Интерпретация II (психоаналитическая).
Изображение дерева представляет собой символический автопортрет. Оно трактуется как неосознаваемая картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Может выявлять отношение субъекта к определенному лицу. Раскрывает ассоциации с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от среды. Параметры интерпретации. 1. Местоположение дерева на листе - отражает ощущение “Я” в жизненном пространстве. Внизу листа - генерализованное чувство неуверенности, небезопасности, незащищенности, депрессивный фон настроения (чем меньше рисунок, чем тоньше контур, тем сильнее он выражен). Субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью. Часто сопряжено с определенным временным значением: правая сторона - будущее, левая - прошлое, либо с указанием на специфику переживаний: левая сторона - эмоциональные, правая - интеллектуальные. Рисунок не помещается внизу - устанавливается только по опросу испытуемого или его спонтанным комментариям. Требуется спросить, что именно не поместилось. Может свидетельствовать о вытеснении образа (чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем выраженнее вытеснение). Вверху листа - склонность к фиксации на мышлении и фантазиях как на источнике наслаждений (которые таким образом могут быть получены или не получены). Выход за верхний край листа - ощущение ограничения пространства с вытекающей отсюда повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые или нескрываемые). В правой стороне листа - интратенсивность; склонность искать наслаждения в интеллектуальной сфере. Контролируемое поведение, акцентирование будущего. Возможен излишек мужских черт или мужская идентификация. Выход за правый край листа - желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль. В левой стороне листа - акцентирование прошлого. Импульсивность, экстратенсивность. Возможен излишек женских черт или женская идентификация. Выход за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями. Склонность к импульсивному поведению. В левом верхнем углу листа - интратенсивность, субъект явно тревожен, использует “пристройку снизу”, склонен избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии (если только нет врожденной умственной отсталости). Строго над центром листа - чем выше рисунок над центром листа, тем вероятнее, что субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели; склонен искать удовлетворения в фантазиях (внутренняя напряженность); склонен держаться в стороне. Точно в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолиней-ность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия. Ниже центра листа - чем ниже центр рисунка, тем больше вероятность того, что субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение; чувствует себя ограниченным, скованным реальностью. 2. Размер дерева - отражает понимание субъектом своего положения или представление своего желаемого положения (фактическое поведение может отличаться от них). Большое, не помещается на листе - ощущение себя очень большим в жизненном пространстве (или желание быть таким), субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен больше искать наслаждение в деятельности, чем в воображении. Маленькое - чувство собственной неполноценности, неадекватности. Ощущение, что жизнь давит. Желание уйти в себя, отрешиться. 3. Крона - символизирует сферу сознания субъекта. Чем выше расположена, тем вероятнее отрыв субъекта от действительности, уход в фантазию. Преобладание над другими частями дерева может свидетельствовать о значимости интеллектуальной сферы для субъекта. Смещение кроны влево или вправо отражает временной аспект (прошлое - будущее). 4. Ветви и листья - характер социальных контактов субъекта со средой; взгляды субъекта на приспособление к среде, способность получать удовлетворение от нее. Абсолютная симметрия веток - отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия. Ветви, обращенные (или более четкие) влево - отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение. Ветви, обращенные (или более четкие) вправо - отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избежать чувственных наслаждений, стремясь найти его вместо этого в умственных усилиях (если субъект обладает низким уровнем интеллекта, достаточно вероятен дальнейший конфликт на этой почве). Ветви, обращенные вверх - контакты по поводу интеллектуальных действий; контакты с вышестоящими лицами с целью повысить удовлетворенность своим положением в социуме. Ветви, обращенные вниз - контакты с младшими; неспособность получать удовлетворение от среды. Ветви изображены штрихованием или закрашиванием - если они нарисованы легко и быстро, это показывает тактичное, но скорее поверхностное взаимоотношение со средой. Ветви не закрашены, ствол не закрашен - оппозиционные тенденции. Ветви одномерные или двумерные, обращенные внутрь - сильные интратенсивные тенденции. Ветви с попыткой их двумерного изображения, но с “незакрытыми” кончиками - недостаточная способность управлять своими влечениями. Ветви двумерные, слабоорганизованные, похожие на пальцы или на палки - сильно выраженная враждебность. Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листьев - способность достаточно хорошо справиться с делами, касающимися межперсональных отношений (например, с общественной работой). Ветви узкие и длинные - боязнь в поисках удовлетворения от среды. Молодой росток из скудного ствола - отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил (если до того имела место импотенция). Ветви, похожие на шипы (колючки) - мазохистские тенденции либо защитные. Листья двумерные, чрезмерно большие для веток - глубинное ощущение неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность посредством сознательных, рациональных действий. 4а. Плоды - могут трактоваться как: - плоды своих действий (листья символизируют сами действия); - повышенный энергопотенциал. Анализируется, на левой или на правой стороне кроны изображены плоды, а также какие они по качеству - яркие красные, зеленые кислые, с червоточиной, большие или маленькие. Все это свидетельствует о качестве результатов действий индивида. Если дерево перегружено плодами, то это может расцениваться как самооправдание. 5. Ствол - понимание субъектом своих возможностей, сознательное отражение субъектом своего “Я”. Чем лучше человек к себе относится, тем четче прорисован ствол; все дефекты ствола отражают негативное отношение испытуемого к себе. Ствол широкий у основания, быстро сужающийся - недостаток тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте и вследствие этого задержка созревания личности. Ствол узкий у основания - сильное стремление (борьба), не соответствующее силам субъекта и отражение возможного нарушения контроля “Эго”. Ствол неяркий, контур тонкий - чувство неадекватности, неустойчивости, нерешительности “Эго”. Ствол большой с маленькой листвой - неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности. Ствол склонен сначала влево, потом - вправо - тенденция к регрессии, к импульсивному поведению при сильном контроле и ориентировке на будущее. 6. Корни - символизирует бессознательную сферу. Корни, уходящие в землю, ярко выраженные - стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность. Корни тонкие, слабый контакт с землей - слабый контакт с реальностью. Корни, напоминающие когти птицы и не проникающие в землю - слабый контакт с реальностью. Параноидно-агрессивные черты. Тип изображения. Дерево одно или группа - если изображена группа деревьев, то это указывает на группоцентрические тенденции личности. К тому же изображение группы деревьев может иметь дополнительное значение при интерпретации переживания доминирования других. Дерево, изображенное как два одномерных дерева - расколотость аффекта и интеллекта. Дерево, наклоненное вправо - отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой роли интеллекта. Дерево, наклоненное влево - отсутствие равновесия из-за стремления к острому, откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени - привязанность к прошлому или страх перед будущим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка - более сильная выраженность этих тенденций. Дерево “замочная скважина” - возможно, сильная враждебность, частично интериоризованная. Недостаток рационального и коллективного бессознательного, но много энергетически заряженных комплексов, которые не проходят в сознание и не реализуются в действиях. Отсюда частичная ригидность (если ствол дерева у основания закрыт) со склонностью к взрывным реакциям. Дерево, изображенное как карандаш или кусочек мела - ригидность, конкретность мышления. Дерево в перспективе “под субъектом” - позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности. Отвержение человека, которого для субъекта символизирует дерево. Несоответствие комментариев о твердости дерева рисунку - рассогласование между глубинным ощущением себя и представлением о себе. 8. Аномалии. Повреждения дерева - технический или физический опыт, травматичный для субъекта. Дерево мертвое - редко встречается в рисунках хорошо адаптированных испытуемых. Служит показателем переживания физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины и т.д. Дерево, по комментариям, после его гибели прошло некоторое время- относительная длительность плохого приспособления к среде или беспомощности. Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезни или бури - чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости. Корни мертвые - вытеснение раннего опыта, навязчивое чувство бессилия, ощущение того, что не хватает сил для собственного роста. Ствол мертвый - чувство травмирующей потери Эго-контроля. Ствол сломанный, верхушка касается земли - выражает чувство субъекта, что он полностью охвачен внутренними или внешними неконтролируемыми силами. Ветви обломанные, наклоненные или неживые - значимая для субъекта физическая или психическая травма. Ветви неживые - субъект не чувствует удовлетворения от сознательных усилий. Возможны астенически-депрессивные симптомы. Требуется спросить в этом случае у испытуемого, с листьями эти ветви или нет (ведь листья могут и вырасти). Пень - чувство утраты себя, чаще всего при астенической депрессии.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |