Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Еще один храм, тоже святого Аполлинария, Сант-Аполлинаре-ин-Классе, «в гавани», хотя сегодня здесь уже гавани нет, но название сохранилось. Здесь, напротив, мозаики мы видим в апсиде, т.е. там, где совершалась евхаристия. Над алтарной аркой мы видим образ Христа и четырех животных, четыре символа евангелистов, овечек, идущих вверх ко Христу… Вообще, образ овечек, тоже пришедший к нам из катакомб, долго сохраняется в раннехристианском искусстве, в первых храмах. И в апсиде в виде оранта, т.е. молящегося, изображен сам святой Аполлинарий, покровитель города, первый епископ-мученик. И над ним – удивительное изображение, про которое мы даже не сразу догадаемся, что это такое. В круге – крест, в кресте – лик Христа, внизу три овечки, одна и две, а наверху два пророка, Моисей и Илья. И, собственно говоря, именно они дают нам ключ к этой композиции. Перед нами – Преображение. Перед нами вот так представлен образ Преображения, которому предстоит святой Аполлинарий. Опять же, это показывает нам, как не просто и не сразу формировалась христианская иконография. Сияющий крест на фоне звездного неба, окруженный сиянием славы и золотым фоном, и в облаках – из вечности пришедшие на гору Фавор Моисей и Илья. И только лик Христа нам показывает, что это и есть образ Преображения. Но слава Христова – это и есть крест, и для раннехристианского глаза это было понятно. Понятно, что слава – это прежде всего крест. И поэтому лик Христа помещается в крест и сияет на звездном небе. Интересно, что параллельно, примерно в это же время, тоже в VI в., формируется уже и композиция – просто для сравнения – которая станет каноничной, где все нам привычно и все понятно. Это монастырь святой Екатерины на Синае, где Преображение представлено как Христос в сияющей мандорле, три апостола у его ног и два пророка, Илья и Моисей. Но параллельно с такой уже понятной нам иконографией были и такие, в которых было еще много зашифрованного символизма. Базилика Сан-Витале И последний храм в Равенне, который я хотела бы показать, — это Сан-Витале, святого Виталия, который уже относится непосредственно к Византии, потому что с определенного момента Византия захватила часть Италии и здесь был, собственно, равеннский экзархат. Скорее всего, этот храм расписывали, вернее, украшали мозаиками константинопольские мастера – он самый великолепный из всех равеннских храмов. Здесь мы видим и то, что пришло из катакомб – образ Христа в виде агнца, юный Христос, дающий венец святому Виталию – и много уже такого, что говорит о сложном богословском процессе формирования иконографии. Храм весь блещет золотым и зеленым. Вот эти зеленые и золотые преобладающие цвета – это образ рая. И украшена здесь тоже только алтарная часть, так называемый пресбитерий, где стоят священники. Здесь и различные образы Христа – и в виде агнца, и в виде юного Христа в апсиде, и в виде человека средних лет с бородой и длинными волосами. Т.е. по-разному он представлен. Это многообразие даже образа Христа говорит о том, что иконография еще была в стадии формирования. Только потом на одном из соборов было запрещено изображать Христа в виде агнца, рыбки и т.д. Вот замечательный плафон, где четыре ангела держат круг славы с агнцем в центре, а рядом идут апостолы, и орнамент сделан из рыб – снова мы видим рыб, образ Христа и христианской церкви, и бесконечный потрясающий орнамент – образ рая. Образы ангелов в виде ник. Ангелы, как мы сегодня их знаем, сформировались тоже очень не сразу. В катакомбах есть изображения ангелов, например, пришедших к Аврааму, которые вообще изображаются без крыльев. Крылатые ангелы появились из образов Ники, т.е. богини победы, которая несла венец победителю. Вот здесь мы тоже видим таких крылатых ангелов, которые несут круг с изображением креста или монограммы Спасителя. Здесь же изображены образы жертвы: жертвы Авраама и трех ангелов, которые пришли к Аврааму, и образ жертвы как прообраз жертвы Христа, которую приносят Мельхиседек и Авель. И замечательный центральный образ, где юный Христос дает венец святому Виталию. Здесь интересно изображен, с одной стороны, святой Виталий, мученик, а с другой стороны – епископ Экклесий. Виталий и Экклесий подписаны, Христос не подписан, потому что всем понятно, что это Христос, хотя потом узаконится всегда надпись над любым изображением. Епископ Экклесий – это тот, кто построил этот храм. А есть здесь изображение, где еще один епископ, при котором этот храм был расписан, вернее, украшен мозаиками, епископ Максимианус. Он тоже подписан. Он изображен в свите императора Юстиниана. Сан-Витале интересен именно тем, что здесь мы имеем императорские портреты Юстиниана и императрицы Феодоры, как они входят в алтарную часть и несут дары. Как некогда волхвы приносили дары, так теперь императоры приносят дары Христу, приносят дары церкви. И вот император Юстиниан со свитой и императрица Феодора. Вот, собственно говоря, мы входим в ту эпоху, а с императора Юстиниана начинается практически новая эпоха, которую можно назвать эпохой византийского искусства, и уже в этом византийском искусстве будет формироваться то, что мы назвали каноном, что мы называем христианской иконографией. Здесь мы имеем действительно какой-то переходный этап от раннехристианского искусства, которое начиналось в катакомбах, к развитому уже христианскому византийскому искусству, к той иконографии, к которой мы сегодня привыкли. Материалы · Голубцов А. П. Из чтений по Церковной археологии и литургике. СПб., 1995. · Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М.: Азбука, 2005. · Покровский Н. В. Живопись катакомб. // Очерки памятников христианского искусства. Спб., 2000. · Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999. · Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пг., 1916. · Хрушкова Л. Г. Христианская археология. Программа курса Православного Университета св. Иоанна Богослова. М.,1997. Галерея (76)
Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма (516 г. до н.э. – 70 г. н.э.) в эпоху Ирода Великого (74-73 г. до н.э. – 4 г. до н.э.)
Катакомбы св. Каллиста, Рим
Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим
Рыбы и хлебы. II в.
Cтелла начала III в. Оранта. II-V вв.
Пророк Иона. III-IV вв.
Три отрока в печи огненной
Поклонение волхвов
Роспись плафона Пастырь добрый. III в.
Катакомбы на Виа Латина. IV в., Рим
Катакомбы Коммодиллы. IV в.
Образ Христа - Альфа и Омега.
Каменная резьба на саркофагах Саркофаг Юния Басса. 359 г.
Базилика Константина в Трире. Тронный зал. 310 г.
Интерьер базилики Константина. Трир
Базилика Санта-Сабина. V в. Рим
Реконструкция базилики св. Петра. IV в. Сан-Джорджо-ин-Велабро. V в. Рим
Санта Мария Маджоре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore), Рим
Интерьер базилики Санта Мария Маджоре, Рим
Алтарная часть базилики Санта Мария Маджоре, Рим
Мозаики Санта Мария Маджоре. V в. Рим Богородица в одеждах римской знати
Поклонение волхвов
Евангелисты
Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
Интерьер мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна Плафон мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
Звезды и цветы на плафоне мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
Монограмма Христа на сводах мавзолея Галлы Плацидии. V в. Равенна
Христос-пастырь
Св. Лаврентий Св. Лаврентий (деталь)
Птицы у источника
Арианский баптистерий. Рубеж IV – V вв. Равенна
Мозаика в куполе арианского баптистерия. VI в. Равенна
Апостолы идут к Престолу Божию Мозаика в куполе арианского баптистерия. VI в. Равенна
Церковь св. Давида. V в. Салоники
Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре. IV в. Милан
Баптистерий православных. Рубеж IV – V вв. Равенна
Интерьер баптистерия православных. Рубеж IV – V вв. Равенна Купол баптистерия православных. Рубеж IV – V вв. Равенна
Богоявление
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Рубеж V – VI вв. Равенна
Интерьер Сант-Аполлинаре-Нуово. Рубеж V – VI вв. Равенна
Процессия мучеников Процессия мучениц
Процессия мучениц и поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Евхаристия
Проповедь Христа апостолам Взятие Христа под стражу, поцелуй Иуды
Христос перед Пилатом
Жены-мироносицы у Гроба Господня
Страшный суд
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна Интерьер базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна
Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна
Св. Аполлинарий
Крест-Преображение
Лик Христа в центре Креста Преображение Господне. VI в.
Базилика Сан-Витале. VI в. Равенна
Интерьер базилики Сан-Витале. VI в. Равенна
Своды и алтарная апсида базилики Сан-Витале. VI в. Равенна
Плафон базилики Сан-Витале. VI в. Равенна Агнец на плафоне базилики Сан-Витале. VI в. Равенна
Апостолы на сводах базилики Сан-Витале. VI в. Равенна
Мозаики северной стены
Христос вручает венец св. Виталию
Император Юстиниан со свитой Императрица Феодора со свитой
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |