Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация результатов данного теста



2019-11-13 303 Обсуждений (0)
Интерпретация результатов данного теста 0.00 из 5.00 0 оценок




Признак Критерии признака
1 – самооценка (расположение рисунка на листе) 1.1 в центре – адекватная 1.2 в верхней части листа – завышенная 1.3 в нижней части листа – пониженная
2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова) 2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность 2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания 2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность
3 – контроль над телесными влечениями(шея) 3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями 3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле 3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям 3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля
4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище) 4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений 4.2 маленькое туловище - отрицание потребностей и влечений 4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями 4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений
5 – чувствительность к критике, общественному мнению 5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику 5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике
6 – тревожность 6.1 сильный нажим 6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность) 6.3 перерисовка и стирание 6.4 заштрихованные волосы (беспокойство) 6.5 руки прижаты к телу
7 – страхи 7.1 интенсивная штриховка 7.2 обведение контура 7.3 затушеванные зрачки
8 – агрессивность 8.1 сильный нажим 8.2 жирный контур рисунка 8.3 ноги расставлены 8.4 видны зубы (вербальная агрессия) 8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность) 8.6 подбородок увеличен и акцентирован 8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия - самозащита) 8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости 8.9 оружие
9 – выраженная защита 9.1 улыбка 9.2 руки за спиной или в карманах 9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)
10 – эгоизм, нарциссизм 10.1 пишет свое имя 10.2 крупный рисунок 10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)
11 – депрессия 11.1 рисунок в нижней части листа 11.2 слабый нажим и контур 11.3 скованная, статичная поза 11.4 эскизный контур
12 – зависимость (в том числе и от матери) 12.1 крупный (красный) рот 12.2 пуговицы по центральной оси 12.3 маленькие ступни и ладони 12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины 12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины
13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм 13.1 глаза без зрачков 13.2 опускание шеи 13.3 детские черты лица 13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда
14 – демонстративность 14.1 длинные ресницы 14.2 волосам уделено много внимания 14.3 выделенные крупные губы 14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная 14.5 макияж и украшения

Тест «Автопортрет» адаптирован американским исследователем Р. Бернсом, который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, но вы не можете сделать это на работе. Чаще всего вы скрываете свои эмоции, отношения, позиции по тем или иным вопросам, но все это может отразиться в вашем рисунке.

Интерпретация I. Р. Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом:

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительности к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см. Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа, отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде схемы лица, тела и бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении. Частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, схематическое изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного теста могут быть самыми разными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

В таблице представлено процентное соотношение выделенных при обработке признаков по группе в 500 человек (взрослых испытуемых — мужчин и женщин).

Из таблицы видно, что наибольший процент приходится на реалистическое изображение лица анфас (31%) и реалистическое изображение, в виде бюста (15%), наименьший процент — на сюжетное изображение (2%), а также портрет в интерьере (4%). Метафорическое изображение встречается у 10%. Результаты, приведенные втабл. 6, позволяют выявить нормативные данные.

Таблица 6. Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %)

п/п Выделяемый признак Частота встречаемости признака, в%
1 Схематическое изображение в полный рост 5%
2 Схематическое изображение лица 5%
3 Реалистическое изображение лица анфас 31%
4 Реалистическое изображение в полный рост 12%
5 Портрет в интерьере 13%
6 Сюжетное изображение 2%
7 Метафорическое изображение 8%
8 Реалистическое изображение в виде бюста 12%
9 Реалистическое изображение лица 7%
10 Изображение в профиль 5%

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт;

2) органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. — мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни «болит зуб», «болит голова» и т. д. — сенсорный интроверт;

4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт;

5) декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — эмоциональный экстраверт;

6) имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт.

Тест «Дерево»

Тест “Дерево” валиден при использовании для диагностики психического развития детей. Выделен ряд особенностей рисунка (размеры и пропорция, размещение на листе бумаги и т.д.), свидетельствующих о нарушениях в развитии (были получены статистически достоверные различия между здоровыми детьми и страдающими органическими поражениями нервной системы).

Как показали наблюдения, вообще тест “Дерево” лучше работает на маленьких детях (дошкольного, младшего школьного возраста), хуже - на подростках и взрослых, т.к. им уже мешают социальные стереотипы (стереотипные картинки).

Цель: выявление индивидуально-психологических особенностей человека, возможных личностных проблем; диагностика психического развития (для детей).

С помощью теста “Дерево” можно осуществлять как индивидуальное, так и групповое обследование.

Материал: 1) стандартный лист писчей (белой или кремовой) бумаги, но не глянцевой; 2) простой карандаш средней твердости, не остро отточенный (допускается использование стандартного набора цветных карандашей).

Инструкция: “На листе бумаге выполните рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным.”

Интерпретация: существуют разные уровни анализа результатов теста “Дерево”. Для исследователя всегда остается некоторая свобода выбора - какой тип интерпретации использовать в своей работе. Но в любом случае необходим критический подход и обеспечение проверки результатов интерпретации на надежность и валидность.

Возможны разные типы интерпретации.

Интерпретация I (“типология рисунков”) - авторы Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина.

Тип 1 - “ель”. Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Тип 2 - “синтетическое дерево”. Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы - это обычно ствол и крона. Наиболее часто встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к “философствованию”, т.е. наиболее выраженному обобщению (т.н. “синтетический когнитивный стиль”).

Тип 3 - “педантичное дерево”. Этот тип рисунка противоположен 2-му типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, со множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т.д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большому количеству деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как “аналитический когнитивный стиль”.

Тип 4 - “зимнее дерево”. Характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.

Тип 5 - “пикническое дерево”. Характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Часто присуще лицам, имеющим пикническое телосложение, но также встречается у лиц интуитивного типа.

Тип 6 - “эстетическое дерево”. Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, которым свойственна развитость эстетической формы, умение передать настроение, эстетическое переживание. Этот тип дерева иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.

Тип 7 - “пальма”, “экзотический тип”. Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 - “характерное дерево”. Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.

Тип 9 - “сюжетный”. Характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем - солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья; летят птицы и т.п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т.д. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны либо детализированное дерево с ветками, листочками, окантованное линией кроны.

Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.



2019-11-13 303 Обсуждений (0)
Интерпретация результатов данного теста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация результатов данного теста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)