вытеснение).

Вверху листа - склонность к фиксации на мышлении и фантазиях как на источнике наслаждений (которые таким образом могут быть получены или не получены).

Выход за верхний край листа - ощущение ограничения пространства с вытекающей отсюда повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые или нескрываемые).

В правой стороне листа - интратенсивность; склонность искать наслаждения в интеллектуальной сфере. Контролируемое поведение, акцентирование будущего. Возможен излишек мужских черт или мужская идентификация.

Выход за правый край листа - желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

В левой стороне листа - акцентирование прошлого. Импульсивность, экстратенсивность. Возможен излишек женских черт или женская идентификация.

Выход за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями. Склонность к импульсивному поведению.

В левом верхнем углу листа - интратенсивность, субъект явно тревожен, использует “пристройку снизу”, склонен избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии (если только нет

врожденной умственной отсталости).

Строго над центром листа - чем выше рисунок над центром листа, тем вероятнее, что субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели; склонен искать удовлетворения в фантазиях (внутренняя напряженность); склонен держаться в стороне.

Точно в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолиней-ность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Ниже центра листа - чем ниже центр рисунка, тем больше вероятность того, что субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение; чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

2. Размер дерева - отражает понимание субъектом своего положения или представление своего желаемого положения (фактическое поведение может отличаться от них).

Большое, не помещается на листе - ощущение себя очень большим в жизненном пространстве (или желание быть таким), субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен больше искать наслаждение в деятельности, чем в воображении.

Маленькое - чувство собственной неполноценности, неадекватности. Ощущение, что жизнь давит. Желание уйти в себя, отрешиться.

3. Крона - символизирует сферу сознания субъекта. Чем выше расположена, тем вероятнее отрыв субъекта от действительности, уход в фантазию. Преобладание над другими частями дерева может свидетельствовать о значимости интеллектуальной сферы для субъекта. Смещение кроны влево или вправо отражает временной аспект (прошлое - будущее).

4. Ветви и листья - характер социальных контактов субъекта со средой; взгляды субъекта на приспособление к среде, способность получать удовлетворение от нее.

Абсолютная симметрия веток - отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия.

Ветви, обращенные (или более четкие) влево - отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение.

Ветви, обращенные (или более четкие) вправо - отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избежать чувственных наслаждений, стремясь найти его вместо этого в умственных усилиях (если субъект обладает низким уровнем интеллекта, достаточно вероятен дальнейший конфликт на этой почве).

Ветви, обращенные вверх - контакты по поводу интеллектуальных действий; контакты с вышестоящими лицами с целью повысить удовлетворенность своим положением в социуме.

Ветви, обращенные вниз - контакты с младшими; неспособность получать удовлетворение от среды.

Ветви изображены штрихованием или закрашиванием - если они нарисованы легко и быстро, это показывает тактичное, но скорее поверхностное взаимоотношение со средой.

Ветви не закрашены, ствол не закрашен - оппозиционные тенденции.

Ветви одномерные или двумерные, обращенные внутрь - сильные интратенсивные тенденции.

Ветви с попыткой их двумерного изображения, но с “незакрытыми” кончиками - недостаточная способность управлять своими влечениями.

Ветви двумерные, слабоорганизованные, похожие на пальцы или на палки - сильно выраженная враждебность.

Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листьев - способность достаточно хорошо справиться с делами, касающимися межперсональных отношений (например, с общественной работой).

Ветви узкие и длинные - боязнь в поисках удовлетворения от среды.

Молодой росток из скудного ствола - отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил (если до того имела место импотенция).

Ветви, похожие на шипы (колючки) - мазохистские тенденции либо защитные.

Листья двумерные, чрезмерно большие для веток - глубинное ощущение неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность посредством сознательных, рациональных действий.

4а. Плоды - могут трактоваться как:

- плоды своих действий (листья символизируют сами действия);

- повышенный энергопотенциал.

Анализируется, на левой или на правой стороне кроны изображены плоды, а также какие они по качеству - яркие красные, зеленые кислые, с червоточиной, большие или маленькие. Все это свидетельствует о качестве результатов действий индивида. Если дерево перегружено плодами, то это может расцениваться как самооправдание.

5. Ствол - понимание субъектом своих возможностей, сознательное отражение субъектом своего “Я”. Чем лучше человек к себе относится, тем четче прорисован ствол; все дефекты ствола отражают негативное

отношение испытуемого к себе.

Ствол широкий у основания, быстро сужающийся - недостаток тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте и вследствие этого задержка созревания личности.

Ствол узкий у основания - сильное стремление (борьба), не соответствующее силам субъекта и отражение возможного нарушения контроля “Эго”.

Ствол неяркий, контур тонкий - чувство неадекватности, неустойчивости, нерешительности “Эго”.

Ствол большой с маленькой листвой - неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности.

Ствол склонен сначала влево, потом - вправо - тенденция к регрессии, к импульсивному поведению при сильном контроле и ориентировке на будущее.

6. Корни - символизирует бессознательную сферу.

Корни, уходящие в землю, ярко выраженные - стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность.

Корни тонкие, слабый контакт с землей - слабый контакт с реальностью.

Корни, напоминающие когти птицы и не проникающие в землю - слабый контакт с реальностью. Параноидно-агрессивные черты.

Тип изображения.

Дерево одно или группа - если изображена группа деревьев, то это указывает на группоцентрические тенденции личности. К тому же изображение группы деревьев может иметь дополнительное значение при интерпретации переживания доминирования других.

Дерево, изображенное как два одномерных дерева - расколотость аффекта и интеллекта.

Дерево, наклоненное вправо - отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой роли интеллекта.

Дерево, наклоненное влево - отсутствие равновесия из-за стремления к острому, откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени - привязанность к прошлому или страх перед будущим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка - более сильная выраженность этих тенденций.

Дерево “замочная скважина” - возможно, сильная враждебность, частично интериоризованная. Недостаток рационального и коллективного бессознательного, но много энергетически заряженных комплексов, которые не проходят в сознание и не реализуются в действиях. Отсюда частичная ригидность (если ствол дерева у основания закрыт) со склонностью к взрывным реакциям.

Дерево, изображенное как карандаш или кусочек мела - ригидность, конкретность мышления.

Дерево в перспективе “под субъектом” - позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности. Отвержение человека, которого для субъекта символизирует дерево.

Несоответствие комментариев о твердости дерева рисунку - рассогласование между глубинным ощущением себя и представлением о себе.

8. Аномалии. Повреждения дерева - технический или физический опыт, травматичный для субъекта.

Дерево мертвое - редко встречается в рисунках хорошо адаптированных испытуемых. Служит показателем переживания физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины и т.д.

Дерево, по комментариям, после его гибели прошло некоторое время- относительная длительность плохого приспособления к среде или беспомощности.

Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезни или бури - чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости.

Корни мертвые - вытеснение раннего опыта, навязчивое чувство бессилия, ощущение того, что не хватает сил для собственного роста.

Ствол мертвый - чувство травмирующей потери Эго-контроля.

Ствол сломанный, верхушка касается земли - выражает чувство субъекта, что он полностью охвачен внутренними или внешними неконтролируемыми силами.

Ветви обломанные, наклоненные или неживые - значимая для субъекта физическая или психическая травма.

Ветви неживые - субъект не чувствует удовлетворения от сознательных усилий. Возможны астенически-депрессивные симптомы. Требуется спросить в этом случае у испытуемого, с листьями эти ветви или нет (ведь листья могут и вырасти).

Пень - чувство утраты себя, чаще всего при астенической депрессии.



2019-11-13 299 Обсуждений (0)
Интерпретация II (психоаналитическая). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация II (психоаналитическая).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)