Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Окружение и дополнения.



2019-11-13 279 Обсуждений (0)
Окружение и дополнения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней - ощущение, что нет того, что питает усилия субъекта. Чем это выраженнее, чем мощнее корни, тем больше рассогласованность.

Линия основы (земли) - придает рисунку стремление к стабильности как следствие ощущения незащищенности.

Контур земли очень жирный, толстый - чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли в форме горы, спускающейся от центра рисунка в стороны и вниз - так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке. Если дерево маленькое - выражена зависимость от матери с переживанием изоляции и беспомощности. Если дерево большое - сильная потребность в доминировании и демонстративности.

Контур земли, спускающийся направо и вниз - ожидание неясного, опасного будущего, тревожность (интенсивность тревоги показывает крутизна наклона).

Солнце - символ авторитарной фигуры, часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери.

Солнце, его положение - отношение между деревом и солнцем (источником тепла и средой) - часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующей в его окружении средой.

Солнце, туча между ним и деревом - отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом.

Солнце за деревом - иногда субъект может интерпретировать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то, охраняющего субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его лучи падают на дерево - потребность доминировать или чувство доминирования другого.

Солнце большое - отражает острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом либо потребность в авторитарности.

Заходящее солнце - чувство депрессии.

Солнце, дерево уклоняется от него - склонность избегать доминирования кого-либо, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.

Облака - общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.

Тень - фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные, неудовлетворительные для субъекта отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем. Следует обратить внимание, куда направлена тень - вправо или влево.

Движение - чувство внутренней нестабильности. Причина этого может быть разная в зависимости от типа движения:

- крона - означает значительное давление среды;

- дерево летит вверх;

- дерево падает с подгнившими корнями.

Погода (какая погода изображена) - отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, следует выяснить отношение испытуемого к изображаемой погоде.

Цвет.

Конвенциональное употребление - зеленый для веток, листьев, коричневый для ствола. Пока цвет используется реалистично и конвенционально, он не имеет особенного значения для интерпретации. Специфичные интерпретации цвета должны проводиться с большой осторожностью.

Выбор цвета - чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем более вероятно наличие личностных проблем.

Смешивание, сливание цветов, оттенки - более совершенное использование цвета.

Цвет-штриховка (тени) - интенсивное на переднем плане и на фоне - тревога, но в рамках реальности.

Синий - определенный депрессивный фон настроения; указывает на потребность в самоконтроле и его тренировке.

Зеленый - потребность иметь чувство безопасности, отгородиться от опасности. Это положение маловажно при использовании зеленого цвета для ветвей и листьев.

Красный - наибольшая чувствительность, потребность получения теплоты из окружения. Иногда этот цвет трактуется как эротический.

Оранжевый - комбинация чувствительности и враждебности (если цвет употребляется неконвенционально).

Пурпурный - сильная потребность власти. Никогда не используется по отношению к дереву конвенционально.

Желтый - неконвенциональное использование во всем рисунке может говорить о восприятии враждебности со стороны всех социальных связей и отношений и выражать потребность в смягчении окружающей среды.

Коричневый - если штриховка не применяется конвенционально (ствол дерева), то это указывает на осторожность и недостаточно развитую реакцию на эмоциональные стимулы.

Черный - депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью, направленной или ненаправленной.

Качество контура.

Контуры очень прямые - ригидность.

Контур кривой, изогнутый - может означать либо отвращение к ограничениям и нормам (при сильной выраженности), либо депрессию.

Контуры обрывистые и несоединяющиеся - предчувствие надвигающейся катастрофы. Причиной может быть дезорганизация психической деятельности, разорванность мышления (ситуативная причина) или аутизм (постоянная причина).

Жирный контур в целом - защита как следствие генерализованного чувства неадекватности вместе с нерешительностью, колебаниями, страхом проигрыша.

Контур жирный только по бокам - защита от ситуации, субъект стремится сохранить личностное равновесие, стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением.

Контур жирный сверху - защита от опасности, давления сверху.

Контур неясно очерченный в отдельных деталях - фиксация на данном объекте, детали. Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует в сопровождении тревоги.

12. Нажим карандашом - репрезентирует сдерживаемую эмоциональную энергию.

Линия с сильным нажимом - энергичность, настойчивость, большая напряженность, могут сочетаться с агрессивностью, неустойчивостью.

Легкий нажим - недостаточные энергетические ресурсы, регрессия, скованность.

Нажим варьирующий - адаптивность, пластичность поведения.

Неровный, неодинаковый нажим - циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Штриховка.

Сильная штриховка - агрессивные тенденции, часто встречается у асоциальных личностей.

Штриховка, выходящая за пределы контура - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций.

Легкая или минимальная штриховка - относительное спокойствие.

Длина штрихов - если испытуемый возбудимый, штрихи укорачиваются, если тормозимый - удлиняются.

Длинные штрихи - контролируемое поведение (у детей).

Короткие штрихи - импульсивное поведение (у детей).

Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство (у детей).

Короткие, эскизные с малым нажимом штрихи - тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные - напряженность, замкнутость.

Штрихи округлые - женственность, эмоциональность, стремление сглаживать конфликты.

Горизонтальные штрихи - подчеркивание воображения, слабость, женственность.

Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево - интроверсия, стремление к изоляции.

Штриховка слева направо - экстраверсия, стремление к поддержке.

Обильная, беспорядочная (“размазанная”) штриховка - недостаток контроля за поведением.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи - недостаток упорства, настойчивости. Незащищенность.

Тест «Три дерева»

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева".

Важно, что в тесте "три дерева" изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти "цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто "приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной "лояльности". Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации .

Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева? R.J. Corboz пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из практического опыта. Для праздника День матери дети должны были нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева, которые ярко характеризовали отношения ребенка с родителями. Тем самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений. Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед (рис. 2). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.

Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его.

Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений. Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста "три дерева", однако нарисовал только два дерева. Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции "ребенок-мать-отец" проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в диаде "ребенок-мать". Большие деревья ребенок сравнил с собой и с ...двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То, что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской объект для идентификации.

Два маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь - вода - земля - воздух и т. д.).

Инструкция по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка - один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы .

+ цвет -
любовь, страсть эротическое начало вдохновение красный агрессия ненависть опасность
разум дисциплина порядок, верность синий безумие иррациональность
открытость активность свобода, слава, сила желтый ревность, зависть жадность, лживость мания, бред
Зрелость личности радость энергия, сила оранжевый вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны
витальное начало рост надежда зеленый яд болезнь незрелость
равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние фиолетовый внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия
материнство плодородие земля коричневый грязь гной кал
достоинство торжественность черный смерть траур грех
чистота гармония белый привидение траур
  серый неясность туман депрессия

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.

Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:

- Какое дерево самое большое?

- Какое дерево самое маленькое?

- Какое дерево самое молодое?

- Какое дерево самое старое?

- Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. Например, обращение вначале внимания на "высокое дерево" отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к "более маленькому дереву" воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о "более молодом дереве", а лишь затем о "более старом".

Вопросы "Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево самое красивое?" специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не обязательно "самое красивое" дерево.

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?" В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо." Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.



2019-11-13 279 Обсуждений (0)
Окружение и дополнения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Окружение и дополнения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)