Окружение и дополнения.
Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней - ощущение, что нет того, что питает усилия субъекта. Чем это выраженнее, чем мощнее корни, тем больше рассогласованность. Линия основы (земли) - придает рисунку стремление к стабильности как следствие ощущения незащищенности. Контур земли очень жирный, толстый - чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности. Контур земли в форме горы, спускающейся от центра рисунка в стороны и вниз - так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке. Если дерево маленькое - выражена зависимость от матери с переживанием изоляции и беспомощности. Если дерево большое - сильная потребность в доминировании и демонстративности. Контур земли, спускающийся направо и вниз - ожидание неясного, опасного будущего, тревожность (интенсивность тревоги показывает крутизна наклона). Солнце - символ авторитарной фигуры, часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери. Солнце, его положение - отношение между деревом и солнцем (источником тепла и средой) - часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующей в его окружении средой. Солнце, туча между ним и деревом - отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом. Солнце за деревом - иногда субъект может интерпретировать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то, охраняющего субъекта от нежелательного лица. Солнце, его лучи падают на дерево - потребность доминировать или чувство доминирования другого. Солнце большое - отражает острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом либо потребность в авторитарности. Заходящее солнце - чувство депрессии. Солнце, дерево уклоняется от него - склонность избегать доминирования кого-либо, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности. Облака - общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией. Тень - фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные, неудовлетворительные для субъекта отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем. Следует обратить внимание, куда направлена тень - вправо или влево. Движение - чувство внутренней нестабильности. Причина этого может быть разная в зависимости от типа движения: - крона - означает значительное давление среды; - дерево летит вверх; - дерево падает с подгнившими корнями. Погода (какая погода изображена) - отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, следует выяснить отношение испытуемого к изображаемой погоде. Цвет. Конвенциональное употребление - зеленый для веток, листьев, коричневый для ствола. Пока цвет используется реалистично и конвенционально, он не имеет особенного значения для интерпретации. Специфичные интерпретации цвета должны проводиться с большой осторожностью. Выбор цвета - чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем более вероятно наличие личностных проблем. Смешивание, сливание цветов, оттенки - более совершенное использование цвета. Цвет-штриховка (тени) - интенсивное на переднем плане и на фоне - тревога, но в рамках реальности. Синий - определенный депрессивный фон настроения; указывает на потребность в самоконтроле и его тренировке. Зеленый - потребность иметь чувство безопасности, отгородиться от опасности. Это положение маловажно при использовании зеленого цвета для ветвей и листьев. Красный - наибольшая чувствительность, потребность получения теплоты из окружения. Иногда этот цвет трактуется как эротический. Оранжевый - комбинация чувствительности и враждебности (если цвет употребляется неконвенционально). Пурпурный - сильная потребность власти. Никогда не используется по отношению к дереву конвенционально. Желтый - неконвенциональное использование во всем рисунке может говорить о восприятии враждебности со стороны всех социальных связей и отношений и выражать потребность в смягчении окружающей среды. Коричневый - если штриховка не применяется конвенционально (ствол дерева), то это указывает на осторожность и недостаточно развитую реакцию на эмоциональные стимулы. Черный - депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью, направленной или ненаправленной. Качество контура. Контуры очень прямые - ригидность. Контур кривой, изогнутый - может означать либо отвращение к ограничениям и нормам (при сильной выраженности), либо депрессию. Контуры обрывистые и несоединяющиеся - предчувствие надвигающейся катастрофы. Причиной может быть дезорганизация психической деятельности, разорванность мышления (ситуативная причина) или аутизм (постоянная причина). Жирный контур в целом - защита как следствие генерализованного чувства неадекватности вместе с нерешительностью, колебаниями, страхом проигрыша. Контур жирный только по бокам - защита от ситуации, субъект стремится сохранить личностное равновесие, стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением. Контур жирный сверху - защита от опасности, давления сверху. Контур неясно очерченный в отдельных деталях - фиксация на данном объекте, детали. Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует в сопровождении тревоги. 12. Нажим карандашом - репрезентирует сдерживаемую эмоциональную энергию. Линия с сильным нажимом - энергичность, настойчивость, большая напряженность, могут сочетаться с агрессивностью, неустойчивостью. Легкий нажим - недостаточные энергетические ресурсы, регрессия, скованность. Нажим варьирующий - адаптивность, пластичность поведения. Неровный, неодинаковый нажим - циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность. Штриховка. Сильная штриховка - агрессивные тенденции, часто встречается у асоциальных личностей. Штриховка, выходящая за пределы контура - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций. Легкая или минимальная штриховка - относительное спокойствие. Длина штрихов - если испытуемый возбудимый, штрихи укорачиваются, если тормозимый - удлиняются. Длинные штрихи - контролируемое поведение (у детей). Короткие штрихи - импульсивное поведение (у детей). Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство (у детей). Короткие, эскизные с малым нажимом штрихи - тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные - напряженность, замкнутость. Штрихи округлые - женственность, эмоциональность, стремление сглаживать конфликты. Горизонтальные штрихи - подчеркивание воображения, слабость, женственность. Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность. Штриховка справа налево - интроверсия, стремление к изоляции. Штриховка слева направо - экстраверсия, стремление к поддержке. Обильная, беспорядочная (“размазанная”) штриховка - недостаток контроля за поведением. Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи - недостаток упорства, настойчивости. Незащищенность. Тест «Три дерева» Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева". Важно, что в тесте "три дерева" изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти "цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто "приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной "лояльности". Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации . Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева? R.J. Corboz пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из практического опыта. Для праздника День матери дети должны были нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева, которые ярко характеризовали отношения ребенка с родителями. Тем самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений. Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед (рис. 2). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил. Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его. Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений. Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста "три дерева", однако нарисовал только два дерева. Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции "ребенок-мать-отец" проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в диаде "ребенок-мать". Большие деревья ребенок сравнил с собой и с ...двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То, что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской объект для идентификации. Два маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь - вода - земля - воздух и т. д.). Инструкция по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине. Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка - один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи. Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы .
После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела. Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога: - Какое дерево самое большое? - Какое дерево самое маленькое? - Какое дерево самое молодое? - Какое дерево самое старое? - Какое дерево самое красивое? Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. Например, обращение вначале внимания на "высокое дерево" отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к "более маленькому дереву" воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о "более молодом дереве", а лишь затем о "более старом". Вопросы "Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево самое красивое?" специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не обязательно "самое красивое" дерево. Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке. В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?" В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо." Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |